Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«На выезды трачу больше 70 процентов зарплаты». Как совместить две страсти – к футболу и искусству

«На выезды трачу больше 70 процентов зарплаты». Как совместить две страсти – к футболу и искусству

Фанат минского «Динамо» Александр, живущий и работающий в Москве, рассказал о проводницах поезда Минск-Москва, пафосных москвичах, катании по взлетной полосе в Брюсселе и своем увлечении искусством.

22 сентября 2015, 19:40
28
«На выезды трачу больше 70 процентов зарплаты». Как совместить две страсти – к футболу и искусству

Живет в Москве и посещает почти все матчи минского «Динамо». Пытаемся сломать стереотип о фанатах.

Александр – белорус, ему 32 года. Он болеет за минское «Динамо», хотя вот уже 10 лет как живет и работает в Москве. Расстояние в 720 километров (минимум) не мешает ему поддерживать «бело-голубых» на стадионах. Александр ездит почти на все матчи команды, в том числе и еврокубковые.

– Как давно ты живешь в Москве?

– В 2004-м окончил Энергетический колледж, и отец помог устроиться в энергетическую компанию в Москве. Он сам там работал. Компания занимается промышленной энергетикой. Как я люблю говорить, мы обеспечиваем всех горячей водой и отоплением.

Примерно в это время я решил, что буду стараться посещать каждый матч «Динамо». Мне интересны эти эмоции. Для меня боление – один из способов уйти от обыденности. Дорога и матч придают мне силы. Я вовлекаюсь в определенную атмосферу, ауру и получаю колоссальные эмоции. Я не считаю, что бесполезно провожу время. Я читаю, узнаю что-то новое, путешествую. К тому же в Минске я подпитываюсь энергией родного города. Ощущаю ее почти сразу, как схожу с поезда. Убежден, что у каждого города она своя. И если город тебя не принимает, то взаимосвязи не получится. И за 10 лет я так и не смог привыкнуть к Москве. Она для меня чужой город. Я не о суете сейчас. К ней привыкнуть несложно. Локтями потолкаться в метро в час-пик – это не проблема. Я про ауру.

– Когда впервые попал на стадион?

– Вроде, в 98-м. Отец привел на товарищеский матч между сборными Беларуси и Литвы. Мы выиграли 5:0. После уже сам начал отслеживать, когда играет сборная. Потом к ней добавилось минское «Динамо». Вообще, оно присутствовало в моей жизни с самого рождения. 2 июля 1983 года в Минске наше «Динамо» играло против московского. Мои родители пошли на стадион. А после матча, когда они бежали на остановку, чтобы успеть на трамвай, маме стало плохо. В итоге они «добежали» до роддома. Так что мое боление за «Динамо» было предопределено :).

А вот на фан-сектор попал достаточно поздно – в 2005-м. Причем сразу на выездной. Я приехал домой из Москвы и мне дико захотелось поддержать команду в Гомеле. Позвонил известному фанату Мите Очки, который помог вписаться в автобус. Когда сел на свое место, ужаснулся: «Куда я попал»! Автобус – это улей, который гудит непереставая. Дорогу туда я почти не запомнил. Впечатлений масса и сфокусироваться на какой-то одной вещи было невозможно. Внимание распылялось. Потом был матч и сумасшедший сектор. Все кричат, прыгают, поют! А на закуску еще и обратный путь.

– Много выпил?

– Ни капельки. Не хотелось начинать знакомство с чем-то новым с алкоголя. Но ребята пили много, отрицать бессмысленно :).

– Как начальство на работе смотрит на твои отлучки на футбол?

– Мне очень повезло – понимающе. За столько лет ни разу не было каких-то упреков. Мне никогда не препятствовали, за что директору спасибо. Главное, чтобы за время моего отсутствия на работе все было нормально, и я никого не подводил. Конечно, ставлю директора в известность, что уезжаю. Люди же должны знать, где я. Но с поезда меня ни разу из-за работы не снимали. Хотя пару раз возникали экстренные вопросы, но на помощь приходили коллеги. Они знали, что я быстро приехать не смогу, и подстраховывали. А иногда некоторые вопросы приходится решать по телефону. Поэтому я очень люблю, когда матчи чемпионата страны проходят по воскресениям. У меня выходной и отпрашиваться не надо.

– А родители как реагируют?

– Они уже привыкли, хотя и всегда волнуются, куда бы я ни ехал – в Прагу или Борисов. И в этом не последнюю роль играют СМИ. Много раз убеждал их не верить всему, что пишут или показывают, но сделать это оказалось сложно. Девушка? На данном этапе ее у меня нет и сложно представить, что найдется такая, которая смирится с моим сумасшедшим ритмом и образом жизни.

– В Москве на футбол ходишь?

– Очень редко. В основном ранней весной или поздней осенью, когда нашего чемпионата нет. Ради интереса ходил на «Динамо» – ЦСКА, ЦСКА – «Торпедо». Хочу попасть на «Открытие-Арену». Просто посмотреть на антураж. Не важно, с кем «Спартак» будет играть. Для меня есть только один клуб.

– Россиянина от белоруса отличишь?

– Москвича отличу :). У них специфическая манера разговора, в которой просто слышится какой-то пафос. У коренных москвичей этого почти нет. Пафосники – это понаехавшие. Человек приехал из пердяевки, прожил в Москве два месяца, освоился, и у него появляется пафосное осознание «Я – москвич!» Таких ребят легко отличить.

По поведению россияне отличаются от белорусов. Они более наглые. Если у нас есть какое-то понятие о стыде, морали, то там в последнее время я этого почти не замечаю. Нарушить все правила, действовать назло обществу, вести себя вызывающе – в порядке вещей. Мне часто приходится ездить на электричке (живу в ближайшем Подмосковье). Это для меня страшный сон. После вылазки на какое-нибудь мероприятие приходится поздно возвращаться. Едешь, а рядом с тобой «сливки» общества. Многие ведут себя неподобающе и вызывающе. Я езжу в наших электричках в такое же позднее время. У нас все не так массово. Есть определенные личности, но их очень мало.

– Правда, что на поездки ты тратишь 70 процентов зарплаты?

– Все зависит от месяца. Зимой, понятное дело, нет. А летом, когда чемпионат, еврокубки и сборная, то даже и больше выходит. По московским меркам зарплата у меня небольшая. А если от нее отнять то, что трачу на футбол, то и по минским тоже :).

– Сколько стоит билет на поезд из Москвы до Минска?

– Сейчас где-то 2600 российских рублей. Чтобы было понятней, 6,5 тысяч рублей – это 100 долларов (на момент разговора – Tribuna.com). Легко посчитать, что на четыре выезда только на это уходит около 350 долларов.

– Есть любимая проводница поезда Минск-Москва?

– Я езжу 10 лет и через мои глаза прошло огромное количество проводниц. Сегодня, к примеру, ехал с той же, что и неделю назад. Она, может быть, и узнала меня, но ей пришлось успокаивать буйных пассажиров. Все внимание было направлено в их сторону. Таких ребят в поездах не очень любят. Как-то видел интересную сцену. По перрону идет слегка пошатывающийся дядечка, а две стоящие рядом проводницы в один голос «молят»: «Только не ко мне!»

Года два назад все время попадал к одной и той же женщине в вагон. Мы как-то разговорились о моих поездках на футбол в Минск. В следующий раз, когда подошел к вагону, она вместо билета спросила: «Ну что, с кем «Динамо» играет на этот раз?»

– Самые странные попутчики в дороге?

– Ох, их хватало. Каждая поездка – новые люди и впечатления. Ехал однажды в Брест в купе. Была всего одна соседка – женщина преклонных лет, бывший преподаватель в МГУ. Она ехала в Брест к родственникам. Мы очень замечательно общались. В один момент она говорит: «Александр, я буду ложиться спать. Только у меня к вам просьба. Если буду сильно храпеть, пните меня в бок». Я вроде как согласился, а сам думаю: «Как я пожилую женщину пну в бок?» Но раз предупредила, то использовал проверенный метод – наушники. Но она храпела так, что перекрывала музыку! Кое-как удалось заснуть, но среди ночи я проснулся от стука в дверь. Открываю – стоит женщина: «Молодой человек, я из соседнего купе. Я из-за вашего храпа уже битый час заснуть не могу!» И тут эта преподавательница выдает мощнейший храп! Женщина смущенно извиняется и убегает к себе. Потом еще и утром извинялась.

Самый жуткий попутчик попался в 2013-м, когда «Динамо» играло с хорватской «Локомотивой». Когда понял, что могу успеть на игру, до Минска оставался единственный поезд. Он уходил из Москвы около двух часов ночи. Прибегаю около часа на кассы. Передо мной мужичок, от которого пахнет очень невкусно. Он говорит кассирше: «Мне, барышня, до Минска». Она в ответ: «Остались только СВ». И смотрит на него: что будет делать дальше. Мужик кидает какую-то мелочь. Кассирша: «Мужчина, вам даже на туалет не хватит». И улыбается. Я тоже улыбнулся. А мужичок спокойно кивает и достает из-за пазухи огромную кипу денег (видимо ехал с заработок): «Давайте СВ». И тут мое веселье кончилось. Думаю: «Е-мое, мой попутчик…» Подхожу к окошку, говорю, что тоже до Минска. Но девушка, видимо, читая всю боль в моих глазах, успокаивает: «Молодой человек, не переживайте. Я вас с ним в одно СВ не засуну». Отлегло. Захожу в вагон, а там дикий храп на всю округу. Говорю про себя: «По закону подлости – мой клиент». И точно. Открываю дверь – лежит чудо под 120 кг и разрывается.

Пришлось опять выходить из положения с помощью наушников. Хорошо, что был уставший. Уснул быстро. Утром пошел умываться. Возвращаюсь – чудо лежит, смотрит на меня и глазами хлопает. Дальнейшая дорога была мукой. Я никогда не пил столько кофе, но мне нужен был повод убежать к проводнице. Парень рассказывал историю своей жизни: что его папа воспитал тряпкой, что все женщины очень плохие, что жизнь у него полная кака и что единственная радость в том, что он может себе позволить ездить на СВ. Слава Богу, такие экземпляры попадаются очень редко. Но они намного лучше, чем буйные попутчики.

В прошлом году ехал из Минска на гродненском поезде. Подходя к вагону, увидел двух субъектов, которые уже были изрядно подпившие. Они кричали на весь перрон, а проводница пыталась их успокоить. Подумал, что с моим счастьем они будут ехать рядом. Захожу в отсек плацкарта – на столе просто кошмар. Понимаю, что выспаться не удастся. Раз десять за ночь проводница приходила их успокаивать. Один раз даже с милицией. Парней собирались высаживать в Орше, но почему-то не сделали этого. В итоге, один спал прямо в проходе и через него все переступали. Не люблю таких людей. Так себя вести совсем не стоит.

– Что говорят попутчики, когда ты им рассказываешь о своем увлечении?

– Я вообще редко кому рассказываю. Но храпящая женщина, к примеру, была очень удивлена: «Я представляла фанатов совсем другими». Я мысленно заулыбался и порадовался тому, что удалось сломать в ней этот стереотип. Теперь она знает, что среди фанатов есть и приличные люди. Всю субкультуру нельзя мерить по одному плохому или хорошему человеку. Люди совершенно разные. Просто они объединены одним увлечением.

- 70 процентов зарплаты уходит на футбол. А на что остальные 30?

– На все самое обычное: театры, музеи, кино, концерты. Мне хватает денег, чтобы чувствовать себя в Москве нормально. Я живу в служебной квартире. Фирма оплачивает даже коммунальные услуги. Такой вот приятный бонус. Очень люблю посещать музеи и выставки. Причем иногда большее удовольствие получаю там, где не ожидаю. Как-то в Минске вовсю рекламировали выставку «Да Винчи». Сходил. Долго плевался. Ценник неимоверно высокий, а смотреть не на что. Сложилось впечатление, что все экспонаты сделал дядя Вася в соседней столярке. Зато в другой раз совершенно случайно попал на выставку иконографии – впечатлило.

– Не самый типичный интерес для фаната.

– Наше общество создало стереотип, по которому мы – бездомные люди, не умеющие читать, считать и писать. Люди, которые ничем не интересуются кроме драк, футбола и алкоголя. Это ошибочное мнение. Среди моих друзей очень много ребят, которые увлекаются разными областями жизни. Многие читают книги, имеют высшее образование. А за стереотип спасибо и СМИ. Раскрутили :).

– Высшее образование не редкость. Но, кажется, вряд ли фанаты будут, как и ты, по витебским выставкам ходить.

– Ходят! Ко мне иногда присоединяются даже малознакомые ребята. Я могу блуждать по городу, по архитектурным местам, галереям, меня встречают и идут вместе. В том же Гродно так было. Причем народ не просто сфоткался у стен Старого и Нового замков, а заходил внутрь, изучал экспозицию музеев.

– Откуда такое увлечение?

– С детства любил путешествовать. Это подразумевает посещение новых мест. А как можно бродить по ним, не интересуясь историей возникновения? Я всегда изучаю место, которое собираюсь посетить. Мне интересно. Это самообразование, умственное развитие.

– Говорят, даже путеводители специально покупаешь. Правда?

– Не покупаю. Перед поездкой забиваю в телефон гид по городу. В первую очередь смотрю архитектуру, старый город. Очень впечатлил гродненский Старый замок. Масштабы будоражат. Даже мурашки иногда по коже пробегали. Вообще, в Беларуси много замечательных мест. Просто люди почему-то перестали этим интересоваться. Не ездят, не смотрят, не изучают.

В России, кстати, тоже есть, на что глянуть. Нет, не Кремль. Он меня не впечатляет. Все млеют, а я не знаю: ничего не чувствую. Меня куда больше впечатлила подмосковная усадьба графа Шереметьева в Кусково. Попал туда совершенно случайно. В выходной решил выбраться куда-нибудь, изучить что-то новое. Далеко ехать не хотелось, поискал в интернете места поближе. Оказалось, что минутах в 20 езды от моего дома есть усадьба. Приехал и впечатлился. Мне все напоминало Санкт-Петербург. Аккуратные постройки, гроты, отделанные ракушками. Было неожиданно увидеть подобное в Подмосковье.

 – Выезд, который чаще всего всплывает в памяти?

– Он случился недавно и просто перечеркнул все впечатления от выездов. Это Флоренция. Планировалось, что поедет много народу и все предвкушали праздник. Знали, что будет круто. Но все пошло не по нашим планам. Праздник нам испортили основательно. Поэтому на футбол во Флоренцию мне возвращаться не хочется. Если же брать культуру и архитектуру, то это замечательный город. Кое-что я посмотреть успел. Очень впечатлило. Старинные дома, аура. Ходил по городу и чувствовал, что он построен очень давно. На экскурсию съездил бы с удовольствием, а к общению с местной полицией мне совсем не хочется возвращаться.

– Вас провоцировали на конфликт?

– Я воспринимаю это именно так. Что мешало просто сопроводить нас на стадион, а не пытаться запихнуть в автобусы. Позже обратил внимание, что у любого фанатского движения, приезжающего в Италию, всегда возникают проблемы с местной полицией.

– У тебя еще случились приключения в вильнюсском аэропорту.

– По дороге в Италию застрял в Вильнюсе из-за своих небольших ошибок в количестве выпитого алкоголя и не улетел вместе с основной компанией. Проснулся один в зале ожидания. Никого нет. Первым делом решил привести мозги в порядок. Взял такси и поехал в гостиницу. Поспал часа четыре. После нашел ближайший рейс до Милана. Купил билет, сел. Подходит бортпроводница и спрашивает: «Do you speak english?» – «No». – «Do you speak frеnch?» – «No». Сзади начинают смеяться какие-то мужики и что-то мне говорить. Я в сердцах бросаю: «Я ничего не понимаю, что вы говорите!» В итоге соседка – литовка – объяснила, что это рейс с пересадкой в Брюсселе и мне надо будет очень быстро бежать куда-то на другой самолет. Хорошо, когда вышел в «кишку», увидел девушку с бумажкой Milan. Показал ей билет, меня посадили в машину и повезли. Впервые в жизни катался по взлетной полосе! В общем, захожу в самолет и ловлю на себе взгляды итальянских увальней в модных шубах: «Это вот из-за этого мы так долго стоим?» Из Милана добрался до Флоренции и в итоге догнал своих.

– Почему друзья тебя в Вильнюсе не разбудили?

– Не нашли. Когда оставалось мало времени до окончания регистрации, они пробежали по первому этажу зала ожидания, а я был на втором. После этого случая взял за правило не доводить себя до такого состояния.

Фото: из личного архива Александра, dinamo-minsk.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты