Tribuna/Футбол/Блоги/Футбольная школа ФШМ-Минск/Для чего в детской футбольной команде нужен спортивный психолог

Для чего в детской футбольной команде нужен спортивный психолог

Дарья Мельхер, психолог команды ФШМ-Минск 2002 года рождения, рассказывает о профессии.

Автор — ФШМ-Минск
11 апреля 2016, 09:59
Для чего в детской футбольной команде нужен спортивный психолог

Дарья Мельхер, психолог команды ФШМ-Минск 2002 года рождения, рассказывает о профессии.

- Небольшой блиц для начала. Любимая команда и любимый футболист?

- «Барселона» и Месси. Он виртуоз, он необычный, он уникум. Мне очень нравится этот футболист.

- Теперь расскажите немного о себе. Почему вы занялись спортивной психологией?

- Я родом из Молодечно, там начинала заниматься легкой атлетикой. Я не достигла высоких результатов в спорте. И только сейчас, будучи спортивным психологом, понимаю, что если бы кто-то поработал тогда над моими состояниями, мотивацией и преодолением страхов, то достигнуть в спорте  я смогла бы намного большего. Хотя данные были, ну, тренер так говорил:). Потом я закончила университет физической культуры, кафедра психологии. Преподаватели  всегда спрашивали, почему мы решили стать психологами. Всегда отвечала, что случайно. И мне говорили: «Случайности не случайны». Да, наверное, это действительно так. Из всей моей студенческой группы я одна работаю психологом.

Да, я люблю спорт и спортсменов. Фанатка своего дела. Еще мне нравится преподавать. Преподаю в институте  повышения квалификации и переподготовки кадров БГУФК.  Считаю, что это важный момент, практиковаться и делиться своей работой с другими. Людям нравится, когда не только по книжке рассказываешь, но и делишься примерами практическими. Плюс я работаю индивидуально со спортсменами и с командой ФШМ 2002 года.

- Почему именно спортивная психология? Потому что вы сами занимались спортом в детстве?

- Я точно знала, что буду поступать в БГУФК, так как занималась легкой атлетикой  и потому что везде нужно было сдавать математику, а это вообще мимо меня. Биология, русский, физкультура – это у меня хорошо получалось, поэтому выбор сделала быстро. Когда ехала подавать документы с подругой, был выбор между менеджментом и психологией. Подруга сказала, что психолог нужен всегда. Вариантов, в общем, не было.

- Чем спортивная психология отличается от обычной, если можно так выразиться?

- Вообще, нет такого понятия  «обычная психология». Психология это многоотраслевая наука, поэтому психология спорта это отрасль,  направление. Спортивная психология отличается от остальных направлений, это обусловлено специфическими условиями спортивной деятельности. Это экстрим, постоянный стресс, предельные физические и психические нагрузки. Здесь предъявляются сверхтребования к человеку. И в этих экстремальных ситуациях нужно помогать спортсменам. Независимо от возраста. Часто психологи, которые получают образование в БГПУ, например, сталкиваются с большими сложностями во время работы со спортсменами. Потому что это особенная сфера, требующая специальной подготовки и знания специфических особенностей.  Даже мои слушатели на курсах говорят, что когда психолог не из спорта, это сразу чувствуется. Так что в идеале психологу нужно быть спортсменом.

- Насколько важно заниматься психологией с детьми-спортсменами?

- На мой взгляд, психологическая подготовка детей и подростков – это очень важно. Причем нужно работать как с ребенком, так и с тренером, и, в идеале, с родителями. На мой взгляд,  работать можно начинать с момента начала выступления на соревнованиях. Во многих видах спорта совсем юные спортсмены участвуют в крупных и серьезных соревнованиях, перед ними ставят серьезные задачи. Еще важно работать с детьми, потому что психологические проблемы, которые могут возникнуть у  спортсмена высшего спортивного мастерства, часто оказываются заложены на этапе начальной спортивной подготовки.

