Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Конкурс: ваша история в обмен на майку сборной Беларуси по футболу

Конкурс: ваша история в обмен на майку сборной Беларуси по футболу

Авторы Tribuna.com рассказывает о ярких воспоминаниях, которые получили благодаря тому, что не сидели дома, а болели за национальную команду на стадионе.

7 сентября 2015, 15:33
52
Конкурс: ваша история в обмен на майку сборной Беларуси по футболу

Авторы «Трибуны» уже поделились своими воспоминаниями о том, как ездили болеть за национальную команду. Делитесь в комментариях ими и вы. За лучшую историю полагается подарок.

«Матч Беларусь – Норвегия я не мог пропустить. Пришлось продать нож»

Кто: Олег Горунович, главный редактор by.tribuna.com

Сколько проехал ради сборной: Молодечно – Минск/75,8 км

«В старших классах какое-то время я ходил в школу с ножом. Не потому, что школа у нас была опасная (здесь как раз наоборот – школа искусств, с музыкальным, танцевальным, театральным и прочими классами). Просто так бывает, что прикипаешь к определенному предмету. Он нравится на ощупь, нравится на глаз, тебе просто нравится, что этот предмет рядом, под рукой. У меня такие трепетные чувства вызывал нож.

Его удалось выклянчить у отца. А тот получил нож от друга детства, который работал в колонии. Зеки умеют мастерить классные штучки. И нож им определенно удался – изящная выкидушка, черная тонкая рукоятка загибается вниз, лезвие, соответственно, вверх. Нажимаешь кнопку – и ррраз! – лезвие отлипает, описывает полукруг и приходит в боевое положение. Основные бои – чистка яблок в деревне да нарезка хлеба.

Понятное дело, нож нравился не только мне, но и другим парням, с которыми мы учились. Предложения о продаже поступали регулярно, но до поры до времени твердо отклонялись.

Пора и время настали в марте 2001-го.

У провинциального школьника конца 90-х – начала 2000-х было не так много поводов выбраться в Минск, даже если до него меньше сотни километров. Поездка с классом в цирк или театр – целое приключение, причем весьма редкое. У меня был свой резон для вылазок в столицу – футбол. Увы, желание не всегда совпадали с финансовыми возможностями родителей. Покупка билета на матч сборной, даже за ворота, могла нарушить баланс семейного бюджета. Так что порой приходилось выкручиваться самому.

Понимаете, матч Беларусь – Норвегия я не мог пропустить, потому что до этого побывал на поединке с Арменией. Подробностей игры не помню, но помню, что очень понравилось. А еще врезалось в память, как товарищ надувал презервативы и запускал их по трибунам. И вот один такой «воздушный шарик» прилетел на голову омоновцу. Тот нахмурился и стал высматривать затейника. Высмотрел как раз в тот момент, когда мой сосед наполнял очередное изделие №1:

– Если не угомонишься, я тебе его на голову натяну.

Мой товарищ угомонился.

Ну, не надо, наверное, объяснять, почему за ту команду Малофеева болелось и почему на нее хотелось ездить, даже если на улице было жуть как холодно. А в день матча с Норвегией было холодно. И было ощущение трепета перед игрой, ощущение радости. Сейчас такого почему-то нет, ну да ладно – возможно, еще будет.

К норвежцам мы решили подготовиться – взяли у бывшего одноклассника театральный грим, профессиональный. Уже в Минске на вокзале отправились в туалет, чтобы разрисоваться. Кто ж тогда знал, что под грим надо наносить специальный крем во избежание раздражения кожи и огромных угрей. Но все это было потом, а в день матча – позитив.

На трибунах мне довелось пережить одно из самых острых болельщицких ощущений – погрузиться во всеобщий экстаз и утонуть во всеобъемлющей радости. Ну, вы понимаете – гол Василюка, забитый чем-то в самой концовке.

Верзила-сосед вскакивает и прижимает меня к себе, и на его куртке отпечатывается мое лицевое творчество. То был принт победы. А потом – последняя электричка. И уже после часу ночи дома, чтобы утром по радио «Сталіца» послушать запись пресс-конференции Малофеева. «##### [конец] подкрался незаметно». И рогот всего зала.

Так вот, чтобы попасть на эту игру, мне пришлось продать мой любимый нож. Денег хватило и на дорогу, и на билет, и даже на шарфик националки – он сейчас висит в офисе «Трибуны». До сих пор убежден, что это была одна из самых удачных сделок в моей жизни».

«В подтрибунке по завершению игры я видел Дэвида Бекхэма. Живого, красивого и обаятельного»

Кто: Никита Мелкозеров, руководитель футбольного отдела

Сколько проехал ради сборной: Минск – Лондон/1873 км

«Мой первый большой выезд на сборную состоялся в 2009-м. Я работал в федерационной газете «Всё о Футболе» и получил за это крупный ништяк. Меня командировали в Лондон. На матч, который венчал очередную безуспешную квалификацию команды Бернда Штанге.

Помню, как все мы проходили паспортный контроль в аэропорту, а Геннадий Невыглас не проходил. Тогдашний глава АБФФ прибыл к самолету на автомобиле, который катил прямо по взлетно-посадочной полосе. Большой начальник и большой человек, оказавшись в салоне, принялся жать руки всем присутствующим. Обаятельный Невыглас улыбался и по-хорошему провоцировал на улыбки других.

В Лондоне всех распаковали по автобусам. Правда, всех, кроме журналистов. Мы с тогдашним главный редактором «Всё о Футболе» Андреем Чепой купили какие-то странные билеты на электричку, которая довезла нас до лондонской окраины. На горизонте виднелся дуга, украшающая реставрированный стадион «Уэмбли». «А хрена там идти», – порешили мы и пошли. «А хрена там» закончилось только через пять часов. Мы бродили по лондонским Шабанам, ориентируясь на торчащие куски стадиона.

У меня отваливалась рука. Как-то насмотревшись «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи, захотел себе сумку вроде той, в которой герои фильма передавали деньги. Вот и страдал, пока Чепа совершенно спокойно катил свой чемодан по земле. В какой-то момент невдалеке показался большой гипермаркет. Примерно там я нашел магазинную тележку. В итоге погрузил туда свою модную сумку и пальто да пошел дальше. Выглядел я странно, но мне было откровенно пофиг.    

Помню, что устроители матча командировали на нашу тренировку специально обученных людей, которые должны были двигать ворота сообразно желаниям тренерского штаба. Но белорусские футболисты по большей части справлялись сами. Специально обученные англичане выглядели по этому поводу счастливыми. После тренировки Бернд Штанге предложил сделать команде совместную фотографию. Это восприняли нормально. После матча Бернд Штанге предложил Фабио Капелло сделать совместную фотографию. Это восприняли ненормально.

У наших игроков почти что не было «фри тайма» в Лондоне. Когда ребят отпустили на всего полтора часа, они по большей части атаковали магазины. Единственным человеком, который предпочел простую прогулку в пользу достопримечательностей, оказался Николай Кашевский. С этим игроком связана одна смешинка. Как-то сборники загрузились в Duty Free. Николай вышел из магазина с двумя блоками сигарет Marlboro и уткнулся аккуратно в Штанге. «Колья! – разнервничался немец. – Чьто этО!» – «Это папе, тренер, – совершено спокойно ответил футболист. – Не переживайте». И пошел дальше.

В подтрибунке по завершению игры я видел Дэвида Бекхэма. Живого, красивого и обаятельного. Человека, который зародил мой интерес к футболу. Человека, синтетическую майку с фамилией которого я когда-то покупал на «Ждановичах». Помню, что мозг вообще вырубило. Я тупо провел те минут десять, что Бекхэм отвечал на вопросы, прибитый вау-эффектом. Когда позже смотрел на живого Месси, было прикольно. Живой Неста вызвал уважение. Но такого вау больше не произошло.

После мы пересеклись с Виталием Кутузовым. Он летел из Лондона сразу в Италию, потому появился в «миксте» одетым по гражданке. Итальянский корреспондент задавал белорусу вопросы, естественно, на итальянском. Белорус, естественно, на итальянском отвечал. Очень мелодично получалось. Помню, что мне было приятно за соотечественника. Кутузов не испытывал никаких языковых проблем и, несмотря на поражение, много улыбался, продолжая жить.   

Мы грузились в самолет. Загрузившись, принялись ждать взлета. Но он что-то не начинался. Коллега из «ПБ» решил проинтервьюировать, кажется, Дмитрия Верховцова и пересел к тому. Пока журналист исполнял служебный долг, Тимофей Калачев увлеченно искал батарею из трех свободных сидений, чтобы провести полет домой в горизонтальном положении. Нашел. Правда, для этого нужно было передвинуть вещи корреспондента. Игрок не стал отвлекать того от Верховцова и все сделал сам. Когда интервью закончилось, Калачев лишь широко улыбнулся и попросил понимания: «Ну, пожалуйста». Домой он летел горизонтально.

В общем, из Англии я привез себе белые кроссовки Lonsdale всего за семь фунтов и такие вот бесценные воспоминания».

«Перед стартовым свистком сказал друзьям, что наши проиграют Люксембургу»

Кто: Андрей Масловский, корреспондент

Сколько проехал ради сборной: Минск – Гомель/309 км

«Мне повезло. Мой дебютный выезд на сборную за пределы МКАД совпал с первым подобным официальным опытом у самой сборной. В 2007-м дедушка Бернд Штанге вознамерился раздать областным центрам чуточку тепла, любви, добра и позитива. Немец убедил АБФФ, что лучше места для приема скромной сборной Люксембурга, чем Гомель, не сыскать.

Утром в день игры около 20 представителей фан-группы «Б-12» пытались замаскироваться под обычных пассажиров и не привлекать к себе внимание милиции. Вышло не очень. Громкие разговоры о футболе и там-сям мелькающая атрибутика сделали свое дело. В общий вагон мы паковались под пристальными взглядами людей в погонах. Правда, в поезд они не сели.

Проводница была в шоке. Ее спокойная жизнь вмиг рухнула. Такого наплыва молодых людей женщина явно не ожидала. Тем не менее, опыт сделал свое дело. Назначив старшего по галерке, она отправилась по делам. Поезд тронулся, в вагоне запахло алкоголем и закуской. Через час трапезы в проходе возник милиционер с папочкой – болельщиков уже тогда переписывали. На имущество он не посягал, но данные спросил у всех.

В Гомеле всю нашу веселую банду встретил наряд милиции и Евгений Поболовец (они были не вместе, если что). После небольшого консилиума милиционеры вызвались сопровождать нас во время экскурсии по городу, которую собирался проводить будущий руководитель «рысей». Поболовец оказался классным рассказчиком и много чего поведал об истории города.

А милиционеры протягались с нами весь день. Держались на почтенном отдалении, охраняли нас (с их же слов) от мифического врага и санкционировали походы в туалет. Гомельские блюстители были настолько инертны, что даже когда один из минчан решил освежиться в фонтане, никак на это не отреагировали. Казалось, будь у них полотенце – любезно обтерли бы пловца.

Что касается футбола, то перед стартовым свистком сказал друзьям, что наши проиграют. Все переглянулись, саркастически улыбнулись и принялись болеть. Но на 93-й минуте после гола Альфонса Левека в ворота Василия Хомутовского выпали в осадок и надавали подзатыльников. Заслуженно. По дороге обратно в плацкарте ночного поезда почти в каждом отсеке приходилось выслушивать нравоучения и давать обещание никогда в их присутствии не прогнозировать поражения сборной. Так что перед Украиной я с оптимизмом молчу».

«Прощание с Гуренко было таким трогательным, что к горлу подкатил ком»

Кто: Александр Ивулин, корреспондент

Сколько проехал ради сборной: Орша – Минск/219 км

«Команда ДЮСШ отправилась в Минск на товарняк с МТЗ-РИПО. На матчи ее возил отец одного из одноклубников. Хозяин микроавтобуса обещал доставить нас до столицы в целости и сохранности, а наши родители компенсировали ему траты на бензин. Идиллия. Когда футбольные надежды Орши грузились в салон, первым делом открывались мамины собойки. Жутко вкусная еда. Тем более ехать до столицы три часа. Достаточно времени, чтобы бутерброды усвоились. Пока мы жевали, тренер рассказывал, что едем играть на «Трактор», а потом идем на «Динамо» смотреть матч сборной против Словении.

В моем воображении – а в 14 лет оно бурное – рисовалось, как мы устроим зарубу на главной поляне стадиона МТЗ-РИПО. Ну-ну. Рубились на пустыре, расположенном рядом. Практически полное отсутствие травы, кочки – тотальный треш. Поле было примерно в таком состоянии, в каком находится и сейчас. Даже жесткий газон оршанской «дюсшки» выглядел солиднее. Точно помню, что мы забили первыми. Можно похвастаться? Голевая передача на моем счету, но сверстникам из столицы все-таки проиграли 2:4.

Не помню, расстроился я или нет, но мы отправились на «Динамо». Долго стояли в пробках на подъезде к стадиону. Для меня это стало большим откровением. В Орше пробок от пива сколько угодно, но чтобы стоять в очереди из транспорта – это не про мою малую родину. Как только вышел из автобуса, увидел много людей. Раз в пять больше, чем у нас на день города. Все с флагами, красно-зелеными шапками, что-то кричат, веселятся – здорово!

У нас были билеты на 25-й сектор, но туда почему-то не пускали. Дяденька на входе уверял, что там уже нет мест. Цифры на квитке его не смущали. Тренер ругался, а нам хотелось увидеть хоть что-нибудь. В итоге отправились на 27-й сектор, который находится прямо за воротами. К тому моменту цифры на табло показывали 1:1.

Первый гол, который я увидел на «Динамо», забил Лаврич. Было обидно, но не более того. Верил, что у команды Пунтуса все будет в порядке. Тем более то был последний матч за сборную Сергея Гуренко, который являлся моим любимым футболистом. Ну не могли наши проиграть! Поэтому я с огромным удовольствием подхватывал волну, которую запускал поддавший мужик, и верил в чудо. Оно произошло. Дважды забил Корниленко, а точку в игре поставил Корытько. Каждый гол праздновали очень бурно. Обнимались с соседями по сектору и кричали название своей страны. Радости по самую макушку.

Сразу после игры радость на мгновение куда-то улетучилась. Гуренко отправился совершать круг почета. Мой любимый футболист трусил по беговой дорожке и аплодировал трибунам. Зрители стоя отвечали ему тем же. Было так трогательно, что к горлу подкатил ком и едва не пробило на слезу.

После визита на «Динамо» каждый из нашей команды пообещал смотреть сборную только на стадионе. Увы, все это осталось детскими мечтами. Примерно такими же, как и попадание сборной Беларуси на топ-турнир».

«Павел Ситко забил. А потом переехал в Солигорск»

Кто: Владислав Татур, комментатор

Сколько проехал ради сборной: Солигорск – Минск/136 км

«Вторая половина 2008 года. Пожалуй, самое богатое на футбольные события время в истории нашей страны. В августе приехали аргентинцы, а на матче присутствовал Жозе Моуриньо. БАТЭ впервые пробился в группу Лиги чемпионов. И еще по календарю сборникам предстояло сыграть с англичанами.

На работе отца на все эти мероприятия организовывали массовые выезды. Билеты на руках, одежда потеплее (на «Динамо» как-то всегда было прохладно), автобус желающих. Солигорск – Минск. Два часа пути – и ближе к Дэвиду Бекхэму ты еще не подбирался. По дороге – санитарная остановка. Понятно, что не для всех она была исключительно таковой.

Выход на улице Кирова. Шумно. Во многом из-за дудок, которые, как я понимаю, остались в прошлом. Все двигаются в одном направлении с разных концов города. Если честно, схожих эмоций при посещении матча сборной в Борисове даже на игре с испанцами я не прочувствовал. Национальная команда должна играть в Минске!

Собственно, сам футбол. И соперник хорош, и наши играют. Павел Ситко забил. А потом переехал в Солигорск. Так что наша компания с ним познакомилась заранее. Символично. И ты понимаешь, что приедешь домой глубокой ночью, а завтра утром в школу, мужикам – на работу. Но ведь этого того стоит! Подобных выездов на матч сборной не так много в году. Это разовые акции. Все, что вокруг футбола, – важнее. Футбол выступает дополнением. А удовольствие не ограничивается исключительно игровым временем на стадионе».

P.S. Дорогие пользователи/читатели! Рассказывайте в комментариях, как вы болели за сборную Беларуси по футболу. Автор самой интересной истории получит в подарок майку национальной команды с возможностью набить на спине игровой номер. Размер также можно будет подобрать.

Другие посты блога

Все посты