Tribuna/Футбол/Блоги/Кава и бла-бла-бла/«Аргентинцы танцуют, а я жду, когда шпионы вербовать будут». Путешествия самого аутентичного болельщика страны

«Аргентинцы танцуют, а я жду, когда шпионы вербовать будут». Путешествия самого аутентичного болельщика страны

Вино на «Стад де Франс», программка 1940 года, дружелюбные полицейские Андорры. В клике от вас история главного поклонника сборной Беларуси.

Автор — Игорь
29 октября 2014, 19:09
22
«Аргентинцы танцуют, а я жду, когда шпионы вербовать будут». Путешествия самого аутентичного болельщика страны

Сергей Латушкин –  пожалуй, самый колоритный болельщик сборной Беларуси. На матчи любимой команды он приходит в национальном костюме. При этом директор ОАО УПТК «Белсельэлектросетьстрой» организовывает поездки на стадион для своих коллег. Сергей Владимирович уже объездил полмира, посещая спортивные события, а теперь рассказывает самые интересные истории из своих путешествий.

 

– Вам больно за сборную?

– Ой... Не только за  сборную. У клубного футбола тоже плохи дела. Разве не больно получить 0:7 дома от донецкого «Шахтера»? Больно... По-моему, сейчас всем больно...

– Ваша история болельщика.

– Началась в прошлом веке :). С минского «Динамо». С сезона 1974/75. Ой! 40 лет же прошло... Так вот, если в еврокубках поддерживаю все белорусские клубы, то во внутреннем первенстве за «Динамо». Люблю ходить на это кино для любителей – чемпионат Беларуси. Просто на любом стадионе на любой игре одни и те же лица. Можно сказать, клуб театралов, а не болельщиков.

А вот за сборную начал болеть с первой же игры, с ничьей с украинцами в 1992-м. Кстати, тогда только десять тысяч болельщиков пришло. Так что проблемы с посещаемостью существовали и 20 лет назад. Я же лишь несколько выездных матчей пропустил.  

– 21 марта 2013 года наша сборная играла в Иордании.

– Вот увы. Там меня не было.

– Как вы реагируете на столь широкую географию команды?

– Понимаете, я пытался и туда попасть. Вот мои друзья в Иорданию все-таки добрались, а у меня и работа иногда бывает... Конечно, экзотики у нашей сборной хватает. Хотелось бы больше матчей с рейтинговыми европейскими командами. Например, с Польшей. С поляками и белорусским футболистам играть интереснее, и нам, болельщикам, интереснее смотреть. Да и добраться проще. В моем понимании это так.

– Ваш первый серьезный матч?

– Помню, как в 1978-м «Динамо» выходило в высшую лигу чемпионата Советского Союза. Жаль, в чемпионский 1982 год я служил в армии. Повезло, к первой игре с «Грассхопперсом» уже случился дембель. Я и программку с того матча сохранил. Это еще одно мое большое хобби – собирать программки. Вот тут на работе перевалочный пункт, куда мне все приносят. Потом скопившееся несу домой.

– Боретесь с женой за место в квартире.

– Очень серьезно. Стараюсь собирать все программки еврокубковых матчей с участием клубов из стран бывшего Советского Союза. Подумайте сами, сколько это. А женщины же порядок любят. Правда, с тоннами макулатуры соблюдать его очень трудно.

– Самая ценная программка?

– Наверное, «Динамо» (Минск) – «Динамо» (Ленинград)1940 года. Довоенный матч. Моя гордость. У нас же в республике полно коллекционеров. У многих людей огромные собрания, которые потом продаются либо меняются. Что интересно, эту 1940-го, мне подарили на День рождения. Признаюсь, многие гости вручили именно программки, даже сын. Он нашел раритеты 50-х годов. 

– А самая памятная игра?

– Не забуду выезд в Польшу в начале нулевых. Это было при Эдуарде Малофееве в Лодзе. Мы сидим после матча в гостинице, переживаем поражение 1:3. И тут приходит администратор гостиницы: «Ребята, польские фанаты пришли. Примите или нет?» Конечно, мы не отказались. Что еще оставалось? Просто надо понимать суровый нрав польских болельщиков. Но все оказалось очень дружелюбно. Мы пытались говорить на польском, но к концу вечера поляки сами заговорили на русском :).

Интересное путешествие было в Андорру. Как же тут мягко рассказать... Суть в том, что местная полиция поехала нам за пивом. Вот такое лояльное отношение к болельщикам. Мы ребят попросили помочь. Так они нас доставили в магазин, все показали и назад привезли в гостиницу. Это у них нормально.

– Страна, которая больше всего впечатлила?

– Недавно в Австрии Беларусь играла сначала с Ираном, а потом полетела в Лихтенштейн. Вот это маленькое государство со столицей Вадуц очень впечатлило. Чувствуется, какая там ухоженная местность, как все воспитаны. Например, человек ехал на машине, остановился, вышел поговорить на тротуар с товарищем. Водитель ехавшего сзади автомобиля смиренно ждал и даже не посигналил. Хотя тот разговорчивый человек полностью загородил проезд. Видимо, второй знал, что случилось что-то важное.

– Самая тяжелая проблема?

– На выездах я никогда не опаздывал. Всегда следую программе, подготовленной «АБФФ-путешествие». Я и поддерживаю команду в основном на центральном секторе. У нас просто более спокойная компания. В силу возраста мне сложно колесить по странам с фанатами из «Б-12». Там ребята более молодые. Так что я тихо и мирно всегда попадаю на стадион.  

У меня лично ни разу не было нюансов и с милицией. Я всегда прохожу как простой болельщик, мне ни разу не задали вопрос, почему у меня рубашка так вышита. Разве что иногда просят соломенную шляпу снять.

– Давайте тогда о вашем национальном наряде. Как пришла идея так одеться?

– Тут вот какое дело. На выездных матчах я давно болею в своем национальном костюме. В Беларуси же чувствовал какое-то стеснение. У нас же народ любит посудачить, что вот вырядился, кабы выделиться. Потом я вдруг подумал, почему за рубежом я могу быть белорусом, а дома нет?! Вообще, началось все с головы. Купил на одну игру соломенную шляпу. После пошил на заказ рубашку. При моих исходных данных по-другому никак :). Пояс быстро нашел.

И все время меня непроизвольно толкал на это болельщик-генерал сборной Голландии. Что любопытно, фуражку он купил в Минске. Уверен, сам подтвердит это. После он так и стал оранжевым генералом. И я подумал: почему нельзя быть хотя бы просто белорусом?

– Сейчас вышиванка, которая присутствует на вашей рубашке, становится модной.

– Это нормально. Пусть так и будет. Мы как-то идем по Люксембургу,  а навстречу парень и девушка в национальных костюмах. Оказывается, тоже из Минска. Очень классно. Почему не выделиться, раз мы белорусы? Разве вы скажете, что это некрасиво? Я думаю, это восхитительно.

– Так происходит, что на выездах за нашу страну болеют двумя флагами. Что вы думаете по этому поводу?

– Мне кажется, спорт и политику не надо совмещать. Бело-красно-белый флаг – это наша история. К нему нельзя относиться негативно. Если молодежи нравится, пусть помнит о нем, гордится. Я же придерживаюсь такой точки зрения. У нас сейчас есть официальные флаг и герб страны. У меня на паспорте такой и у игроков на форме такой же. Почему я должен использовать другие символы? Это если по-простому говорить. А что-то демонстрировать надо здесь, а не за границей. Иначе это дешевый популизм. Вот, мол, я герой нации. Но получается, как в старом анекдоте: «У вас критика не приветствуется, а у нас можно покритиковать на площади американского президента». – «У нас тоже можно выйти на площадь и покритиковать американского президента».

Иногда я думаю, что за границей иностранцы и не понимают, почему у нас бело-красно-белый. Но мое мнение: это исторический флаг. Так же можно прийти на стадион и с флагом Советского Союза. Это тоже история, которую не запрещают. Болейте, ради Бога.

У меня вот свой костюм. Почему кавказец может папаху надеть, а мы свой национальный головной убор нет? Вот я и в соломенной шляпе. Правда, есть неудобство: приходится чуть ли не отдельный чемодан для шляпы возить :).

– А какие у вас отношения с футболистами?

– В этом отношении у нас очень хорошая команда. Какая бы ни была игра, ребята всегда поблагодарят, порадуются вместе с нами или попросят прощения. На выездах очень позитивное отношение к фанатам. Здесь все в порядке. Вот с игрой пока не идет :).

Мы летаем с командой, прямо в одном салоне. Всегда адекватное отношение. На таможенном и паспортном контроле в одной очереди стоим. Только по прилету они – на тренировку, а мы – в город. Люди очень воспитанные. Сережа Кисляк – очень корректный человек. Виталик Родионов недаром «Профессор», очень образованный парень.

– Самый интересный диалог с футболистом?

– Да обычные житейские разговоры в основном. Ничего более. Ребята же открытые. Недавно подошел к Калачеву: «Тимофей, как погода в Ростове? В командировку собираюсь». – «Да нормально. Жара уже спала». Я же болельщик, кузьмич даже. Не буду надоедать вопросами, чего не добежал в том эпизоде... Мое дело малое – болеть. Иногда требовать.

– Ваш любимый игрок?

– Прямо сейчас, как говорится, Тимофей Калачев и Игорь Стасевич. Они не халтурят ни минуты на поле. Можно вспоминать и Валика Белькевича – мастер паса, Сергей Алейников – человечище. А Петрович-то. Нам бы сейчас таких Кондратьевых хотя бы два в чемпионат. Я не люблю просто так ностальгировать. Это надо за кружкой пива делать. Отмечу лишь, что если бы сейчас в «Динамо» собрать лучших белорусов, то в чемпионате стран бывшего Советского Союза эта команда выступала бы не хуже своего легендарного предшественника.

– Вы организуете поездки на футбольные матчи для своих коллег. Как они реагируют?

– Коллектив у нас молодой. Почему бы не съездить? Мы и на Таджикистан, и на Украину выезжали. Билеты покупаем за свои личные средства. Все же работают. Тем более билеты не такие уж дорогие. А вот с транспортом помогает организация. Так что ездим, это сплачивает коллектив. К слову, половина состава – девчонки. В советское время выезжали вот в колхоз, сейчас – на футбол.

У меня лично спорт – главное развлечение вне работы. Отпуск могу разбить только на три части. Это значит, что я смотрю на календарь сборной Беларуси и планирую три выезда. Вот главная закладка в моем блокноте.

– Матч, который вы пропустили, и теперь жалеете?

– Есть именно такой. Беларусь – Англия в Минске. И билеты были, и попасть не смог. По семейным обстоятельствам. А как же хотелось увидеть родоначальников футбола...

– Матчи, которыми  гордитесь?

– Тут сразу три. Беларусь – Голландия 1:0, когда в 1995-м Герасимец забил. Второй – победа над Францией, когда Кисляк забил. И еще одна игра, когда нас, болельщиков, совсем мало было. Товарняк в Германии, где благодаря дублю Витали Булыги 2:2 сыграли. Это классика. Посмотрев хоть один из этих матчей, дальше невозможно не любить футбол и нашу команду.

Мне вот еще что понравилось. Во Франции люди даже вино пили. Иногда на сектор с пивом пускали. Я не то что бы любитель пива. Но это, как и атрибутика, должно продаваться. А у нас все запрещают... Мы как будто сами себя какими-то пьяницами делаем.

– Атмосфера, которую не забудете?

– Меня впечатлил стадион «Ноу Камп» в Барселоне. Стадион вместимостью сто тысяч, но при этом на матче с аутсайдером чемпионата биток. Тут и женщины, и дети, и инвалиды. Все вокруг помогают. Вот у меня случилась интересная история. Там почему-то идут сначала ряды с четной нумерацией, а потом с нечетной. Мы же посчитали по-своему, сели. Но оказывается, что наши места вообще на верхнем ярусе. При этом мы испанского языка понять не можем, а там только он в почете. Но испанцы сами за нас все решили. Взяли наши билеты, отдали свои, быстро поменялись, нашу компанию усадили вместе и закончили на этом. Это приятно поразило. Но главное – атмосфера. Когда играет гимн клуба «Барселона», самому петь хочется. Классно съездили. Привезли много подарков. Вот фирменный значок.  Держите, Игорь, дарю.

– Ого, спасибо.

– Кстати, чего я туда поехал? Весной отпуск был. Мы с женой купили копеечные билеты на самолет из Вильнюса и полетели в Барселону. Заодно на футбол сходили. В День рождение жены :). Она сейчас всем рассказывает, что я ей такой странный подарок сделал. Просто я всегда стараюсь посетить стадион в том месте, куда приезжаю, даже если на отдых или в командировку прибыл. Болею футболом.

– Вы, наверное, весь Союз объездили?

– Конечно! У меня же и работа с командировками была связана. А так, в Вильнюс на электричке – святое дело. Был я и в Тбилиси, где находился очень крупный стадион на то время, в Ташкенте, когда «Динамо» играло с «Пахтакором». В Ростове бывал. При этом даже во Владимире и Иркутске футбол смотрел. 

– Самый дальний выезд?

– Вообще, я в Хабаровске был. Со сборной заносило в Португалию. Можно и подальше забраться. Голубая мечта – попасть в Исландию. В Бразилии вот не был. Хотя было бы здорово съездить на чемпионат мира.

– Но на каком-то топ-турнире бывали же?

– Да. 1998 год. Чемпионат мира во Франции. Я тогда впервые своими глазами увидел, что такое фан-зона. Понял, что значит по-настоящему болеть за страну. Первое время мне было сложно. Широко открытыми глазами смотрел на витрины. Это сейчас Беларусь провела чемпионат мира по хоккею. Все уже в курсе, что это такое. А тогда возле меня танцуют аргентинцы, а я жду, когда шпионы вербовать будут. Да, такие мысли и были. Что скрывать-то?

– Главный футбольный треш в вашей жизни? Вторая лига, например.

– А это вы зря на низший дивизион наговариваете. Там прекрасный дыр-дыр. Я же в свое время по распределению попал в Могилев. И у нас там была команда во второй лиге, в пятой зоне чемпионата Советского Союза. Вот где настоящий искренний футбол. Там никто о прическе не заботится. Люди играют в футбол, иногда за спасибо. Мне всегда нравилось посещать такие матчи. Из последнего ходил на игру второй лиги «Динамо-2» – «Партизан-2». Это же классика нашего футбола. Такие зарубы надо видеть своими глазами. 

– Ваша футбольная мечта?

– Ну чтобы сборная попала на топ-турнир! Очень не хочу быть гостем на чужом празднике. Мне вот сейчас обидно, что мы не получили право на проведение матчей чемпионата Европы-2020. Увы, нефтедоллары решают многое и дают Баку и Санкт-Петербургу это право. Так что нашей команде приходится попадать на большие события не по блату... И латыши, и украинцы, и россияне, и поляки уже участвовали на топ-турнире. А  как же хочется видеть там своих... Мне кажется, сто процентов белорусских болельщиков мечтает именно об этом.

Фото: abff-travel.by, tut.by.

Другие посты блога

Все посты