Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Вернись, я все прощу. Почему Вергейчику надо тренировать

Вернись, я все прощу. Почему Вергейчику надо тренировать

Никите Мелкозеров – о решении всех солигорских проблем, которые сделают белфутбол намного живее.

12 июня 2015, 23:10
28
Вернись, я все прощу. Почему Вергейчику надо тренировать

Никите Мелкозеров – о решении всех солигорских проблем, которые сделают белфутбол намного живее.

При всем уважении к Сергею Боровскому понятно, что он и «Шахтер» – это уже нелюбовь. А если и любовь, то не особо сильная и, соответственно, не особо долгая. Тренерские перемены в Солигорске случатся либо в ближайшее время, либо по завершении сезона. Предотвратить их могут только супернепредвиденные обстоятельства. Но на то они и непредвиденные, чтобы не мочь их учесть. В общем, процесс поиска нового главного для амбициозной команды, безусловно, сложен по своей сути, однако имеется предложение не дурить никому голову и принять простое, но эффективное решение. Надо реанимировать тренера Вергейчика. Просто жизненно необходимо. Причем не только для Солигорска, но и для всей лиги. Лично я за. И даже готов агитировать за подобный поворот.

Честно, довольно легко могу объяснить свою любовь к мороженому в вафельном рожке, творчеству советского писателя Сергея Довлатова и американской группы Slipknot, а также красивым женщинам со сломанными мозгами. Но любовь к Юрию Васильевичу Вергейчику, пусть она и совершенно другого свойства, – объяснить не могу. Это иррациональная, но в то же время безусловная, как определенный энтузиазм в день получки. Это часть моего мироощущения. Вижу Вергейчика со всем торнадо его эмоций, шумными сетованиями на жизнь да юморной нежностью на грани оскорбления – и сразу ширится улыбка. Те же метаморфозы с собственной индивидуальность я наблюдаю, когда кто-то воспроизводит элементы солигорского фольклора, в которых Юрий Васильевич исполняет главную роль. Ниже несколько коротких историй о ЮВВ, чтобы поиметь интродукцию и перейти к подтверждению вынесенного в заголовок посыла не совсем сразу.

Как-то Солигорск крупно (1:4) проиграл Бресту кубковый матч и остался без финала. Юрия Васильевича это серьезно озадачило. Во время совместного анализа игры команда посмотрела примерно две минуты видео. После стартовал самый лютый разбор в истории белорусского футбола. Вергейчик нажал на stop, прихватил семь-восемь человек и после ездил на них часа два с половиной. Понятно, что по большей части тренер говорил обидные слова, но манера брутально-истеричного изложения заставила некоторых присутствующих плакать от смеха. ЮВВ подытожил свое выступление философски: «Ну, что вы?! Вы все хотите, чтобы я не злился на вас и не орал. Но как? Как?! Может, вы мне сделайте чучело. Я ему на голову буду крепить фотографию кого-то из вас и бить дубиной. По коленям, по голеностопам! Хотя с вами мне это хрен поможет!» Абсолютное большинство присутствовавших на том разборе вспоминают фразу о чучеле, заливаясь смехом.

Вообще, в тренерскую пору Юрий Васильевич был хорош по части предложений. Однажды Вергейчику сильно не понравилось происходящее во время тренировки. Он принялся воспитывать игроков: «Ласовский! Гукайло!» – «Что, Василич?», – с вызовом отреагировали привыкшие футболисты. – «Вас бы взять и на пару бутс обоих поменять!» – «Василич, так меняйте». – «Так никто не дает! Никому вы нафиг не нужны!»

Любимым игроком Юрия Васильевича был Сергей Никифоренко. «Любимыми» – Александр Новик и Сергей Ковальчук. В одном из матчей «Шахтер» счастливо вел в счете 3:0. Лимит солигорских замен был исчерпан. А лимит юмора ЮВВ, напротив, нет. Более того – прекрасное положение дел придало тренеру столь же прекрасное расположение духа. Он решил повеселиться. В футболе это называется «травануть». Новик играл на весьма энергозатратной позиции крайнего хава в весьма энергозатратном ключе, потому как всегда работал на советь и никогда не останавливался. Вот и ощутимо поплыл к концу матча. Когда Александр оказался около скамейки запасных, Юрий Васильевич озорно подошел к нему: «Саня!» – «Что?» – «Что, что? Может, тебе заменку?» – «Ой, да, Юрий Васильевич, что-то мне тяжко». – «А хер тебе, Саша, а не замена, кончились уже». Скамейка запасных заржала всем числом, Вергейчик остался собой доволен, а Новик продолжил на совесть утюжить свой край из последних сил. Кстати, легендарный Иван Григорьвеич Щекин считал, что Новик – единственный представитель тогдашнего ЧБ, который мог бы соответствовать физическим нагрузкам советского футбола.

Но мы о Вергейчике. С Ковальчуком Юрий Васильевич был еще легендарнее и жестче. Как-то Сергей лежал после тренировки на поле и сетовал на боли в ноге. Вергейчик подошел к подопечному, оглядел того и заключил: «Кава, епта, мы тебе подъемные даем, а тебе надо дать степень инвалидности и уже успокоиться!». Кстати, Ковальчук оказался среди семи-восьми игроков, которых ЮВВ прихватил после выше упомянутого проигрыша Бресту. В порыве гнева тренер обратился к своему защитнику: «Кава!» – «Что, Васисич?» – «Я буду заказывать тебе чернику на завтрак, обед и ужин!» – «Зачем?» – «Чтобы ты лучше видел! Потому, что ты ни хера не видишь в своей штрафной при стандартах и никого не держишь?!»

Как-то так. Понимаю, юмор специфический, но зато чисто спортивный, резкий, быстрый, с жесткостью, приграничной жестокости. Топовый топ. Кажется, взрыв Вергейчику передался от его учителя – Ивана Григорьевича Щекина, который любил прихватить ЮВВ на разборах. Вот ностальгическое подтверждение от Александра Хацкевича: «Вергейчику в том «Динамо» на разборах прилетало больше всего. Иван Григорьевич любил говорить: «Я, конечно, никого винить не буду… Но, Юра Вергейчик, ты меня извини, так играть нельзя!» После этого Щекин заводился на минут 20-30 и полоскал Вергейчика. Так начинался каждый разбор. И мы выдыхали, потому что Юра брал весь огонь на себя».

Еще Щекин любил говорить игрокам, которые пытались с ним спорить или не понимали заданий: «Пока ты шел туда, я уже возвращался». То есть Иван Григорьевич действительно был по хард-кору. Имеется уверенность, что Щекин научил Вергейчика не только бытовому сарказму, но и грамотному управлению футбольным коллективом, которое никуда не пропало за последние годы директорства Юрия Васильевича. Так что надо возвращаться в тренерство. Ниже мотивировка.

1. Вергейчик не убил в себе тренера

Внутренний тренер Вергейчика не то, что не умер, а подает самые активные признаки жизни и противится сложившимся обстоятельствам, которые заставили Юрия Васильевича заниматься кабинетной работой. У ЮВВ имеется подтвержденная категория нужной степени PRO и команда, которую он наблюдает каждый день. Привыкать не к чему. Более того, тренерское прошлое Юрия Васильевича обрекает на творческий конфликт с ним почти любого потенциального наставника «Шахтера». Говорят, ЮВВ был не в восторге от вольной манеры Владимира Журавля, имеет некоторое количество претензий к Сергею Боровскому. Как-то случилось, что после очередного провала в Лиге Европы директор и упомянутый Журавель не общались до глубокой осени.

В Солигорске растет гармоничная смена потенциальных руководителей клуба из числа своих игроков, что формирует преемственность. Андрей Леончик – будущий директор. Новик уже заведует административной частью. Из тройки Никифоренко-Юревич-Ласовский можно будет составить тренерский штаб. А пока подопечные растут во всех отношениях, Юрий Васильевич вполне может подождать их в тренерском кресле.

2. Самый опытный оппонент Борисова

Глядя на нынешнюю легкую жизнь БАТЭ, становится совсем муторно, а времена начала века, когда деревья были большими и конкуренция выше, приобретают романтические тона. И надо помнить, что Юрий Васильевич – последний тренер, который отобрал у Борисова чемпионство. Было это в 2005-м. Хотя «Шахтер» ЮВВ бил БАТЭ и в 2006-м. В одном из легендарнейших матчей ЧБ. Тогда Солигорску требовалась победа для «бронзовой» брони. И команда обеспечила ее себе, едва не оставив соперника без начала нынешней чемпионской серии.  

