Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Вадим Шумак: «Задачи не выполнены. Но не могу сказать, что мы провалили сезон»

Вадим Шумак: «Задачи не выполнены. Но не могу сказать, что мы провалили сезон»

Первое лицо «Шахтера» итожит год.

12 ноября 2015, 23:56
10
Вадим Шумак: «Задачи не выполнены. Но не могу сказать, что мы провалили сезон»

Первое лицо «Шахтера» итожит год.

– Вы почти год в новой для себя роли. Привыкли?

– Я же не новый человек в солигорском футболе. Долгое время на общественных началах оказывал поддержку клубу. Поэтому эффекта новизны нет. Нормально адаптировался к существующей ситуации в клубе.

– Общественное начало и председательствование – разные вещи. Изменились ли представления о футболе?

– О футболе, как об игре, – нет. Но серьезно разочаровывает существенное снижение посещаемости матчей чемпионата. Это основная проблема, которую хочется изменить. Надо наладить работу, чтобы болельщик вернулся на стадион. Понятно, что изменить ситуацию могу только в Солигорске, и в этом году мы несколько прибавили в посещаемости. Если верить статистике. Но это далеко не то, к чему мы стремимся.

Мы сделали небольшой, но важный шаг вперед: договорились с исполкомом о передаче клубу права реализовывать абонементы на сезон и билеты на матчи. Однако договоренность была достигнута лишь за несколько недель до старта чемпионата. И мы не успели провести продуманную маркетинговую политику, чтобы массово привлечь зрителей. В новом сезоне постараемся исправить недоработку.

– Юрий Вергейчик слабую посещаемость связывает с тем, что люди футболу предпочитают дачи. У вас есть свое объяснение низкой явки горожан?

– Думаю, проблема несколько шире. Условная тысяча преданных болельщиков как ходила, так и будет ходить. И никакие дачи и огороды не перевесят. Но основная наша публика – обычные люди, которые имеют большой выбор для досуга. И это не только дачи, но и поездки в Минск, походы в театры. Любые другие развлечения, которые можно себе позволить. Если в СССР по ТВ шли только три программы, просмотр которых и был основным досугом, то сегодня человек волен выбирать между сотнями телеканалов, в том числе спортивных, и массой других вариантов времяпрепровождения. И наша задача сделать футбольный продукт в Солигорске более привлекательным, чтобы болельщик предпочел не дачу, а пошел на «Строитель», где в комфортных условиях получил бы зрелище.

– Есть люди, способные это сделать?

– Есть команда административного персонала. Да, возможно, не хватает опыта, но в стране уже есть другие успешные проекты. Хоккейное «Динамо», к примеру. Ребята создали условия не только по качеству игры, но и по сервису на «Минск-Арене». Нам есть у кого учиться. Главное – не надо бояться. Наш персонал способен решать эти задачи. Просто надо немножко времени. Результат не заставит себя ждать.

Просто не всегда все зависит от нас. Вроде нет ничего сложного в установке нескольких торговых точек на стадионе. Но иногда их не было вообще так, как торговым сетям это не выгодно. Нужно платить грузчику, водителю, кассиру, а средний чек гораздо ниже, чем в магазине. Выезд не дает рентабельности. Поставить стационарные точки тоже невозможно. Футбол два-три раза в месяц, а стадион находится в малонаселенном районе. Вряд ли в этих мини-магазинах будет много посетителей. Конечно, проблему можно решать административными методами, но на постоянной основе это не выход.

– Как вы решаете?

– Пока административным методом.

– Говоря о хоккейном «Динамо», вы затронули условия на «Минск-Арене». Кажется, это ключевой момент и для «Шахтера». Еще в апреле вы говорили о реконструкции «Строителя». На какой стадии задумка?

– Прорабатываем два направления: или реконструировать «Строитель», или строить новый стадион. Лично я поддерживаю идею, что нужно довести до ума то, что есть. Но пока окончательного решения не принято.

– Что включает в себя предполагаемая реконструкция?

– Надо убрать беговые дорожки, которые в ужасном состоянии – некоторые футболисты даже получали травмы, когда выбегали на них. И построить вторую трибуну, максимально придвинув ее к полю. Хотим сделать чисто футбольную арену. Но сложно сказать, позволит ли осуществить задуманное наше финансовое положение. Пока, повторюсь, мы не приняли решение.

– «Шахтер» всегда был финансово стабильной командой. Кризис прилично ударил по клубу?

– Все свои финансовые обязательства перед игроками мы выполняем. Все выплачивается без задержек. С той лишь разницей, что перерасчет в связи с изменением курса доллара, не производили. Что касается величины зарплат, то они не самые высокие по сравнению с другими командами. Но, как показывает практика, у некоторых клубов цифры были только на бумаге, и все заканчивалось судами и разбирательствами в федерации. У нас другая политика. Лучше мы человеку предложим меньшие условия, но они будут реально выполняться. Клуб дорожит своим честным именем. И не будет вписывать в контракты астрономические цифры, зная, что их нечем подкрепить.

– Бюджет на следующий сезон не будет урезаться?

– Будем пытаться сохранить его на уровне этого года. Но о повышении речи не ведется. Так что, третий год подряд цифры будут примерно одинаковыми. Сумма в белорусских рублях, естественно.

***

– Перед командой стояла задача выиграть три внутренних турнира из трех и выйти в группу Лиги Европы. Ничего из этого не выполнено. Провал?

– Убежден, что в спорте всегда надо ставить максимальные задачи. Если их нет – это физкультура для себя. Да, задачи не выполнены. Но не могу сказать, что мы провалили сезон. Просто показали тот результат, который объективно могли показать. В чемпионате заняли свое место исходя из всех объективных и субъективных факторов. К сожалению, не прыгнули выше головы и не поборолись за места выше. Не выиграли кубок, но вышли в финал. Проиграли Суперкубок, но показали хорошую игру. Не дошли до группы ЛЕ, но прошли один раунд. При этом в чемпионате стали самой результативной командой и не проигрывали дома.

– Когда зимой вы говорили о Сергее Боровском, казалось, что у него большой кредит доверия. Когда он его утратил?

– Я не человек из «большого спорта». Мои функции – обеспечение финансовых условий и развитие клуба. За футбол был спокоен. Им занимались два профессионала с большой буквы – Юрий Вергейчик и Сергей Боровский. Но когда в команде начались проблемы, пришлось включаться: проводил встречи с игроками и тренерским штабом. Пытался наладить ситуацию. Мне все говорили: «Соберемся на следующую игру. Сплотимся. Нам чуть-чуть не хватает». Но следующий матч снова был неудачным.

– Игроки отторгали методику, которую предлагал Боровский?

– Ну, он же не первый год был в команде, чтобы ошарашить всех своими требованиями. Большинство ребят остались с прошлого года. Отторжения не было. Очевидно, что был утерян контакт с командой. Конечно, тренер не должен дружить с футболистами, но иметь психологическую связь – обязан. Этого не было. Тренера футболисты не сплавляли. Я же видел матчи. Было очевидно, что ребята хотели побеждать, но чего-то не хватало. Причина отставки? Сергей Владимирович ее коротко и ясно озвучил. Мне к этому добавить нечего.

– В этот период руководство клуба как-то дистанцировалось от Боровского – не было слов о доверии. Из-за этого Вергейчика много критиковали.

– К слову, решение об отставке Боровского Юрий Васильевич не принимал. Наоборот, он всеми силами пытался его сохранить в команде. Но неоднократные попытки восстановить микроклимат не приводили к результату. А мы были накануне старта в Лиге Европы. Надо было принимать решение. Надеюсь, никаких обид у Сергея Владимировича нет. Мы расстались «без битья посуды».

– Отставки можно было избежать?

– Мы пытались. Встречались с генеральным директором «Беларуськалия» Иваном Головатым. Искали варианты выхода из кризиса, но ничего не помогало. Очевидно, что надо было этот узел развязать.

– С учетом того, как заиграла команда при Сергее Никифоренко, можно сказать, что это был верный шаг?

– Всплеск в игре связываю, в том числе, с игровыми амплуа тренеров. Боровский был защитником – при нем мы мало пропускали и мало забивали. А при нападающем Никифоренко ситуация изменилась – стали больше забивать и больше пропускать. Но такой футбол радует зрителей. В итоге Николай Януш выиграл гонку бомбардиров, а команда стала самой забивающей в высшей лиге.

– Какой футбол вам ближе?

– В каждом есть свои прелести. Не могу сказать, что какой-то стиль у меня вызывает отторжение. Для меня главное – результат. А если при этом еще и содержание игры радует, то вообще отлично.

– Есть мнение, что с Боровским «Шахтер» за счет тактики прошел бы «Вольфсберг».

– Я не видел предпосылок к этому. Летом австрийцы были объективно сильнее нас. Для меня удивительно, что они стали валиться в чемпионате.

– Никифоренко останется на следующий год?

– Да. Уже принято решение о заключении с ним контракта на два года.

– В чем его крутость для вас?

– Впервые в профессиональной истории клуба главным тренером стал местный воспитанник. Сергей многие годы отдал клубу как игрок. Мы, наконец, воспитали своего тренера. Не многие клубы могут этим похвастаться. Это большое достижение.

***

– Неудачный результат команды связывают с тем, что клуб плохо поработал на трансферах.

– Признаю, что были определенные ошибки. Но сложно сказать, как они повлияли на итоговый результат. Я не знаю, какие другие футболисты могли к нам прийти. История, как известно, не терпит сослагательных наклонений.

– Вы говорили, что участвуете в трансферной жизни клуба. Каким образом?

– Принимаю участие в обсуждении игроков. Вот недавно писали, что мы интересуемся десятком футболистов чемпионата. Это верно – такой список есть. Сейчас обсуждаем кандидатуры – кого-то вычеркиваем, с кем-то начинаем разговаривать.

– Кто был инициатором приглашения таких людей, как Джурабаев и Мартынюк?

– Точно не я :). Мартынюк – опытный парень. Отзывы о его игре были положительные. Да и признаюсь: мне понравились его действия в последних турах. Так что, не могу сказать, что это такая уж ошибка. Джурабаева брали на перспективу. Рассчитывали, что заиграет. Каждому главному тренеру хочется открыть звездочку. Видимо, Сергей Владимирович видел в таджике потенциал. Он и приглашал, но не получилось – с Амирбеком мы расстались еще летом.

– Довольны Рудиком, Афанасьевым и Трубило?

– Понятно, что парни сыграли не так, как мы рассчитывали. Надеялись, что с их помощью сумеем достичь большего. Мне очень нравился Трубило времен игр за сборную Беларуси. Но, к сожалению, пока он еще не вышел на прежний уровень, хотя и несколько прибавил к концу сезона.

Мое глубокое убеждение, что белорусам, если не уходить в более сильный чемпионат, надо играть дома  – тогда можно ожидать от них прогресса. Когда же начинается поиск длинного рубля и переезды по Казахстану и Туркменистану, прогресса нет.

– Приобретение, которым вы полностью довольны?

– Сильнейшее наше приобретение – Владимир Бушма. Хотя Володя оказался у нас немного случайно. Мы превышали лимит по легионерам, и нам нужен был белорусский вратарь.

– Василия Кобина не реально было сохранить?

– Нет, слишком дорого. Вы же читали, какие у него были условия в донецком «Шахтере». Его приход к нам стал возможен только благодаря тому, что украинец не успел заявиться в другую команду на родине. У меня большое удовлетворение от того, что игрок такого уровня был в Солигорске. Правда, не могу сказать, что он нам существенно помог, но некую изюминку в игру команды привнес.

– Кто лучший игрок «Шахтера» в этом году?

– Не скажу. Всегда считал, что футбол это командная игра. Кого-то выделять неправильно. Победа – это результат совместных действий. И если один или два человека недорабатывают – результата не будет. Но по позициям пройтись могу. В нападении, понятно, Николай Януш. Форвард выдал очередной результативный сезон. Мне нравится, как он борется за мяч. К тому же, Николай не жадничает никогда – у него много голевых передач. Понравилась вторая половина сезона у Артема Старгородского – игрок очень высокого уровня, хороший диспетчер. В защите отмечу Павла Рыбака и Александра Юревича, способного сыграть и в опорной зоне. Рыбак, кстати, еще одно удачное приобретение. Органично влился в команду, спокоен и хладнокровен в любой ситуации.

Вот «Прессбол» записал Артура Котенко в команду разочарований чемпионата. Категорически с этим не согласен. У нас принципиальная политика – в составе должно быть два сильных голкипера. И Володя, и Артур таковыми однозначно являются. А статистика эстонца не такая уж удручающая – 8 матчей (это почти 30 процентов), в которых в среднем пропущено чуть больше одного мяча. Не многие наши вратари могут похвастаться такими цифрами.

– Многие из этих ребят останутся?

– Еще не решали.

– А Юревич?

– Я за то, чтобы остался. Но мы пока не разговаривали о новом контракте.

– Насколько вообще обновится «Шахтер»?

– Все решения будем принимать после кубковых матчей с «Витебском». Вектор развития? Если приглашать легионеров, то они должны быть, как минимум, на голову сильнее. И такую политику я и буду проводить. Если хотим иностранца, то это должен быть игрок или уровня национальных сборных, или где-то очень рядом. Такие парни, как Миколюнас, Котенко, Старгородский.

– Вы хотели зарабатывать на трансферах, но это не удалось.

– Действительно, никого не продали. Нам сложно покупать игроков с целью их дальнейшей перепродажи. Наш вектор – развитие своей талантливой молодежи. И прогресса мы ждем с этой стороны. В дубле уже есть ребята, которых мы будем подтягивать к основе.

– Почему сложно покупать и перепродавать?

– Мы не можем себе позволить вкладывать в покупки значительные средства. Нормальный вариант – вырастить звездочку и продать.

– Ближайший кандидат на продажу – Юрий Ковалев?

– Мы не планируем его продавать.

***

– Какова степень участия в жизни клуба генерального директора «Беларуськалия» Ивана Головатого?

– Как и любого топ-менеджера крупного мероприятия: все судьбоносные решения принимаются им. В том числе, по главному тренеру.

– Насколько он вникает в футбольные процессы?

– Он очень хороший управленец и способен принимать грамотные управленческие решения. Иван Иваныч часто посещает домашние матчи, а когда получается, ездит в другие города. После игр может зайти в раздевалку. Когда надо – может приехать на базу.

– Вы в раздевалку часто заходите?

– Почти после каждой игры. Веду себя по-разному. К примеру, после Суперкубка поблагодарил ребят за игру, подбодрил. Сказал, что было приятно смотреть футбол в их исполнении. Отметил, что были и желание, и мотивация. Никаких претензий.

– Хоть один разнос за год устроили в раздевалке?

– Лично я – нет. Мои методы руководства не предполагают агрессии.

– А кто устраивал?

– При мне никто.

– Юрий Вергейчик очень часто подчеркивает, что он только наемный работник. У него есть кредит доверия?

– Буквально пару дней назад приняли решение о продлении контракта еще на год. Значит, доверие есть.

– Сезон стал прорывным для клуба в соцсетях. Кто этим занимается?

– Это не работники клуба, а простые болельщики. Это и была их инициатива. Радует, что идет посыл со стороны неравнодушных людей. Парни создали то, что сейчас популярно в молодежной среде. Это меня радует. Огромное им спасибо.

– После материала, в котором некоторые из них высказывали свои впечатления о сезоне команды, им запретили этим заниматься.

– Не увидел там ничего негативного и оскорбительного. Я вообще абсолютно нормально отношусь к критике. Основной минус их слов в том, что ребята работают на клуб. И вываливать негативные моменты, когда команда в тяжелой ситуации, не совсем правильно и корректно.

Но я был противником разрыва отношений с этими ребятами. Мое мнение было таким: провести воспитательную работу и этим ограничились. Не знаю, чем дело закончилось.

– Вроде как, парней лишили аккредитаций.

– Восстановим.

– Как идет дело с расследованием матча-фантома?

– Абсолютная тишина. Я недавно интересовался у юриста – никакой новой информации в клуб пока не поступало. Насколько мне известно, в букмекерские конторы, которые могли пострадать от этих действий, направлены запросы. Исходя из ответов, будет приниматься решение о квалификации действий виновных лиц

– Какой была ваша реакция, когда узнали, что состоялся такой матч?

– Подумал, что это розыгрыш. Даже немного обиделся на «Прессбол», что газета поместила текст на первой странице. Полагал, что уместнее его было печатать в рубрике «Приплыли». Но оказалось, что все несколько серьезней.

Был уверен, что клуб к этому никакого отношения не имеет. Поэтому первым делом дал поручение направить все материалы в милицию. А оказалось, что наш пресс-секретарь поучаствовал в этой выдуманной игре.

– Теперь новости на сайте проверяете?

– Каждый день смотрю. Вроде ничего такого не появляется :).

Фото: Кирилл Павлович

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты