Tribuna/Футбол/Блоги/Железный дровосек/Как выживает лучший баскетбольный клуб страны, совмещая спорт и выпуск тротуарной плитки

Как выживает лучший баскетбольный клуб страны, совмещая спорт и выпуск тротуарной плитки

Эмоциональное интервью директора женского «Горизонта».

Автор — Тарас Щирый
28 сентября 2016, 17:15
12
Как выживает лучший баскетбольный клуб страны, совмещая спорт и выпуск тротуарной плитки

У баскетбольного «Горизонта» очень серьезные проблемы. Команда в прошлом сезоне стала чемпионом страны, а сейчас ей на порядок снизили спонсорскую помощь. Будущее теперь в тумане. Тарас Щирый пообщался с директором «Горизонта» Дмитрием Львовичем и узнал, что происходит в некогда сильном клубе сейчас, как можно зарабатывать на автоперевозках и производстве плитки и выплачивают ли баскетболисткам зарплату в срок.

- Дмитрий Борисович, сколько лет вы работаете в клубе?

- С 2010 года. Я стоял тогда у истоков возрожденной команды.

- За эти шесть лет финансовая ситуация в клубе сильно изменилась?

– На 90% ухудшилась. Как такового финансирования у нас сейчас нет.

- Но ведь одним из ваших учредителей и спонсоров является «Беларусбанк». Почему так произошло?

– Благодаря банку мы хоть как-то держимся на плаву. Нас еще материально поддерживают представительство Национального олимпийского комитета по Минской области, облисполком. Тем не менее, нам на порядок урезали финансирование. Сначала пообещали одну сумму. Отталкиваясь от нее, начали расписывать подготовку к сезону. В итоге оказалось, что тех денег мы не получим. «Беларусбанк» снизил свою помощь в два раза. Указ о господдержке действует до 31 декабря. Что будет дальше, я не знаю. Зато сейчас нас обвиняют в том, что мы не зарабатываем на рекламе. Но нам нечем заинтересовать спонсора. У нас ничего нет. Да, раньше с рекламы мы что-то имели, но это были копейки, которые себя не оправдывали.

- Что вы рекламировали?

– Компании знакомых, которые согласились нам помочь. Мы официально оформляли договоры об оказании рекламных услуг, нам платили деньги. Взамен на матчах Еврокубка устанавливали щиты с логотипами компаний. Но кто еще к нам придет? Кому это интересно? Мы рекламируем «Беларусбанк» на форме, автобусе, баннерах, но я не думаю, что банку такая реклама интересна.

- Присутствие в названии команды производителя бытовой техники – это просто присутствие?

–- Да, это дань истории. Когда у Виктора Каменкова, бывшего председателя Белорусской федерации баскетбола, появилось желание создать команду, где могли бы играть наши сборницы, мы стали активно обсуждать будущее название. «Горизонт» – легендарная команда, которая когда-то была лидером чемпионата СССР. Решили остановиться именно на этом названии. Но завод «Горизонт», кстати, тоже наш учредитель, никакой поддержки нам не оказывает. Арендуем у предприятия офис по льготной ставке. Выходит около 10 миллионов в месяц. Вот и все.

- Вспомните, когда финансовое состояние клуба было успешным?

– В первом сезоне – 2010/11. Тогда проблем никаких не было. Перед нами выполняли все договоренности. И никто, кроме «Беларусбанка», нам не помогал. Что мы просили у банка, то он нам и выделял. Зарплаты баскетболисток в первые сезоны достигали трех тысяч долларов.

Зарплаты баскетболисток в первые сезоны достигали трех тысяч долларов.

- Солидные деньги по нашим меркам.

- Да, поэтому мы смогли вернуть из-за рубежа наших сборниц. К нам тогда пришли Татьяна Лихтарович, Юлия Рытикова, Татьяна Троина, Виктория Гаспер, Наталья Ануфриенко.

- Легионеры, наверное, получали больше всех?

– Самая высокая зарплата в свое время была у украинской центровой Александры Хоменчук. Потом мы стали как-то договариваться с иностранками, уменьшать зарплаты. В прошлом сезоне за нас выступала голландка Френсис Дондерс. Так вот, она получала в «Горизонте» меньше пособия по безработице в Голландии. Ей у нас очень понравилось, но по окончании сезона она уехала в Австралию.

- Баскетболистка-путешественница?

– Скорее всего. До «Горизонта» выступала в Англии, имела там хорошую статистику. В важных матчах Дондерс нам помогла. Но оставить ее в Минске не было возможности. Она бы точно не согласилась играть за 500 долларов, которые зарабатывают сейчас другие спортсменки.

- Девушки сейчас получают зарплату срок в срок?

– Да, они согласились играть за небольшие деньги, но получать их ежемесячно. Небольшие задержки раньше были лишь у самых высокооплачиваемых баскетболисток. Самая существенная задолженность составляла всего несколько месяцев.

- Тогда в чем ваши проблемы?

– Мы задолжали лизинговой компании за покупку дорогого оборудования для производства плитки. Рассчитывали, что спонсорских денег хватит для погашения лизинговых платежей. Вышло все иначе. С уменьшением финансирования у нас возникли существенные проблемы с выплатами.

*  *  *

- Каждая новая предсезонка начинается для вас с поиска спонсоров?

– А где их найти?! Не понимаю вашего вопроса. Пока не дадут команду, никто в Беларуси спонсорских денег не выделит. Неужели вы этого не понимаете? Никакой коллектив без наличия административного ресурса денег не получит. Ни хоккейное «Динамо», ни футбольное.

Никакой коллектив без наличия административного ресурса денег не получит.

У нас нет никаких поблажек для спонсоров. Абсолютно все завязано на личностных отношениях. Сегодня 20 предприятий из государственного сектора экономики нам должны деньги за нашу продукцию, которую мы параллельно производим, но клуб их никак не может получить.  Выиграны процессы в экономическом суде, есть  приказы, но мы все равно эти суммы не видим. Нам бы свое получить, а вы о спонсорстве говорите… Из-за нехватки финансов в подвешенном состоянии остается даже тренерский вопрос. После Нового года мы расстались с Николаем Бузляковым. Наталье Трофимовой в помощь срочно нужен был тренер, но денег не было. В итоге удалось уговорить Андрея Клемезя, который в тот момент на рынке кроссовки продавал. Он работал практически за спасибо, но так завел команду, что девчата взяли с ним и Кубок, и чемпионство.

Согласно указу о господдержке, клуб должен выйти на 50-процентную самоокупаемость. Но на чем сегодня «Горизонт» может заработать в спорте? Коммерческих турниров нет, инфраструктуры – тоже, зала – нет. Тренируемся на «Виталюре». Трансферы не проводим. Да, молодых игроков можем продать, но получим за них смешные суммы – 1-2 тысячи евро. Надеемся получать бюджетную поддержку. Но сейчас, повторюсь, обещанных денег мы так и не увидели. Через неделю нам играть Кубок Беларуси, а денег нет. Как оказывается, для нас эти матчи дешевле провести в Вильнюсе, чем в Гродно.

- Неужели?

– Начальник команды нашел гостиницу с номерами за 700 тысяч неденоминированных рублей. В прошлом году девушкам вообще пришлось жить в пионерском лагере под Гродно.

- Самые большие затраты клуба уходили на еврокубки?

– Конечно. Из-за этого мы уже два года в них не участвуем. По затратам для нас было одинаково, играешь ты дома или в гостях. Если игра проходила в Курске, ехали туда на автобусе. Поездка получалась практически бесплатной. А вот в Румынию или Турцию летели на самолете, тратили на билеты около 6 тысяч долларов. Чтобы как-то экономить, брали с собой усеченный состав – не 18, а 15 человек.

Чтобы как-то экономить, брали с собой усеченный состав – не 18, а 15 человек.

Проводя матчи в Минске, оплачивали проживание, питание приезжей команде, работу арбитров, милиции, бригады скорой помощи. Шесть игр обходились нам примерно в 36 тысяч долларов. Аренда Дворца спорта тоже была дорогой – приходилось какие-то встречи проводить в спорткомплексе «Виталюр». За несоответствие зала требованиям проведения матчей однажды заплатили штраф в 500 евро. Нас и позже могли оштрафовать, но нам удавалось доказать делегатам, что с залом все хорошо. Что интересно, даже со штрафом в «Виталюре» играть выходило дешевле, чем во Дворце спорта.

Чтобы компенсировать затраты, пробовали продавать билеты. Перед одним из матчей устроили неплохую информационную кампанию. Пригласили выступить перед болельщиками Дядю Ваню, разыграли призы. Людей во Дворце спорта собралось достаточно. Но когда я довольный через несколько дней пошел в кассы узнать, сколько билетов продали на матч, был очень удивлен. Оказалось, что купили всего лишь 27 квитков. Как прошли остальные зрители, для меня до сих пор остается загадкой. Больше билетной программой мы не занимались. Заработать на этом было просто нереально. Что касается телевидения, нам лишь однажды удалось выручить деньги за трансляцию матча. Турецкая компания купила у нас права за 3,5 тысячи долларов. За передачу сигнала Белтелерадиокомпании мы заплатили три тысячи.

- УЕФА премирует футбольные клубы за выступление в Лиге чемпионов и Лиге Европы. А ФИБА финансово поощряет за выступление в Еврокубке?

– Нет. Мы исключительно тратились на приеме команд и штрафах.

- Сейчас команда заявилась в Восточно-европейскую баскетбольную лигу. Это альтернатива Еврокубку?

– Да, в этом турнире подобрался очень солидный состав участников – латвийский ТТТ, московское «Динамо»… Пройти в суперфинал будет очень сложно. Что касается финансов, мы смогли значительно сэкономить. Стартовый взнос составил 6 тысяч евро. За участие в Еврокубке нужно было заплатить в 3,5 раза больше.

- Если не ошибаюсь, вам приходится содержать не только взрослую команду, но еще и специализированную спортшколу. Почему этим не занимается государство?

– Не знаю. Мы первыми прошли аттестацию, получили сертификат, но после этого государство на школу не дало ни копейки. Пытались урегулировать этот вопрос, но нам сказали так: «Сами создали – сами и содержите». За свои деньги арендуем залы, платим зарплату тренерам, многие из которых работают по совместительству. Но кроме ДЮСШ, у нас есть еще и молодежная команда, которая в этом году будет играть в Балтийской лиге. На нее денег уходит больше, чем на школу.

* * *

- Когда решили запустить производство тротуарной плитки?

– Несколько лет назад. Нам нужно было как-то зарабатывать деньги, и мы стали искать для этого новые возможности. Вариантов было много. К примеру, думали заняться переработкой шин, но остановились именно на плитке. Кто-то из учредителей с нашей идеей был не согласен, но наше дело вскоре стало востребованным.

- Почему предприятие находится в Островце?

– Во-первых, мы в Минске даже не сняли бы офис за деньги, которые отдаем за аренду производственных площадей. А во-вторых, в Островце строят городок атомщиков, что подразумевает под собой большую трату стройматериалов. Рассчитывали, что наша плитка пойдет на облицовку городских улиц, дорог... Так и вышло. Госзастройщик остался доволен качеством плитки и пошел на сотрудничество c нами. Честно говоря, я в Островце бываю не так часто – работа там налажена. Но я готов стать на колени перед нашими рабочими. Они получают совсем скромные деньги – максимальная зарплата по цеху 450 рублей. Но работают хорошо – производство стало успешным. Что говорить, если у нас заказы расписаны на месяц вперед.

Но мы ведь не только плиткой занимаемся, а еще и перевозками. Купили для этого автобусы, фуры. Беремся за любую работу. Детей на юг возили, болельщиков – в Нант на олимпийскую квалификацию. На грузовых машинах развозим плитку по Беларуси. Каждый день транспорт находится в рейсах.

- А вы не думали сделать из этого производственного участка самостоятельное предприятие?

– Мы должны выполнять наши условия. Да, если бы не клуб, предприятие стало бы очень успешным. Но ведь оборудование куплено исключительно благодаря команде. Я не знаю, что будет в клубе завтра, но выносить на рассмотрение вопрос о самостоятельности цеха лично я не буду. Все знают, что это подразделение работает исключительно на баскетбольный клуб.

- Чем вас сейчас радует команда?

– Результатами. Недавно одержали две победы в трех матчах на турнире в Польше.  Клуб скорее жив, чем мертв. Вопреки здравому смыслу прошла предсезонка. Вопреки всему мы съездили в Польшу. Судя по финансовым возможностям, мы не должны ехать на кубковые матчи в Гродно, но мы туда поедем. Если я, конечно, еще буду здесь работать.

- А есть другой вариант?

– Да. И это реальная ситуация. Баскетбол – моя любовь, отдушина, но мне ведь тоже нужно семью кормить...

Фото: архив клуба, Беларусь Сегодня.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты