Tribuna/Прочие/Блоги/New Generation/«Вспомните 1937 год. История повторяется». Что за жесть случилась в белорусском фехтовании?

«Вспомните 1937 год. История повторяется». Что за жесть случилась в белорусском фехтовании?

Коротко: если голосуешь не за того кандидата, тебя ждут репрессии.

Блог — New Generation
Автор — Антон Рогач
24 мая 2017, 23:10
20
«Вспомните 1937 год. История повторяется». Что за жесть случилась в белорусском фехтовании?

Репрессируют тех, кто не так проголосовал. Лукашенко в этом не виноват.

Месяц назад президент Беларуси Александр Лукашенко объявил эпоху перемен в белорусском спорте.

Сказано – сделано. Спустя всего две недели Национальный олимпийский комитет (им тоже руководит Лукашенко) разослал в федерации по видам спорта письма с предписанием провести внеочередные отчетно-выборные конференции. Впрочем, по уверению НОКа, они носили рекомендательный характер.

В итоге рекомендациям вняли все кроме Белорусской федерации футбола. В баскетболе и гандболе внеочередные отчетно-выборные конференции к смене власти не привели: Максим Рыженков и Владимир Коноплев сохранили должности председателей. Но в большинстве видов спорта анонсированные Лукашенко перестановки случились.

Впрочем, как уверяют причастные к спорту люди, эти выборы правильнее назвать назначениями.

– Все кандидаты согласовывались на самом верху. Самом-самом верху. Все федерации подавали списки, кого они назначат – два листа формата А4. Сначала кандидат согласовывался в Министерстве спорта, затем документ подписывали в Национальном олимпийском комитете, после его передавали в Администрацию президента. И эту процедуру проводили еще до выборов – об этом в белорусском спорте знают все, – рассказал Tribuna.com источник, знакомый с процессом.

Одной из федераций, в которых произошли изменения, стала Белорусская федерация фехтования (БРФФ). Несколько лет ее возглавлял уже бывший первый заместитель министра спорта Александр Гагиев. Перед уходом в отставку он согласовал наверху (о чем сам и рассказал на конференции) кандидатуру Алексея Овсянкина.

Овсянкин – не чужой в фехтовании человек. Он приходится внуком одному из первых белорусских олимпийцев Александру Овсянкину, который участвовал в соревнованиях по рапире на Олимпиаде-1956 в Мельбурне. Алексей Овсянкин при Гагиеве был его заместителем, а также исполняющим обязанности генерального секретаря.

Однако на внеочередной отчетно-выборной конференции БРФФ в кандидаты на должность председателя был еще выдвинут и Андрей Губанов – человек, который пользуется авторитетом не только в Беларуси, но и за рубежом. Заслуженный тренер подготовил немало известных спортсменов. Кроме того, Губанов имеет воинское звание и управленческий опыт: в ранге полковника он возглавлял Спортивный клуб армии Беларуси.

Кандидаты всех федераций согласовывались на самом верху. Самом-самом верху

Как уверяет представитель Минской областной федерации фехтования Дмитрий Сурмач, никто не ожидал, что выборы председателя Белорусской федерации фехтования (БРФФ) превратятся в скандал:

– Такого абсолютно не ждали. Все-таки сейчас не 1937-й год, поэтому мы не думали, что кто-то сверху будет скидывать кандидата. Впрочем, могу сказать: если бы Овсянкин предложил Губанову: «Андрей, меня выдвинули на должность председателя. Я согласился, потому что это нам принесет такие-то дивиденды. Давай ты будешь вторым лицом федерации, а я первым», то никто бы не отказался. Все области и регионы поддержали бы Овсянкина, подняли руки. И прошла бы эта конференция тихо, спокойно и за полчаса. Как везде. И это было бы нормальным решением вопроса. Ведь у нас никаких конфликтов не было. Более того, мы все дружим. Наши дети ездят друг к другу на дни рождения, мы часто вместе отдыхаем. До этой конференции ни у меня, ни у Губанова не было конфликтных ситуаций с Овсянкиным вообще.

Так что уверяю: при правильном подходе и отношении такой ситуации не было бы. Никто бы и не узнал, что Белорусская федерация фехтования вообще существует. Все проголосовали бы за Овсянкина, Губанов остался бы первым заместителем. И всем было бы хорошо. Но они поступили неправильно, в духе: «Мы вас всех выкинем, мы тут самые главные и ваше мнение здесь ничего не значит». А мы взяли и показали, что наше мнение еще что-то значит, – сказал Сурмач.

При правильном подходе конференция прошла бы тихо, спокойно и за полчаса. Как везде

В итоге, на внеочередной отчетно-выборной конференции с отрывом в три голоса победил Губанов. Это отражено в протоколе мероприятия, который, как и все остальные документы, с сайта Белорусской федерации фехтования были впоследствии удалены.

Впрочем, уже в тот же день начался переворот. Ревизором Белорусской федерации фехтования Виктором Рудаковым был составлен документ, в котором предлагалось считать состоявшуюся конференцию недействительной.

В документе делается акцент на том, что на мероприятии присутствовали не все делегаты. Подробно об этом нам рассказал гродненский тренер по фехтованию Вячеслав Ковш:

– Некоторые делегаты по объективным причинам отсутствовали на конференции. Например, мой брат, которому накануне стало плохо. Тренер из Гомеля Аулов был за границей на соревнованиях, поэтому отдал свой голос нам, Гродненской области. И перед избранием председателя федерации абсолютное большинство проголосовало за то, чтобы принять передачу голосов, – сказал Ковш, полное интервью с которым опубликовано в конце статьи.

На следующий день по областным федерациям был разослан документ о проведении заседания президиума. Он был подписан тем самым согласованным наверху, но не избранным Овсянкиным, который днем ранее был утвержден в должности генерального секретаря.

Вместе с тем избранный днем ранее Губанов объявил о переносе заседания президиума.

Впрочем, президиум собрался. Правда, на нем не было большинства членов.

– Назначая повторные выборы, были нарушены многие пункты Устава БРФФ. Президиум, например, состоит из 13 человек. Однако в итоге на нем присутствовало всего шестеро – это меньше кворума. Соответственно, президиум не имел права назначать вторую конференцию. И это далеко не единственное нарушение, – считает Дмитрий Сурмач.

Интересно, что протокол проведения президиума не был «предоставлен широкой общественности». Более того: по словам Дмитрия Сурмача, документ не получили даже члены этого самого президиума.

Назначая повторные выборы, были нарушены многие пункты Устава БРФФ

Еще в день первых выборов проигравший Овсянкин подписал письмо о созыве второй внеочередной конференции, назначенной на субботу 20 мая, то есть через три дня после первых внеочередных выборов.

Избранный председатель БРФФ Андрей Губанов тут же составил письмо, в котором по пунктам расписал неправомерность действий Овсянкина. И на правах председателя попросил считать недействительными исходящие письма БРФФ без своей подписи.

На вторую конференцию отправились далеко не все. Федерации фехтования Гродненской, Брестской и Минской областей решили не делегировать участников на мероприятие. Но за дело взялась государственная машина.

– Управление спорта и туризма в Бресте, – рассказывает Сурмач, – получило четкое указание: прислать тех делегатов, которые проголосуют за Овсянкина. Из Могилевской области также приехали люди, которые никакого отношения к федерации фехтования не имеют. На второй конференции голосовали сотрудники управлений спорта и туризма. Им прямо сказали: «Езжайте и голосуйте, иначе мы вас уволим».

В итоге на второй конференции (кстати, ее протокол предпочли не публиковать) было практически полное единодушие. 16 респондентов поддержали кандидатуру Овсянкина. Против был лишь старший тренер сборной Беларуси по сабле Григорий Лопатнев, которому мы и дозвонились.

– В первой отчетно-выборной конференции участвовали люди, которые действительно имеют непосредственное отношение к фехтованию – тренеры, директора детских школ и так далее. Я же присутствовал еще и на второй конференции. Насколько я понимаю, на нее были принудительно приглашены делегаты со стороны. То есть были люди, не работающие в фехтовании: инструктора, представители управлений спорта. Я предложил хотя бы представить делегатов, потому что они никому не были известны даже в лицо. Оказалось, что они представляли регионы, но к фехтованию имели разве что косвенное отношение. И я вообще не понимаю, как можно голосовать за человека, если ты не знаешь о нем вообще ничего, – сказал Лопатнев.

Голосовать приехали люди, которые никакого отношения к федерации фехтования не имеют

Впрочем, Национальный олимпийский комитет результаты вторых выборов принял не сразу. В кругу фехтовальщиков поговаривают, что в структуре ждали решения на самом высоком уровне. И у сторонников такой точки зрения есть аргумент.

На сайте НОКа опубликован список руководителей федераций по видам спорта. До понедельника главой федерации фехтования значился Александр Гагиев. На Овсянкина он был заменен… спустя 20 минут после окончания совещания Натальи Кочановой и Александра Лукашенко.

Как будет реагировать на ситуацию свергнутый Губанов – пока вопрос открытый. Ясность по этому вопросу должна наступить на следующей неделе. Возможные сценарии расписал Дмитрий Сурмач, который и выдвинул кандидатуру Губанова на должность председателя.

– Международная федерация фехтования не вмешивается в дела национальных федераций. Да, мы могли бы обратиться к Усманову. Но, во-первых, не хочется выносить сор из избы. Во-вторых, это бесполезно. Но если нужно, мы сможем на раз-два обжаловать итоги второй конференции в суде. Мы показали документы нашему адвокату – он сказал, что эта ситуация безусловно выигрышная, – сказал Сурмач.

Если нужно, мы сможем на раз-два обжаловать итоги второй конференции в суде

Но странности с выборами – это еще ничего. Куда интереснее, что проголосовавшие за Губанова кандидаты подверглись чуть ли не репрессиям. О том, что чиновники в регионах давили на делегатов, сообщалось ранее. Подробно же рассказал об этом (а также прояснил ситуацию в белорусском фехтовании в целом) тренер и заместитель председателя Федерации фехтования Гродненской области Вячеслав Ковш.

– В Федерации фехтования Беларуси состоялись лжевыборы, после которых начались репрессивные меры в отношении всех, кто выступил против этого безобразия. Люди получают постоянные угрозы. Причем это все серьезно. Многие из тех, кого чиновники прессинговали, перенесли различные заболевания. Гомельский тренер Петр Аулов, благодаря которому в стране появилась достойная женская рапира, попал в больницу. Не лучшее состояние было у самого Андрея Губанова.

Брестскую СДЮШОР №3 по фехтованию, директором которой является Игорь Аветисов, всего пару недель назад наградили грамотой. С его помощью в городе над Бугом был построен шикарный фехтовальный зал, появились качественные спортсмены. Благодаря Аветисову брестское фехтование находится на передовых позициях в Беларуси. А сейчас человека наказывают и пытаются ему угрожать. Чиновники сверху давят на областное руководство и грозят увольнением его и тренеров, которые ездили на конференцию, если те не изменят своего мнения.

И нам чиновники звонили до 12 часов ночи и угрожали. Жена (она тоже работает тренером по фехтованию) была вынуждена обратиться к врачам. Она пережила стресс, и об этом есть медицинская справка. Лично мне не угрожали, а сразу применили меры. В пятницу меня должны были награждать грамотой и премией за хорошие показатели работы. Но после того, как мы отказались ехать на президиум, лишили и премии, и грамоты. При этом сказали, что перестанут выделять деньги на наш вид спорта. Еще в нашу областную федерацию сверху направили проверку. Насколько я понимаю, пытаются найти какие-то нарушения и к чему-то придраться. Но это все пускай останется на совести областного руководства.

Человека наказывают и пытаются ему угрожать

Хочется, ни в коем случае не хвастаясь, рассказать о достижениях гродненского фехтования. Наши спортсмены нередко становятся победителями республиканских соревнований. Наш 20-летний ученик Павел Дубовский был пятым на чемпионате Европы, вторым на Кубке мира. Гродненские ребята выиграли Балтийские игры. Прошлым летом впервые в истории команда области выиграла спартакиаду школьников Беларуси. А меня сейчас наказывают! Я детский тренер, работаю в такой должности, а происходит вот такое… Жена сказала: «Я не буду работать, не хочу». Хотя три ее ученицы по рейтингу попадают на Балтийские игры, и ее должны были поставить старшим тренером по женской шпаге. А теперь я не знаю, чем это все кончится.

У меня просто нет слов. Мы ведь в свободной демократической стране живем. У нас что, нет права выбора?

- Давайте по порядку. С какими ожиданиями вы ехали на первую конференцию?

– Мы узнали о конференции 12 мая, то есть за пять дней до проведения. На протяжении всего этого времени мы просили федерацию прислать программу мероприятия – какие будут рассмотрены вопросы, кто за кем выступает и так далее. В итоге мы регламент и порядок проведения получили всего лишь за несколько минут до начала конференции. Это нормально?

Впрочем, произошедшего все равно никто не ожидал. Мы даже не сговаривались. Мы на выборах просто подняли руки за кандидата, выбор которого подсказывали разум и сердце. Никаких конфликтов у нас с предыдущим руководством федерации и Овсянкиным вообще не было. Что самое интересное, я именно с Губановым чаще всего ругался (он отдавал приоритет сабле, чем обижал шпажистов). У нас были разногласия по многим вопросам. Но то, что произошло после конференции, уму непостижимо. Это маразм.

Мы ведь в свободной демократической стране живем. У нас что, нет права выбора?

Я перед конференцией предложил закрытое голосование, потому что на коллег уже начиналось давление со стороны начальства. Но над нами просто посмеялись. Некоторые делегаты по объективным причинам отсутствовали на конференции. Например, мой брат, которому накануне стало плохо. Тренер из Гомеля Аулов был за границей на соревнованиях, поэтому отдал свой голос нам, Гродненской области. И перед избранием председателя федерации абсолютное большинство проголосовало за то, чтобы принять передачу голосов.

В общем, решили так. Но когда дело дошло до выборов председателя, то началось что-то странное. Пять раз пересчитывали! Дошли до того, что каждого участника конференции поднимали и спрашивали: «За кого ты проголосовал?»

В итоге Гагиев и Барауля (член президиума – прим. Tribuna.com) поздравили Губанова и передали тому права председателя. Но после начался самый настоящий цирк! Я уже постфактум узнал от коллег, что 20 мая прошли очередные выборы и Губанова сняли. Я являюсь заместителем председателя федерации фехтования по Гродненской области. Без моего, в том числе, ведома такое мероприятие пройти не может.

Вообще удивительно, как они поступили. Они послали абсолютно других делегатов! Людей приняли в Белорусскую федерацию фехтования за час или за два до повторных выборов. Так что Овсянкина избирали кто угодно, но не фехтовальщики. От Гродненской области, допустим, в мероприятии участвовали завуч и методист детско-юношеской спортивной школы. Юмор?

- Юмор. Но меня поражает, что такое произошло в федерации фехтования. Я понимаю, когда за власть борются в федерациях футбола или хоккея, где есть деньги. Но в чем интерес здесь?

– В нашем виде спорта у людей есть тоже определенная заинтересованность. Например, в Минске проходил чемпионат Европы среди молодежи, к которому закупалось оборудование. Как и в любом другом бизнесе (будь то продукты питания или бытовая техника), фирмы, которые поставляют спортинвентарь, зарабатывают, платят налоги, создают рабочие места и имеют какую-то прибыль. Так что определенный интерес есть все равно.

Овсянкина избирали кто угодно, но не фехтовальщики

- Расскажите о периоде под руководством Гагиева в белорусском фехтовании.

– Знаете, на первой внеочередной конференции он бодро рассказывал о достижениях: «Мы ездили туда, мы ездили сюда». Но я хотел бы рассказать о ситуации, которую порой допускали эти руководители. Спортсмены и тренеры ездили на сборы, готовились к важным стартам. Но когда дело близилось к этим ключевым турнирам – чемпионатам мира или Европы – оказывалось, что у федерации нет денег не то что на проведение установочных сборов, но и на поездку на соревнования. Вот вы бы как сделали, если бы знали, что впереди чемпионат мира? Наверное, не поехали бы на какой-нибудь второстепенный турнир. Это же элементарные правила рационального распределения средств!

Затем на конференции они рассказывали про то, как помогали областям. Я встал и задал вопрос: «Покажите списки тех, кто выезжал на чемпионат Европы». Ведь мы на все турниры ездили за счет Гродненской области. А все минчане, кстати, ездили за счет Министерства спорта и туризма. Мне один известный тренер еще в советские годы сказал: «Не родись счастливым, а родись москвичом или армянином». Так и у нас сейчас – лучше родиться в столице. Мне иногда кажется, что минчане стали какой-то отдельной нацией. Потому что костяк национальной сборной составляют спортсмены с периферии. Но на зарубежные старты ребят везут, в основном, тренеры из столицы. И едут они туда, кстати, вместе с руководством.

Гагиев говорил о том, что проведение чемпионата Европы среди молодежи в Минске чуть ли не его заслуга. Но ведь он заместитель министра. Чиновник на такой должности в силу занятости не мог выполнять много кропотливой работы. Основной ее объем провели бывший генеральный секретарь Белорусской федерации фехтования Геннадий Холявский (кстати, его уволили с должности осенью минувшего года) и зампредседателя Андрей Губанов.

Но, как бы то ни было, с председателем федерации Гагиевым у нас разногласий не было. Он внес немалую лепту в развитие фехтования и помогал нашему виду спорта.

Мне иногда кажется, что минчане стали какой-то отдельной нацией

Не буду говорить кто, но один функционер нам сказал: «Вы – периферийное быдло». Так вот знайте, мы здесь не быдло, а вполне нормальные люди. Я 50 лет отдал большому спорту. Подготовил немало мастеров спорта, призеров и чемпионов международных соревнований.

- Какое будущее ждет белорусское фехтование? Результаты за последнее десятилетие значительно ухудшились.

– Вспомните, что было в 1937 году. Убрали Тухачевского, других военачальников. И что случилось в 1941 году? История повторяется. А вспомните гибель Петра Машерова. Его автомобиль будто бы случайно въехал в самосвал. А все почему? Потому что Петр Миронович сказал: «Сначала я накормлю свой белорусский народ, а потом уже Москву и Питер».

Очень обидно из-за того, что происходит в белорусском фехтовании. Поверьте, если будет возможность, я, несмотря на возраст, уеду работать за границу. Потому что, мне кажется, здесь нам нормально работать не дадут. И в таком случае я буду далеко не первым, кто сделает это. Только в течение последних лет в США уехали Александр Суримто, Максим Логотько, Александр Буйкевич и Сергей Бык. Там они востребованы и успешно работают. Также из фехтования ушли Владимир Расолько и Виталий Захаров, которые успешно работают тренерами в белорусском пятиборье.

В заключение хочу добавить вот что. Очень обидно, что некоторые нечистоплотные люди неправильно реагируют на нашу ситуацию. Я открывал комментарии к новостям. И пользователи в комментариях писали что-то вроде «Какая страна, какой президент, такие и выборы». Мне очень неприятно, что в свете последних событий люди оскорбляют страну и президента. Этого нельзя делать. Конечно, у каждого есть личное мнение. Но так нельзя. А то еще припишут, что федерация фехтования какая-то оппозиционная. Это неправда. Я сам 50 лет в фехтовании, а сейчас мои ученики выступают за честь и флаг Республики Беларусь.

***

В этой истории точка не поставлена. Слабо верится, что Губанов и другие тренеры будут мирно работать под руководством Овсянкина. К слову, в регионах давление со стороны чиновников на делегатов, проголосовавших не за того кандидата, продолжается до сих пор.

Другие посты блога

Черновик дно
13 марта 2021, 16:44
Все посты