Tribuna/Хоккей/Блоги/Магистр/«В Канаде думают, что у вас нет свободы, но ведь это не так». Канадец, который очень любит Беларусь

«В Канаде думают, что у вас нет свободы, но ведь это не так». Канадец, который очень любит Беларусь

Квебекский колумнист Александр Пульо-Роберж – о «коммунистической Беларуси», искренности Лингле и Лаланда и шансах старшего Костицына.

Блог — Магистр
Автор — Вадим Кнырко
20 мая 2016, 22:14
27
«В Канаде думают, что у вас нет свободы, но ведь это не так». Канадец, который очень любит Беларусь

Квебекский колумнист – о «коммунистической Беларуси», шансах Костицыных вернуться в НХЛ и канадских легионерах «Динамо».

Александр Пульо-Роберж – франкоканадский колумнист и журналист-фрилансер из Квебека. Тем, кто следит за белорусским хоккеем, Александр может быть знаком. Во-первых, он нередко бывает в Минске и посещает матчи минского «Динамо». Во-вторых, мы не раз читали переводы текстов Пульо-Робержа о канадцах, которые сейчас защищают цвета белорусской сборной – Кевине Лаланде и Чарльзе Лингле. Сейчас Александр работает на чемпионате мира в Санкт-Петербурге. Вадим Кнырко решил поближе познакомиться с этим человеком.

– Любовь к хоккею у меня появилась поздновато для канадца, – начинает свой рассказ Пульо-Роберж. – Начал усиленно смотреть матчи и интересоваться этим видом спорта только лет в 11. Тогда еще в моем родном городе был клуб НХЛ «Квебек Нордикс». И мне нравились российские хоккеисты, которые играли в нашей команде. Валерий Каменский и вовсе был моим любимым игроком. Кроме него за «Квебек» выступали Алексей Гусаров, Михаил Татаринов и Андрей Коваленко. Правда, позже «Квебек» перевели в Колорадо – для меня, как и для других жителей города, это была большая потеря.

Российский хоккей заинтересовал Пульо-Робержа еще в детстве.

– Когда я был маленьким, собирал карточки с хоккеистами, как и все дети. Так вот, у меня была полная коллекция с игроками сборной СССР. Я реально гордился своим трудом. Кроме энхаэловских матчей постоянно следил за результатами в чемпионате СССР, за выступлениями ЦСКА, «Динамо» и других команд. Я читал биографию Владислава Третьяка и восхищался силой российского хоккея.

Любовь к хоккею переросла в нечто большее. Пульо-Роберж стал спортивным журналистом. А когда было объявлено о создании КХЛ, канадец начал еще больше интересоваться и еще активнее писать о российском хоккее.

– Меня заинтересовал этот проект. Только названия команд и их составы говорили о том, что лига станет одной из лучших в мире. И я решил, что будет неправильно, если в Северной Америке люди ничего не будут знать о КХЛ. Специально для этого писал в блогах о лиге о матчах, командах и турнире в целом.

Александр Пульо-Роберж с журналистом «Матч-ТВ» Натальей Кларк

– Мне нравится КХЛ. Но мне не нравится, что КХЛ закрывается и ведет настоящую войну против легионеров. Это неправильно. Зачем же тогда КХЛ, если можно сделать просто национальный чемпионат России и играть там только россиянами? Беларусь в этом плане более открыта для легионеров и иностранных тренеров. Знаете, ситуация с легионерами в КХЛ мне очень напоминает национальную ситуацию в Канаде: иногда складывается ощущение, что англоканадцы ставят себя выше франкоканадцев. Неприятное ощущение, если честно. И я понимаю белорусов и казахстанцев, которые вмиг превратились в легионеров для российских клубов. Для чего этот лимит? В Беларуси и Казахстане понятно – у них только по одному клубу в лиге. Но ведь российских команд два десятка.

Интерес к белорусскому хоккею появился у Александра чуть позже – через несколько сезонов после основания КХЛ.

– Начал писать про «Динамо», потому что Минск потихоньку стал привлекать франкоканадских хоккеистов – Дэнни Гру, Кевина Лаланда, Дани Корсо и Чарльза Лингле. Окончательно и бесповоротно в Минск я влюбился во время чемпионата мира в 2014-м. Тогда я впервые посетил Беларусь. В вашей столице создали непередаваемую атмосферу – такого я не видел нигде. Просто прекрасно! Причем касалось это и хоккея, и праздников на улице. И да – мне очень понравилась игра сборной Беларуси.

После ЧМ-2014 Пульо-Роберж стал гостить в Минске чаще.

– Только в этом сезоне посещал матчи минского «Динамо» четыре раза. И мне всегда приятно снова и снова оказываться у вас в гостях. Я убедился, что у вас очень круто не только на чемпионате мира, когда и так все весело, но и в обычные дни. Белорусы – очень добрые люди. Вы отличаетесь от россиян, хотя Россию я тоже люблю. Но все-таки у вас находиться приятнее – в Минске гораздо меньше шовинистов и ксенофобов. В Беларуси с такими людьми я никогда не сталкивался. А еще в Минске на хоккее я ни разу не видел хулиганов: на арену люди приходят семьями, радуются, болеют. В Москве же часто матчи посещают самые настоящие фашисты – мне не нравится такое.

