Все новости

Олег Еремин: «Не исключаю, что в «деле Гутора» еще не поставлена точка»

5 февраля 2014, 19:18
24

Агента Александра Гутора Олег Еремин комментирует решение Спортивного арбитражного суда и официальную реакцию БАТЭ по этому поводу, делая вывод, что в итоге юридические расходы борисовского клуба составили примерно 100 тысяч долларов.

— Получив днем 31 января 2014 года решение Спортивного арбитражного суда (САС), у меня не возникло чувства необходимости что-либо комментировать по данному поводу. Это объясняется тем, что я не вижу большой разницы между решениями, принятыми АБФФ и САС, так как независимо от признания или непризнания правомерности расторжения Гутором контракта обязанность выплатить компенсацию присутствовала в обоих вердиктах. Мы с Сашей также прошли свой путь. И оглядываться назад не хотелось.

Однако изучив интерпретацию решения со стороны ФК БАТЭ по уже, так называемому, «делу Гутора», мне захотелось высказать свое мнение о случившемся. Я считаю, что спортивная общественность, которая следила за развитием событий, должна быть ознакомлена с некоторыми подробностями обстоятельств, озвученными в официальном заявлении пресс-службы ведущего клуба Республики Беларусь.

Хотелось бы сразу подчеркнуть, что в пунктах 5-8 своих окончательных требованиях ФК БАТЭ просил признать новый клуб Гутора солидарно ответственным за выплату компенсации за необоснованное расторжение контракта в размере 500 789 долларов США, а также обязать его, то есть ФК «Динамо-Минск», выплатить компенсацию за подготовку и обучение (тренировочную компенсацию), которая по подсчетам борисовского клуба эквивалентна 1 502 367 долларов США.

Более того ФК «БАТЭ» просил международный арбитраж обязать компетентные органы АБФФ применить к игроку и его новому клубу дисциплинарные и спортивные санкции в соответствии с Регламентом АБФФ по статусу и трансферам футболистов. Как вы можете видеть, значительная часть требований, которые имели бы внушительные юридические последствия, были выдвинуты в отношении АБФФ и ФК «Динамо-Минск». Однако, обжалуя решение органов АБФФ, ответчиком по апелляции борисовского клуба являлся исключительно Гутор. Возможно, это было продиктовано тем, что, по мнению ФК БАТЭ, из всех возможных ответчиков в данном деле Саша являлся наиболее «слабым» с точки зрения финансового обеспечения и юридической поддержки.

При таких обстоятельствах неудивительно, что САС принял решение отказать ФК БАТЭ в отношении требований, прямо и специально направленных против третьих лиц. В том числе и по причине нежелания и явного отказа борисовского клуба от возможности участия в деле как АБФФ, так и ФК «Динамо-Минск».

Наверное, наибольшее недоумение у многих вызвала информация о нашем обращении в АБФФ с требованием об исключении борисовского клуба из состава членов ассоциации. Данное требование было вырвано из контекста всей жалобы Саши в Футбольный арбитраж об отмене компенсации за законное, по мнению органов АБФФ, расторжение контракта.

Замечу, что указанная жалоба была направлена до принятия САС решения о своей юрисдикции по рассмотрению апелляции ФК БАТЭ. Если бы международный арбитражный суд признал, что у него нет права рассматривать апелляцию борисовского клуба, то это автоматически означало бы, что ФК БАТЭ нарушил и нарушает Устав АБФФ в отношении порядка рассмотрения, принятия и обжалования решений по национальным спорам (то есть между членами одной ассоциации). В свою очередь, нарушение Устава АБФФ ее членами действительно влечет серьезные последствия вплоть до исключения их из ассоциации.

В отношении просрочки подачи заявления о расторжении контракта, которая привела к признанию такого расторжения незаконным, необходимо обратить внимание на следующие факты. САС признал, что содержание статьи 9.11 Регламента АБФФ по статусу и трансферам футболистов могло привести к ошибке игрока в определении даты начала течения допустимого 15-тидневного срока для подачи заявления о расторжении контракта по спортивной уважительной причине. Поэтому арбитры пришли к выводу, что Гутор, по сути, добросовестно заблуждался, принимая за последний матч ФК БАТЭ в сезоне 2012 года игру группового этапа Лиги Чемпионов против «Баварии». Кроме того, напомним: Саша очень хотел сыграть в том матче, что автоматически в нашем понимании бы означало невозможность расторжения контракта по причине проведения более 10% матчей в сезоне.

В связи с упреками о недопустимости обращений в гражданские суды хочу обратить внимание, что Саша, в первую очередь, является гражданином Республики Беларусь. Он обладает неотъемлемым конституционным правом на защиту своих прав и свобод. В том числе и в судах общей юрисдикции, в равной степени со всеми гражданами, которые находятся под защитой государства.

Кроме того, в отношении трудовых споров, которым, безусловно, является спор о расторжении контракта, статья 22 Регламента ФИФА по статусу и трансферам футболистов не препятствует обращаться в гражданские суды. Иначе это приведет к ущербу прав игроков. С учетом специфики законодательства Республики Беларусь напомним, что трудовые споры в соответствии с Трудовым и Гражданским Процессуальным кодексами подсудны исключительно общим судам.

Подчеркну, что абсолютно не укладывается в голове утверждение и форма ее подачи (наверное, это веяние современных методов представления официальной позиции, используемых в среднеевропейских клубах) о том, что снижение суммы компенсации в пользу ФК БАТЭ было продиктовано сложным материальным положением Саши. В обосновании такого решения САС ни слова не упоминается об обстоятельствах, которые были подробно изложены в официальном заявлении пресс-службы борисовского клуба. Наоборот, САС в соответствии с пунктом 17 Регламента ФИФА по статусу и трансферам футболистов учел объективные критерии, а также специфику спорта, присущие данному делу.

Так в соответствии с пунктом 144 решения САС были установлены специфичные обстоятельства, которые повлияли на расчет суммы компенсации в пользу ФК БАТЭ. Как уже было сказано выше, это добросовестное заблуждение игрока о дате отсчета срока для подачи заявления, а также факт направления уведомления в клуб о решении расторгнуть контракт.

Однако самым главным и ключевым являлось признание САС того, что Саша действительно сыграл менее 10% матчей в сезоне 2012 года. Стоит отметить, что амплуа Саши на поле даже не принималось во внимание международным арбитражным судом.

По поводу возможных требований ФК БАТЭ о четырехмесячной дисквалификации Саши следует отметить, что они обречены на провал. В первую очередь, в соответствии с международным принципом «соразмерности наказания», который был определен в схожем по обстоятельствам «деле Вебстера». Поэтому будет явным преувеличением говорить о применении наказания в виде четырехмесячной дисквалификации за десятитидневную просрочку направления заявления в АБФФ при наличии установленной суммы компенсации за расторжение контракта. Более того, необходимо принимать во внимание тот факт, что в аналогичном требовании ФК БАТЭ уже было отказано на международном уровне. Общеизвестно, что наличие подобных решений является неоспоримым препятствием для рассмотрения обращения по аналогичному вопросу.

Касаясь итогов дела, стоит отметить следующие нюансы. Саша самостоятельно представлял свои интересы в процессе, в отличие от дорогостоящих услуг группы адвокатов, представлявших ФК БАТЭ. По существу дела Саша даже не представлял своей юридической позиции до устных слушаний. Фактически мы отказывались от участия в данном процессе, так как считали его экономически невыгодным и нецелесообразным для обеих сторон. Так в итоге и получилось. Вместо гарантированных 180 000 тысяч долларов по решению АБФФ, ФК БАТЭ получит немногим более 210 000 долларов, а также далеко неполное возмещение своих расходов на юридических представителей, судебные и иные издержки, которые по моим приблизительным подсчетам в общей сложности составили порядка 100 000 тысяч долларов США. Обладая элементарными знаниями в арифметике, не составит труда посчитать реальную сумму, которую ФК БАТЭ получит за уход Гутора. Не думаю, что на такую компенсацию рассчитывали руководители борисовского клуба, учитывая заявленные требования и понесенные затраты.

В свою очередь, расходы Саши также увеличены, однако игрок получил возможность реализовать свое самое главное право — право играть и совершенствовать свое спортивное мастерство, обойдясь при этом без спортивных санкций. Поэтому, действительно, в данном деле, скорее всего, нет проигравших и победивших, фактически, каждый получит то, что хотел.

В заключение хочу отметить, что при изучении текста решения мы обнаружили некоторые неточности и упущения, которые могли бы привести к еще большему уменьшению компенсации. Так, например, САС указывает, что Саша не направил уведомление в адрес АБФФ, а сделал это только в отношении клуба, что не соответствует действительности.

Кроме того, наша обширная позиция в отношении отсутствия юрисдикции САС на основании судебной практики международного арбитража и с указанием на представление со стороны ФК БАТЭ в САС перевода редакции Регламента АБФФ по статусу и переходам игроков, утратившей юридическую силу (что по нашему запросу было подтверждено АБФФ), к сожалению, не была принята к рассмотрению.

В любом случае со всеми имеющимися у нас замечаниями мы обратимся к специалистам по международному праву на предмет возможности и целесообразности обращения в Федеральный суд Швейцарии, который вправе изменить решение САС Лозанны. Поэтому не исключаю развития событий, при которых в данном деле еще не поставлена точка.

Фото: Goals.by/Надежда Бужан

Показать еще 24