Tribuna/Гандбол/Блоги/Все о гандболе/Несколько идей, которые, возможно, позволят сделать наш гандбол лучше

Несколько идей, которые, возможно, позволят сделать наш гандбол лучше

Ответ на вопрос «Что делать?»

Автор — Ivan Sapeha
6 сентября 2016, 13:54
4
Несколько идей, которые, возможно, позволят сделать наш гандбол лучше

 

Давайте еще раз поговорим про высоких левшей. Не касаясь пункта регламента. Он уже принят. Каждый волен решать для себя, правильно это или нет. Но сделать с этим никто ничего не сможет.

Гораздо интереснее разобраться в причине кризиса. Тренерский штаб и руководство федерации не первый год работают на своих местах, но проблема вскрылась только после того, как Дайнис Криштопанс практически в одиночку сыграл вничью со сборной Беларуси.

Честно говоря, это была одна из самых слабых наших сборных, которые в последнее время доводилось видеть. Конечно, она подошла не в оптимальных кондициях, не в оптимальном составе. В следствие этого команда была скована в возможности варьировать состав, схемы атаки и построения защиты. С другой стороны Угис Викштремс проделал свою работу гораздо лучше коллеги. Проблемы отрезания Юринка и Бровко в 5-1 у латышей практически не возникало. Да и таких проблем в атаке, как у беларусов, у соперника не было.

Из всего набора факторов был выбран один и на него обратили слишком много внимания. Да, уровень Дайниса впечатлил. Как и его антропометрия. Но значит ли это, что существует единственный путь?

Например, в одном из своих интервью Растко Стойкович отметил, что в Сербии исторически сложилась проблема с высокими линейными. Но там никто никого не заставляет высоких ставить в линию. Напротив, они берут другим: техникой, пасами через паркет и т.д. В результате вырастает игрок уровня Растко – лучшего линейного прошлогодней Лиги чемпионов.

Но это у них. У нас все иначе. Все попытки посмотреть вглубь срезаются очень острой бритвой Оккама. А смотреть стоит. Вообще говоря, Шевцову не позавидуешь. У него нет большого выбора игроков на позицию. Были вызваны Шилович и Карвацкий. Еще есть Князев и Астрашапкин за границей и Степанов, Чернов, Скриба и Рабушко в чемпионате Беларуси. И это все. Причем вызваный Карвацкий в СКА проигрывает конкуренцию Хадкевичу, а гомельчанин Степанов – Ященко.

Почему так происходит? Вариантов всего два: либо Миронович и Цыганков – самодуры, либо игроки готовы выполнять роль хуже своих товарищей по команде. Второе выглядит убедительнее. А это в свою очередь значит, что детские тренер воспитали не самых сильных гандболиста. Ну или Карвацкий крут, а Миронович совсем не крут. Как вам удобнее думать.

Факт: в заявках СКА, «Гомеля» и «Кронона» на прошлый сезон есть только один левша правый полусредний у каждого. Любому тренеру для работы нужны два-три человека на позицию. Есть травмы, да и играть по 60 минут на площадке – это прошлый век.

Значит, не растут. Значит нужно стимулировать к росту. И здесь как никогда кстати было бы ввести пресловутое правило в детских турнирах. И глядишь лет через 5-6 кто-нибудь да вырастет. Но это никак не поможет сборной здесь и сейчас. А в заслуге себе наша федерация ставит не количество выращенных гандболистов, а результаты сборной. Поэтому ей это неинтересно.

Также не совсем понятно, чем руководствовался Шевцов, не вызывая Астрашапкина или Князева. Оба играют в своих клубах, обоими тренеры довольны. Олег и вовсе сейчас идет на повышение. Но тренерский штаб сборной это не видит в упор. Вместо них вызывается Карвацкий и сидит на лавке с формулировкой «он еще не готов к таким матчам».

Стоит отметить еще один аспект: у нас нет достаточного количества клубов, в которых сборники могли бы прогрессировать. Постоянная игровая практика на высоком уровне есть у БГК: брестчане играют в группе Лиги чемпионов и сильной SEHA-лиге. У СКА дела обстоят похуже: кроме чемпионата Беларуси есть Балтийская лига, но уровень там не многим выше. У остальных клубов есть только чемпионат с маленьким количеством участников.

Лучших игроков забирают БГК и СКА. Но это три места на всех (два игрока в Минск, один в Брест). Причем на любой позиции. Система работает следующим образом: СКА пытается привлечь всю перспективную молодежь, БГК – лидеров сборной и иногда молодежь. Если вне этих клубов рождается талант, он идет по одному из двух адресов. И в обоих случаях есть свои нюансы. В случае с БГК никто не гарантирует игроку ничего. Он должен усердно работать и доказывать, что лучший на своей позиции (впрочем, а может ли быть иначе?). В случае со СКА есть потолок. В какой-то момент клуб просто уже ничего не может дать игроку (еще один вариант – игрока усаживает на лавку молодой и перспективный). И игрок уходит. Хорошо, если в «Сен-Рафаэль». Плохо, если в клуб сходного уровня. Совсем плохо, если вникуда.

Чтобы перейти в сильный клуб или сильный чемпионат нужно быть на виду. Вариантов немного: 1. игра в сборной, 2. игра в еврокубках, 3. хорошая работа агентов и спортдиректоров, 4. хорошее освещение чемпионата. БГК сейчас пытается пристраивать свой резерв путем номер три. В Венгрию отправились Сельвесюк и Астрашапкин. Налажен хороший контакт, игрока могут показать в нужном свете. С еврокубками откровенная беда. При текущем положении дел вопрос об участии СКА в группе Кубка ЕГФ лежит в плоскости удачной жеребьевки. В Лигу чемпионов второй командой их не берут. И на первом месте в таком решении не сила состава, а ряд других факторов типа проблем с подключением LED-панелей, не самой хорошей работы по наполнению зала и т.д.

Остается уповать на сборную. Но и здесь не все так гладко. Тренеру нужен результат. Для его достижения лучше подходят опытные игроки. Молодежь играет, но иногда от безысходности. Это не футбол, здесь на засветку игрока нет времени.

Печально выглядит чемпионат. Регламент предполагает обязательную съемку матчей, но их нигде не показывают. Только очень важные матчи проскакивают на ТВ, да и то частенько в записи. Это не хоккей, где показывают 20 матчей предварительного этапа. Хотя уровень гандбольного турнира вряд ли уступает хоккейному.

Вдумайтесь: «Киль» подписывает вратаря из хорватского чемпионата, который играл в вылетевшем из первого дивизиона клубе. Как вы думаете, много игроков условного Машеки назовут немецкие гандбольные функционеры?

Нам как воздух нужны рабочие места для гандболистов. Федерация это понимает. Были разговоры о возможном создании клуба в Молодечно. Почти удалось создать клуб в Жлобине. В свое время были созданы «Машека» и «Динамо». Но «Динамо» кануло в лету, в могилевском клубе финансы не самые завидные. В стране денег нет. И на спорт, в названии которого нет слова «хоккей», государство выделять средства не спешит. Да и условия для потенциальных спонсоров все менее и менее привлекательные.

Остается делать такую рекламу, чтобы игроки отправлялись за рубеж. Нужно вкладывать деньги в имидж чемпионата: проводить трансляции, вести онлайн-статистику, снимать обзоры чемпионата, делать красивые нарезки, заполнять трибуны. На данный момент ничего этого нет. Как и активности в соцсетях.

Перед матчем с латышами твиттер соседской федерации обновлялся так часто, что казалось, в Латвии нет спорта кроме гандбола. У нас же в комментариях на спортивных сайтах можно прочитать, что человек не посетил матч сборной, т.к. не видел рекламы. Реклама-то есть, но ее мало и она неяркая. Да и заполняемость за счет административного ресурса имеет место.

Вводя внутренние ограничения, мы лечим симптомы и абсолютно не задумываемся об их причине. Конечно, без наличия симптомов организм выглядит здоровым, но иммунитета все равно нет. Следующий сквозняк и снова температура под сорок.

Итак, еще раз суть предложения:

1. Проводим эксперименты в детских возрастах. Создаем систему стимулирования развития в нужном направлении.

2. Пытаемся не терять игроков, достигнувших потолка. Создаем для них условия, необходимые для перехода в сильные клубы.

3. Повышаем медийность турниров под эгидой БФГ, показываем товар лицом.

4. Следим за имиджем.

Конечно, мгновенного результата никто не обещает. Но и вреда все эти шаги точно не наделают. Рядовой любитель гандбола так точно останется в выигрыше.

Другие посты блога

БГК. Сдержанный оптимизм
16 сентября 2018, 12:16
2
Все посты