У детей идет формирование личности, психики и личностных качеств. На мой взгляд, важно проводить коррекционно-развивающие занятия, помогать создавать условия для нормального психического развития, соответствующего возрасту ребенка.  Важно уже в раннем возрасте формировать мотивацию спортсмена, повышать интерес к спорту, развивать внимание, память, мышление и другие психологические процессы. Начиная с 7-9 лет, нужно уже формировать  психологию победителя, причем на это должны работать все: тренеры, врачи, психологи и так далее. Причем в разном возрасте должны быть свои подходы. И важно, повторюсь, работать как с ребенком, так и с тренером. Пока, к сожалению, есть большая проблема в том, что в детско-юношеском спорте, и в футболе в том числе, практически нет психологов. Бывает, что  уже в детском возрасте возникают состояния пресыщения,  психического переутомления со всеми вытекающими последствиями. А тренеры не совсем правильно понимают поведение ребенка. Это может привести к различным негативным последствиям. Психолог – тот человек, который должен помогать распознавать проблему и давать рекомендации по ее устранению.

- Недавно появилось видео, на котором тренер одной из российских футбольных школ орет на детей матом и пытается научить их чему угодно, но только не играть в футбол. Какие могут быть последствия такого обращения в детстве?

- Последствия могут быть самыми разными. Детская психика очень восприимчива и ранима. Такое обращение подрывает психику спортсмена. Здесь есть такой момент, что тренеры с детства приучают к такому жестокому обращению.  И потом дети уже по-другому не понимают.  Это очень актуальный и важный момент в деятельности тренера: четко чувствовать грань между жесткостью, требовательностью, и при этом не перейти на жестокость или даже самодурство (а такое, к сожалению, есть). Мы должны помнить, что футбол – это, в первую очередь, игра, которая приносит огромное удовольствие, а лучше всего мы делаем то, от чего получаем удовольствие. От жестокого обращения можно ожидать чего угодно.  

Нужно ли обязательно работать с психологом? Да, есть много примеров, когда дети без всякой работы с психологом достигают успехов. Зачастую тренер – это главный психолог. Это вполне нормально. Но специалист может где-то подкорректировать развитие ребенка, усовершенствовать работу, помочь с проблемами.

- Вы сказали о психологии победителя. Об этом довольно часто говорят в последнее время. А что это вообще такое с точки зрения специалиста?

- Да, сейчас действительно много об этом говорят. Могу рассказать о личном понимании этого понятия. На мой взгляд, это набор личных характеристик спортсмена, сверхачеств, которые делают из него сильнейшего спортсмена. Если конкретнее, то это развитые волевые качества: целеустремленность, принципиальность, дисциплинированность, выдержка, самообладание, решительность. Конечно, каждый психолог включает какие-то свои качества личности, которые относятся к психологии победителя. Нацеленность на победу – это важное качество спортсмена. Обязательно профессионализм. Это когда мы формируем отношение к имиджу, режиму, питанию, профессиональное отношение к тому, чем ты занимаешься. Если команда оставляет за собой пустые бутылки – с этим нужно что-то делать. Нацеленность на обязательное достижения успеха в деятельности и в жизни.  Ритуализм должен обязательно присутствовать. Это когда спортсмен четко знает, что ему нужно делать для победы, своеобразная «организованность поведения». Это сильнейший самоконтроль и управление своими эмоциями. Например, я четко знаю, что перед матчем мне нужно помолчать или послушать определенную музыку, собрать сумку в нужном порядке. Стабильность во всем: в результативности, в отношении к занятиям, в проявлении к своим бойцовским качествам. По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. И волевые качества, еще раз повторю, это очень важно. Когда ты борешься за победу до конца и из последних сил. Этот список можно продолжать….

- В футболе много суеверий. Это тоже своего рода ритуализм или от этого нужно избавляться?

- Если ты это делаешь и тебе это действительно помогает, то ничего плохого в этом нет. Конечно, во многом это стереотипы. Если ты в них веришь, то им нужно следовать. Если нет, то нет проблем, делай, как знаешь.

- Много говорят о проблеме перехода талантливых детей во взрослый футбол. Чем тут может помочь психолог?

- Недавно я преподавала в одной из групп курсов повышения квалификации. И один из тренеров рассказал, что он готовит спортсменов, передает  во взрослую команду, там их психологически ломают и возвращают обратно. Это тот момент, когда спортсмену нужен период адаптации. В командных видах спорта это очень важно. Психолог может помочь облегчить процесс адаптации, чтобы спортсмен сумел проявить свои сильные качества как можно скорее. У нас как? Пришел, быстренько показал, что ты умеешь, если не показал – извини, езжай обратно. Но не зря существует такое понятие, как адаптация. Да, кому-то это не нужно, но для многих – очень важно.

***

- А теперь давайте чуть конкретнее. Как проходят занятия в школе ФШМ?

- Групповые занятия у нас проходят раз в неделю. Для этого есть специальный уютный кабинет. Все занятия очень динамичные и эмоциональные, каждое упражнение имеет свой смысл и направлено на формирование или коррекцию определенных психических процессов или свойств личности. Важно, конечно, чувствовать характер команды, и в зависимости от этого выстраивать работу. У нас, если упражнение, длится дольше 20 минут, ребятам становится скучно. Поэтому мне необходимо знать команду, ее особенности, чтобы  подбирать нужные средства работы и   чтобы ребятам было интересно, и чтобы максимально решали задачи психологической подготовки, которые мы ставим.

Первый этап  нашей работы был посвящен моему вхождению в команду, знакомству и привыканию. Я считаю, что большая работа проделана для того, чтобы сплотить ребят. И у этой работы уже есть свои результаты. Одновременно стараемся решать актуальные задачи психологической подготовки подготовительного этапа. Готовимся к чемпионату. Стараюсь во время занятий изучить особенности личности каждого игрока.  У нас очень творческая, креативная форма занятий. Это здорово, что мы можем совмещать приятное с полезным.

- А персональные занятия есть?

- Да, это обязательно! Индивидуальная работа уже ведется с игроками. Это обязательное условие. Если я работаю с командой и вижу какие-то качества, которые нужно подтянуть конкретному игроку, я сообщаю тренеру, и они приходят.

- Какие проблемы чаще всего встречаются у футболистов? Из вашего опыта и знаний.

- Многие игроки не умеют сдерживать свои эмоции. Самоконтроль очень важен. Когда тебя бьют, эмоции зашкаливают, и ты начинаешь заражаться негативом. Из-за этого потом идут нарушения и удаления. И мы тогда учимся контролировать негативные эмоции и агрессию.

Кто-то, наоборот, недостаточно агрессивен.

Приходят родители иногда и спрашивают, как лучше себя вести, чтобы не давить психологически.

Еще нередко у детей встречается страх мяча, у кого-то страх допустить ошибку.

Это то, что в подростковом возрасте легко может сформироваться, и от чего уже во взрослом футболе сложно избавиться.

***

- Окей, а теперь перейдем к вопросам от подписчиков. Довольны ли вы тем, что пришли в коллектив ФШМ?

- О, ну конечно, конечно! Причем довольна – это очень слабо сказано. Я рада, что работаю с командой 2002 года. Это просто великолепные ребята! Я получаю огромное удовольствие от того, что я делаю. Ребята большие молодцы. Что касается тренерского коллектива, то тут тоже можно только радоваться, что мне посчастливилось работать с этими людьми. Они профессионалы, это люди со своим видением, своими идеями, которые я принимаю и которые мне нравятся. Довольна – это не то слово, мне очень нравится:).

- С какими сложностями может столкнуться психолог при работе с футбольной командой?

- Вообще, сама по себе работа с командой – это уже сложно. Одно дело работать с индивидуальными видами спорта, совсем другое – команда. Нужно изучить каждого спортсмена, сформировать из них сбалансированный коллектив, единый механизм. И на это уходит довольно много времени. Еще одна сложность с футбольными командами, на мой взгляд, в том, что нужно работать как с самими ребятами и их тренерами, так и с родителями. Это важный момент в игровых видах спорта. Это нужно учитывать и настраивать себя на работу с родителями. При работе с большим количеством спортсменов нужно очень стараться.

- Вы ездили с командой на турнир Ateitis Cup 2016 в Вильнюсе, где ребята ФШМ 2002 года заняли второе место. Как впечатления?

- Это мой первый турнир в составе ФШМ. Он был очень важен для меня. Мне нужно было увидеть, насколько спортсмены усваивают то, что мы с ними учим, и переносят это на поле. Турнир был полезен для меня, потому что я смогла изнутри увидеть всю специфику футбола и турниров.

Впечатления, конечно, положительные. У нас второе место, и я этому очень рада. Я увидела, что  ребята стараются переносить и применять свои знания, полученные на наших занятиях, во время игры. Очень порадовала атмосфера в команде и тренерском коллективе. Абсолютно доброжелательная, с особым требованием к качеству. Каждый занимается своим делом, никто не лезет в чужую работу. Я это связываю с определенным уровнем доверия.

Еще хотелось бы рассказать историю. На финальный матч мы забыли мячи. Команда, конечно, попала в психологическую яму перед игрой. Хотя тренеры понимали, что ничего страшного не случилось.  Тренер дал установку, ребята пошли на разминку, психологическое состояние было не самым лучшим.  И сыграли ноль-ноль, при этом боролись до последнего. В матче они приложили максимум усилий чтобы, не проиграть, поддерживали друг друга, доставали себя из психологической ямы. Да, это не победа, но они себя перебороли. Горжусь ими.

И еще история. Хочу поделиться впечатлениями от установок тренера 2002 года Дмитрия Викторовича Короткевича. Это тот момент, когда он говорит так, что мурашки по коже. Даже мне хотелось идти и играть. Установкой тренер может эмоционально завести так команду, что хочется выйти и порвать. Это к вопросу о том, должен ли тренер быть психологом. Конечно, тренеры и есть психологи в каком-то смысле. Коуч должен понимать, что  если во время перерыва указывать только на недостатки, то это может «прибить» команду. Важно и поддержать, и вдохновить. Естественно, нужно указывать и на ошибки, но не зацикливаться на них. Есть еще секундирование – управление игроками прямо во время матча. И тут я в работу Дмитрия Викторовича не вмешиваюсь, он это делает очень хорошо, я только наблюдаю со стороны.

Чтобы быть психологом в футболе, нужно жить футболом, следить за ним, быть в команде, изучать игру вместе со всеми. Пока ты не изучишь специфику вида спорта, будут сложности.

- Насколько сильно прогрессируют игроки ФШМ?

- Могу точно сказать, что команда стремится усваивать все, о чем мы говорим на занятиях. Я стараюсь объяснять им, что и для чего мы делаем. И они стараются это впитывать. Я это чувствую. Для меня это самый главный прогресс. Очень важно, что они хотят работать над собой, очень добросовестные. Считаю, что в плане психологии прогресс есть. Они молодцы. У нас команда, коллектив, где вы не услышите гнобления на поле, у нас все построено на поддержке друг друга.

- Давайте прогноз напоследок. Что будет с психологией спорта в Беларуси в ближайшие годы?

- Я, как фанатка своего дела, верю, что все будет хорошо. Эта сфера будет очень активно развиваться. Пока мало информации о том, чем психолог может помочь конкретному тренеру или спортсмену. А когда мы начнем больше говорить об этом, появится система. Пока у нас психологи работают только с некоторыми национальными сборными. Да, люди понимают, что психологический аспект важен, но все равно пока сложно. Но в спорте будет повышаться психологическая культура. В том числе для этого существуют курсы повышения квалификации, на которых я преподаю.

- И последний вопрос, его задали в Facebook. Что вы делаете сегодня вечером?

- Сегодня вечером я свободна. Вероятнее всего, буду готовиться к завтрашним лекциям. Да, если никаких более интересных предложений не будет, то я буду готовиться:).

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Горячая новость! 🔥
27 января 2018, 16:40
3
Горячая новость!
20 сентября 2017, 16:33
3
Все посты