Кстати, матчи экстралиги Александр тоже посещал – приходил на домашние игры «Юности», общался с Даниэлем Корсо. Журналист отмечает, что уровень белорусского чемпионата, конечно, пониже кахаэловского, но весьма неплох.

- Чем еще вас привлекает Беларусь?

– Мне нравятся белорусские продукты. У вас отличное качество пищи – лучше, чем в России. Очень вкусно! У вас отличное молоко. Когда покупаю его в Минске, всегда показываю фотографии своих покупок в соцсетях. Делаю рекламу вашей стране – показываю, что у вас круто. И, в то же время, поддерживаю вашу экономику – я не олигарх и не могу дать миллионов, но хотя бы такой небольшой вклад делаю. А еще всегда, когда приезжаю в Минск, покупаю с собой много конфет.

– Сейчас я нахожусь в России и Беларуси чаще, чем дома. Провожу в Европе примерно 8 месяцев в году. В Беларуси я и вовсе мечтаю жить. Очень хотел бы купить себе квартиру в Минске, правда, пока у меня нет на это ни средств, ни возможностей. А пока я продолжаю жить как студент – в общежитиях и хостелах :).

Пульо-Роберж отмечает, что канадцам о Беларуси практически ничего неизвестно.

– Знают спортсменов и президента – все. Слава Богу, что в Беларуси нет войны – вооруженные конфликты в разных частях мира привлекают внимание людей. Мне это не нравится. Многие люди в Канаде думают, что в вашей стране творятся плохие вещи. Но я люблю Беларусь – мне уютно там. Для меня это как игра – доказать людям в Северной Америке, что у вас отлично. В Канаде говорят так: «Беларусь – это коммунизм». Канадцы реально думают, что у вас, как в Советском Союзе. Думают, что у вас нет свободы. Но ведь это не так. В Беларуси я могу пройтись по улицам в майке «USA» и с национальным флагом этой страны. Попробовал бы я так сделать в СССР? Нет, конечно. Вы можете свободно поехать за границу и путешествовать, в отличие от советских времен. В СССР нельзя было на людях сказать, что ты недоволен руководством страны. В Минске же люди могут открыто говорить, любят они Лукашенко или нет. Так что сравнение с Союзом абсолютно некорректно. Мне очень не нравится этот стереотип.

Из общения Лаландом и Лингле Александр вынес, что белорусские канадцы из «Динамо» просто-таки влюблены в Минск.

– Кевин и Чарли всегда мне об этом говорят. И я уверен, что это правда. Это не шоу, чтобы получить новый контракт в клубе. Лаланд и Лингле уверены, что Минск – лучшее место для жизни и хоккея. Агенты и вовсе говорят: «Минск – лучшее место в Европе».

Пульо-Роберж отмечает, что канадские болельщики уже привыкли к тому, что тамошние хоккеисты часто подвергаются натурализации.

– Не только Беларусь дает паспорта нашим игрокам, но и многие другие страны. Обычные канадцы к такому уже привыкли и не видят в этом ничего странного или страшного. Новость о том, что Лингле будет выступать за сборную Беларуси, многие в Канаде встретили с безразличием. Но касается это больше тех, кто хоккеем интересуется постольку-поскольку. Те же, кому небезразлична судьба Чарли, безусловно, с радостью восприняли эту весть. Ведь у Лингле появился шанс играть на высоком уровне, быть частью команды на чемпионате мира и Олимпиадах. Что в этом плохого? Люди радуются успехам наших хоккеистов в Беларуси. Очень были рады за Дани Корсо, когда узнали, что он вместе с «Юностью» выиграл Кубок президента. Если подытожить, интерес к белорусским канадцам на родине имеется, но он не переходит в мейнстрим.

Меня больше интересуют франкофонные канадцы – Лаланд и Лингле. С Джеффом Плэттом мы очень хорошо дружим, но я не могу сказать, что о нем думают в его родном Торонто, поскольку я практически не читаю медиа на английском языке. Тем не менее, карьера у Плэтта отличная. Последний сезон в ЦСКА стал этому доказательством.

Канадцы радуются успехам Лингле и Лаланда в нашей сборной.

– Но, в целом, канадских болельщиков и хоккеистов чемпионат мира особо не интересует – его воспринимают больше как коммерческий турнир или турнир, на котором игроки могут что-то доказать своим потенциальным работодателям.

Чем меня привлекают Лаланд и Лингле? Это очень хорошие люди. Именно в человеческом плане. Кевин и Чарли никогда не откажут в интервью или комментарии, даже если что-то идет не так в карьере. Они хотят отблагодарить Беларусь и белорусов за предоставленный им шанс. Сейчас у них две родины, и Беларусь они без шуток называют своим домом. Поменялись ли они за время, проведенное в Беларуси? Я не очень хорошо знал этих парней до их прихода в «Динамо». Но, думаю, они поменялись в какую-то сторону. Даже я за последние пять лет поменялся очень сильно. Например, русский язык я теперь знаю гораздо лучше, чем раньше :).

Самые известные белорусские спортсмены в Канаде – это, разумеется, хоккеисты братья Костицыны и Михаил Грабовский.

– Да, это наиболее известные ребята. О Грабовском до сих пор помнят в Монреале. Хотя когда Михаил перешел в «Торонто», он моментально превратился во врага для фанатов «Канадиенс». Но с течением времени эта ненависть поутихла. Кроме того, очень хорошо в Квебеке помнят Михаила Стефановича, который еще в юниорском возрасте играл за «Квебек Ремпартс». Причем вспоминают Михаила до сих пор – он был важной частью команды.

Костицыны в недавнем интервью сказали, что скучают по Монреалю. Для Андрея время в «Канадиенс» – лучшее в карьере. И наверняка он без ложных слов по-хорошему скучает по Монреалю. Но я уверен, что попадание в «Канадиенс» стало для братьев культурным шоком. Им было нелегко в Монреале. Они приехали в НХЛ из той Беларуси, когда хоккей еще не был столь популярным видом спорта. В Монреале же они столкнулись с новой обстановкой, где хоккей – это религия. Когда тебя драфтует «Монреаль», просто драфтует и ничего больше, – ты автоматически превращаешься в звезду, несмотря на твое начало карьеры и несмотря на то, что ты будешь показывать в дальнейшем. С первых же минут твое имя будут знать все в городе.

Пульо-Роберж считает, что у Андрея неплохие шансы вернуться в НХЛ.

– Сейчас он будет знать, чего от него ждут. Время в КХЛ пошло старшему Костицыну на пользу. Андрей показывал отличную игру в «Сочи», где был лидером команды. Почему бы ему не дать еще один шанс в НХЛ? Насчет шансов Сергея Костицына на возвращение за океан рассуждать сложнее. Лично я не знаю, какие приоритеты для себя расставляет «младший брат». Андрей же, однозначно, готов к НХЛ.

Недавно мы сделали подборку комментариев канадских болельщиков о возможном возвращении братьев в сильнейшую лигу планеты. И далеко не все мнения были положительные.

– В Монреале много болельщиков. Много болельщиков – много мнений. Если Андрей Костицын забрасывает несколько шайб – все его любят и говорят об этом во всеуслышание. Если Андрей «молчит» – его начинают недолюбливать. Развлечения и клубы? Такие истории проникают в прессу каждый год и в них попадают разные хоккеисты. Когда команда выигрывает, и хоккеисты идут в клуб – всем без разницы. Как только идет полоса неудач и игроков заметили в каких-то заведениях – сразу же начинаются перешептывания. Хоккеисты всегда ходили по клубам – это не секрет. И если ты хоккеист в Монреале, тебе достаточно один раз появиться в заведении – на утро об этом будут знать все, потому что тебя словит 10 камер на телефонах. И после поражений сразу же начнутся разговоры: «Почему это он веселится по клубам, когда у команды неудачи?» Логики нет – только эмоции.

Выступпление белорусских хоккеистов на чемпионате мира Пульо-Роберж описывает четко и понятно.

– Сборной Беларуси было очень тяжело на этом чемпионате мира. Ваши хоккеисты стартовали на турнире матчами с фаворитами – очень сложный календарь. Игра со Словакией – это, конечно, пик. Сейчас у меня только один вопрос: почему тренеры не предоставили шансов Кевину Лаланду? Ведь для голкипера очень важна уверенность. Он много пропустил от США и Канады, но ведь другого варианта сложно было ожидать. Мне кажется, в играх против словаков и немцев можно было поставить на игру Кевина, чтобы он почувствовал веру в себя. Я не говорю, что Коваль – плохой вратарь. Но, думаю, с Лаландом в воротах матчи против Словакии и Германии сложились бы лучше.

- За кого болели в матче Беларуси против Канады?

– Конечно, за Беларусь! Я никогда не болею за Канаду. Я всегда говорил, что моя страна – это Квебек. Это моя политическая идея. Если я поддерживаю Канаду, это означает, что я болею против Квебека :). Я болел за Беларусь во всех матчах на этом чемпионате – с США, с Финляндией, с Германией. А в матче против Канады болел за ваших игроков еще сильнее.

Сборная Беларуси ставила высокие задачи перед этим «миром», но не решила их.

– Не стоит поливать хоккеистов грязью. Ваша страна – очень маленькая. Но, знаете, даже если бы все пошло по самому ужасному сценарию и Беларусь покинула высший дивизион, я не оставил бы вашу команду и обязательно приехал бы на следующий чемпионат мира в первом дивизионе.

Фото: Дарья Бурякина, из личного архива Александра Пульо-Робержа, belarushockey.com

Другие посты блога

Все посты