«Я видел Вергейчика спокойным один раз в жизни, – вспоминает его бывший подначаленный Максим Гукайло. – 2006 год. Мы в последнем туре проигрывали БАТЭ 0:2 дома. На снегу. Тогда решалось: станем третьими или нет. Я направлялся в раздевалку и, зная Юрий Васильевича, понимал, что сейчас будет кабздец. Но Вергейчик зашел и спокойно так сказал: «Не переживайте. Четвертыми мы еще не были… А вообще… Сейчас выйдем – быстренько один-второй забьем, а в концовочке – третий. У нас там уже столы накрыты». Так все и получилось. Вышли – один-второй, в концовочке третий. Победили 3:2. Потом пошли за столы, про которые Юрий Василич говорил».

3. Представитель старой школы

Старой школы не в смысле кросс в овраге на 20 км и восемь серий жабок через все поле. У ЮВВ был простой тренерский принцип: «Лучше недогрузить, чем перегрузить». «Шахтер» Вергейчика не устраивал себе каких-то диких бегов, но тренер подводил команду к играм настолько грамотно, что функционально она почти никогда не выглядела хуже соперника. Оказия могла возникнуть только при занятости в еврокубках, когда календарь обязывать играть три матча за шесть дней.

Старая школа Вергейчика – это любовь к атаке. При Юрии Васильевиче играл и становился лучшим бомбардиром чемпионата страны Александр Клименко, много отличались Сергей Никифоренко и пропавший после окончания карьеры Анатолий Тихончик. При этом команда очень просто действовала в обороне. Принцип был лаконичным: «Лучше выбей в аут на чужую половину. Мы там их накроем и будем прессинговать. Это лучше, чем придумывать у своих ворот». Примерно то же самое практиковалось и при стандартах. Вот воспоминания Вергейчика о чемпионском годе: «Четыре человека во вратарской. На угловых мы всегда играли зонно. Две линии обороны. Четыре защитника. Три полузащитника. Три в подборе. В атаке я никого не оставлял. Полная штрафная людей. Мы за семь лет совсем мало пропустили со стандартов. Правда, и в контратаку не могли убежать. Меня за это часто критиковали. Но план был простой. Идет подача, отбиваемся, выводим мяч в аут, перестраиваемся и поджимаем соперника».

Плюс надо помнить, что Вергейчик тренировал и побеждал во времена расцвета Пунтуса, Башмакова, Подпалого и белорусской работы Байдачного. 

4. Выжимает максимум

Снова воспоминания Гукайло: «Играли как-то со «Звездой». Вели вроде бы 4:0 или 5:0. Толя Тихончик не забил после выхода один на один. Тут же голос Василича с бровки: «Толя, #ля, ты задрал!» Толя показывает на табло: «Василич, 5:0!» – «Так я хочу 8:0!» Юрий Васильевич очень любит кубочки, медальки, рекорды всякие. Пунктик у него такой. И стремится к цели всеми силами». С нашими нынешними ограничителями, когда по лиге в среднем забивается не больше двух мячей за игру, – само то.

Требовательность Юрия Васильевича и возвращение в тренерство позволят ему самолично заниматься селекцией. Потому как последние годы наметили определенный конфликт в данном отношении. Из прошлогодних подписаний, допустим, Старгородский и Котенко – подписания ЮВВ, а Гурули, Тупчий, Иванов, Копанцов – Боровского. В нынешнем Сергей Владимирович привез Мартынюка, а Юрия Васильевич – Кобина. Данное обстоятельство родило один из самых свежих элементов солигорского фольклора. Короткую и емкую фразу: «Вергейчик никогда не ошибается!»

5. Способен жечь

Сейчас Юрий Васильевич – это редкие ровные интервью почти без эмоции раз в квартал и столь же редкие звонки. Во время одного из звонков ЮВВ сказал: «Придумал девиз для вашего сайта, бери ручку, записывай: «Лучше быть пчелкой и собирать нектар, чем быть мухой и ковыряться в навозе». Плюс выше описанные истории, легендарный прорыв на поле с целью расправы над судьей и пару пресс-конференций, которые вошли в золотой фонд белорусского спорта. К Вергейчику можно относиться как угодно: любить или ненавидеть. Но нельзя не признавать, что он шевелит эмоцию. И это очень важно ввиду нынешней общей апатии и одинаковости.

Так что Юрию Васильевичу определенно хватит сидеть в кабинете. Интересно, конечно, посмотреть на человека (и его медицинскую карту), который согласится руководить ЮВВ в качестве директора, но об этом можно подумать в следующий раз. Мир, соль, страсть.

Фото:fcshakhter.by, Мария Амелина, Кирилл Павлович

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты