Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/С детства приучают сидеть в обороне, работа с мячом очень плоха, в АБФФ работают не для общества. В чем заметна катастрофа белфутбола

С детства приучают сидеть в обороне, работа с мячом очень плоха, в АБФФ работают не для общества. В чем заметна катастрофа белфутбола

Бюджеты, раздутая лига и лимиты.

Автор — Tribuna.com
25 июня 2022, 00:01
С детства приучают сидеть в обороне, работа с мячом очень плоха, в АБФФ работают не для общества. В чем заметна катастрофа белфутбола

Мнение Валерия Исаева.

На днях YouTube-канал «ЧестнОК» выпустил интервью с бизнесменом Александром Кныровичем, в котором тот вспоминал свой опыт владения футбольным клубом и давал оценку положению дел в спорте при режиме Лукашенко.

Выпуск нашел определенный отклик в футбольном сообществе. Агент Валерий Исаев у себя в Фэйсбук высказал мнение, что уровень футбола в Беларуси и чемпионата в частности катастрофически упал, и это предельно очевидно. А в чем же катастрофа и в чем же очевидность? Телеграм-канал «О, спорт! Ты – мир!» поговорил об этом с Исаевым подробнее. «Трибуна» с разрешения канала перепечатывает интервью.

– Вредничать не буду, потому что также имею отношение к чемпионату Беларуси. И как бы я ни говорил, что не хочется следить за турниром, что он неинтересен, но мы остаемся частью ЧБ в той или иной степени. Естественно, я переживаю за футболистов, за команды.

Если же говорить об уровне нашего футбола, то давайте обратим внимание на выступления нашей сборной, наших клубов в еврокубках в течение последних двух лет. Невооруженным взглядом видно, что результаты намного ниже, чем несколько лет назад. Раньше все было стабильно, держалось на одном уровне, а сейчас все очень сильно упало. И видно по чемпионату, что ведущие клубы Беларуси – БАТЭ, минское «Динамо», «Шахтер» – прилично опустили свою планку, при всем уважении к этим командам. Представить такое, что мы видим сейчас – что лидирует «Энергетик-БГУ» к концу июня – было просто невозможно. Да, «студенты» многое делают для своего успеха, они молодцы, но лет 5-10 назад разве можно было увидеть коллектив с таким финансированием, с таким подбором исполнителей на вершине таблицы? Причем в «Энергетике-БГУ» играют не воспитанники одной школы, не какие-то яркие звезды. Более того, в начале чемпионата фамилий восемь-десять из состава я даже не знал, признаюсь честно. Кто-то из «Барановичей» приехал, кто-то из «Сморгони». Но они играют, побеждают, лидируют в чемпионате.

При этом что мы видим? Даже несмотря на то, что этот коллектив занимает первое место в высшей лиге, футболистов [не проходящих в состав] не хотят брать в аренду даже коллективы [беларусского] Д2. А если берут, то через просмотры. При этом в «Энергетике-БГУ» эти ребята делают результат. Так что в успехе минской команды я вижу две причины: отличная работа тренерского штаба и, конечно, катастрофически упавший уровень чемпионата.

– Не думаете, что лидирующий сейчас «Энергетик-БГУ» просто выдал неплохой старт, а ближе к концу дистанции спустится к середине таблицы?

– Команды, которые по определению должны быть в семерке, нестабильны. Я говорю в первую очередь о представителях областных центров. То, что происходит в Могилеве, это просто безобразие. «Днепр» буквально за уши тянут, но он ничего не показывает. Так не должно быть. По-моему, представители областных центров должны идти как минимум вслед за топ-3, но посмотрите, как их штормит: «Днепр» – 14-й, брестское «Динамо» – последнее.

Поэтому у «Энергетика-БГУ» есть шансы похулиганить до конца чемпионата. Если никто из команды в течение сезона не уйдет в другой клуб, то, мне кажется, шансы финишировать в первой тройке есть.

– Чемпионат перестал быть интересен качественным легионерам?

– Объективно, но, стоит признать, тут причины не только в упавшем уровне чемпионата Беларуси. Как мы знаем, на беларусский футбол наложены определенные ограничения, запреты. Клубы в еврокубках не могут играть на домашних стадионах, например. И это, конечно, не может не сказываться на интересе футболистов из-за рубежа.

Плюс бюджеты команд просели. Нет, не упали до уровня того же «Энергетика-БГУ», но деньги, которые сейчас есть во многих ведущих коллективах Беларуси, уже не интересны игрокам, которые раньше приходили в БАТЭ, минское «Динамо» или «Шахтер».

– Может отсутствие высококлассных легионеров сказываться на уровне и мастерстве беларусов? Ведь рядом нет игроков, с которых можно брать пример.

– Безусловно, когда рядом с тобой выступают классные партнеры, это сказывается на прогрессе любого футболиста. И рядом с крутыми легионерами прибавляли наши ребята. Плюс команды из нижней части таблицы ЧБ тоже были по-другому мотивированы в играх с соперниками, где были высококлассные иностранцы.

Но сейчас этого нет. И мы видим, что это привело к тому, что клубы Беларуси подравнялись друг с другом. Взгляните на результаты матчей 1/16 финала Кубка Беларуси. Многие представители высшей лиги еле-еле прошли более слабые команды, которые даже выступают в дивизионах ниже. Прежней разницы в классе уже нет.

Кто-то скажет, что уровень турнира снизился из-за того, что за границу уехали хорошие исполнители. Да, но уехало не так много, массового оттока не случилось. Основные футболисты, опытные игроки продолжают выступать в ЧБ.

– Падение уровня беларусского футбола произошло постепенно, не резко?

– Хочу сказать, что так или иначе ответственность за то, что происходит с футболом в Беларуси, несет АБФФ. И если мы будем говорить правду, то это будет критика. Потому что на падение уровня футбола, думаю, повлияли введенные лимиты, ограничения на молодых и так далее. Что-то изменилось в лучшую сторону? Нет, конечно. Стало только хуже. При этом нам говорят: «Посмотрите, в национальной сборной появились молодые футболисты». С моей точки зрения, молодой футболист – это 18-19-летний игрок. А когда парню уже 22-23 года, это уже совсем не молодой спортсмен, а футболист в самом расцвете сил. И если он считает себя хорошим исполнителем, то априори должен появляться в стартовом составе и клуба, и сборной – сам, благодаря своему мастерству, а не благодаря батутам, созданным федерацией. Не выигрываешь конкуренцию в честной борьбе? Пожалуйста, есть первая лига, вторая – играй там, доказывай.

Но мы видим, что многие лимитчики объективно незаслуженно появляются в составе. Они не дотягивают до команд высшей лиги, но выходят на поле только потому, что тренерам нужно соблюдать лимит. Из-за этого падает общий уровень коллектива. А падает уровень одной команды – за ней следуют другие клубы. И в итоге – падение уровня всего чемпионата. Ну а это, конечно, сказывается на выступлении сборной Беларуси. Все в футболе взаимосвязано.

– И не зря «националка» сейчас находится на грани вылета из первой сотни в рейтинге ФИФА.

– Для нас уже словаки считаются недостижимой командой. Мы говорим, что это топ-сборная, безусловный лидер и фаворит группы. Но, во-первых, не думаю, что в Словакии за последние годы финансов в футбол было вложено больше, чем в Беларуси. Во-вторых, мы превосходим по населению словаков. Соответственно, в нашей стране у тренеров больший набор детей в школы, больший выбор футболистов. Но мы пришли к тому, что словаков считаем топами, недостижимой вершиной. Что ж, стоит признать, что сейчас это действительно так, и к этому мы пришли сами.

Но, послушайте, почему тогда мы сейчас еще слышим, что и Казахстан – топ для нас, и Азербайджан? При всем уважении к этим странам и этим командам, но считать их топами… Просто все дело в том, что тот футбол, который мы показывали в матчах с этими коллективами в Лиге наций, – трусливый, неинтересный. Вот и результат.

В АБФФ говорят, что готовятся к 2028 году, тогда будут результаты, победы на высоком уровне. Так покажите сейчас, кто эти победы через несколько лет будет добывать! Где эта бегущая и играющая молодежь? Беларусский футбол с каждым годом становится все хуже и хуже. Передачи поперек и контратаки – всё на этом.

И еще раз призываю вспомнить матч со словаками. Объективно, эта команда выглядела не лучше нас – там был и брак в передачах, и не лучшая работая с мячом. Но мы почему-то играли исключительно на контратаках. Да, были позиционные атаки (тот же Шевченко едва не забил в результате одной из них), но их было немного. Почему? Игроки не могут показывать такой футбол на протяжении двух таймов, они просто не вытягивают. У меня тогда вопрос: зачем вызывать в сборную футболистов, которые не могут два тайма со словаками играть на равных? Ничего же эта сборная, объективно, не показала. Не показали и казахи, и азербайджанцы. Это значит то, что подготовка наших игроков изначально идет неправильным путем. Учите футболистов работать с мячом! Как только соперник демонстрирует высокие скорости, игру в одно-два касания, мы уже теряемся, не знаем, что делать. И нам обязательно нужно принять мяч, повернуться спиной к чужим воротам, вернуться назад, отыграться через кого-то. Отсюда и такие результаты и клубов, и сборной. Для чего тогда в данном случае работает АБФФ?

– Если мы говорим о тактике, то какая она в принципе в беларусском футболе? Она как-то меняется?

– Наш футбол никогда не отличался зрелищностью. Последняя зрелищная игра была, наверное, в исполнении минского «Динамо» в 1980-х годах. Тогда команда отличалась атакующей техничной игрой. А суверенный беларусский чемпионат никогда не мог похвастаться таким футболом. Тот же БАТЭ, когда стал уверенным лидером чемпионата, побеждал за счет уровня и мастерства своих исполнителей. А вот на международной арене как играл БАТЭ? От обороны.

Что касается наших сборных, то и они всегда играли от обороны. Причем если во времена Хацкевича и Белькевича эта оборонительная тактика не была такой яркой выраженной, то сейчас она очень заметна. При этом нужно сказать, что в такой футбол в мире уже никто не играет. Даже коллективы из маленьких стран не отсиживаются сзади. Они выдерживают два тайма за счет подготовки игроков, их умения идти в позиционные атаки.

Наш футбол погряз в оборонительной тактике, и дальше уже так двигаться нельзя. Вид спорта остановился. Ломайте тактику, ищите что-то новое. На достижение результатов может уйти время, годы, но мы будем видеть стремление. Пускай вы пропустите пять мячей, но забьете три. И через несколько лет все станет лучше, чем сейчас, не будут наши игроки сидеть сзади. При этом страшно, что такую тактику – оборонительную – прививают игрокам с юных лет, она проповедуется и в лицензировании, и во взрослом футболе. В итоге мы сейчас ниже тех стран, которые несколько лет назад легко обыгрывали.

– В Беларуси не хотят уходить от оборонительной тактики?

– В АБФФ взяли что-то из голландского футбола, немецкого. Тренеры ездят на стажировки в Испанию. Давайте будем честны: все эти поездки больше похожи на путешествия. Да, какие-то моменты можно почерпнуть для себя, но, по-моему, нет смысла брать системы из других стран и пытаться внедрять в наши школы. Они не приживутся по многим причинам – футбольным, ментальным, интеллектуальным.

Почему я все время говорю про Анатолия Юревича? Наши руководители упорно не хотят замечать человека, который обладает колоссальными знаниями и опытом именно в беларусском футболе и дает результат. Его команда не обладает суперталантливыми футболистами, но за счет работы, в том числе психологической, есть результат. Я сравню Юревича с молодыми коллегами, которые постоянно плачут, что развивать футбол и игроков мешают гаджеты, в которых сидят спортсмены. Так а что тогда сделать? Гаджеты отменить? Вы, тренеры, меняйтесь, находите подход в сегодняшних реалиях. Юревич в гаджетах не разбирается, но находит подход к каждому игроку. Спросите любого футболиста, который побывал под его нагрузками, и кроме уважения к специалисту они ничего не испытывают.

– Как думаете, для 16-17-летних футболистов выступление в нынешней высшей лиге является достаточной мотивацией для работы?

– У большинства ребят мотивация заключена в другом. Уровень зарплат в «вышке» значительно отличается от того, что можно получать в первой или второй лигах. И для подавляющего большинства футболистов это является важнейшим фактором, чтобы стремиться в Д1. Не вижу в этом ничего плохого, все так или иначе хотят, чтобы их труд был достойно вознагражден. Поэтому высокие слова – выступление за клуб, за страну и так далее – сегодня уже не играют такой роли, как раньше. И мы должны понять, почему так происходит. Но, объективно, отношение к возможности выступать в высшей лиге сейчас намного отличается от того, что было лет 5-10 назад.

– В том числе из-за того, что уровень чемпионата очевидно упал?

– А низкий уровень турнира, к слову, результат того, что делала федерация и с самим турниром, и с беларусским футболом: все эти истории с «Крумкачамi», попытки вытянуть за уши какие-то команды, раздачи кредитов и так далее. И сейчас АБФФ тянет в элитном дивизионе 16 команд, при этом им наплевать, как клубы существуют, какая у ФК инфраструктура, уровень менеджмента. Главное, чтобы в высшей лиге было 16 участников. Это все, безусловно, также повлияло на то, что уровень турнира упал. В моем понимании сегодня как минимум три-четыре команды не соответствуют уровню профессионального клуба, и они должны играть как минимум в Д2. А оптимальное количество коллективов в «вышке», по-моему, это 12.

– Каков, по-вашему, средний уровень мастерства игроков в чемпионате Беларуси?

– Среди ребят 16-18 лет очень много талантов, там средний уровень футболистов высокий. Юные футболисты сверкают, показывают результат. Но после 18 лет начинаются проблемы. Почему? Потому что в первой и второй лигах, где много молодых футболистов, очень слабая инфраструктура. Что делает АБФФ в таком случае? Пытается затащить молодых в «вышку» за уши, тем самым разваливая лигу. А дальше разваливается национальная сборная. Молодые, оказавшись в коллективах элитного дивизиона, получают какую-то копейку и при этом теряют мотивацию расти. Такие действия не приносят никакого результата, и уровень футболистов в ЧБ стремительно падает. И он, очевидно, сейчас в низкой точке.

Я не говорю, что молодым не нужно играть. Нужно, но в классной первой лиге, на качественных полях, [надо там] иметь возможность помыться в душе и сходить в туалет, где не дырка в полу. Плюс в таких условиях, даже в регионах, молодые тренеры будут расти, передавать друг другу знания. И это будет куда лучше, чем те знания, которые дает на курсах федерация. Мир пришел к тому, что лучшее образование можно получить через опыт, через работу. А не вот эти все курсы, за которые ФИФА и АБФФ получают немалые деньги.

– Какие главные недостатки вы видите у беларусских футболистов?

– Как я уже говорил, ярко выраженный минус – работа с мячом. Я не тренер, не знаю, какие нужно давать упражнения, чтобы игроки лучше работали с мячом. Но нужно признать, что во времена СССР спортсмены лучше обращались с мячом, чем нынешнее поколение игроков. При этом тогда было меньше площадок, полей. Нам что, в таком случае возвращаться в прошлое и создавать такие же условия? Как сделать так, чтобы дети больше работали с мячом? Выход только один: площадки, которые с перерезанием ленточки открывают представители АБФФ в разных городах, должны быть в каждом дворе. Только, естественно, площадки должны быть безопасными, чтобы детей туда спокойно отпускали, с освещением. Дети будут играть и сами учиться.

А то понаоткрывали малых площадок, отчитались и думают, что все сделали для развития футбола. Нет, это не то. При этом люди, которые поставлены якобы улучшать вид спорта, кайфуют от своего положения. И никого же не прогнать, даже если есть большие проблемы в футболе. Но послушайте, если вы пришли туда, где нужно что-то делать, то поймите: вы делаете это в первую очередь для других, для людей. Не для себя, не для начальника, а для общества, чтобы оно радовалось футболу и видело, что футбол развивается.

Да, некоторые что-то делают, надо признать. Например, в Витебске шикарные условия, классные тренировочные поля. Но при этом местный футбольный барин сам себе не позволяет радоваться жизни. Прочитал, как, заключив контракт с футболистом, директор «Витебска» решил, что дружба с Вергейчиком и членство в исполкоме дают возможность плевать на регламенты. Благо, что это не так. Функционер сам не радуется жизни и другим не дает.

– Вы видите свет в конце тоннеля в беларусском футболе?

– Безусловно, все, что происходит сейчас в стране и в мире, очень сильно влияет на футбол. И нельзя сказать, что этот вид спорта будет развиваться отдельно. При этом мы должны строить реалистичные планы, ставить реальные цели. Не должно быть так, что человек возглавляет сборную и вместе с АБФФ декларирует задачи занять первое место в группе. Нужно объективно оценивать свои возможности. А так получается, что АБФФ плевать на болельщиков, на всех, кто на что-то надеется. Цели ставятся, но их никто не выполняет. Нужно меньше говорить. А то эти концепции до 2028 года… А что мы ближайшие шесть лет будем делать?

– Скоро наши клубы стартуют в еврокубках. Не могу не спросить о ваших ожиданиях.

– Когда команды играют в атакующий футбол, когда показывают красивую игру, забывается все. Но я включил матч последнего тура «Гомель» – «Динамо-Брест». Посмотрел этот поединок – хотелось выключить телевизор. Кому нужны ваши 1:0? Чем вы занимаетесь 24 часа в сутки? Выходить и так вот мучиться? Кому это интересно?

Если команды в еврокубках будут интересно и весело играть, то я за них буду болеть. Но если начнут причитать, что долго ехали на автобусе, играют не дома…

– Так а евроосень, по-вашему, нам ждать?

– Думаю, шансов нет ни у кого. И причины провала клубы обязательно найдут.

Фото: abff.by

Другие посты блога

Все посты