Tribuna/Гимнастика/Блоги/О духе времени/21 факт о первой летней Олимпиаде белорусов, которые вы вряд ли знаете

21 факт о первой летней Олимпиаде белорусов, которые вы вряд ли знаете

План в 5 золотых, обидная потеря Иванкова, отсутствие веры в Карстен-Ходотович и многое другое.

Автор — Вадим Кнырко
19 июля 2016, 23:20
8
21 факт о первой летней Олимпиаде белорусов, которые вы вряд ли знаете

Премиальные кэшем, беда Щербо и сенсация Карстен после взрыва. Вспоминаем Атланту-1996.

Монополия Motorola

Главным поставщиком оборудования на Олимпиаду, проходившую в Атланте, была компания Motorola, о телефонах которой мы позабыли лет так 10 назад. А вот в 1996-м «моторки» были на ходу. В Америку холдинг поставил тысячу радиостанций, более тысячи сотовых, полторы тысячи модемов и (не поверите!) шесть тысяч пейджеров.

С белорусским спортом Motorola тоже тесно контактировала и даже некоторое время партнерствовала с нашим НОК. В Минске висели рекламные плакаты компании, лицом которой был Виталий Щербо. Тогда знаменитый гимнаст говорил: «В Беларуси, кроме Coca Cola и Motorola, нечего рекламировать». Из двух компаний сейчас жива только «Кола».

Главный по спорту – отец нынешнего помощника президента

Максим Рыженков – один из главных людей в белспорте прямо сейчас. И наверняка он повезет наших спортсменов на Олимпиаду в Рио.

А 20 лет назад страну на Олимпиаду вез другой Рыженков – Владимир, отец нынешнего помощника президента по спортивным делам. Рыженков-старший в те времена был министром спорта. Игры в Атланте нашей стране не сказать, что слишком уж удались (учитывая, что все ждали 20 медалей, а привезли только 15). Тем не менее, за результаты Олимпиады Рыженкова-старшего не сняли с высокой должности. Но долго в ней министр не проработал – в декабре 1996-го чиновник скоропостижно скончался.

Иванков сломался после укола американского доктора

Как минимум пары медалей в 1996-м мы не досчитались из-за травмы Ивана Иванкова. А ведь в Атланту гимнаст ехал одним из фаворитов и главным командным бойцом. Статус действующего чемпиона Европы в многоборье обязывал.

Иванков приехал в Атланту и даже начал тренироваться. Однако в полную силу спортсмен заниматься не мог из-за дискомфорта в ноге – старая травма ахилла напомнила о себе. Иванков поехал с тренерами в местную клинику, где доктор посоветовал сделать гимнасту блокаду. Однако после укола Иван только и успел, что дойти до машины – ахилл не выдержал и просто-напросто порвался. Пришлось возвращаться обратно в клинику и экстренно ложиться на операционный стол. Итог – полгода лечения и восстановления. Но зла на местного хирурга Иванков не держал – гораздо хуже было бы, если бы ахилл не выдержал во время выступления, например, после соскока с колец.

Иван остался с командой, но только как зритель и болельщик. Без своего лидера белорусы заняли четвертое место в командных соревнованиях, не дотянув до бронзы ничтожные десятые балла.

Боксер, певец, бизнесмен, осужденный

В боксерской категории до 67 килограммов Беларусь представлял Вадим Мезга. В первом круге наш боец победил соперника из Мозамбика. А вот второй оппонент оказался непреодолимым – будущий вице-чемпион кубинец Эрнандес разнес Мезгу 12:2.

В итоге спортивная карьера Вадима продолжалась до 2005 года. А после ее завершения Мезга решил попробовать себя в шоу-бизнесе. Боксер много пел, выступал на различных фестивалях, участвовал в конкурсе «Звездные танцы на «Первом». У него даже свой сайт имеется – там, к слову, можно и песни послушать. Мезга зарабатывал не только выступлениями, но еще и бизнесом. Собственно, из-за бизнеса экс-олимпиец и получил 4 года ограничения свободы в учреждении открытого типа. Причина наказания – дача взятки.

За Беларусь бился будущий чемпион WBO

Еще одна история про боксера, но этот все-таки прославился именно на ринге. В супертяжелой весовой категории в Атланте выступал Сергей Ляхович. На Играх уроженец Витебска, мягко говоря, провалился, проиграв в первом же бою оппоненту из Тонга Вольфграму, который в итоге принес первую и пока единственную медаль Олимпиады для своей страны.

Все мы помним, что было после Игр: Ляхович ушел в профи и через 10 лет  стал чемпионом мира по версии WBO. Правда, отстоять титул «Белому Волку» не удалось – в 12-м раунде выигрышной защиты титула его свалил за канаты Шеннон «Ананас» Бриггз. После такой жесткой оплеухи вернуться на былые позиции Ляхович не смог.

Кстати, Игры в Атланте выиграл другой знаменитый чемпион – Владимир Кличко. А в финале украинец победил того самого тонганского боксера Вольфграма.

Первый медалист весил меньше 50 кг. И это был мужчина

Первым медалистом «незалежнай» стал борец греко-римлянин Александр Павлов. И, любопытно, что вес этого самого борца был меньше 50 килограммов (выступал Павлов в категории до 48 кг). Наш спортсмен последовательно вынес венесуэльца, представителя КНДР и кубинца. А на финал ему банально не хватило сил – кореец Сим Квон Хо выиграл 4:0. Первая белорусская медаль на летних Играх была серебряной.

Маджидов – главный тренер и спортсмен в одном лице

Борцы в 1996-м были красавцами. Во многом благодаря тренеру Камандару Маджидову. Ну, как тренеру – «играющему тренеру». Дело в том, что за два года до Олимпиады Маджидов завязал со спортом и перешел на тренерскую работу. Однако незадолго до Олимпиады руководство федерации уговорило 35-летнего Камандара вернуться на ковер и своим примером повести  подопечных к новым победам. Эксперимент удался: греко-римляне привезли домой три медали (два серебра, одну бронзу). Сам же Маджидов остановился в шаге от пьедестала – в схватке за третье место отважный тренер проиграл россиянину Третьякову.

Лиштван проиграл «золото» в бою, который не проиграл

Да, такое тоже могло случиться. Борец-тяжеловес Сергей Лиштван добрался до финала, где встречался с поляком Вроньски. Ни в основное, ни в дополнительное время никто из бойцов очков не набрал. Но судьи отдали победу поляку из-за того, что тот проявил больше активности. Если бы более «жвавым» показался Лиштван, совсем не Карстен была бы нашей первой олимпийской чемпионкой.

Щербо выступал после того, как в его семье произошла трагедия

За год до Олимпиады шестикратный чемпион Игр-1992 пережил ужасное. Его супруга попала в автокатастрофу. Врачам пришлось собирать девушку по частям – жизнь висела на волоске. На первых порах Щербо был сам не свой. Он либо все время проводил у кровати любимой, либо пил в баре, который соседствовал с больницей.

Однако в нужный момент Виталий взял себя в руки, вернулся к тренировкам. Вскоре и жена пошла на поправку. Замечательная голливудская история получалась. И ведь действительно американцы заинтересовались великим чемпионом, который уже три года жил в Штатах и едва не пережил настоящее горе. Про него снимали сюжеты, писали книги и колонки в газетах. Перед Играми он был одним из самых медийных персонажей среди спортсменов.

Повторения Барселоны не случилось. Более того, Щербо не взял ни одной золотой медали, ограничившись четырьмя бронзами. Самую ценную белорус завоевал в многоборье, где после двух снарядов шел лишь 11-м, но умудрился-таки добраться до пьедестала. Тем не менее, даже оставшись без чемпионства, Щербо стал одним из главных героев Олимпиады. В мужской части программы больше Щербо медалей насобирал только лишь российский соперник Алексей Немов, столько же – пловцы Гэри Холл и Александр Попов.

Белорусский футбол был представлен на Олимпиаде-96

А вы думали, что в 2012-м белорусский футбол впервые засветился на Играх? Как бы не так! В 96-м на американский турнир ездил белорусский линейный арбитр Юрий Дупанов, который достаточно успешно отсудил три матча в группе и четвертьфинал.

16-летняя Барабанщикова была надеждой страны

Ольга Барабанщикова еще не была светской львицей, певицей, ведущей и т.д.. Более того, 16-летняя девочка подавала очень большие надежды. Понятное дело, в одиночном турнире от нее никто не ждал больших свершений (Барабанщикова проиграла француженке Мари Пирс уже в первом круге), но вот в паре вместе с опытной Натальей Зверевой Ольга могла пошуметь. К сожалению, турнирный путь белорусок оборвался на втором раунде. И больше на Играх Барабанщикова никогда в наших олимпийских надеждах не ходила.

Белорусские телевизионщики проявили благородство

Белорусские телевизионщики Алексей Супонев и Владимир Иссат стали героями курьезной и одновременно красивой истории. Однажды в метро они нашли сумку с фотоаппаратурой на 15 тысяч долларов. Можно было изрядно обогатиться, но вместо этого белорусы поступили благородно и пошли искать хозяина добра. Поиски продолжались меньше дня. Незадачливым «потеряхой» оказался китайский фотограф.

От Ходотович (тогда еще не Карстен) золота не ждали

И это правда. Потенциальное золото от академической гребли вообще не прописывали в медальном плане. Да что уж там: от Екатерины Ходотович даже любая другая медаль была бы за счастье. Но уроженка деревни Осечино удивила всех.

Хотя сопровождалась первая победа Беларуси не самыми приятными событиями. В ночь перед финальным заплывом Ходотович в Олимпийском парке Атланты произошел теракт: в результате взрыва бомбы два человека погибли, более сотни получили ранения. В итоге в день соревнований до озера Ланьер белоруска добиралась около двух часов – настолько усилили меры безопасности.

Но даже после победного финиша Ходотович не могла вздохнуть спокойно. Канадские журналисты стали протестовать, утверждая, что белоруска во время старта рванула раньше пистолета и ее следует дисквалифицировать. Бучу подняли из-за Силькен Лауманн – канадки, которая заняла второе место. Но тренеры Лауманн не стали подавать официальный протест. Екатерина Великая только начинала свое восхождение на Олимп мировой гребли.

10 процентов премиальных за медали платились на месте

Разумеется, тогда за медали платили меньше, чем сейчас. Но по тем временам деньги это были огромнейшие: 40 тысяч долларов за золото, 20 – за серебро, 15 – за бронзу. Причем 10 процентов от суммы передавались спортсмену конвертом непосредственно в Атланте. Лишь Виталий Щербо забрал весь кэш – 60 тысяч долларов за 4 бронзы – на месте. Все потому, что гимнаст-мультимедалист не собирался возвращаться на родину, а уезжал после Игр в Пенсильванию.

Кстати, самый большой гонорар за золотую медаль Атланты давали в Латвии: за золото платили сумасшедшие 480 тысяч долларов. К великому счастью латвийских казначеев, никто первое место в их сборной не взял.

Первый медальный дубль

Здорово порадовали белорусские дискоболы. Владимир Дубровщик и Василий Каптюх сделали первый в нашей истории медальный дубль – серебро и бронза соответственно. А Каптюх, к слову, мог и не попасть в финал – в квалификации пришлось приложить максимум усилий для выполнения норматива. Победил в соревнованиях дискоболов несравненный Ларс Ридель. Хотя все было не так просто. После трех первых попыток немец проигрывал и Дубровщику, и Каптюху. А затем, как сказал сам атлет, сходил в туалет и подумал о своем выступлении. «Сбросив груз ответственности», Ларс вернулся в сектор и выиграл золото. Такая вот история.

А за два дня до успеха мужиков бронзу из этого же сектора умыкнула Эллина Зверева.

Некоторые белорусы после Игр нашли новую родину

За Беларусь в Атланте выступали два спортсмена, которые позже достаточно успешно представляли другие страны. Первый – прыгун с шестом Дмитрий Марков. В Атланте «шестовик» занял шестое место. Через два года установил «вечный» рекорд Беларуси – 6 метров (для сравнения – действующий чемпион Беларуси прыгнул лишь на 4,80), а еще через год Марков поссорился с нашей федерацией и принял австралийское гражданство. Уже за команду новой родины атлет выиграл серебро чемпионата мира-99 и золото ЧМ-2001. Его лучший результат (6,05 м) до сих пор входит в топ-5 лучших перфомансов в прыжках с шестом за всю историю.

Второй человек, сменивший родину после Атланты, – десятиборец Эдуард Хямяляйнен. Причем на Игры в США спортсмен ехал, зная, что эти соревнования для него будут последними под белорусским флагом – несколько лет Хямяляйнен раздумывал, и решился-таки вернуться на историческую родину в Финляндию. В итоге в Атланте Эдуард стал пятым (за год до этого на ЧМ был вторым), а уже после переезда в страну Суоми взял серебро «мира» и «Европы».

Борец Медведев поехал на Олимпиаду вместо сына великого Медведя

Вот так-то: Медведев против Медведя. Такой спор имел место в национальной команде по вольной борьбе в категории тяжеловесов. Однако разрешился он сам собой: сын великого Александра Медведя получил травму. В итоге в Америку полетел Алексей Медведев, который проиграл одну лишь схватку – финальную турку Демиру.

Тяжелоатлет Синяк провалил взвешивание

Смешная история, от которой хотелось плакать, приключилась с тяжелоатлетом Виктором Синяком. Легковес ехал выступать в начальной категории – до 54 кг. Однако в день взвешивания оказалось, что Синяк превышает допустимую норму на 2,5 кг. Пришлось в срочном порядке перезаявляться в более тяжелую весовую категорию. Среди мужиков весом до 59 кг белорус занял 12-е место.

Спортивное руководство страны обвиняло атлета в непрофессиональном отношении к делу. А атлет, в свою очередь, предъявлял претензии руководству, что ему не предоставили перед взвешиванием авто, чтобы съездить в баню на сгонку.

Тараненко получил травму за несколько минут до выхода на помост

Леонид Тараненко – легендарный атлет. Наш тяжеловес побеждал еще в 1980-м в Москве. Однако к соревнованиям в Атланте он, как и вся белорусская команда, подготовился недолжным образом. В итоге в разминочном боксе Тараненко схватился за спину – потянутая мышца не позволила ни разу выйти на помост. Завершение долгой карьеры оказалось не таким веселым, каким могло бы быть.

Беларусь рассчитывала на 5 золотых медалей

В планах было 20 наград, из них пять золотых, но надежды не оправдалить. Золотых в итоге привезли лишь одну, а всего – 15. Изначально самые ценные кругляши планировалось брать в спортивной гимнастике (две штуки), в пулевой стрельбе, а также в легкой и тяжелой атлетиках. Ничего не получилось, а тяжелоатлеты Атланту провалили напрочь.

Классная обертка – невкусная конфета

Олимпиада в Атланте вышла на тот момент лучшей в истории по техническому обеспечению. Картинка Игр вышла на новый уровень, а заполненные арены свидетельствовали о том, что спорт в США любят.

С другой стороны негативных моментов тоже было немало. Один теракт в Олимпийском парке чего стоит. Но ведь были и другие проблемы. К примеру, логистика – спортивные объекты были разбросаны друг от друга на такие огромные расстояния, что порой путь от Олимпийской деревни до места соревнований составлял от 50 минут до нескольких часов.

Много нареканий в адрес организаторов было из-за сомнительного качества пищи. Белорусы, например, жаловались на «пластмассовость» еды, мол, жевать невозможно. Благо спасал «Макдональдс», находившийся прямо в Олимпийской деревне.

Наконец, еще один отрицательный момент – само жилье. Большая часть белорусской команды обитала в общежитиях политехнического университета. Там во многих номерах наблюдалась повышенная сырость, почти все комнаты были атакованы огромными тараканами, которые не давали спать девушкам, а те, в свою очередь, будили мужиков.

Вот такой и запомнится первая Олимпиада: вроде красивой, но и не очень-то привлекательной.

По материалам газеты «Прессбол», «Википедии», энциклопедий отечественного спорта

Фото: mst.by, vadimmezga.com, fightnews.ru; REUTERS/Jason Reed; «>Gettyimages.ru/Simon Bruty/Allsport, Gary M. Prior

Другие посты блога

Все посты