Tribuna/Баскетбол/Блоги/Баскетбольная площадка/Кобе – черепаха. Почему долголетие – главное достоинство Брайанта

Кобе – черепаха. Почему долголетие – главное достоинство Брайанта

The Economist пинает Кобе Брайанта напоследок.

Автор — Алесь Коваль
21 декабря 2015, 17:30
Кобе – черепаха. Почему долголетие – главное достоинство Брайанта

The Economist пинает Кобе Брайанта напоследок.

«Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы». Завершить карьеру как-то иначе для Кобе Брайанта было невозможно: 29 ноября защитник «Лейкерс» опубликовал оду, посвященную своему любимому виду спорта, и объявил, что уйдет после окончания сезона. Подобное взбудоражившее всех прощание идеально подходило игроку, который на протяжении всей своей карьеры притягивал журналистов скандальными историями точно так же, как в концовках матчей прибирал мяч к своим рукам. Самая громкая история с его участием произошла в 2003-м, когда ему инкриминировалось изнасилование – он признался, что изменил жене, но настаивал на том, что насилия не было. В итоге все обвинения были сняты. Другие его побочные затеи – как, например, попытка начать карьеру рэп-музыканта или сомнительная фотосессия – хотя и не были столь же серьезными, все равно раздражали болельщиков. И на площадке, и за ее пределами он воевал со своим звездным партнером Шакилом О’Нилом, говорил, что скорее «будет играть на Плутоне», чем вернется в «Лейкерс», в прямом эфире использовал гомофобную брань в адрес арбитра и по крайней мере дважды на протяжении длительных отрезков игры отказывался бросать по кольцу в знак ребяческого выражения протеста.

Наверное, единственный момент, касающийся Брайанта, не вызовет вопросов ни у кого: он является одним из величайших игроков в истории НБА и совершенно точно будет включен в Зал славы баскетбола. Что характерно, даже этот вроде бы очевидный факт является предметом неутихающих дебатов современных статистических аналитиков. Пока Кобе Брайант совершает прощальный тур вместе с безнадежными «Лейкерс», все они озабочены главным вопросом, связанным с человеком, который называет себя «Черной мамбой» – а был ли он вообще хорош в игре под названием баскетбол?

Если не вдаваться в детали, то резюме Брайанта выглядит безупречно. Он третий бомбардир лиги в истории и в прошлом сезоне обошел Майкла Джордана. Он выдал лучшую среднюю результативность за сезон (35,4 очка в сезоне-2005/2006) с 1987-го. Он один из двух игроков в истории, которым удавалось набирать по меньшей мере 80 очков за матч. Он взял приз MVP в сезоне-2007/2008 и 17 раз за 20 сезонов принимал участие в ежегодном Матче всех звезд. И хоть его и обвиняют в том, что он не является командным игроком, но его клуб завоевал пять титулов чемпиона.

Помимо титулов, у Кобе Брайанта есть еще и заметные критики, активно орудующие сводными таблицами данных. Самый громогласный среди них – это, наверное, Дэвид Берри, профессор университета Южной Юты и автор книги о спортивной статистике под названием «Цена побед». В течение многих лет мистер Берри в своих статьях и интервью рассказывал, что защитник «Лейкерс» очень сильно уступает элитным представителям своего амплуа, что он занимает второе место в списке худших контрактов и что он олицетворяет все ошибочные представления, которые бытуют о спорте среди массового зрителя. Естественно, через четыре дня после того как Брайант объявил о завершении карьеры, профессор Берри опубликовал еще один опус под названием «Кобе Брайант может быть лучшим, только если вы не умеете считать».

Аргументация Берри довольно понятна. Если пересказать в двух словах, то она сводится к тому, что Брайант – единоличник, человек, который бросает при любой возможности, как бы плотно его ни опекали, и слишком часто промахивается. Хотя вряд ли кто-то стал бы сопоставлять его с таким корифеем в данной области, как Джей Ар Смит, нет сомнений, что «кирпичей» он выбрасывает изрядное количество: на самом деле, он совершил больше промахов, чем кто-либо еще в истории. На протяжении всей его длительной карьеры его «истинный» процент попаданий – по сути это доля успешных бросков, сопоставленная с ценностью трехочковых и штрафных – составляет 55%. Это лишь немного выше среднего показателя в лиге (53%) и не является чем-то исключительным: лучшие в лиге обычно показывают 70%. С показателем в 53% Брайант оказался всего лишь на 66-м месте среди игроков, проведших не меньше 100 минут.

Так как Брайант бросает так часто – на протяжении его карьеры около 32% владений команды завершались именно им, это четвертый результат в истории – по сути он обрекает свою команду на хороший, но не более того уровень атаки. Ведь тем самым он потенциально препятствует более высокопроцентным броскам своих партнеров. «Спродюсированные победы» – статистика, разработанная профессором Берри и являющаяся, по его мнению, объективным методом оценки игрока – акцентирует внимание на «эффективности» бросков, и у Брайант, судя по ней, не впечатляет: его лучший результат по данному показателю – десятый, а на протяжении пика карьеры он располагался в районе 40-го-50-го места.

Еще одно уязвимое место Брайанта – это игра в защите. Хотя главные тренеры лиги и выбирали его в символическую сборную защитников 12 раз, имеющаяся ограниченная статистика не подтверждает эту репутацию. Кобе Брайант никогда сильно не отличался количеством перехватов, которые связаны с победами больше всех других показателей, которые присутствуют в стандартных протоколах. Напротив, настоящий «цепной пес» вроде Тони Аллен из года в год присутствует среди лучших по данному показателю. Более того, «Лейкерс» редко когда преуспевали в защите против трехочковых, а это одна из отличительных черт сильной обороны периметра – например, «Сан-Антонио» в течение трех сезонов были лучшими в данной области, ограничивая количество трехочковых у соперника. Тогда в их рядах блистал такой известный оборонец, как Брюс Боуэн. С сезона-2004/2005 по сезон-2007/2008 «Лейкерс» показывали посредственные показатели. И прибавили лишь тогда, когда рядом с Брайантом появились такие люди, как Тревор Ариза и Рон Артест.

Так вот, действительно ли Король Кобе голый? Является ли лучший бомбардир своего поколения всего лишь единоличником, который не особо выкладывался в защите и который обязан своими победами Шаку и Пау Газолю? Может быть, Кобе Брайант даже не лучший спортсмен Америки с такой фамилией и инициалами? Необязательно. И на помощь ему приходят не только фанбои «Лейкерс» и не знакомые с продвинутой статистикой динозавры.

Подход профессора Берри, построенный на эффективности, и сам по себе заслужил немало нелестных слов от коллег. Они настаивают на том, что он не принимает в расчет взаимосвязанную природу командного спорта. Главное возражение строится на том, что в баскетболе нет безграничного запаса крайне эффективных бросков: данков и лэй-апов из-под кольца, а также открытых трехочковых – которые просто дожидаются, когда же их осуществят умные игроки. Вместо этого подобного рода возможности возникают как результат разрушения защитных порядков, обычно тогда, когда игрок либо уходит от своего опекуна, либо когда он представляет столь серьезную угрозу, что против него нужно действовать вдвоем.

Самые эффективные представители лиги очень редко являются разносторонними атакующими игроками. Обычно они просто стоят где-то на дуге или под кольцом и ждут, когда их более одаренные партнеры стянут на себя защитников, и тогда они смогут получить мяч. В последних двух сезонах Кайл Корвер, смертоносный дальнобойщик, был лучшим в лиге и по «истинному» проценту попаданий и по проценту мячей, забитых после передач (что означает, что он бросал сразу же после получения). В сезоне-2011/12 то же самое удалось неуклюжему центровому Тайсону Чендлеру. Игроки данных амплуа могут оказаться невероятно ценными, если играют вместе с плеймейкером и умеющим создавать себе ситуации снайпером. Но если отправить на площадку пятерых таких однотипных игроков, то они будут неспособны создавать себе возможности для высокопроцентных попаданий, и их эффективность резко упадет.

Обратная сторона этого уравнения подразумевает, что статистика эффективности очень сильно недооценивает вклад динамичных атакующих игроков, которые могут создать сами себе бросок и заставляют оппонентов реагировать. Иными словами: причина, по которой Брайант лишь относительно эффективен заключается в том, что он забирает на себя непропорционально большое внимание со стороны защитников, что дает его партнерам получать лучшие возможности у кольца – этот дисбаланс часто называют «кривой эффективности использования». В 2011-м Нэйт Сильвер, статистический эксперт, тогда работавший в New York Times, опробовал эту теорию на Кармело Энтони, еще одном казалось бы неэффективном снайпере, который берет на себя много бросков. Оказалось, что его влияние было огромным: партнеры Энтони по «Наггетс» в течение тех сезонов, что играли с ним, показывали «истинный» процент попаданий на 3,8% выше, чем в другие годы. А это гораздо больший разрыв, чем существовал в сезоне-2014/15 между средним по лиге «истинным процентом попаданий» и процентом лидера лиги и чемпиона «Голден Стэйт». Сильвер пришел к выводу, что Кармело Энтони, которого часто упрекают в эгоизме, был на самом деле «абсолютно командным игроком». Лишь доказав соперникам, что в одиночку против него нельзя защищаться эффективно – а такая демонстрация часто включает в себя и промахи – главная атакующая опция команды вынуждает защитников бросать своих игроков, чтобы помогать в игре против него.

Еще один довод в поддержку Брайанта состоит в том, что не все промазанные им броски оборачиваются потерянными владениями для его команды. Опять же снайперы, часто атакующие кольцо, представляют такую угрозу, что защитники концентрируются на них, и у партнеров звезды появляются лучшие возможности подобрать мяч после промаха. Учитывая то, что Брайант выступал с такими людьми, как Шакил О’Нил и Пау Газоль, его одноклубники сумели превратить его промахи в очки с гораздо большей эффективностью, чем в среднем по лиге, и часто получали мяч в непосредственной близости от кольца. «Лейкерс» оказались настолько успешными в превращении неудачных бросков Кобе в очки второго шанса, что Кирк Голдсберри назвал этот феномен «передачами Кобе».

Подобные взаимодействия не фиксируются привычными цифрами протоколов. К счастью, в последние годы становятся доступны более специализированные данные. На сайте лиги можно посмотреть, как себя проявляет каждое сочетание игроков и чем отвечают их соперники. В теории на основе этих данных можно оценить полноценный вклад игрока и в защите, и в атаке, полностью соразмерив его влияние на партнеров. Замены в баскетболе совершаются каждые несколько минут, что выливается в ошеломляющее количество сочетаний. По ходу сезона можно встретить до 60 тысяч различных комбинаций десяти игроков на площадке, и у каждого будет свой коэффициент полезности. Используя довольно прямолинейный метод множественной регрессии, аналитики могут оценить индивидуальный вклад в создание очкового преимущества команды. Эта методология, называемая «уточненным показателем плюс-минус», очень часто называется золотым стандартом баскетбольной статистики, хотя доступны различные ее варианты (один на сайте ESPN) и есть некоторые проблемы, которые необходимо учитывать.

Показатели «уточненного плюс-минуса» доступны вплоть до начала нулевых и затрагивают большую часть, хоть и не всю карьеру Кобе Брайанта (еще одна очень уважаемая версия метода, называемая «урегулированный уточненный плюс-минус» доступна здесь). Выводы, которые можно сделать из этих цифр, разочаруют и поклонников Кобе и его хейтеров. В целом, они опровергают критические нападки профессора Берри. Согласно этим данным, за последние 15 лет Брайант – по сравнению со средним игроком лиги – улучшил атакующие показатели команды на 5,83 очка на 100 владений. Это прекрасные цифры, достаточные для того, чтобы превратить посредственную команду в потенциального претендента на титул. Но они не подтверждают репутацию Брайанта как лучшего атакующего игрока поколения: Стив Нэш, Крис Пол и, конечно, общепризнанный лучший игрок НБА Леброн Джеймс могут похвастаться цифрами выше 6,5 очка.

Более того, эти же данные подтверждают мнения скептиков относительно защитных способностей Брайанта. Так, на основе их получается, что наличие Брайанта в команде позволяет оппонентам набирать на одно очко больше на 100 владений. Это не делает его явной проблемой на своей площадке: «человек-решето» Стефон Марбэри увеличивал продуктивность соперников в четыре раза больше. Но это бросает тень на все его включения в команду лучших защитников лиги и резко ограничивает его общий вклад по сравнению с игроками, которые проявляют себя на обеих сторонах площадки.

Если суммировать цифры по защите и нападению, то в общем рейтинге за последние 15 лет Брайант оказывается на 19-м месте, его вклад составляет 4,77 очка на 100 владений. (Предсказуемо первое место занимает Леброн Джеймс (9,25 очка). Никто, кроме Кобе Брайанта, не будет спорить с тем, что он располагается ниже признанных великих игроков, как, например, Шакил О’Нил. Но даже те, кто сомневаются в его талантах, будут удивлены тем, что выше его находится не особенно примечательный получающий среднюю зарплату игрок оборонительного плана вроде Амира Джонсона, который с показателями в 5,49 очка расположился на 11-м месте.

Есть две причины, по которым оценка Брайанта здесь выглядит не совсем объективно. Во-первых, здесь нужно учитывать статистическую проблему, называемую «мультиколлинеарность» – сложно отделить вклад игрока от тех партнеров, с которыми он провел очень много времени на площадке. Брайант очень часто находился на паркете вместе с Дереком Фишером, умным разыгрывающим, но уж точно не талантом элитного уровня. По плюс-минусу Фишер выглядит звездой: его вклад 2,93 очка соразмерим с показателями Криса Боша и Пау Газоля. При этом – что подозрительно – Фишер свои худшие цифры показал в сезонах 2004-2007 годов, именно тогда, когда он не играл за «Лейкерс». А что, если плюс-минус Фишера на самом деле является заслугой Брайнта? Тогда Кобе должен стоять в рейтинге выше.

Еще один аргумент в поддержку Брайанта заключается в том, что его посредственная игра в защите – часть общего замысла. За лучшие показатели в регулярном чемпионате не вручают наград – все, что имеет значение, это плей-офф. Хотя «середняки» бьются на протяжении всех 82 матчах за место в плей-офф, лучшие команды обосновываются на высоких позициях и дают своим игрокам отдых, чтобы они подошли в своей лучшей форме к апрельским матчам. Брайанту слишком не нравится проигрывать – или, возможно, слишком нравится любоваться собой на площадке – так что он никогда не позволял себе пропускать часть сезона так, как это делают каждый год игроки «Сперс». При этом игра в защите отнимает много сил и остается в тени. Так что очень возможно, что Брайант старался экономить силы в защите, чтобы одновременно бороться и за звание лучшего бомбардира, и за титул чемпиона. Мы имеем данные, которые подтверждают эту теорию: по показателю «Defensive Box Plus-Minus», который оценивает плюс-минус в защите на основе статистики протокола, Брайант имеет «-0,5» по ходу регулярного сезона, но «0,7» в плей-офф. Наверное, он начинал выкладываться в защите, когда шла серьезная борьба.

Даже если кто-то и отмахнется от всех этих выводов, есть одна область, где Брайанту нет равных – и это продолжительность его карьеры. В отличие от «больших», которым преимущество в росте позволяет лучше компенсировать возрастные проблемы, защитники очень сильно зависят от скорости и обычно начинают сдавать, разменяв тридцатник. Но Кобе Брайант, чья работа над собой и тренировки вошли в легенды, оставался тем же игроком и в 34 года, в 20, и в каждом сезоне между ними. В результате, хотя он и не является на самом деле такой суперзвездой, какой его представляет его результативность, его общий вклад превосходит уровень многих игроков, которые на пике выглядели лучше. Согласно подсчетам Basketball-Reference.com, карьера Брайанта находится на 16-м месте самых ценных карьер НБА с сезона-1973/74 – что характерно, на одну позицию ниже его друга и недруга Шакила О’Нила. Никто, и уж точно не сам Брайант, не стал бы ассоциировать Кобе с афоризмом «тише едешь – дальше будешь». Но вот только статистика говорит о том, что «Черная мамба» гораздо больше похож на черепаху, чем на зайца.

Другие посты блога

Все посты