Tribuna/Футбол/Блоги/Оршанский вокзал/«Пунтус кричал: «Ребята, вы этих цукерманов обыграть не можете?» Олег Караневский – об истории «Слуцка»

«Пунтус кричал: «Ребята, вы этих цукерманов обыграть не можете?» Олег Караневский – об истории «Слуцка»

Самый душевный директор высшей лиги рассказал о своей работе в колхозе, становлении футбола в Слуцке, реконструкции стадиона и едва неподписанном игроке молодежной сборной Нигерии.

11 февраля 2015, 13:39
8
«Пунтус кричал: «Ребята, вы этих цукерманов обыграть не можете?» Олег Караневский – об истории «Слуцка»

Душевный директор самого симпатичного клуба высшей лиги рассказал о своей работе в колхозе, школьных стадионах, файерах и едва не подписанном игроке молодежной сборной Нигерии.

– Как вы оказались в Слуцке?

– Я родился и вырос в деревне Басино, что под Новогрудком. В те времена там было 402 двора. Сейчас осталось 28. Окончил школу в соседней деревне. Занимался легкой атлетикой. Бегал на довольно хорошем уровне, в основном – на спринтерские дистанции, поэтому решил поступить в БГИФК. Не сразу получилось. Поступал два раза. В первый год не хватило одного балла. В те времена нужно было сдавать биологию, химию, русский язык и специализацию. Получил тройку по химии, была бы четверочка – поступил, а так пришлось пробовать свое силы через год. Все получилось.

– Чем вы занимались после того, как не поступили в БГИФК?

– Хотел перебросить документы в Гродненский техникум. Правда, их задержали. Не успел. В военкомате получил направление на водительские курсы ДОСААФ в городе Лиде. Вроде бы группа была набрана, но один парень отказался учиться по семейным обстоятельствам. На следующий день я приехал в военкомат, прошел комиссию и отправился в Лиду. Получил права категории «С». Мне тогда еще не исполнилось 18-ти лет. Что делать? Куда идти? Пошел в местный колхоз мотористом. Разбирал и собирал двигатели. Придешь в мехдвор, где стоит вся техника, и начинаешь трудиться. Особенно тяжело было зимой. Холод жуткий, а ты работаешь с железом. Весь в солярке, в грязи. Душ принять нельзя, потому что его просто нет. Чумазый приходил домой. Мама смотрела и повторяла: «Сыночек, ты хотел высоко летать, а получилось вот как». Правда, когда я еще учился в ДОСААФ, она отправила мои документы на заочные подготовительные курсы для поступления в БГИФК. Поэтому на следующий год я без проблем стал студентом.

– Чем вам запомнилась учеба в БГИФК?

– У нас подобралась хорошая компания. Порой случались очень интересные истории. Как-то на ноябрьские праздники сидели мы с друзьями, отдыхали. Не злоупотребляли алкоголем, но могли выпить легкого вина. Разговаривали, разговаривали. И тут я в шутку сказал: «Могу сейчас на спор полететь в Архангельск». У меня там жила сестра. Билет на самолет в один конец стоил 32 рубля. В те времена моя стипендия равнялась 76 рублям. Поехали в аэропорт «Минск-2». Тогда там стоял только маленький ангарчик. Все совпало. Билет, самолет… Помню только, как проходил регистрацию. Проснулся, а в самолете объявляют: «За бортом самолета в Мурманске температура воздуха минус три градуса». Как так? Я же летел в Архангельск! Денег на билет в Минск нет. Что делать? Мужчина, который сидел рядом, увидев панику на моем лице, успокоил: «Парень, не волнуйся. Просто Архангельск не принимает». Приземлились в Мурманске, переждали там нелетную погоду, а потом спокойно долетели в Архангельск. Прямо как в «Иронии судьбы».

После окончания института поехал в родной колхоз. Нужно было два года отрабатывать распределение. Устроился на работу в августе. Самое время уборочной кампании. Какой спорт в колхозе? Меня отправили работать на КЗС – комплексная зерносушилка. Председатель сказал, чтобы я принимал машины с зерном. Сидел в маленькой комнатушке и работал с документами. Уборка велась допоздна, пока не появлялась роса. К вечеру съезжалось по 20 машин. Водители толпились в моем «кабинете». В это время сидел, что-то считал. Тогда же компьютеров не было. Все на калькуляторе.

После уборочной состоялся разговор с председателем колхоза. Он предложил мне остаться на прежней работе, на КЗС. Я ответил: «Спасибо, но я не для этого учился». В ту пору у нас построили новый дом культуры. Попробовал в подвале организовать что-то типа теннисного и тренажерного залов, но вскоре понял, что это никому не нужно. Отработал по распределению год, за второй выплатил компенсацию. После друзья из Новогрудка взяли к себе на фирму. Начал серьезно заниматься бизнесом. Мы продавали газовое оборудование на автомобили. Ничего сложного, тот же маркетинг. Осуществляли продажи в Россию, Литву, Украину…

– Вы столкнулись с рэкетирами?

– Было дело. Как-то на нас серьезно «наехали». Приехали три парня-красавца на крутых машинах. Говорят так и так: «Вы на нашей территории – платите бабки». У нас в обороте не имелось больших денег, поэтому что-то предъявить нашей компании было сложно. Объяснили ситуацию, что мы не жируем, сказали, что у нас тоже есть связи. Решили этот вопрос. Продолжили работать. Потом перестали работать на рынке газового оборудования. Перешли на продажу продуктов питания. Работали с украинцами и россиянами. Затем для бизнеса настали неблагоприятные времена. Наша компания разъехалась по другим городам. Кто-то в Барановичи, а я отправился на родину жены, в Слуцк.

– Как началось ваше знакомство с футболом в Слуцке?

– Это был 1996 год. Приехал, никого в городе не знал. Как раз в то время на сахарном комбинате открылся дом культуры молодежи со спортивным комплексом. Устроился туда инструктором по спорту. Запустил тренажерный и игровой залы. Ко мне подошли ребята: «Может быть, начнем заниматься футболом?» В общем, через год мы стали участвовать в фан-лиге – это любительский чемпионат страны по мини-футболу, который проходил в Минске. Подумали: «Если есть мини-футбол, то нужно создать команду и для большого футбола». В 1998 году заявились во вторую лигу чемпионата области. Руководители сахарного комбината пошли навстречу. Создали необходимые условия – оплата транспорта, питания и экипировки. Все приобрели и «пошли» во вторую лигу области. Играли в забавных условиях. Стадион тогда находился в аховом состоянии. Через все поле шла протоптанная пешеходная дорожка. Во время тренировок на ней часто появлялись посторонние люди.

Тогда сделать нормальный стадион было очень трудно. Рядом с парком располагалась дискотечная площадка. Спорткомплекс не имел никакого ограждения. Поэтому после выходных на поле и трибунах можно было найти много «интересных вещей»…

– Что было дальше?

– Мы хотели стать профессионалами. Стремились к этому, правда, у некоторых ребят в команде были другие приоритеты. Нас такой подход не устраивал. Многие товарищи не хотели соблюдать режим. Пришлось с ними расстаться. Многие из них перешли в новую команду, которая тоже участвовала в чемпионате области – слуцкое «Динамо». У нас с этими ребятами было настоящее дерби. Можете себе представить, на матч чемпионата области собиралась тысяча зрителей. Вот это уровень!

В 2002 году, когда мы выиграли первенство области, хотели заявиться во вторую лигу республиканского чемпионата. Правда, руководители города и комбината под эти цели средства выделить не смогли. Но мы не опустили рук. Хотя не скрою, начали появляться мысли: «Все! Больше не будем играть». Тогда я числился начальником команды, но, по сути, решал все организационные вопросы: следил за полем, выбивал финансы, относил в прачечную комбината форму… Как-то сел и подумал, что не могу все это бросить.

– Говорят, развитию футбольного Слуцка серьезно помогли республиканские «Дожинки», которые прошли в городе в 2005 году.

– Благодаря «Дожинкам» на стадионе поставили только пластиковые сидения. По большей части ничего не изменилось. По сути, тогда Слуцк был одним из немногих районных центров, у которого не имелось команды даже во второй лиге чемпионата Республики.

Кстати, пока город готовился к «Дожинкам», мы проводили матчи в деревне Новодворцы. Пришлось реанимировать заброшенное поле в этом населенном пункте. Оно находилось просто в ужасном состоянии. Обыкновенная школьная поляна с воротами, на которой паслись коровы. Практически без сторонней помощи доводили поле до ума. Приходилось убирать коровьи лепешки, норы, которые наделали кроты… Решали вопросы по укатке поля семитонным катком. Почти весь сезон отыграли на этой поляне.

Уже тогда у нас наметилось противостояние с «Городеей». Директора комбинатов постоянно конкурировали между собой как на производстве, так и на футбольном поле. Отлично помню матч, положительный результат в котором выводил нас в первую лигу. «Городея» уже обеспечила себе повышение в классе. А мы боролись за второе место с «Клецком». В последнем туре чемпионата приехали к ним на выездной матч. Там решалось, кто пойдет на повышение. На ту игру прибыло три автобуса наших болельщиков. Плюс много людей на машинах, микроавтобусах… Собралось человек 150. Когда мы забили первый мяч, болельщики выбежали на поле. Начали поздравлять ребят. Один из фанатов зажег файер. Милиционеры начали бегать за ним по всему полю. Было весело.

– В 2008 году «Слуцк» играет первый матч в первой лиге…

– Из-за того, что городской стадион в Слуцке не соответствовал уровню лиги, пришлось проводить домашние матчи в Солигорске, на искусственном поле стадиона «Шахтер». В это время мы уже расширяли поле в Слуцке, ухаживали за ним, подсеивали, устанавливали дополнительные трибуны. Летом во время жары нужно было поливать газон. Для этого к стадиону подъезжала поливочная машина. Поперек поля клали пожарный рукав с дырочками и включали воду. Такой метод используются при тушении огня в лесу. Правда, не будет же рукав лежать на одном месте. Постоянно переносили его. А он сам по себе длинный, метров 60 примерно. Приходилось собирать много народу, чтобы переносить нашу поливочную систему. Чаще всего делали несколько подходов.

Когда вышли в первую лигу, встал вопрос о покупке автобуса. Руководство слуцкого сахарорафинадного комбината и в этом вопросе пошло нам навстречу. Начали искать подходящие варианты. В какой-то момент на клуб вышла фирма «Volvo». Через три месяца у нас уже был свой транспорт.

Сразу решили, что у футболистов команды должны быть хорошие бытовые условия: в общежитии комбината ребята живут на отдельном этаже. В комнатах сделали ремонт, поставили телевизоры, холодильники, микроволновки. 

– Через год команда впервые сыграла с очень именитым по белорусским меркам соперником…

– В 1/16 финала Кубка играли с МТЗ-РИПО. Тогда команда бизнесмена Романова пестрила яркими именами. Наш стадион вмещал 700 человек. А в протоколе написали, что на игре присутствовало 2500 зрителей. Люди стояли плотным кольцом вокруг стадиона. Столько зрителей пришло! Навязали соперникам серьезную борьбу. Даже вели в счете. Надеюсь, Юрий Иосифович Пунтус не обидится. Он очень сильно завелся. Весь стадион слышал, как тренер кричал с бровки: «Ребята, вы этих цукерманов обыграть не можете?» Правда, нам все-таки не удалось удержать преимущество. Уступили, но сражались достойно.

– Успехи «Слуцка» во многом связаны с именем Юрия Крота…

– Его приглашение – инициатива Александра Дубицкого. Когда появилось слуцкое «Динамо», стало ясно: нужно что-то менять. В то время Крот работал с дублем «Шахтера». Юрий Михайлович – один из самых сильных воспитанников Слуцкого футбола. Человек поиграл в Европе. Крот всегда был горячим. Если что-то не нравится – он говорит в глаза.

– Сейчас в «Слуцк» охотно переходят иностранцы…

– Мы едва не подписали футболиста молодежной сборной Нигерии. В прошлом году на сборах в Турции играли товарищеский матч с «Тосно». Команда выступала только во второй лиге чемпионата России. Правда, уже тогда комплектовалась под выход в первую лигу. Мы этого не знали. Короче, проиграли «Тосно» 1:5. Юрий Михайлович был очень зол: «Как это так? Нас, как пацанов, разорвала команда второй российской лиги». Тогда он на эмоциях подошел к одному агенту: «Вези мне легионеров. Хоть весь состав африканцев». На следующий день на тренировку прибегают три чернокожих парня. Такое ощущение, только с самолета. Там был один парень по фамилии Ифеани Ифеани. Очень здорово смотрелся. Возил всех страшно. Можно было его подписать. Правда, нигерийская федерация футбола начала вести себя немного непонятно. Парню всего 18 лет. ФИФА очень строго отслеживает трансферы молодых игроков. Начали искать, какому клубу он принадлежит. Никто ничего не мог сказать. Никаких документов нам не показали. Мы даже выходили на специалистов из ФИФА. Они посоветовали не рисковать, потому что потом клуб мог попасть на очень серьезные деньги. Затем паренек играл на чемпионате мира U-19. Жаль, не получилось заполучить его.

Какой сейчас имидж у «Слуцка»?

– Может, будет звучать нескромно, но сейчас «Слуцк» – один из самых стабильных клубов высшей лиги. Мы стараемся жить по средствам. Контракты игрокам предлагаем соизмеримо годовому бюджету. Зато обещанные деньги стараемся отдавать точно в срок. Если реально смотреть на вещи, в этом году нужно оказаться, как минимум, в середине турнирной таблицы. Правда, чем выше – тем лучше.

Фото: Надежда Бужан

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты