Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Этот бодибилдер-грузин бежал из Беларуси от репрессий. Узнали у него, как теперь в Тбилиси относятся к беларусам и россиянам из-за войны в Украине

Этот бодибилдер-грузин бежал из Беларуси от репрессий. Узнали у него, как теперь в Тбилиси относятся к беларусам и россиянам из-за войны в Украине

«Все помнят, что беларусы делали попытки свергнуть режим. В России не видно, чтобы люди сильно стремились к переменам».

Автор — Tribuna.com
4 октября 2022, 18:00
Этот бодибилдер-грузин бежал из Беларуси от репрессий. Узнали у него, как теперь в Тбилиси относятся к беларусам и россиянам из-за войны в Украине

«Все помнят, что беларусы делали попытки свергнуть режим. В России не видно, чтобы люди сильно стремились к переменам».

 

Россия больше полугода ведет войну в Украине, используя территорию Беларуси. Все идет настолько «по плану», что власти РФ недавно объявили мобилизацию – на фронт готовы бросать людей без навыков и опыта. Это спровоцировало массовое бегство россиян в соседние страны. Например, Грузия с начала мобилизации приняла больше 50 тысяч потенциальных солдат путинской армии. Чтобы не воевать, люди стоят на границе сутками. Хотя многие грузины не раз заявляли о том, что не особо рады таким гостям. Ведь Россия в 2008 году отобрала часть грузинских территорий.

А изменилось ли с началом российско-украинской войны отношение в Грузии к беларусам? Ведь некоторые воспринимают нашу страну как активную участницу агрессии.

О том, как к россиянам и беларусам относятся грузины, мы поговорили с Шотой Лобжанидзе. Чемпион Грузии по бодибилдингу долгое время прожил в Беларуси, имеет беларусское гражданство, но летом 2020-го, еще до выборов, дважды попал под репрессии. Сначала получил штраф в 20 базовых за якобы участие в акции протеста, а после был оштрафован на ту же сумму за якобы оскорбление членов БРСМ в сети (благодаря этим приключениям бодибилдер успел посидеть на Окрестина, а на второй суд его забрали прямо из спортзала). Все эти события побудили Лобжанидзе вернуться на Родину. Но беларусы, пускай и в виде беженцев, и там его настигли.

– В Грузии, в Тбилиси, я живу уже чуть больше двух лет. Занимаюсь любимым делом – работаю фитнес-инструктором в зале.

– В Беларусь не тянет?

– Хороший вопрос :). Тянет, но уже не к кому ехать – все друзья разъехались. Так что о стране у меня остались только воспоминания. Они в основном хорошие, только погода дрянная постоянно была.

– А случай со своим задержанием не вспоминаете?

– С парнем, с которым задерживали, вспоминаем, обсуждаем, прикалываемся. Кстати, этот парень переехал в Калифорнию в итоге. Ну а тот случай… Это как интересный момент в жизни, после которого можно сделать определенные выводы. Воспоминания ужас не наводят, потому что в то время не было действительно страшных событий в Беларуси, всех подряд не задерживали. Плюс к нам силовики лояльно относились.

– Живя в Грузии, чувствуете себя в безопасности?

– Скорее всего, да. Тут безопаснее, чем в России или Беларуси. Или, что очевидно, в Украине. В любом случае, отсюда у меня дороги нет – это последняя остановка.

– Грузия поменялась после начала войны?

– Грузины всегда очень живо реагировали на события, которые происходили в Беларуси, реагируют на то, что творится в Украине. Плюс у нас тут стало очень много украинских флагов. Проводятся акции поддержки. У нас один из самых больших благотворительных фондов собирал вещи, гуманитарную помощь в Украину. Люди серьезно поддерживают украинцев.

Местные живо реагируют на людей, которые едут из этих стран и России. И могу однозначно сказать, что отношение к русским после начала войны очень сильно поменялось.

– Какое оно?

– Негативное. Впрочем, все равно есть люди, которые относятся к русским с пониманием. Как говорят, всякое в жизни может происходить. Поэтому нужно с пониманием относиться к людям, которых подмял под себя один человек. Но в большинстве своем грузины очень негативно настроены к людям из России. Видел как-то в Тбилиси одну женщину, которая постоянно подходила около одного магазина к русским, к детям из России, выражала свое недовольство, что-то выговаривала им.

– Много ли русских сейчас в Грузии?

– Стало ощутимо больше. Причем в нетуристических районах часто слышится русская речь. Возможно, это и беларусы, но, скорее всего, все-таки русские. А что такое нетуристические места? Это, скажем так, те районы крупных городов, где обычно гости Грузии не селятся, где не снимают квартиры. Это такие обычные отдаленные спальные районы.

– Русских стало больше после объявления в России мобилизации?

– Конечно. Определенный поток был после начала войны, в последнее время еще больше подтянулось людей. Впрочем, как я читаю в чатах, большинство едет транзитом, то есть следуют через Грузию в другие страны.

– Грузины не отказывают русским в сдаче квартир?

– Ох, с квартирами тут вообще была большая проблема, как началась война. Быстро разбирали, цены взлетели. И с тех пор ничего особо не изменилось. Что касается сотрудничества с русским, то бывали случаи, когда отказывали в аренде, но в основном соглашаются сдавать квартиры.

– 2008 год, когда Россия начала войну с Грузией, вспоминают?

– Даже мемы на этот счет появились. Но, понимаете, квартиры в основном сдает молодежь, люди по 20-25 лет. Так они, в принципе, толком и не понимают, не помнят, что происходило в 2008-м.

– Как вы смотрите на нынешний поток русских, на тех, кто сейчас стоит на границе?

– В принципе, понимаю тех, кто пытается убежать из России. И на месте грузинского правительства постарался бы ситуацию обратить как-то в экономическую пользу для страны. Понимаете, из-за ковида был туристический спад, турбизнес просел, а сейчас можно его немного подтянуть за счет тех, кто едет из России. Или привлекал бы людей в IT-сферу, создавал бы условия для работы. Но знаете, какое мнение существует сейчас? Те, кто был умнее и грамотнее, кто реально хотел уехать из России, сделали это еще в начале войны или даже в прошлом году. А сейчас едут совсем другие, те, кто просто бежит от мобилизации.

– Думаете, в Грузии будет больше русских?

– Наверное, уже не будет. С теми же, кто на границе, нужно провести кастинг – пропускать только адекватных. Не знаю, как это сделать, но нужно такое сделать. Потому что я часто слышу истории от местных ребят, что какие-то русские компании приезжают в Грузию и кричат на улицах: «Сейчас мы вам, грузины, покажем». Или, например, можно встретить ситуации, когда прямо на улицах русские выясняют между собой отношения, мол, кто патриот, а кто – нет. До драк не доходит, но выяснение отношений встречается. В остальном русские себя стараются не обозначать, не выделяться – по крайней мере митингов за Россию еще не было :).

Кстати, я вот что еще заметил. Когда был первый поток русских, еще до мобилизации, они ехали на своих машинах. Но, приезжая в Грузию, заклеивали на номерах буквы RUS. Чтобы никто не видел. Заклеивали российский флаг.

– То есть русские боялись в Грузии себя обозначать.

– Да. И я бы сам, если бы был русским, не чувствовал бы себя здесь в относительной безопасности и спокойствии. У грузин хватает претензий к русским, и отношение к ним не сказать, что благодушное.

– Какое отношение к беларусам?

– А вот даже не могу понять, если честно. После 2020 года к беларусам было максимально хорошее отношение, никаких претензий. Но после начала войны, когда Лукашенко начал исполнять свои медленные танцы с Путиным, к беларусам отношение изменилось. Не знаю, какое-то настороженное.

– Беларус будет чувствовать себя в Грузии безопасно и комфортно?

– Думаю, серьезно чего-то опасаться не стоит. Все-таки грузины понимают, кто в Беларуси сейчас у власти, какие там законы, поэтому стараются адекватно относиться к беларусам. То есть никто на наезжает.

– В Грузии нет такого понятия, что беларусы плохие, потому что они из страны-соагрессора?

– То, что Беларусь – страна-согрессор в войне в Украине, об этом говорят. Но беларусов не обвиняют в этом. Потому что местные понимают, что беларусы покидают Родину не из-за хорошей жизни. Плюс все помнят, что беларусы делали попытки свергнуть режим в своей стране. А вот в России не видно, чтобы люди сильно стремились к переменам. Плюс именно Россия помогла Лукашенко удержаться у власти. Поэтому и отношение у грузин к русским и беларусам разное.

– Вы сами на русском общаетесь?

– Да, мне так удобно, и ко мне никаких претензий не было. Возможно, из-за внешности – никто не подумает, что я русский.

– К слову, беларусов после начала войны в Грузии стало больше?

– Серьезно, стало намного больше. Когда я сам только переехал в Грузию, для меня было счастьем встретить тут беларуса. Всегда останавливался, радовался: «О, земляк, здравствуй. Как дела?» Общались тесно. А сейчас встретить беларуса не составляет труда. Даже у меня в зале их хватает.

Фото: из личного архива Шота Лобжанидзе

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты