Tribuna/Теннис/Блоги/О духе времени/Соболенко пытается убедить всех, что вне политики. Вот примеры, где сразу видно: Арина всегда очень, очень старалась от нее дистанцироваться

Соболенко пытается убедить всех, что вне политики. Вот примеры, где сразу видно: Арина всегда очень, очень старалась от нее дистанцироваться

Всего-то включила Лукашенко в свою команду – какая мелочь, в самом деле.

Автор — Tribuna.com
29 января 2023, 11:27
5
Соболенко пытается убедить всех, что вне политики. Вот примеры, где сразу видно: Арина всегда очень, очень старалась от нее дистанцироваться

Беларусская теннисистка Арина Соболенко выиграла Australian Open – один из крупнейших турниров в мире. С победой ее поздравляют приятели из теннисной элиты типа серба Новака Джоковича, официальные аккаунты гигантского мирового бренда Nike, с которым у Соболенко контракт, за сам титул спортсменке полагается больше 2 миллионов долларов.

Всего этого могло бы не быть, если бы главные теннисные организации, как почти все международные структуры в других видах спорта, отстранили представителей Беларуси и России в ответ на войну, которую с 24 февраля продолжает Россия в Украине с использованием территории Беларуси. Но в теннисе позволили выступления в нейтральном статусе – мол, надо быть вне политики – и даже наказывали «Уимблдон», который ввел бан.

Соболенко достаточно редко получает вопросы о политике. Все их спортсменка отбивает примерно одинаково: говорит что-то в духе «я ничего не могу изменить», а заодно пытается всех убедить, что вообще никак с политикой не связана.

«Без флагов так без флагов, окей. Как я говорила, я действительно думала, что теннис и вообще спорт не имеют ничего общего с политикой», – это во время Australian Open у Соболенко спросили о запрете беларусской и российской госсимволики.

«Я очень разочарована, что спорт каким-то образом в политике. Мы просто спортсмены. Мы – это не о политике», – это из комментария Соболенко конца прошлого года насчет «Уимблдона», который ей пришлось пропустить.

«Много давления. Стараюсь помнить, что я просто спортсменка и не имею никакого отношения к политике», – это Соболенко сказала на US Open в сентябре 2022-го при вопросе, сложно ли ей играть в «сложившейся политической ситуации».

Разве могут быть сомнения, что Арина говорит правду? Ведь есть не один пример того, как Соболенко, очевидно, очень-очень старается дистанцироваться от политики – вот они.

Встречалась с Лукашенко по своей инициативе

Соболенко не раз встречалась с Александром Лукашенко – каких вам еще нужно доказательств, что она не лезет в политику? Впервые это – по крайней мере, с публичным объявлением – случилось в 2017-м, когда женская сборная Беларуси играла в четвертьфинале Кубка федерации против Нидерландов. Лукашенко пришел в раздевалку к беларусским теннисисткам и сказал: «Я, конечно, не пришел вас учить – я, наверное, меньше в теннисе разбираюсь. Я просто пришел, чтобы вы не переживали. Не переживайте. Вы же вчера играли, какое волнение? Волнения уже быть не должно. Всегда надо сыграть так, как от тебя не ждут. Главное – не переживайте». По лицу Соболенко было не сказать, что она подчинилась требованию Лукашенко. От объятий, предложенных политиком, она также отказываться не стала. «[Лукашенко] заходил к нам в раздевалку, сказал пару ласковых, настроил на матч», – после сказала теннисистка.

Приходил Лукашенко к теннисисткам и перед минским финалом того розыгрыша КФ против США – ставил задачу «показать свою игру». От поражения 2:3 это не уберегло.

Но, допустим, это были встречи, от которых Соболенко не могла отказаться. Однако в ноябре 2018-го Лукашенко провел с Соболенко рандеву – причем о встрече тет-а-тет политика попросила сама теннисистка. Зачем ей это было нужно и что там обсуждали – неизвестно до сих пор.

Также можно вспомнить, что в конце 2019-го Соболенко посетила ресторан «Лебяжий», который в тот вечер открывал Лукашенко.

Называла Лукашенко членом своей команды

В 2019-м Соболенко вообще включила Лукашенко в состав своей команды. «В широком смысле [Лукашенко] в ней был и остается. Хорошо родиться в стране, где [Лукашенко] поддерживает спорт как никто другой и готов прийти на помощь в трудную минуту. Это бесценно», – расхваливала кумира спортсменка.

Ближе к концу того года после победы в парном разряде на US Open Соболенко передала Лукашенко еще одну благодарность: «Думаю, Александр Григорьевич не пропустил [финальный] матч. Привет ему и спасибо за все. У нас руководство страны любит спорт. В свое время получалось выезжать на турниры и соревноваться именно благодаря помощи руководства страны».

Думается, Лукашенко и сейчас считает себя членом команды Соболенко. Близкие политику люди с Telegram-каналом передали, что он аж матерился при ее игры, а потом выложили видео, на котором Лукашенко поднимает тост за Соболенко вместе с экс-главой федерации тенниса, приближенным «бизнесменом» Сергеем Тетериным, который, конечно, не упустил шанса добавить, что все происходит не просто так, а «за страну и президента» (какую и какого – не уточняется).

Играла в команде с премьер-министром

До совместных матчей с Лукашенко, как у Виктории Азаренко (которая теперь смешит высказываниями, что якобы «никогда в жизни не играла в политические игры»), у Соболенко дело не дошло. Однако был другой пример – в 2019-м теннисистка стала в пару с тогда премьер-министром Беларуси, бывшим главой АБФФ Сергеем Румасом. На другой стороне выступали тренировавшая сборную страны Татьяна Пучек с министром финансов Максимом Ермоловичем. Соболенко и Румас победили, а Арина после матча выдала комплименты в адрес и напарника, и соперника: «[Румас и Ермолович] показали довольно неплохой теннис. Я, честно скажу, ожидала, что будет проще играть. Удивлена их хорошим уровнем подготовки».

Повторяла режимную белиберду о ковиде

Когда в 2020-м мир накрыла пандемией коронавируса, Беларусь по велению Лукашенко фактически проигнорировала пришедшую в страну опасность (а Румаса, который предлагал хотя бы увести на дистанционку учебные заведения и все возможные рабочие места, выгнали из премьерского кресла). Пока другие государства защищали народ, Лукашенко говорил о «психозе», советовал лечиться баней, водкой и тракторами и заявлял, что вирусов нет там, где он их не видит. Пожалуй, стратегия бравады вместо борьбы с ковидом стала решающим фактором для объема протестов против Лукашенко и его системы на выборах-2020 – вирус затронул более-менее всех жителей страны, которым пришлось спасаться самим.

В начале июня 2020-го Соболенко решила обсудить коронавирус с выступающей за Казахстан теннисной подругой Юлией Путинцевой, которая на тот момент находилась в американском Майами. Послушав о тамошних жестких ковидных ограничениях, Арина в очередной раз положительно отозвалась о режиме: «На самом деле, у нас так хорошо, что все открыто». А потом и вовсе практически дословно процитировала Лукашенко: «Где [коронавирус], его не видно же (смеется). Мы его не видим. Вот ты можешь его потрогать? Я не могу. Вот и нет коронавируса (смеется). Ну, блин, переболею – переболею. Если уже суждено – этого не избежишь».

Позже Соболенко гневалась, что в новости вынесли «шутливую болталку» – впрочем, каждый сам может оценить, шутила теннисистка или все же, как считаем мы, высмеивала реальную проблему.

После выборов не могла назвать инициаторов насилия, зато не забывала, «что сделано для спорта»

13 августа 2020-го, в разгар избиений силовиками Лукашенко протестующих и их пыток за решеткой, Соболенко написала, что не может «смотреть на жестокость по отношению к людям, которые беззащитны», и попросила остановить насилие. Однако адресата своего обращения теннисистка никак не указала – и далее продолжала занимать половинчатую позицию: заявляла, что против насилия и за мир, но никак не поясняла, кто же виноват в наличии первого и отсутствии второго.

В ноябре 2020-го Соболенко заявила, что некие беларусы хотят, чтобы она «впрыгнула в инстаграм с таким флагом» (далее были слова о сторонниках БЧБ), и очень знакомо заявила: «Спорт вне политики. Спортсмены занимаются своими делом, политика – своим». Это было сказано вскоре после того, как теннисистка в день очередного избиения беларусов на мирном марше протеста решила поделиться с подписчиками переживаниями о своем макияже – а когда в комментарии стали приходить закономерные вопросы об уместности момента, начала советовать недовольным «поумнеть» и удивляться, как их «земля носит».

Лишь однажды от Соболенко последовал хотя бы намек на то, что насилие – это все же инициатива режима. Однако тут же это было перекрыто призывом помнить о его заслугах, несмотря ни на что. «Вы правда считаете, что вам позволено за меня решать, на какой я стороне? Я против насилия и говорила об этом публично! Но я не могу закрыть глаза на все то, что сделано для страны в целом и для спорта в частности», – заявила теннисистка, подтвердив наиболее ценимое качество для режима – верность ему.

Стала подписанткой прорежимного письма

В конце ноября 2020-го на свет появилось «открытое обращение деятелей белорусского спорта», созданное, по нашим сведениям, по заданию режимного Минспорта сотрудником его газеты. В нем формально заявлялось любимое соболенковское «спорт вне политики», однако само обращение прямо противопоставлялось созданному сразу после выборов письму свободных спортсменов за честные выборы и против насилия, а в тексте приводились «великие» успехи белспорта, которыми звали гордиться и отдельным абзацем напоминали, что «это не было бы возможным без колоссальной поддержки со стороны беларусского государства». В общем, все было настолько очевидно, что обращение сразу же стали называть провластным или прорежимным письмом либо просто письмом за Лукашенко.

В декабре 2020-го на специально созданном сайте стали появляться данные тех, кто подписался за режим. Там значилась и Соболенко – под престижным номером 24. Лично ли подписывалась спортсменка, неизвестно – впрочем, ни разу за почти два года с тех пор она не высказывалась на эту тему, соответственно, заняла позицию молчаливого согласия со всем, что продолжает практиковать режим (насилие, пытки, драконовские сроки несогласным).

Пришла пить с Лукашенко после четырех месяцев насилия

Еще нагляднее все слова Соболенко о том, что она якобы против насилия, разбило ее появление на новогоднем обращении Лукашенко в конце 2020-го. В нем политик призывал «перевернуть страницу во имя сохранения клочка земли в центре Европы» (какое уважение к Беларуси), а затем ушел пить шампанское с остававшимися за кадром приглашенными гостями, среди которых была и теннисистка. «Розовая кофточка» с бокалом в руке улыбалась прямо в лицо диктатору. Когда позже болельщики спросили, зачем она туда пришла, Соболенко лишь призвала «не додумывать ужасов».

Убеждала прорежимного функционера, что совсем не собиралась поддерживать Украину

Вскоре после начала войны в Украине Соболенко написала: «Нет войне». А в марте журналисты спросили у теннисистки, могла бы она показать поддержку Украине на корте – например, надев ленту цветов украинского флага, как в те дни стали делать ряд ее коллег. Соболенко ответила так: «Я готова надеть такую ленту. Я чувствую, что люди [в Украине] нуждаются в нашей поддержке. Мы беспокоимся о них, мы все надеемся на мир. Надев ленту, я бы чувствовала себя комфортно».

Буквально через день Соболенко уже держала ответ перед Сергеем Рутенко – бывшим гандболистом, который после выборов активно впрягся за Лукашенко, присутствовал на его «инаугурации» и в итоге (а без согласия режима в нынешней Беларуси это невозможно) стал главой федерации тенниса. Действительно, как это – Лукашенко и его режим рассказывают о якобы «нацистах» в Украине и всемерно помогают России, а тут Соболенко говорит о поддержке украинцев?

Вскоре Рутенко рассказал журналистам, что тенниситка уверила: ее ответы исказили. «В который раз убедился, что западная пресса переиначивает все слова на свой лад, продвигая заранее намеченные тезисы. Не буду приводить подробностей нашего личного разговора [с Соболенко], но суть ее ответов была совершенно иная, нежели было опубликовано», – заявил прорежимный функционер.

В итоге теннисистка никаких лент так и не надела – видно, Рутенко сработал эффективно. Однако само его высказывание вызвало только саркастическую улыбку – ведь слова Соболенко записывали на видео, и «не так» понять ее было невозможно (отметка 3:52).

Очевидно, Соболенко не готова терять ни возможность бывать в Минске, ни некие материальные блага в Беларуси – хотя человек, который способен использовать сохраненную для него возможность получить больше 2 миллионов долларов за один турнир, мог бы давно и без проблем вывезти всех своих родственников хотя бы в тот же Майами, который теннисистка теперь называет своим домом. Впрочем, это ее выбор, и удивляться ни ему, ни ее лицемерию мы всерьез не станем.

В этой истории остается только одна загадка: почему с таким бэкграундом спортсменку все еще спонсируют западные компании и продвигает WTA, а журналисты на пресс-конференциях так ни разу и не задали вопроса в лоб о ее связях с Лукашенко?

Другие посты блога

Все посты