Tribuna/Футбол/Блогі/Умер «мини-президент» от белфутбола – создал АБФФ еще в СССР, при его уходе Беларусь чуть не выкинули из УЕФА за давление режима

Умер «мини-президент» от белфутбола – создал АБФФ еще в СССР, при его уходе Беларусь чуть не выкинули из УЕФА за давление режима

Устроил принятие в ФИФА лично главой организации, но все равно оказался номинантом на «Мистера Тормоза».

Аўтар — bytribuna com
8 студзеня 2023, 08:16
Умер «мини-президент» от белфутбола – создал АБФФ еще в СССР, при его уходе Беларусь чуть не выкинули из УЕФА за давление режима

7 января пришла новость о смерти почетного председателя АБФФ Евгения Шунтова. Только 29 декабря ему исполнилось 87 лет – федерация отмечала это на своем сайте и желала крепкого здоровья. При этом функционер совсем уж отошел от футбольных дел только в 2019-м – до того возглавлял футбольный арбитраж, где утверждал решения не допускать «Крумкачоў» в «вышку» и уменьшить компенсацию по «делу Савицкого». Тогда бигбосс брестского «Динамо» Александр Зайцев сравнил происходившее с «политбюро Советского Союза».

А возглавлял белфутбол Шунтов четверть века – с 1973-го, когда, дорастив карьеру до поста тренера советских сборных по БССР, ярко выступил на одной конференции: мол, молодые беларусские футболисты в своем возрасте постоянно побеждают на союзном уровне, а в минское «Динамо» все завозят москвичей. И начальник Спорткомитета БССР (аналог нынешнего Минспорта) Виктор Ливенцев практически заставил «бунтаря» стать начальником отдела футбола (засилье приезжих надоело многим) – должности круче для функционера в виде тогда не было. На посту Шунтов первые несколько лет потратил на то, чтобы во всех беларусских областях появились свои чисто футбольные СДЮШОР, а потом выбил у Петра Машерова приказ на строительство комлекса футбольных полей на нынешнем проспекте Победителей в Минске – в общем, действительно немало сделал для развития белфутбола. И когда в 1982-м минское «Динамо», где большая часть состава была взращена в беларусских школах, стало чемпионом СССР, Верховный совет БССР выписал Шунтову грамоту как игрокам и тренерам – «за завоевание звания», признавая общий вклад функционера.

В 1989-м волна перестройки смыла отдел Шунтова – ему предложили остаться просто специалистом Спорткомитета с де-факто прежними задачами. Функционер в ответ за три месяца подготовил все документы на создание реальной независимой федерации футбола – и выиграл выборы с наличием конкурента на пост ее председателя. Зарегистрировать негосударственную организацию в Минюсте, сделать ей счет в банке – все это в СССР было не так просто, но Шунтов за много лет работы обзавелся пробивными связями. В других союзных республиках свои федерации появились позже.

На новый уровень социальной инженерии глава АБФФ (тогда еще ФФРБ, но не будем использовать кучу названий) вышел в 1992-м – 3 июля того года надо было защищать собственную заявку о приеме в ФИФА (устав беларусской федерации для отправки на международный уровень переводила на английский и перепечатывала на машинке жена председателя, доцент инъяза). Сперва Шунтов не смог найти денег на дорогу на швейцарский конгресс – выручил московский друг, глава Российского футбольного союза и вице-президент ФИФА Вячеслав Колосков. А на самом конгрессе, обеспокоенный слухами, что примут далеко не всех, Шунтов разыскал президента ФИФА Жоао Авеланжа – он несколько раз приезжал в Минск перед ОИ-1980 оценивать стадион «Динамо», пользовался полным гостеприимством принимающей стороны, а Евгения называл «мини-президентом» («большим» считался Колосков, отвечавший за футбол всего СССР). А дальше, по легенде, Авеланж узнал «мини», выслушал его переживания за прием и сделал так, чтобы он состоялся (взяли тогда действительно не всех). Впрочем, скорее, тут помогло влияние Колоскова.

Впрочем, тогда крайне острый «Прессбол» все это не впечатлило. В 1992-м они припоминали Шунтову пропуск открытия первого национального чемпионата (функционер предпочел в Португалию с юношеской сборной СНГ), а также отсутствие признания от УЕФА (туда АБФФ вступила только в 1993-м), пропуск отбора на ЧМ-1994 (впрочем, из постсоветских стран там участвовали только Россия как преемница СССР и восстановленные страны Балтии, имевшие независимые федерации до 1940-х) и отсутствие белклубов в еврокубках (как туда было попасть без приема в УЕФА). Так что по итогам года газета поместила главу АБФФ на третье место в гонке за «почетное» звание «Мистер Тормоз-92».

Хватало в управлении Шунтова и других странностей. При нем случилось метание к системе «осень-весна» и обратно, породившее два однокруговых чемпионата. Он доставал деньги удивительным образом – первые «спонсорские» средства в 1990-х в АБФФ пришли из исправительно-трудовой колонии, а зарплаты сотрудникам какое-то время платил с процентов от денег, которые переводили из УЕФА для передачи клубам за участие в еврокубках (как вы понимаете, средства «застревали» на счетах АБФФ). А в ноябре 1994-го прошли весьма своеобразные перевыборы – Шунтова выдвинули кандидатом непосредственно на выборной конференции, его соперникам дали по 5-7 минут на оглашение программ делегатам, которые не скрывали симпатий к действующему главе, а на подсчет голосов всех выгнали из зала посторонние люди, сказав, что закончилось время аренды. «У Шунтова в федерации была команда, в которую взяли его и сделали главным еще раз», – говорил главный соперник Евгения на тех выборах Людас Румбутис.

Покинул пост Шунтов в 1998-м – с огромным скандалом. До того режим Лукашенко начал прижимать структуры Евгения Хвастовича, который тогда заведовал делами минского «Динамо» и клубов-саттелитов – а еще осмелился поддержать политических противников Лукашенко. В клубах усилились финансовые проблемы, а система решила забрать их у неугодных владельцев (в итоге создали параллельное юрлицо, переписали на него клуб и отдали в ведение Юрия Чижу, который через 20 лет и сам оказался неугодным). Но сначала, в мае 1998-го, Лукашенко собрал совещание, на котором разнес всех за плохое состояние дел в «Динамо» (хотя за частный клуб никто из присутствовавших не должен был отвечать), а потом заявил Шунтову: «А где федерация футбола? Вы что, думаете, я за вас работать буду? Пока будет идти совещание, вы сами напишете заявление. Не умеете работать – идите на пенсию».

Шунтов заявление написал, но это сильно не понравилось УЕФА – тогда там еще не хотели закрывать глаза на вмешательство беларусского государства в футбольные дела. Глава департамента содействия и развития организации Эрик Эппле за прямое давление Лукашенко на главу АБФФ на разные лады грозил санкциями вплоть до полного отстранения Беларуси. В итоге в Минск приехала комиссия УЕФА во главе с вице-президентом Пером Омдалом – и достаточно было одного слова Шунтова, чтобы федерацию лишили всех прав до возвращения функционеру власти. Но тот, по еще одной легенде, сказал, что не хочет войти в историю как тот, из-за кого Беларусь выкинули из УЕФА – мол, подробности вспоминать никто не будет, останется только результат. В итоге Шунтов заявил, что ушел якобы добровольно, а на его место пришел председатель госкомитета по авиации Григорий Федоров, который позже признал, что формальные выборы были расписаны заранее, но в итоге пошли не по сценарию (хотя его победе это не помешало).

Шунтов же остался членом юношеского комитета УЕФА – а в беларусской федерации о нем вспомнили, когда в 2003-м новым главой стал госсекретарь Совбеза Геннадий Невыглас, и дали звание почетного председателя. «От этого ничего я не имею. И, кстати, не в обиде. Нет привилегий – и хорошо. Живу на пенсию. В федерацию приглашают – на исполкомы, конференции. На стадион хожу. Знаете, я по-настоящему рассмотрел игру, только когда от дел отошел. Люблю ходить на футбол. Это настоящий отдых, особенное удовольствие», – говорил Шунтов в 2010-м.

Найлепшае ў блогах
Больш цiкавых пастоў

Іншыя пасты карыстальніка

Усе пасты