Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Недопуск неугодной, ОИ с провалом и мировым скандалом, к санкциям – мегабан за войну. НОК больше года под сыном Лукашенко – вот что случилось за это время

Недопуск неугодной, ОИ с провалом и мировым скандалом, к санкциям – мегабан за войну. НОК больше года под сыном Лукашенко – вот что случилось за это время

...

Автор — Tribuna.com
3 мая 2022, 16:16
Недопуск неугодной, ОИ с провалом и мировым скандалом, к санкциям – мегабан за войну. НОК больше года под сыном Лукашенко – вот что случилось за это время

26 февраля 2021 года в НОК Беларуси впервые за без малого 24 года сменился руководитель. Возглавлявший организацию Александр Лукашенко заявил, что на пост «передает своего сына» – и через пару минут президентом НОК был избран Виктор Лукашенко, до того занимавший должность первого вице-президента, которую следом упразднили.

С того момента прошло уже больше 14 месяцев. Что успело произойти за этот срок с белспортом и НОК и чем запомнился на новом посту сам Виктор?

Лукашенко-сын потерял неспортивные должности

В «выборе» Виктора Лукашенко в НОК некоторые аналитики видели потерю им влияния в общей структуре режима Лукашенко. И, по крайней мере, важных должностей в системе Виктор действительно лишился. Еще на заседании НОК его отец пообещал убрать сына из своих помощников по национальной безопасности, о чем было официально объявлено 1 марта. Формальной причиной потери поста, на котором Виктор фактически курировал действия всех беларусских силовиков, стал как раз «переход на выборную должность» – удивительно, как такое же положение столько лет не мешало совмещению Лукашенко-старшего. А уже 15 марта 2021-го был опубликован обновленный состав лукашенковского совета безопасности – и оттуда тоже исчезло имя Виктора, который состоял в тамошних членах с 2007-го. А вскоре Совбез стал главным органом режима на случай гибели Лукашенко – в общем, потеря влияния у Виктора оказалась значительной. Впрочем, осталось неизвестным, сохранил ли сын Лукашенко также важный в системе пост главы совета специальных подразделений.

Нового главу не признали в МОК (да и санкций к НОК только прибавилось)

Выборы нового исполкома НОК в феврале 2021-го должны были стать определяющими в вопросе санкций от МОК – их международники ввели в декабре 2020-го за то, что в Беларуси «должным образом не защитили спортсменов от политической дискриминации». Запрет на участие в мероприятиях МОК в качестве официальных лиц тогда объявили всем членам исполкома НОК – а Виктора выделили особо как «лицо, ответственное за деятельность НОК на повседневной основе». Также в пресс-релизе отметили Александра Лукашенко как тогда главу НОК и Дмитрия Баскова «ввиду конкретных обвинений, выдвинутых против него» после гибели Романа Бондаренко.

В феврале 2021-го Басков остался в составе исполкома (как и Любовь Черкашина с Дмитрием Довгаленком, хотя МОК явно ждал полного обновления), а Виктор Лукашенко еще и повышение получил – неудивительно, что 8 марта прошлого года МОК объявил о сохранении всех санкций к НОК Беларуси и непризнании Виктора главой организации. После этого Александр Лукашенко еще и подтвердил, что перед выборами МОК напомнил о желательности ухода его сына и Баскова из исполкома. Но режим выбрал свой путь, исключивший посещение ОИ и в частном порядке – проблем не захотели даже в дружественном Китае. А встречи у Лукашенко-сына в спортивной сфере случались разве что с Россией и странами Азии, с которыми его связывают давным-давно.

С тех пор НОК и Лукашенко только прибавили себе санкций. 9 авгуcnа 2021-го комитет поймал санкции США – государство обвинило организацию в способствовании отмыванию денег, уклонении от санкций и обходе визовых запретов. А Виктора, который и так давно под санкциями разных стран (в тех же США так вообще с 2006 года), в марте 2022-го забанила еще и Япония.

Давление на спортсменов никуда не делось

После объявленного непризнания Виктор заявил, что «МОК не пошел на обострение отношений и наши спортсмены выступают под нашим флагом, будет звучать наш гимн» (имелись в виду, конечно, государственные), а чуть погодя добавил, что для упомянутого обострения «не видит предпосылок». Вот только та самая «политическая дискриминация», из-за которой забанили НОК, никуда не делась. Один из самых громких примеров – прошедшая весной-летом 2021-го по белфутболу акция «8 или больше подписей за Лукашенко, иначе останетесь без госфинансирования», что позже доросло до составления списков неугодных.

Есть и примеры попросту лишения места на ОИ за позицию. Так, поддержавшей честные выборы Ольге Сафроновой из конного спорта преградили путь на Игры, куда она заслужила лицензию, придумав проблемы у лошади, которые не подтвердила независимая экспертиза – но до Игр уже не оставалось времени.

Никакие прошлые заслуги тоже не учитывались – легендарный тренер фристайлистов Николай Козеко так и остался отодвинутым от подготовки сборной к ОИ-2022.

Беларусь провалилась на летних ОИ и не блеснула на зимних

Из-за ковидного переноса при Викторе Лукашенко во главе НОК успело пройти сразу две Олимпиады – летом 2021-го летняя в Токио, а в феврале 2022-го – зимняя. О деталях будет написано ниже, ну а финальный результат вышел удручающим. В Японии сборная Беларуси долго вообще не подбиралась к медалям, а в итоге взяла их семь (1 золото, по 3 серебра и бронзы) – худший результат в беларусской истории, которому от попытки министра спорта Сергея Ковальчука высчитать среднее арифметическое стало только хуже.

На зимних ОИ случилось всего два серебра – хуже бывало, но после эпохи золотых успехов Дарьи Домрачевой и фристайлистов получилось, скажем так, отрезвляюще.

До Олимпиад все же доехали несколько подписантов за честные выборы – одну из них Виктор даже подержал за руку

Несмотря на вышеупомянутое давление, совсем уж пойти против МОК беларусский НОК не решился. В итоге на летних ОИ все же выступили заслужившие такое право пять подписантов за честные выборы: боксер Дмитрий Асанов, легкоатлетки Ольга Мазуренок и Эльвира Герман, пловец Евгений Цуркин и стрелок из лука Карина Козловская. Их могло быть на двух человек больше, но бегунья Дарья Борисевич выбыла из-за травмы, а прыгунье в высоту Мария Жодик Беларусская федерация легкой атлетики не обеспечила нужного графика допинг-тестирования. Козловская (в команде) и Мазуренок остановились рядом с медалями (4-е и 5-е место соответственно), что не спасло от отлупа по госТВ после Игр – пропагандист с госТВ Марат Марков вопрошал, «зачем брать на ОИ среднестатистических спортсменов за счет государства, если имидж страны для них не имеет значения», министр спорта Сергей Ковальчук отвечал, что «вопрос этот правильный», но совместно с НОК они пришли к выводу, что «все спортсмены, которые получили право поехать на ОИ, могли и должны были это право использовать» (вспоминаем про Сафронову и грустно улыбаемся).

На зимние ОИ в беларусскую команду попал ровно один человек, поддержавший честные выборы, – фристайлистка Анна Гуськова. Олимпийскую чемпионку отодвинуть было сложно, да и она, кроме подписи, ничем не нарушала молчаливой лояльности. На днях дошло до выпуска в честь Гуськовой и второго медалиста ОИ-2022 от Беларуси, подписанта за режим Антона Смольского, почтовой марки – на ее представлении Виктор Лукашенко даже взял за руку девушку, которая когда-то выступила в пику его режиму.

Вляпались в скандал мирового уровня с Тимановской

Главное локальное событие за срок Виктора в НОК – это попытка вернуть в Беларусь посреди ОИ спринтера Кристину Тимановскую. А началось все с упомянутой безалаберности БФЛА – из-за того, что там не уследили за графиком допинг-тестов, на ОИ не попала не только Жодик, а еще и участницы эстафеты 4 по 400 метров Анна Михайлова и Кристина Мулярчик. Впрочем, оставшихся двух спортсменок из четверки, Александру Хильманович и Юлию Близнец, не сняли с Игр – решили, что они все равно пробегут в дивном составе, с запасной Астерией Лимай и кем-то, кто просто заткнет дыру как в квартете, так и на позиции запасной. Выбор тренеров пал на барьеристку Герман и Тимановскую, которую даже не предупредили о внесении в протокол. Кристину это возмутило. «Оказывается, наше очень крутое начальство решило все, как обычно, за нас. Почему же мы должны расплачиваться за ваши косяки? Если вы накосячили с девочками, с их допинг-тестами, с чем угодно – почему я должна расхлебывать эти проблемы?» – публично высказалась Тимановская.

Дальше Тимановскую решили покарать – сняли с коронной 200-метровки «в связи с эмоционально-психологическим состоянием», а тренеры Юрий Моисевич и Артур Шумак сначала заставили Тимановскую извиняться по телефону перед Ковальчуком, а дальше стали убеждать спортсменку изобразить травму и покаянно вернуться в Беларусь – ведь, по их версии, это не сотрудники БФЛА виноваты в головотяпстве с допинг-пробами, а Тимановская в том, что обратила на это внимание. Помимо прочего, тренеры говорили спортсменке, что ее не может защитить даже якобы желающий этого вице-президент НОК Дмитрий Довгаленок – да и по-другому явно намекали, что решение принимал кто-то выше. Глава НАУ Павел Латушко, правда, заявлял, что это было личное желание Лукашенко-старшего.

В итоге Кристину просто попытались вывезти силой – но в токийском аэропорту она смогла получить защиту полиции, а дальше улететь в Польшу. Скандал облетел крупнейшие мировые СМИ и получился максимально медийным. С тех пор Тимановскую периодически поливают в белгосисточниках, хотя сами же убеждали, что ее имя в Беларуси очень скоро забудут. НОК же просто отстранился от ситуации, оставив как официальную причину снятия Тимановской «решение врачей», которого никто не видел.

Из-за соагрессии в войне нарвались на тотальный спортивный бан

24 февраля Россия развязала войну с Украиной, использовав при потакании режима Лукашенко территорию Беларуси для ввода войск и ракетных обстрелов. В ответ России и Беларуси прилетело множество санкций – в том числе и в спорте. 28 февраля МОК заявил, что при возникшей дилемме (спортсмены России и Беларуси не решали нападать на Украину, но украинцы не могут соревноваться из-за этого нападения) решил рекомендовать всем федерациям не допускать российских и беларусских спортсменов к международным соревнованиям. Послушались практически все – Беларусь осталась с футболом (правда, играть надо вне Беларуси вообще всегда) и баскетболом, но без хоккея, гандбола, биатлона, легкой атлетики и еще кучи видов на международном уровне.

Слева – глава Олимпийского комитета России Станислав Поздняков

Виктор Лукашенко отреагировал 3 марта, заявив: «В создавшихся условиях нам необходимо предпринять ряд шагов, чтобы сохранить и развивать спорт, выстроить отношения с дружественными федерациями других стран». В итоге все идет к тому, что все международные соревнования в забаненных видах будут идти по линии Беларусь-Россия-«еще кто-нибудь, может быть, согласится, а нет так нет». Для иного варианта нужно закончить войну или хотя бы перестать позволять российским войскам хозяйничать на территории Беларуси – но Виктор, у которого явно еще есть какие-никакие рычаги влияния, этого делать явно не собирается.

Разносы все так же на отце – Виктор поздравляет (шаблоны весьма похожи) и говорит, что защитит права спортсменов

За годы, пока НОК был под управлением Лукашенко-старшего, в белспорте все привыкли к бесконечным разносам от главы комитета, который вечно был чем-то недоволен. Но и при Викторе роль яростного критика к нему не перешла, а осталась у отца: именно Лукашенко-старший называл выступление на ОИ в Токио «провалом», после ОИ-2022 не давал Ковальчуку оправдаться неким «давлением», а после войны говорил про «МОКовскую шайку» и требовал «гвалтом кричать» об отстранении в международных судах.

Виктор же настолько резких заявлений до сих пор не делал. Больше он специализируется на поздравлениях, которые получаются похожими друг на друга: на летних ОИ наряду с пожеланием здоровья особенно котировалось слово «благополучие» (было как минимум в трех поздравлениях – 1, 2, 3), а в двух поздравлениях Алине Горносько из худгимнастики повторялись «слагаемые успеха» (разве что «самый грациозный вид спорта» превратился в «один из самых изящных»). А еще Виктор регулярно уверяет, что НОК защитит права спортсменов, которые последние годы с успехом попирает – в декабре говорил, что на структуру «всегда можно положиться», а когда через пару месяцев пришел тотальный бан, повторил, что «всегда будет отстаивать» право на участие в крупных турнирах, которого на сегодня нет и не предвидится у большинства адресатов сообщения. Интересно, верят ли они в это до сих пор?

 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты