Tribuna/Футбол/Блоги/New Generation/На дне. Как занимаются хоккеем на малой родине председателя ФХРБ

На дне. Как занимаются хоккеем на малой родине председателя ФХРБ

Оказывается, ледовые дворцы есть не везде

Блог — New Generation
Автор — Антон Рогач
1 декабря 2015, 14:00
23
На дне. Как занимаются хоккеем на малой родине председателя ФХРБ

Оказывается, лед для этого дела не так уж и нужен.

Нынешний председатель Федерации хоккея Игорь Рачковский родился в Сморгони – сорокатысячном городке между Минском и Вильнюсом. Здесь же будущий чиновник жил вплоть до окончания школы. В обычной пятиэтажке на главной улице города – Советской. Сейчас фасад дома выделяется большой картой Сморгонского района на торце.

В остальном – дом как дом. Разве что детская площадка перед ним очень уж скудная.

Квартира, в которой рос Рачковский, находится во втором подъезде. Мама руководителя ФХРБ живет там по сей день.

Школа, в которой учился Игорь Рачковский, находится в семи минутах неспешной ходьбы. Сейчас это гимназия, раньше – «Средняя школа №4».

Фотографии Игоря Рачковского украшают стенды с выдающимися выпускниками школы.

Несколько лет назад он, будучи еще председателем Госпогранкомитета, приезжал в гимназию и встречался с учениками.

Воспоминания людей, знавших Игоря Рачковского школьником, в 2007 году публиковались в районной газете «Светлы шлях». Вот, например, характеристика от одноклассницы:

– Наверное, не было в нашем классе более веселого, жизнерадостного, юморного человека, чем Игорь Рачковский. Вспоминаю его улыбчивого, энергичного, с каким-то очень искрометным взглядом и готовностью в очередной раз «прикольнуться». Он был достаточно шаловливым учеником, но шалости ему прощались. Во-первых, потому что они были добродушными, не выходили за рамки приличия, а во-вторых, он успешно учился и был активистом общественной жизни школы.

На фотографии из выпускного альбома Игорь Рачковский – третий в третьем ряду. Кстати, в школе его называли Гошей. Почему, понятное дело, никто не помнит.

Командный голос будущего генерала формировался еще в Сморгони. На всех строевых мероприятиях СШ №4 Игорь Рачковский был рулевым.

Здесь Игорь Рачковский (второй слева) – на встрече школьников с ветераном войны в Испании.

Рачковского в детстве хватало на все: он был участником кружка художественной самодеятельности, вошел в историю школы как первый капитан ученической команды КВН, окончил полный курс музыкальной школы по классу скрипки, играл на ритм-гитаре в школьном вокально-инструментальном ансамбле и, конечно, занимался спортом. Поговаривают, что Рачковский и клюшку в руках держал – на районных соревнованиях «Золотая шайба». Играл будущий генерал и в футбол. Но главным увлечением председателя ФХРБ в школьные годы был баскетбол: он посещал соответствующую секцию Сморгонской спортшколы.

Не чурался Рачковский и занятости в сельском хозяйстве. Вот цитата от Людмилы Хлебович, ныне замдиректора гимназии из упомянутой выше статьи в «Светламу шляху»:

– Летом 1984 года я работала в школьном лагере труда и отдыха старшеклассников в деревне Заблотье. Игорь был душой всей художественной самодеятельности. Да и на колхозном поле трудился добросовестно, не сачковал, самую тяжелую часть работы брал на себя.

Интересно, что Рачковский позже женился на своей однокласснице Оксане. Сейчас у пары пятеро детей. Так что связь со Сморгонью осталась у генерала на всю жизнь. А наследники могут считаться коренными сморгонцами, хотя, ясное дело, живут в столице.

***

Хоккейная инфраструктура райцентра – несколько сезонных коробок. Пару лет назад ребята тренировались даже на протекающей через парк реке Оксна. Массовые катания проходят на баскетбольной площадке центрального стадиона – там заливают каток. Хотя Сморгонь могла стать четвертым городом в БССР, где построили бы крытую арену.

Во времена СССР в Сморгони функционировал важный для оборонного комплекса страны завод. Его руководители любили хоккей. В конце 1980-х на заводе создали команду, закупили форму. Тренировалась команда в литовском Электринае – предприятие оплачивало дорогу. Местный ЖЭС уже закупил борта и машину для расчистки льда, но СССР внезапно распался, и стало не до катка.

Позже, уже во второй половине 2000-х, ледовую арену обещали построить к 2012 году. Позже сроки сдачи передвинулись на 2015-й. Но столь дорогое сооружение район не потянул и даже не начал строить.

Главное соревнование, к которому готовятся местные дети, – областной турнир «Золотая шайба» (он проходит в начале марта). Тренирует ребят местный предприниматель Владимир Жабинский. В свое время он работал в «Немане» и общался с лучшими специалистами детской школы – Анатолием Чурабаевым, Александром Полицинским, Дмитрием Кравченко. Затем Жабинский по семейным обстоятельствам переехал в родную Сморгонь. И, помимо основной работы, помогает местным ребятам приобщиться к хоккею.

В последние годы заниматься на льду удается все реже. В лучшем случае – несколько недель. Понятно, что полноценный тренировочный процесс в таких условиях не построишь. Впрочем, иногда ребята выезжают в соседний Молодечно – там, в сорока километрах, есть ледовый дворец. Чтобы провести тренировку на льду, родителей просят сброситься – по 50 000.

Естественно, тренировки в ледовом – удовольствие редкое. Но в Сморгони нашли выход, как тренировать детей без льда. Прямо в центре города находится бассейн, который не работает как минимум десять лет. В 2011-м его хотели переделать в аквапарк, даже взяли кредит на 10 млрд рублей. Шесть из них должны были пойти на ремонт одной из улиц, четыре – на создание аквапарка. Но девальвация обесценила рублевый займ, так что местные власти ограничились дорогой. Пару лет назад этот бассейн начали использовать для тренировок. Сейчас Владимир Жабинский занимается с детьми 10-14 лет. Раздевалка осталась от бассейна. В тесноте, да не в обиде.

Многое в этом помещении сделано своими руками. Деревянные подставки для коньков или вот такие железные вешалки для формы.

Чтобы ребята привыкали к боевым условиям, тренировки в бассейне проходят исключительно в полном обмундировании. Разве что, иногда тренер позволяет оставить в раздевалке шлемы (вратарей, понятное дело, это не касается). К слову, форма принадлежит местному ФОКу. Так что тратиться на нее родителям не приходится. При необходимости детям выдадут коньки и клюшки.

– Сейчас у меня чуть больше 20 детей, – говорит Владимир Жабинский. – Пару школ обошел – собрал столько. Думаю, мог бы еще человек тридцать набрать. Но, к сожалению, больше нет формы. Даже сейчас некоторым не хватает.

Тренировка начинается с разминки. Бег вокруг чаши, базовые упражнения для растяжки мышц.

Затем – прыжки. Владимир Жабинский активно подсказывает подопечным:

– Руки! Руки не работают! Помогаем руками! Так же, как и на льду вы будете помогать руками!

Затем в помощь идут ступеньки. Раньше здесь были трибуны бассейна, способные вместить сотню человек.

Постепенно тренировка перемещается в чашу бассейна. Спускаются и поднимаются в нее по деревянной лестнице.

Разминка продолжается уже с клюшками. Все стандартно: 30 секунд держать клюшку на расстоянии вытянутых рук, растяжка, приседания и отжимания.

Вскоре к клюшкам добавляются деревянные мячи. Сделал их отец одного из занимающихся. Передачи, набивание этих мячей на клюшке – детям скучать не приходится.

Затем на тридцатилетнюю плитку бассейна укладываются пластмассовые щиты. Это значит, что пришло время бросковой подготовке. Вратари надевают шлемы, в ход идут настоящие шайбы. Владимир Жабинский следит за подопечными, указывает на ошибки при кистевых бросках и щелчках.

Оставшееся время полуторачасовой тренировки посвящается хоккею. Две команды, настоящие ворота, шайба. Ребята шутят, что столь узкая площадка позволит им подготовиться к НХЛ.

– Все, тренировка окончена! Переодеваемся и идем в зал – последнее указание тренера юным хоккеистам. Там ребят ждет профессиональный тренер по акробатике, с которой они проведут ближайший час, а после разойдутся по домам. Кстати, несколько ребят приезжают на автобусе из близлежащих деревень. Иногда, правда, подвозят родители. Но в этот раз – автобус.

– Мечтаете о ледовом дворце? – вопрос тренеру.

– Нет, конечно. Такое дорогое сооружение ни к чему. На самом деле для такого маленького города много не нужно. Накрыть площадку крышей, установить бюджетную холодильную установку. Такие комплексы могут работать на хоккей с октября по март – этого вполне достаточно. А в другое время площадку можно использовать для летних видов спорта. Цена такого комплекса при грамотном подходе – меньше ста тысяч долларов.

То есть за один ледовый дворец можно построить пару десятков таких комплексов.

Ну, это смотря какой дворец. Конечно, если мрамором выкладывать интерьер, цена возрастает. В 1990-х я был на турнире в Германии. Тамошний ледовик – коробка, крыша и стены. Работают три человека. Лед перед тренировками машинами чистят родители занимающихся детей. У нас, например, был турнир на призы местного банка. Так вот лед чистил его директор. В целях экономии средств. Приехали в другой немецкий городок – там вообще северную стену не строили. Они рассчитали, что ее отсутствие не помешает нормальному функционированию площадки.

Подобную идею Жабинский продвигал еще в бытность Ворсина председателем ФХРБ. Впрочем, в федерации ее не приняли. Скриншот кликабелен.

P.S. А где занимаются хоккеем в ваших городах? Если есть интересные факты – присылайте на почту rogach@tribuna.com – сделаем подборку.

Фото: архив ГУО «Гимназия г. Сморгони», Антон Рогач

Другие посты блога

Черновик дно
13 марта 2021, 16:44
Все посты