Tribuna/Хоккей/Блоги/О духе времени/Многие подписались за Лукашенко, чтобы отстали, но есть и те, кто за него, к Баскову было много негатива, шок от войны быстро сошел на нет. Что волнует хоккеистов в Беларуси

Многие подписались за Лукашенко, чтобы отстали, но есть и те, кто за него, к Баскову было много негатива, шок от войны быстро сошел на нет. Что волнует хоккеистов в Беларуси

Уж точно не репрессии против беларусов.

Автор — Tribuna.com
22 сентября 2022, 18:08
Многие подписались за Лукашенко, чтобы отстали, но есть и те, кто за него, к Баскову было много негатива, шок от войны быстро сошел на нет. Что волнует хоккеистов в Беларуси

Уж точно не репрессии против беларусов.

Хоккей в Беларуси – и самый провластный, и самый обласканный государством вид спорта. В него играет Лукашенко и чиновники, денег на арены в свое время не жалели. Хоккеисты после выборов-2020 массово подписали провластное письмо, несмотря на репрессии и беззаконие, ряд тренеров и функционеров открыто поддерживают режим и так же открыто кормятся благодаря ему. 

При этом понять, как мыслят отечественные хоккеисты, что у них на самом деле в голове – задача довольно сложная. Они уклоняются от интервью, а в тех, что дают, избегают политических тем. Война в Украине, к примеру, вообще прошла мимо «мастеров клюшки». Ее никто не осуждал и не поддерживал.

Так чем живут типичные игроки Экстралиги? Какая у них логика и какие моральные принципы? Об этом с «Трибуной» на условиях анонимности согласился поговорить один из игроков чемпионата Беларуси.

– Как можно описать то, что сейчас происходит с беларусским хоккеем?

– Если откровенно, лучше и сильнее с каждым днем он не становится. Уровень чемпионата падает, неплохие легионеры все равно приезжают, но в основном это ветераны, которые не могут найти работу в КХЛ. И во многом падение связано с тем, что в беларусском хоккее уже совсем не те деньги, что были раньше. Вид спорта не финансируется в прежних объемах. Отсюда и снижение уровня турнира.

– Отсутствие финансов – это следствие нынешних экономических реалий?

– Не сказал бы. Проблемы с финансами начались уже давно, уже лет пять все идет на убыль. В стране ситуация не самая приятная, санкции на многое влияют, плюс нет смысла вкладывать большие деньги, если хоккей на международном уровне забанен. Сборная нигде не выступает, на чемпионате мира не играет. Также нужно сказать, что когда началась война в Украине, это отразилось на возможностях наших клубов и игроков покупать амуницию. Банально иногда не хватает каких-то вещей, чтобы играть, а достать невозможно, потому что Запад наложил санкции.

– Как вы считаете, все эти санкции и баны справедливы?

– Лично я считаю, что справедливы. Они же не просто так были введены – все из-за действий наших политиков, чиновников.

– Как вообще в хоккейном мире отреагировали на санкции?

– Конечно, есть те, кто считает такое положение вещей справедливым. Тем более люди понимают, что все это связано с действиями и политикой Лукашенко. Мол, если бы он в том же 2020 году действовал по-другому, то и не вводили бы баны. Но есть и те, кто спокойно относится к санкциям. А вообще особого обсуждения среди спортсменов нет.

– То есть среди хоккеистов нет тех, кто жалуется и высказывает недовольство?

– Нет, такого я не слышал. Тем более если мы говорим об отстранении сборной Беларуси от международных соревнований, какой повод жаловаться на это игрокам ЧБ? У нас не так много сборников, чтобы они массово жаловались. Так что, можно сказать, санкции особо не коснулись внутреннего первенства.

– А как же отстранение клубов от Континентального кубка?

– Думаю, ребятам, которые могли бы там сыграть, сейчас очень обидно.

– Национальная сборная вынуждена играть «товарняки» с Россией.

– Это вообще цирк. Лучше вообще не играть, чем проводить такие матчи. Это мое мнение. Самое смешное, что потом федерация любит все это пафосно преподнести: «Мы достойно сыграли с Россией», «Дали бой серебряным призерам Олимпиады» и все в таком роде. А если посмотреть на состав этой сборной России, то просто смешно. Но федерация так гордится этим. Хотя реального прогресса для игроков такие матчи вообще не дают. Повторюсь, лучше вообще их не проводить. Цирк.

И еще чиновники любят говорит не только об успехах в этих поединках, а вообще о том, что хоккей в Беларуси активно развивается. Хотя на самом деле это не так. Вид спорта стремительно скатывается вниз, новых звезд нет, чемпионат не развивается. Федерация, конечно, правду не скажет, поэтому и говорят постоянно о том, что все у нас замечательно. Так сказать, пускают пыль в глаза.

– Как думаете, чиновники сами верят в то, что говорят?

– Даже не представляю, что у них в головах. Мне кажется, чтобы ни происходило, они будут все равно говорить, как в хоккее Беларуси все хорошо, замечательно. Никто ж свою работу критиковать не будет. Хотя и уровень хоккея падает, и денег катастрофически не хватает.

– Зато на минское «Динамо» с многочисленными легионерами деньги находятся.

– Так потому что это какой-никакой имидж для Беларуси, команда играет в КХЛ. Вбухивают в клуб деньги, вложили столько в «Минск-Арену», которая не собирает аншлаги, а чаще стоит пустой. Но власти будут содержать команду до конца – опять же, потому что это, скажем так, имиджевая игрушка. И я не думаю, что тяжелое финансовое положение в стране как-то скажется на жизни «Динамо». В отечественный хоккей будут вкладывать меньше денег, а в «Динамо» – по крайней мере не будут опускать планку. Плюс людям же надо дать какое-то зрелище, чтобы отвлечь от того, что происходит в стране. Так что, мое предположение, ближайшие годы «зубры» точно будут выступать в КХЛ, несмотря ни на что.

Хотя меня все равно иногда удивляет, для чего команда существует. Говорили, что это будет базовый клуб сборной, что будут давать развиваться молодым. А по факту что? Молодежь очень редко выстреливает, в основном играют легионеры. Федерации и властям Беларуси нужно показать, как у нас все хорошо, вот и стараются делать все, чтобы «Динамо» побеждало, а это в первую очередь достигается за счет иностранцев.

– Как вы отреагировали на то, что ФХБ возглавил Александр Богданович?

– Еще один цирк, если честно. Причем такое мнение у многих в беларусском хоккее. Хотя при нынешнем режиме, мне кажется, этого стоило ожидать. Баскова дисквалифицировали на пять лет, он не может заниматься хоккеем, поэтому поставили другого провластного человека. Ведь хоккей в Беларуси – это реально провластный вид спорта, поэтому нужны люди, которые будут выполнять то, что скажут сверху. Что ждет хоккей при нынешнем руководстве? Честно говоря, в ближайшие годы ничего хорошего не жду.

– Правильно ли говорить, что даже после ухода с поста Басков по-прежнему руководит беларусским хоккеем?

– Не буду утверждать, что фактически так и есть, но многие признаки именно это и подтверждают. Что ни хоккейное мероприятие – там Басков. Общая фотография «Динамо» – там Басков. Ему запретили заниматься хоккеем, но он все равно причастен к виду спорта. Думаю, не стоит этому удивляться, учитывая, как он приближен к нынешней власти.

А еще Сушко «поставили руководить» «Динамо». Именно в кавычках, потому что все мы прекрасно понимаем, кто на самом деле управляет делами в клубе.

– Как вообще в хоккее Беларуси воспринимают Баскова?

– Нет такого, что люди приходят на тренировки и обсуждают Баскова. У кого-то к нему негативное отношение, кто-то его уважает (есть и такие), а многие нейтрально относятся. У каждого, наверное, свое отношение к нему. Но могу сказать точно, что в хоккейном сообществе Беларуси было много негатива, когда Басков появлялся в роликах с бутылкой водки, когда о нем писали, что он был на площади [Перемен], где погиб Роман Бондаренко. Были же и фото, и разные доказательства, что Басков там присутствовал. Многие, честно говоря, офигели.

Я же, когда все это увидел, был в шоке. Во-первых, просто из-за той ситуации, что сложилась. Во-вторых, из-за того, что там, по сведениям СМИ и очевидцев, был Басков. С ним я лично не знаком, но меня убило то, что там был замечен Басков.

– Некоторые говорят, что хоккей как провластный вид спорта рано или поздно был бы замешан в чем-то подобном.

– Соглашусь. На самом деле в нашем хоккее есть люди, которые поддерживают режим Лукашенко. Многие с ним играют в одной команде. Поэтому не удивительно, что какие-то люди из вида спорта хотят выслужиться перед властью, делают все, чтобы оставаться в числе приближенных.

– Какое настроение царило в хоккее перед выборами-2020?

– Все было абсолютно спокойно, то есть банально в раздевалке не обсуждались политические события. Люди даже друг с другом в раздевалках не делились своими предпочтениями по кандидатам в президенты. Хотя я знаю, что есть люди в беларусском хоккее, которые против Лукашенко, они хотят перемен. Но вот так, чтобы прийти в раздевалку и друг с другом это обговаривать, такого не было. Каждый оставался при своих мыслях. По сути, даже задержания кандидатов никто не обсуждал.

– За кого вы голосовали?

– За Светлану Тихановскую. По сути, уже и выбора не было – не за Лукашенко же голосовать. Я хочу перемен в стране, откровенно, уже нужно многое менять. Поэтому и проголосовал за Тихановскую. Хотя если бы не посадили других кандидатов, я бы отдал свой голос или за Бабарико, или за Цепкало. Они мне импонировали.

– В клубах не проводилась идеологическая работа перед выборами? Хоккеистам не говорили, за кого нужно голосовать?

– Не было такого. И после них руководители и тренеры не спрашивали у игроков, кто как проголосовал. Каждый волен был делать то, что хотел.

– Какая реакция была у хоккеистов в первые дни после выборов, когда происходили столкновения беларусов с силовиками?

– Если говорить прямо, многие просто ###### [офигели]. Реально, люди не могли поверить в то, что происходило. Но при этом, опять же, не было бурных обсуждений в раздевалках. Первые дни новости читать мы не могли, потому что, как вы помните, интернета не было, ну а когда уже все стало известно, то был реальный шок. И тем не менее друг с другом активно все это не проговаривалось. Тем более у нас тогда шли матчи Кубка Беларуси, нужно было стараться концентрироваться на хоккее.

– Вы сами ходили на акции?

– Конечно. Ходили ли другие хоккеисты, не знаю, никто ж об этом открыто не говорил. Но я, например, ходил на несколько маршей.

– Не было страшно за свою безопасность?

– Первые акции проходили спокойно, никого не задерживали. Атмосфера была потрясающей. А вот потом уже начались задержания, но я на этих маршах не присутствовал.

– В клубах руководители не призывали тренеров и хоккеистов не ходить на акции?

– В нашей команде такого не было, за остальные не скажу.

– Легионеры не интересовались у беларусов, что вообще происходит? Может, изъявляли желание уехать из страны?

– Конечно, они спрашивали нас, но вот чтобы уехать… Нет, такого не было. Они приехали зарабатывать, у них контракты, работа. Поэтому люди просто не обращали внимание на все события, старались абстрагироваться и продолжали играть.

– Как вы относитесь к тому, что хоккеистов считают трусами, потому что они молчат и никак не выражают свою гражданскую позицию?

– Честно, мне все равно. У каждого свои причины молчать. Ну и, с другой стороны, нас особо никто об этом не спрашивал. А вообще что хочу отметить. Я слышал несколько историй, что когда игроки каким-то образом критиковали даже вид спорта и изменения в нем, то есть говорили о лимитах, падающем уровне хоккея, это все равно не пускали в СМИ. Так было не раз, когда та же пресс-служба ФХБ брала комментарии спортсменов для сайта. Что-то критическое скажешь – это вырежут. Можно считать это такой идеологией: в Беларуси везде всё должно быть замечательно и красиво.

– Вы сказали, что есть люди в беларусском хоккее, которые за перемены. Но есть же и те, кто поддерживает Лукашенко?

– Да. Есть такие и среди хоккеистов, и среди тренеров. Ну а руководители – так почти все. Они же приближены к власти, поэтому не могут не поддерживать режим.

При этом нужно отметить одну вещь. Когда осенью 2020-го в беларусских клубах появилось провластное письмо, у нас, например, никого не заставляли оставлять свои подписи. Тренеры команды принесли в раздевалку папочку, сказали, что если кто-то хочет подписать, то можно это сделать. Мол, никого заставлять или уговаривать не будут. А вот в некоторых клубах, я знаю точно, мягко так намекали, что если не будет подписи, то ты – хоккеист или тренер – не сможешь работать в следующем году в Беларуси. Угроз как таковых не было, просто предупреждали. Не буду называть фамилию, но знаю, что одного тренера, который как раз не захотел расписываться, в итоге уволили.

– Может, были те, кто по своему желанию подписывал письмо?

– Возможно. Все-таки, как я говорю, есть в хоккейном сообществе Беларуси и приверженцы нынешней власти. Но у нас в команде, например, некоторые люди расписались просто для того, чтобы закрыть вопрос, чтобы от них отстали. Однако, возможно, были и те, кто делал это по своему желанию.

– Но вы же понимали, что рано или поздно письмо дойдет до хоккея?

– Конечно. Тут его не могло не быть.

– Из всех игровых видов спорта хоккей в Беларуси оказался самым массовым по подписантам. Почему?

– Наверное, все связано с тем, что хоккей – это провластный вид спорта. Многие руководители хотели выслужиться, поэтому делали все, чтобы собрать в клубах как можно больше подписей. Угрозами, давлением, намеками или просьбами, но старались, чтобы люди расписались. Ну а хоккеисты, как я говорил, особого значения этому не придавали, поэтому расписывались и забывали. А также, не стоит забывать, что в хоккее все-таки есть и те, кто поддерживает Лукашенко. Вот они тоже составили определенное число подписантов.

– В итоге хоккей хоть и остается провластным видом спорта, все равно не развивается, а уровень его падает.

– Да, и в том числе из-за вводимых лимитов – на легионеров, на молодых, на зарплаты. Ни один лимит ни к чему хорошему не приведет, это же очевидно.

– Какие сейчас деньги крутятся в чемпионате Беларуси?

– На самом деле все зависит от клубов, от задач. Единственное, у всех команд есть лимит на бюджет – не больше 100 тысяч рублей в месяц. Что касается зарплат игроков, то молодежь в чемпионате страны получает в районе 500-1000 рублей. А вот легионеры, и то единицы, имеют по несколько тысяч долларов. Но это редкие случаи – средние зарплаты куда ниже. И стоит признать, что для современного хоккея эти деньги – просто мизер, смех. Но люди готовы играть и за такие зарплаты, потому что это их работа.

Что касается меня, то единственное, что могу отметить, это что моя зарплата в последние годы не менялась ни в одну сторону – она была не самой большой, но при этом не уменьшалась и не увеличивалась.

– Как хоккейное сообщество Беларуси воспринимает нынешние события на Родине, имею в виду прежде всего продолжающиеся задержания граждан?

– Многие, мне кажется, даже не обращают на это внимания. После выборов-2020 людей же ловили постоянно, массово, тогда это вызывало какую-то реакцию, а сейчас уже воспринимается более спокойно. Никто друг с другом это точно не обсуждает. Наверное, если и идет обмен мнений, то в кругу семьи, дома.

– Как ваши родные, близкие и друзья относятся к нынешней власти?

– Скажем так, есть те, кто мыслит, как я. А есть и те, кто поддерживает Лукашенко. В количественном соотношении не скажу, но, например, со вторыми я как-то пытался поговорить, донести свою точку зрения, но люди не хотели слышать, поэтому в один момент я решил, что лучше просто прекратить общение. По крайней мере на эти темы.

– Хоккеисты друг с другом обсуждают войну в Украине?

– Опять же, когда все началось, была какая-то реакция, многие были в шоке. Говорили, что против войны, что такое невозможно в XXI веке. Но быстро это сошло на нет, и сейчас вряд ли можно встретить игроков, которые друг с другом об этом говорят.

– Вообще, беларусский хоккей практически никак не отреагировал на события в Украине, причем молчат даже украинцы, играющие в ЧБ. Как это объяснить?

– Наверное, лучше у них спрашивать. Я точно не смогу ответить.

– Как бы вы описали сегодняшнего беларусского хоккеиста?

– Ох, даже не знаю, что сказать. Нет какого-то единого типажа, чтобы вот так подвести. Все разные, со своими мыслями, задачами и принципами. Так что вряд ли отвечу на ваш вопрос.

– Откуда обычно беларусские хоккеисты черпают информацию?

– В основном, конечно, с отечественных хоккейных сайтов. Смотрят материалы, читают о себе. Я, например, раньше еще на «Трибуну» заходил, но в основном сейчас сижу на Sports.ru.

– Не стало ли проблемой для спортсменов то, что многие СМИ режим Лукашенко признал экстремистскими?

– Честно, не знаю, потому что не интересуюсь, что читают хоккеисты. Для меня это проблемой не стало – читаю то, что хочу.

– Как, по-вашему, за последнее время поменялось беларусское общество?

– Мне кажется, люди просто забили уже на всё. Можно сказать, смирились с тем, что есть. Хорошо это или плохо, не знаю, но вот у меня сложилось такое ощущение. По крайней мере по тому, что вижу в обществе. Люди продолжают жить, работать, несмотря на давление со стороны властей.

– Как ситуация в стране будет развиваться дальше?

– Каких-то улучшений я не жду. Мне кажется, все будет становиться только хуже. И репрессии будут усиливаться, и экономика вместе со спортом будет деградировать.

– Скажите, а вам самому интересно сейчас вариться в беларусском хоккее?

– Честно, неинтересно. Вид спорта стремительно разваливается, хоккеисты не прогрессируют, денег нет, посещаемость вообще мизерная. Поэтому не знаю, как будет дальше, но все чаще и чаще посещают мысли уехать за границу. Надеюсь, получится это сделать в ближайшие годы.

Фото: hockey.by

Другие посты блога

Все посты