Tribuna/Футбол/Блоги/Большая битва блогеров/Сергей Синкевич : «Хочу скорее вернуться под крышу «Борисов-Арены» и снова взять в руки микрофон»

Сергей Синкевич : «Хочу скорее вернуться под крышу «Борисов-Арены» и снова взять в руки микрофон»

Сергей Синкевич в интервью Максиму Корнеевцу рассуждает о своей профессии, будущем журналистики и геях в белорусском футболе.

Автор — Maxim Korneevets
10 марта 2015, 20:46
8

 

Сергей Синкевич — он в первую очередь кто: клубный комментатор, руководитель интернет-проекта, журналист pressball.by?

— А еще он преподаватель на журфаке и болельщик БАТЭ. Недавно я сам задал себе такой вопрос и озадачился. Все-таки нельзя успевать везде, необходимо расставлять приоритеты.

Вот к чему я пришел. Есть работа: занимаюсь несколькими интернет-проектами, приносящими мне стабильный доход и опыт, которым я делюсь с моими студентами. А есть любовь к спорту — мое увлечение. На основе этого я и клубный комментатор, и журналист (но ни в коем случае не названного тобой издания), и руководитель champ.by. Все это мне позволяет в любой момент оставаться в курсе всех спортивных новостей, выплескивать эмоции, путешествовать, заводить ценные знакомства в мире спорта.

 Давай начнем с твоего проекта champ.by: что он из себя представляет?

— Это проект-хобби. Хотя когда в 2009 году, будучи на втором курсе журфака, мы открывали с ребятами этот сайт, цель у нас была одна: к окончанию нашего обучения создать себе место работы. Все провалилось уже через пару лет. Во многом из-за того, что не было бизнес-плана, стратегии развития проекта. Приходили, сбрасывались по 50 тысяч и делали новый дизайн, еще по 20 — и оплачивали хостинг. Зато была сумасшедшая команда с такой же атмосферой. Планерки в холле второго этажа проходили так эмоционально и весело, что о champ.by говорил весь журфак.

И если бы редакции нам платили за трансфер этих журналистов, то мы были бы не хуже «Аякса»

Большинство из тех ребят сейчас работают на благо белорусского спорта: Артур Жоль, Сергей Мордасевич и Сергей Горошук в «Прессболе», Игорь Петрулевич на «Трибуне», Андрей Макаров в «Белгазете». Потом были Саша Ивулин, Вадим Банный («Трибуна»), Андрей Рапопорт (редактор offside.by) и многие другие. Мало кто из молодых журналистов не прошел школу champ.by. И если бы редакции нам платили за трансфер этих журналистов, то мы были бы не хуже «Аякса». А так теперь мы «студиозусы» и не более того. Но живучести нашего проекта могут позавидовать многие: в прошлом году мы отметили пятилетие. Собираемся каждый год, и уже не важно, кто и где работает. И каждый раз за бокалом пива выражаю надежду, что мы еще все вместе обязательно поработаем в одном проекте.

— Как считаешь, у белорусского спортивного медиапространства есть будущее?

Хочется, по крайней мере, в это верить. Важно понимать, что спорт и СМИ — одно целое. А ни у первых, ни у вторых денег нет. И никто не стремится их вкладывать. У одних все держится на любви к спорту, у других — на указах сверху. Нужна экономическая модель, которая даст отдачу. И тогда, смотришь, они начнут работать  охотнее, подтянутся другие. А так у нас все построено на дотациях и приписках. Ну и стоит понимать, что спортивная аудитория в Беларуси минимальна на данный момент, а потенциал огромен. Нужно из каждого СМИ трубить о победах, поражениях, перспективах. Но разве в этом заинтересованы руководители федераций, клубов, самих СМИ? Да большинству из них плевать на это. Много об этом правильных вещей уже и Коля Ходасевич говорил, и Макс Березинский.

— Чего нам не хватает в первую очередь для развития в этой сфере?

Грамотных менеджеров. Нет желания и понимания, как двигаться дальше. Почему бы клубам не поработать плотнее с детьми. Неужели сложно двум-трем футболистам сходить в школу и раздать бесплатно билеты, а заодно ответить на вопросы детей? В свое время столкнулся я с этим в Борисове, когда брали условных Брессана и Родионова и шли в школу или лицей. Собирались полные классы, актовые залы, вопросы сыпались один за другим. А какие затраты? Напечатать 200 карточек для автографов и раздать билеты на места, которые и так никогда не заняты? Да просто это никому не нужно. Или те же билборды нельзя развесить? Насколько мне известно, их можно подогнать под определение социальных плакатов и вешать бесплатно на свободные места. Понятно, что креатива особого не получится, но это практически бесплатный инструмент.

— Сегодня, когда интернет окончательно и бесповоротно обогнал бумажную спортивную периодику, каким представляешь развитие журналистики в ближайшие годы?

 Смотри, об исчезновении в скором времени газет заговорили уже 10 лет назад в США. Тогда Руперт Мердок первым серьезно об этом заявил на одной из конференций. И что? Газеты еще там живут, но происходит постепенная трансформация. Много внимания уделяется сайтам, материалы которых уже становятся платными.

Относительно недавно Андрей Мирошниченко написал книгу «Когда умрут газеты». Он это связывает со сменой поколений, и предрекает смерть примерно в 2030-35 годах. Другие медиаэксперты говорят о 2043-49 годах. То есть времени у газет еще уйма, но они будут трансформироваться.

У нас ментально люди еще не готовы платить за информацию в интернете. Но давай вспомним, сколько лет назад в Беларуси начали развиваться интернет-продажи? За короткое время произошла достаточно ощутимая революция в подсознании: мы стали покупать в Интернете. Окей, сейчас мы начинаем платить «коммуналку» через всемирную паутину. Что дальше? А дальше будем покупать фильмы, музыку, и наконец, информацию, и никак иначе. Но Мирошниченко абсолютно прав – должны смениться поколения.

И вообще, для себя отметил – смотри на Запад, через примерно 5 лет это будет у нас. В 2009 году был на стажировке в Швеции, ездили в районную газету, так они в то время уже показывали матчи городской команды по футболу на одну камеру у себя на сайте. То, в принципе, что мы сейчас видим в Беларуси.

— Ты успел взять интервью у многих представителей новой генерации БАТЭ.

 — Да, люблю общаться с талантами БАТЭ. И стоит отдать должное, они всегда очень открыты. Игорь Шитов, Дима Бага, Денис Поляков, Макс Володько, Саша Карницкий, Виталик Родионов — одни из тех, с кем у меня были обстоятельные беседы. И было круто! Никто из них не посматривал на часы и не думал, как отсюда сбежать. А после интервью мы спокойно общались на абсолютно разные темы. Боялся, что с Карницким может быть трудно: все-таки карьера у парня развивается нереально круто. Но он пришел, буквально несколько вопросов, и я уже не замечал, интервью это либо я общаюсь с хорошим знакомым.

В БАТЭ очень умные и открытые футболисты. Был у меня косяк однажды, думал, что не переживу его. Летели мы из Болгарии после матча с «Литексом». Выиграли. Прошли дальше. А меня попросили для «Прессбола» послематчевые комментарии взять у футболистов. Я с тремя игроками поговорил, на следующий день сажусь обрабатывать, а ни одной записи не сохранилось на диктофоне из-за сильного шума в самолете. Что делать: еду в Дудинку на тренировку, подхожу к тем же игрокам и прошу их повторить то же самое. Ребята потравили меня по-доброму, но никто не отказал. Вот это уровень.

Таксист ехал по встречке и на красный свет, когда узнал, что мы из Беларуси

Но были и другие примеры: в свое время договорился на интервью с Сергеем Гигевичем. Тогда он подавал надежды в «Динамо», мой земляк — жил в Печах. Думал, сейчас с этого начну, напомню, как он бил во дворе мне по воротам, и он разговорится. Ничего подобного. Самое сухое интервью в моей жизни, после последнего вопроса футболист моментально испарился. Это было для меня трагедией.

 Давай теперь о тебе, как о болельщике БАТЭ. У тебя за плечами больше ста выездов: легко ли находить время и чем приходится жертвовать ради поддержки любимой команды?

— Да, долгое время я вообще не пропускал матчей БАТЭ, но это уже позади. Сейчас гораздо спокойнее отношусь к выездам, все-таки большинство футбольных городов уже знаю лучше аборигенов. Да и я уже не студент, когда можно безболезненно отправиться на любой выезд. Сейчас уже больше думаешь, что живешь на съемной квартире, а пора бы семью иметь, собственным жильем обзавестись.

 Помнишь свой первый выезд?

  — Помню, как говорил родителям, что иду играть в футбол, надевал кеды с шипами, шорты, майку и ехал в Жодино на матч. Предполагаю, это и был мой первый выезд. Мне лет 14 было.

— А самый памятный?

  Есть два таковых – в Гродно и Валенсию. В день выезда в Гродно у меня была присяга на военной кафедре – свалить нереально. Как только все закончилось, а это было в районе обеда, начал всех обзванивать, чтобы подобрали меня, но все уже выехали к тому моменту из Минска. Даже Анатолий Анатольевич Капский. Как ты понимаешь, времени вообще в обрез. Но я не терял духа – поперся в костюме и галстуке на гродненскую трассу. Два часа отстоял, ливень, но никто вообще не останавливался. И тут фура тормозит – едет прямо в Гродно. Посмотрел на часы – ко второму тайму должен успеть. Но отъехали мы пару километров, как водила решил слить лишнюю солярку, по рации искал, кому нужна. Вроде, сдал, отлично. Отъезжаем еще немного, и он начинает есть сало с чесноком. Ну, ничего, ладно, пережил, хотя счет шел на минуты. Но потом оказалось, что нужно экономить солярку, так как может не хватить, и поэтому двигатель лучше периодически глушить и ехать накатом. Короче, в Гродно я въехал вместе с финальным свистком…

К сборной отношусь достаточно спокойно и уже устал от нее чего-то ждать.

Ну и историю про то, как мы во Вроцлаве опоздали на автобус до Минска, уже многие, наверное, читали. Летели с матча против «Валенсии» до Вроцлава, там играл свой матч «Пяст». Мы первый тайм посмотрели, а потом надо было уезжать на вокзал. Полиция нам обещала вызвать такси, но нифига подобного. Пока нашли, до автобуса оставалось десяток минут, таксист ехал по встречке и на красный свет, когда узнал, что мы из Беларуси. Прибегаем на вокзал, с которого отходят два автобуса. Побежали за одним, а он шел совсем не в Минск. В общем, так мы тогда профукали чемпионский матч на «Городском». В Борисове разрывался салют, когда мы подъезжали к Минску. Было ужасно обидно, но запомнится на всю жизнь.

 С какими ожиданиями и целями встречаешь новый футбольный сезон? Чего ждешь от БАТЭ и сборной?

 Сам лично хочу скорее вернуться под крышу «Борисов-Арены», чтобы снова взять в руки микрофон, поздороваться со зрителями и получить первый адреналин. Постараюсь сделать все, чтобы этот год стал еще качественнее в плане комментария к картинке.

А чего можно ждать от БАТЭ? Очередного чемпионства, выхода в группу Лиги чемпионов – тут все как обычно. Мне очень импонирует то, что БАТЭ отказалось от этой нудной перепасовки на своей половине поля, стало больше забивать. Надеюсь, эта тенденция сохранится. И очень надеюсь на успешное восстановление Димы Мозолевского. Не единожды с ним говорил по этому поводу, видно, как ему тяжело. Но он не сдается, и за это должен быть вознагражден!

А к сборной отношусь достаточно спокойно и уже устал от нее чего-то ждать. Последней каплей терпения стала поездка на Мальорку на матч с Испанией, когда болельщики остались без билетов на игру. Со стороны БФФ не последовало никаких извинений. У меня хоть и была аккредитация на игру, в знак солидарности остался со всеми под забором стадиона. Сейчас, конечно, подкупает кандидатура главного тренера, надеюсь, он вернет веру в сборную.

 Как воспринимает возвращение Стасевича болельщицкая среда борисовчан? Как думаешь, какую роль в сегодняшнем БАТЭ он сыграет?

 Тут стоит вспомнить, как его провожали болельщики – многие тогда выступили на стороне Стасевича. Мало кто понимал, что происходит. Игорь – коренной борисовчанин, коих в БАТЭ за все время можно по пальцам пересчитать. Хочется верить, что это будет лучший сезон в исполнении игрока, а как оно выйдет, узнаем только по окончании сезона.

 Реально увидеть в чемпионате Беларуси футболиста-гея  ближайшие лет десять?

 Реально, конечно. Но только пусть он об этом молчит :). 

Фото: личный архив Сергея Синкевича.

Другие посты блога

На своей шкуре
18 апреля 2015, 20:16
18
В ожиданий борьбы!
16 марта 2015, 23:54
14
В погоне за модой
16 марта 2015, 23:47
10
Все посты