Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Экс-биатлонист сборной Беларуси стал политиком в России, но следит за делами у нас: считает, протест готовили и кормят со стороны (все же знают кто)

Экс-биатлонист сборной Беларуси стал политиком в России, но следит за делами у нас: считает, протест готовили и кормят со стороны (все же знают кто)

Взгляд Владимира Драчева из России.

Автор — Дмитрий Руто
1 февраля 2021, 14:19
8
Экс-биатлонист сборной Беларуси стал политиком в России, но следит за делами у нас: считает, протест готовили и кормят со стороны (все же знают кто)

Если бы митингующие были более мягкими, то мягче бы действовали и силовики – как вам такая мысль?

Уроженец Петрозаводска Владимир Драчев в свое время был тесно связан с Беларусью. С 2002-й по 2006-й годы прославленный биатлонист, имевший в послужном списке серебро и бронзу двух Олимпиад за сборную России, выступал за белорусскую сборную, где взял бронзу ЧМ-2003 в эстафете, а также становился призером и победителем чемпионатов Европы, а после окончания карьеры в 2006-м тренировал молодежную сборную Беларуси.

Вернувшись на Родину, Драчев подался в политику (избирался депутатом в Государственную думу – так у соседей называется их парламент – от партии «Единая Россия»), а также возглавлял Союз биатлонистов России, но после серии скандалов и обвинений в ненадлежащем выполнении своих обязанностей и растрате средств Союза подал в отставку. Сейчас Драчев, по его словам, занимается разработкой законов о спорте в Госдуме.

Следит специалист и за событиями в Беларуси. «Трибуна» связалась с Драчевым и узнала про его отношение к отмене чемпионата мира по хоккею в Минске, а также о том, что он думает о поствыборных акциях протеста, действиях белорусских силовиков и давлении на спортсменов со стороны режима Лукашенко.

– После того, как Совет ИИХФ забрал у Беларуси чемпионат мира по хоккею, многие известные политики и люди спорта из России высказали свое негативное отношение к подобной мере. Что скажете вы?

– Мы много рассуждаем о политике и спорте. Вот очередной пример того, как политика влияет на спорт. Все же понимаем, что в случае проведения чемпионата мира в Минске многие федерации, руководствуясь исключительно политической составляющей, бойкотировали бы этот знаковый для хоккея турнир, следовательно, понимая это, ИИХФ приняла данное решение. Правильное ли решение приняла Международная федерация хоккея с учетом всех этих исходных данных, был ли здесь иной выход, учитывая оказываемое на них давление? С одной стороны, правильно, турнир сохранен, все [команды] будут. С другой, это очередное доказательство политической ангажированности решений такого рода.

Стоит отметить, что спорт всегда использовался в качестве какой-то политической идеи. Где-то победы атлетов – это имидж, а где-то – знамя для достижений страны. И не имеет значения, Беларусь это, Россия или Америка. Успехи спортсменов – яркий показатель развития государства. Сейчас спорт, учитывая растущую популярность, оказался на самом острие атаки, и те, кто хочет «ударить побольнее», идут по путям различных ограничений. Помимо чемпионата мира по хоккею в Беларуси было отменено и мировое первенство по современному пятиборью.

Мы в России прекрасно знаем Беларусь, ее замечательных спортсменов, болельщиков, молодежь, которую лишили праздника спортивных переживаний. Остается лишь выразить сочувствие нашим братьям и призвать к терпению.

– Как вы относитесь к тому давлению, которое оказывалось на Международную федерацию хоккея?

– А как к этому можно относиться? Как и каждый разумный человек – негативно.

– ИИХФ аргументировала свое решение тем, что опасается за безопасность участников и гостей чемпионата.

– Определенно, это надуманная причина. Президент Беларуси дал ясно понять: страна готова провести чемпионат, никаких проблем не возникнет, следовательно, являясь гарантом безопасности, никаких препятствий нет.

– А почему вы считаете, что эта причина надумана? Ведь всем известно, какие события сейчас происходят в Беларуси.

– У нас, в России, тоже события происходят, например, в прошедшую субботу. Америку «трясет» не один месяц. Так что, из-за этого закрывать все спортивные мероприятия? Уверен, никаких напряжений и угроз командам и болельщикам на чемпионате мира в Минске не было бы. Помимо этого я не менее уверен, что на чемпионат мира никак не повлияли бы выходы людей на акции, о которых мы говорим и которые видим. Я вообще считаю, что нынешняя ситуация в Беларуси больше наиграна и подготовлена заранее для достижения определенных целей.

– Подготовлена кем?

– Все же знают кем.

– Вы скажите, может, мы ошибаемся.

– Все понимают кем.

– Западными структурами, США или кем?

– Были заранее подготовлены площадки, чтобы достичь своей цели. Кто это делал, всем известно. Ладно, дальше, как говорится, читайте между строк.

– Недавние события в России и митинги в Беларуси чем-то похожи?

– Видимо, да. Сценарии похожи. А итог? Посмотрим

– Но вряд ли кто-то мог предположить, что после выборов в Беларуси будут происходить такие жесткие события.

– Да, на самом деле никто не ожидал, в том числе и я. Сам жил в Беларуси пять лет, и не ожидал, что в этой стране развернется такая ситуация, которую мы увидели летом и осенью.

– Вы смотрели на это как на что-то нереальное?

– Для меня непонятно, каким образом вообще получилось, что люди в таком количестве вышли на митинги. Я вообще считаю, что и со стороны митингующих, и со стороны силовиков люди поступали жестковато. Можно было все делать гораздо мягче. Те же митинги, противостояния друг с другом. Но, увы, как получилось, так получилось, не хочу излишне сотрясать воздух в братском государстве.

– Вы понимаете, почему народ вышел на улицы?

– В целом, конечно, понимаю. Недовольство, вероятно, налицо, а вот общая ситуация обязательно кем-то подкармливается и подпитывается со стороны. Как братский народ россияне очень сильно переживают за Беларусь, потому что все это идет во вред экономике страны, всей жизни народа. Ни к чему хорошему это, как обычно, не приводит. Вспомните 1917 год: страну сначала ввергли в революции, в гражданские войны, пострадали люди, брат шел на брата. Было ли недовольство людей властью? Конечно, было. Но не меньше это было необходимо определенной группе лиц, которая шла к своей  цели и достигла ее. Задача была выполнена, а пострадали ни в чем неповинные люди. Рассматривать ли в нынешней Беларуси ситуацию в том же разрезе – вопрос открыт, пусть каждый думает сам.

– У нас пострадали как раз люди, которые не поверили официальным результатам президентских выборов, захотели перемен в стране.

– Вопросы выборов, голосования и все в этом роде – это нужно обсуждать уже на других площадках, мне кажется. Я это комментировать не хочу.

– С победой Лукашенко поздравила Россия, Китай, Узбекистан и еще несколько стран. Но многие государства не признали честность выборов. О чем это говорит?

– Я бы тоже, наверное, воздержался от каких-то комментариев. Есть официальные лица в России, они уполномочены выражать позицию государства. Я не был в качестве международного наблюдателя на этих выборах, поэтому не имею морального права делать выводы какого-либо рода.

– Вы говорите, что можно было действовать помягче и протестующим, и силовикам. Поясните, как должны были действовать сторонники перемен?

– Мне сложно быть объективным, так как я не участвовал в этих событиях. А выражать мнение, основываясь на отдельных роликах в интернете, по меньшей мере непрофессионально.

– Вы понимаете мотивы силовиков? Почему они обходятся так жестоко с простыми людьми?

– Нужно говорить о той присяге, которую приносили силовики, сотрудники правоохранительных органов. Есть определенные правила игры, то есть правила, по которым ты ведешь борьбу за свободу. И если эти самые правила нарушаются, тогда принимаются более агрессивные меры и действия. Я скажу так: агрессия всегда идет против агрессии. Я изначально сказал: если бы митингующие были более мягкими, то мягче действовали бы и те, кто контролирует выполнение закона, проведение митингов.

– Но у нас люди, в том числе женщины и пенсионеры, выходили на улицы с цветами и шариками в руках, а их задерживали и сажали в тюрьмы.

– Нужно внимательно посмотреть, как и что вообще происходило. Ведь если ты противодействуешь сотрудникам правоохранительных структур, нарушаешь порядок, то люди, принесшие присягу, выполняющие приказы, будут действовать соответствующим образом. Если тебя бьют, ты же не будешь не отвечать на это, или просто стоять и смотреть, как бьют товарища? Но еще раз скажу, я не видел деталей, мне сложно судить.

– А как относиться к случаям пыток, унижений и издевательств над людьми в тюрьмах Беларуси, как относиться к гибели мирных граждан от рук силовиков?

– Об этом сказать ничего не могу.

– В Беларуси через тюрьмы за четыре месяца прошли более 30 тысяч человек, в заключении более 200 политзаключенных.

– Это такие политические темы и вопросы, от спорта мы ушли куда-то в другую сторону. Давайте не говорить об этих вещах.

– Хорошо, тогда как вы воспринимаете санкции Международного олимпийского комитета в отношении НОК Беларуси?

– МОК поддался тому давлению в политическом плане, что и ИИХФ. Ужесточение действий и отношений со стороны МОК – это, по-моему, противоречие олимпийской хартии. Спорт должен быть вне политики, но тут получилась точно такая же ситуация, как с чемпионатом мира по хоккею.

– МОК принимал свое решение, основываясь на фактах давления на белорусских спортсменов, выразивших свою гражданскую позицию.

– В Беларуси живет почти 10 миллионов человек, и какая-то часть из них решила выйти на митинги. Пускай 5, 10 тысяч человек, может, больше. И принимать решение, ориентируясь на какой-то процент от всего населения страны, – правильно это или нет?

– Я говорю не о митингах, а о том, что в Беларуси олимпийских призеров, чемпионов мира за то, что они выступили против власти, лишали стипендий и места в сборной.

– Вообще, если говорить о спорте в Беларуси, то в этой сфере была создана практически идеальная структура, с финансированием, стипендиями. То есть поддержка спортсменов со стороны государства колоссальная. И олимпийскими чемпионами не становятся вдруг и неожиданно. Спортсмены проходили всю централизованную подготовку за счет государства, федераций. Атлеты получили все от Республики Беларусь, от президента получали стипендии – и стали олимпийскими чемпионами не сами и не вдруг. Повторюсь, атлеты были в командах, в общем коллективе всего белорусского спорта.

– Так что, спортсменам нужно было молчать и не выражать свою гражданскую позицию?

– Нет, я так не говорю, у каждого на определенные вещи имеется свое мнение. Я хочу сказать, что государство затратило на подготовку спортсменов большие суммы, вложило деньги. Элита спорта – чемпионы и призеры – получила от государства все и даже, может, больше. А во многих странах, я вам скажу, вообще нет никакой поддержки со стороны государства даже после громких побед. Атлеты приезжают домой, им говорят, что они молодцы, спасибо, и все на этом. В Беларуси же со стороны властей, НОКа и Минспорта помощь колоссальная.

– Поддержку государства нужно учитывать, конечно, но как объяснить ситуацию, когда топовый спортсмен высказывает свою позицию, а его за это лишают всего?

– Чтобы все понять предельно четко, нужно поставить себя на место одних и на место других. Тогда станет более-менее понятно. Пока ничего сказать не смогу.

– Будь перед вами выбор – лишить спортсмена стипендии за его мнение или нет – что бы вы сделали?

– Вопрос очень сложный. Спортсмены – это заслуженные люди, звезды общества, на них смотрят многие, те, кто не добился в спорте таких вершин. И, на мой взгляд, эти самые звезды должны придерживаться консолидированной позиции, смотреть больше вперед, в будущее.

Каждый волен, конечно, думать по-своему, у каждого свой характер. Кто-то готов и дальше бегать-прыгать, кто-то решил закончить со спортом и удариться в политику. Люди выбирают свой путь самостоятельно. Но, повторюсь, спортсмены, как звезды общества, должны адекватно смотреть и понимать то, что они делают или говорят. И свою позицию, свое мнение соотносить с тем, что же будет дальше.

– Части спортсменов не нравится то насилие, которое царит в Беларуси, они не стали молчать.

– Это их выбор. Пострадали за это? Это их выбор, что тут еще сказать.

Я считаю, что спорт всегда должен быть вне политики. Если атлеты начинают двойную работу – помимо спорта занимаются или бизнесом, или лезут в политику – то будет страдать результат. Очень важно, чтобы человек на 100 процентов был погружен в свою подготовку и свою работу.

– Вы можете сказать, что в Беларуси спорт вне политики?

– Трудно точно определить. Вообще, Олимпийская хартия говорит, что во время любых спортивных мероприятий пушки молчали, дискуссии и споры проходили только на спортивных аренах. Но сейчас все стало наоборот: через спорт люди влияют на политические события. Это неправильно. Уверен, спорт должен помогать мирному сосуществованию всех граждан в мире.

– В Беларуси недавно появилось письмо, которое подписывают спортсмены, поддерживающие власть. И в числе подписантов появились фамилии почти всей сборной по биатлону. Часть болельщиков, которые раньше переживали команду, заявили, что перестанут переживать за биатлонистов, потому что они фактически расписались в одобрении того насилия, которое творит власть.

– Опять же, нужно смотреть, сколько это человек заявили. Это 10 человек, 1000 или 10 миллионов. Это совершенное разные вещи. Все зависит от того, кого называть многими.

Но я скажу, что вообще не одобряю боевые действия в любой стране. Все должно проходить культурно, спокойно и в демократическом ключе. А спорт не должен участвовать в этих мероприятиях. Если же атлет участвует в каких-то политических играх, значит, спорт ему уже не важен.

– Сторонники перемен тоже хотят, чтобы в стране все было спокойно и мирно. Но, кажется, такого при нынешней власти не будет.

– Уверяю вас, все наладится, придет к мирному сосуществованию. Главное, чтобы все понимали, что лучше цели достичь мирно, чем каким-то силовыми действиями. Их не должно быть как с одной, так и с другой стороны. Через год, два или пять – не знаю, но в Беларуси все восстановится, страна будет одной из чистейших и мирных на постсоветском пространстве. Я сам всегда приезжал в Беларусь и любил ее за чистоту, за культуру поведения населения, за доброту, которая есть в белорусах. Это должно оставаться главной черной белорусов.

– Вы давно были в нашей стране?

– В прошлом году приезжал на чемпионат Европы. И я вижу, что страна становится с каждым годом все краше, больше появляется спортивных объектов, улучшается качество обслуживания всего, улучшаются дороги, города растут. Самые добрые слова могу говорить о Беларуси.

– А чья это заслуга – чистота страны, добродушие и так далее? Это заслуга народа или власти?

– Мне кажется, тут не стоит говорить о чьих-то заслугах. Это в первую очередь черта характера белорусов. Народ добрый, воодушевленный, любящий свою территорию.

– Когда в Беларуси сменится режим, добродушие белорусов никуда же не пропадет.

– Конечно. Пройдет год, два, пять – и все встанет на свои места. Беларусь снова станет страной любви, радости и доброты.

Фото: glas.ru, iz.ru

Другие посты блога

Все посты