Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Голос спортТВ покинул Россию из-за Украины: Путин был смелым, но застрял в папке, у атлетов не та совесть для протестов, беларусы – это Ланселот, но правильно все же Белоруссия

Голос спортТВ покинул Россию из-за Украины: Путин был смелым, но застрял в папке, у атлетов не та совесть для протестов, беларусы – это Ланселот, но правильно все же Белоруссия

...

Автор — Tribuna.com
7 июня 2022, 09:09
2
Голос спортТВ покинул Россию из-за Украины: Путин был смелым, но застрял в папке, у атлетов не та совесть для протестов, беларусы – это Ланселот, но правильно все же Белоруссия

Российский спортивный комментатор, ведущий и педагог Александр Шмурнов недавно закончил отрезок карьеры на большом ТВ длиной ровно в 19 лет. С 2003 по 2015 годы он был частью телекомпании «НТВ-Плюс», с 2015 по 2022 годы – заменившего ее «Матч ТВ». Данные СМИ практически все время карьеры комментатора были тесно связаны с российскими властями и госкорпорацией «Газпром», но Александр работал там, несмотря на то, что, например, режим Путина произвольно посадил явно симпатичного комментатору политика Алексея Навального. Но красная линия у Шмурнова нашлась – ей стала война, с 24 февраля продолжаемая Россией в Украине с использованием территории Беларуси. Вскоре после ее начала он покинул Россию – путешествовал по Южной Америке, сейчас находится в Европе, – а вскоре оформил увольнение с «Матч ТВ» и начал прямо высказываться о войне в соцсетях и интервью.

О ситуации в Беларуси Шмурнов высказывался всего пару раз, но публично отмечал «бесчеловечность режима Лукашенко». Канал «ЧестнОК» связался с комментатором и расспросил о его новой жизни, взгляде на войну и отношении к событиям двух последних лет в Беларуси, которую россиянин, несмотря на выражение уважения нашему народу, продолжает называть «Белоруссией» (и подробно объяснил свою позицию). Тун-тун – и поехали.

Об эмиграции и жене, которой «своя земля» дороже

Для меня главной мотивацией отъезда из России было омерзение. Чувство, что я здесь больше не могу. Прошла красная черта, за которой я не способен терпеть сосуществование с Путиным и его режимом. Он зашел слишком далеко. Нельзя больше ему позволять зарабатывать на мне налоги, пользоваться моим телом, которое можно в армию отправить. Я больше им ничего не отдам, а дальше – посмотрим, тактический план выстроим. Была у меня и такая формула: если Россия закрывается навсегда от мира, то я на стороне мира и должен оказаться вне этой тюрьмы.

Моя жена аполитична. Она говорит: «Я на своей земле и никуда не поеду. Да, плохо, да, мерзость. На я буду продолжать учить детей (она логопед), наладится ситуация – буду жить счастливую жизнь, не наладится – буду терпеть такую». Но я уехал не от своей семьи. И не от своей работы. И даже не от того, что происходит на улицах Москвы. И вообще уехал не от, а уехал ради. Ради того, чтобы показать, что нормальный человек не может сидеть в своем плюшевом кресле, когда такое творится. Он должен что-то делать, хотя бы бегать и размахивать руками. Сейчас я бегаю по планете и размахиваю руками.

Неопределенность не пугает. Хотя, конечно, что называется, в подушку иногда и поплачешь, потому что ситуация далека от нормальной человеческой. Когда плачешь в подушку, чаще всего не думаешь о судьбах мира, чаще всего думаешь о себе любимом. Эти слезы – они конкретно о том, что потерял конкретно ты. ведь и у Блаженного Августина написано: «Когда умер мой друг, я плакал не по нему, я плакал по себе, по тому, чего я лишился». И тогда честно говоришь себе: плачешь потому, что лишился нормальной жизни из-за каких-то скотов. И ты мечтаешь о том, чтобы себе это вернуть.

О войне в Украине

[В день начала войны] 24 февраля в 9:15 я вышел в Twitter, а в 9:20 позвонил своим родственникам в Харькове. Первым делом я пошел и купил билет [за границу] себе и сыну – людям призывного возраста из нашей семьи. После этого пошел на работу, да. 25 февраля я еще комментировал «Наполи» – «Барселона». Сказал себе, что эта задача была предначертана мне до войны, я не имею права ее не выполнить, назавтра я уеду. Я очень хитро поступил – сказался больным и улетел. А потом объявил, кому надо, что я уже не вернусь к работе. До объявления о моем увольнении [29 марта] я молчал. А когда я получил уведомление о том, что я уволен, спокойно интервью стал давать и в Twitter писать то, что я реально думаю.

Война – это катастрофа, я ее не ожидал. С точки зрения политологии я полный валенок. люди говорили, что они понимали, что будет война. Я ничего не понимал даже после позорной речи Путина 21 февраля (в ней Путин признал ДНР и ЛНР и заявил, что Украина якобы является искусственным образованием, которой советская власть подарила русские земли – Tribuna.com). Мне казалось, что это продолжение закручивания внутренних гаек. Потому что у меня отсутствует, так скажем, нейрон, который отвечает за то, что можно признать войну хоть каким-то методом чего-то. Я обнаружил его во многих своих друзьях и знакомых. Они говорят: «Мы-то знали, другого выхода не было». Выхода из чего?! Война не может быть выходом не из чего никогда. Просто не может. И я не мог допустить, что война в XXI веке возможна.

Россия сама себя загнала в бессмысленную тюрьму в угоду двум десяткам сумасшедших. Сейчас они даже не могут ответить, чего они хотят. Чего они хотят от этой войны? Чего они хотят от порабощения собственного народа? В итоге всю планету завоевать, а потом ее трахнуть на 18 частей своими бомбами? Чего вы хотите, суки?! Я не понимаю, чего они хотят. Они унижают каждый день всех своими решениями бессмысленными. Ладно, меня сейчас понесет – я лет на 15 себе наговорю.

О Беларуси (для Шмурнова – Белоруссии) и сравнениях беларусской ситуации с российской

Беларусь или Белоруссия? Белоруссия. Я знаю, что вы, именно либерально настроенные, очень за «Беларусь», за бело-красно-белый флаг и так далее. Но правильно Белоруссия. Потому что Сакартвело – это не Грузия, Дойчланд – это не Германия, Суоми – это не Финляндия. В русском языке есть своя норма. Поэтому с уважением к тому, что вы любите это слово и поднимаете его на свой флаг, я все равно говорю «Белоруссия», потому что это русский язык. А Беларусь – это беларусское название, которое я очень уважаю и желаю, чтобы оно у вас везде было написано. Когда все закончится, лично вам из уважения могу пообещать писать «Беларусь». Например, «Белоруссия (Беларусь)». Чтобы ни русский язык, который я уважаю больше всего на свете, ни любовь к победившему вашему народу не были обижены.

У меня ощущение, что беларусские события [вокруг выборов-2020] были абсолютно прозрачными. Там было абсолютное зло и пытающийся сопротивляться ему [благородный рыцарь] Ланселот в вашем лице. У нас [в России] было ощущение, что на улицы вышли только те, кто правы, что все с ними согласны, а таракан с той стороны. У вас все просто, чистая гражданская война: вышло гражданское общество – его взяли за шкирку и вышвырнули, приличный человек сказал слово – говнюки арестовали. Противно, но все понятно. Я сомневаюсь, что у вас из обоих лагерей кто-то не понимает, что происходит. Всем понятно, что придут, может быть, хорошие времена, гражданское общество вернется, и пострадавшие, как местный Мандела, окажутся правыми, и остальные прикусят язык и скажут: «Мы тоже вам сочувствовали, но ничего не могли сделать».

В России все противнее в 100 раз, потому что не все понятно, к сожалению. Эта отвратительная формулировка «не все так однозначно». Россия огромна, Россия инертна, Россия многослойна. Из-за этого в России все всех боятся. В России матрица гораздо сложнее во взаимоотношениях внутри коллектива, в семьях и так далее. Поэтому и гражданская война не открывается так откровенно, как в Беларуси. В России есть куча разных групп, которые уверены в себе и объясняют, что так поступить [напасть на Украину] было нужно Это самый страшный итог трех месяцев войны, что в России выросла, а не уменьшилась прослойка тех, кто говорит: «Может, все-таки надо было именно так». Сейчас в России воспитали вот этими восемью годами, этим Крымом (имеется в виду широкая поддержка россиянами аннексии Крыма Россией в 2014 году – Tribuna.com)... Имперская сущность у россиян, конечно, есть, и от этого никуда не денешься. Маленькая победоносная война для того и нужна, чтобы народ жил с ощущением, что мы правильно сделали и победили. Теперь они могут забрать Донецк и Луганск, а если мир ничего не скажет, значит, они отберут Запорожье и Херсон, значит, дальше они отберут Николаев и Одессу.

Когда мне пытаются транспонировать какие-то мысли из Белоруссии или Украины на Россию... Устройство России гораздо более опасно, ненадежно. В России все очень-очень сложно, и не только сейчас – так же было и в начале XX века, надо читать историю, понимать, какая Россия. А Кавказ куда вы денете? А Сибирь? Вообще хочется, чтобы Россия стала прекрасной, а потом думаешь: а с чего она должна стать прекрасной – что-то не очень понятно.

О молчании российских спортсменов о войне

Российских спортсменов, высказавшихся против войны, мало. Здесь очень много возни. Есть спонсоры, есть окружение, которое во всем сомневается, люди, которые уговаривают не торопиться, не делать заявлений. Может, спортсменам просто сказали: «Не лезь и играй, мы тебя поддержим, мы заработаем на тебе, ты заработаешь на нас». Среди спортсменов много людей, которые получают деньги и поддерживают свое существование в том числе благодаря этому режиму, при этом им кажется, что они ничем его не поддерживают, а просто существуют при нем. Просто у них совесть другая. С точки зрения совести им нечего сказать миру. А с точки зрения быта они не хотят.

Логика очень простая и печальная – спортсмены все-таки интеллектуально не подготовлены к внутреннему человеческому протесту, к тому, чтобы ненавидеть, не мочь переживать вот это все. Они к этому не готовы. Среди спортсменов склонных к эмиграции совсем немного. Россия со своим необыкновенным эго, которое, увы, подкреплено 5000 ядерных боеголовок, гигантской историей с расползанием в империю и собиранием обратно – все это, конечно, формирует в том числе и менталитет. И российские спортсмены, к сожалению, больше склонны к зиганутости, чем к ланселотству.

О Владимире Путине

Это был быстрый смелый управленец, который не гнушается методами, но ищет лучший путь (у него даже фамилия говорящая). А последние несколько лет он вообще оторвался от понимания, что происходит. Решение напасть на Украину – это средство маразма, спровоцированного полным отрывом от реальности. Он находится внутри папочек, которые ему приносят. Если в 2014 году он выглядывал из-за папочек и смотрел, что на самом деле, то в 2018-м перестал, а сейчас он в них захлопнут. Поначалу был человек, который держал папочку, а сейчас это папочка, которая держит человека. По-моему, оттуда он не вылезет

О Владимире Зеленском

Мне дядя говорил в детстве: «Актеры – это сволочи по натуре. Они не могут не быть сволочами». Они все время влезают в разные шкуры, в том числе в шкуру негодяев, а потом вылезают в шкуру добрых людей, что представляется ещё большим негодяйством. С Зеленскими произошла совершенно мистическая история, когда, сыграв президента в кино, он стал президентом. И я не знаю, где настоящий Зеленский, разбирать мне очень сложно. Но достоинство и мужество тех дней, которые он провел в Киеве, когда город бомбили, делает ему честь, даже если он лицедей, который всех нас обманывает. Достоинство, с которым он выступал, с которым вел эти его разговоры от себя кривенькие. Он немножечко формулирует не как политик, а как парень. Это подкупает. Но не подозревать, что у этого человека много масок, я не могу.

О бане российского спорта

Спорт вернется в нормальное русло одним из первых. Международные организации во имя поддержания статуса новой нормальной страны побыстрее со всеми преференциями вернут Россию в свою систему координат. А вот за счет чего это произойдет... Ну, я думаю, что просто лопнет их [режима Путина] пузырь. У них экономика не просчитана никак вообще. Я не вижу возможности тратить миллиарды на войну каждый день и возможности существовать вне мирового пространства.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты