Почему во время гимна Лиги чемпионов в центре поля трясут полотно с логотипом? Традиция, которая возникла случайно
Как баг превратился в фичу.
Лига чемпионов вернулась в новом формате, но общие атрибуты не изменила. Опять лучшие бегают посреди недели, снова все это дорого стоит и выглядит, снова предматчевые и послематчевые студии с пресс-конференциями, а самое главное – на месте легендарный логотип и гимн. Хотя последний немножечко проапдейтили. Ну и как же без огромного полотна в центре поля, которым изо всех сил пытаются трясти во время исполнения того же гимна. Некоторые считают, что это самая крутая работа в мире – просто посмотрите это видео, набравшее более 3 миллионов лайков, и возвращайтесь.
А вы в курсе, что такая традиция появилась случайно, по ошибке организаторов? Сейчас все подробно расскажем.
УЕФА, как и сейчас, ввел изменения в турнире, потому что испугался Суперлиги
В конце 80-х Кубок чемпионов, конечно, считался престижным, но интерес к нему спадал. Английские команды получили бан после трагедии на «Эйзеле», французы до появления «Марселя» Бернара Тапи регулярно слетали, «Реал» никак не мог попасть в финал, а самое главное – слепой жребий регулярно дарил на раннем этапе пары вроде «Реал» – «Наполи» Диего Марадоны. Напомним, что групп тогда никаких не было – играли сразу плей-офф из двух матчей на вылет.
В конце концов, как раз противостояние чемпиона Италии с чемпионом Испании уже в первом раунде розыгрыша 1987/88 вызвало гнев у многих топ-клубов. В частности у медиамагната и владельца «Милана» Сильвио Берлускони, который назвал турнир «экономическим абсурдом» и угрожал создать отдельную Суперлигу.
Оно и неудивительно, под ногами УЕФА лежал настоящий клад, которым просто неумело пользовались. Пока Марадона рубился с мадридцами, параллельно между собой играли такие пары, как, например, ирландский «Шемрок» и кипрская «Омония», норвежский «Лиллестрем» и «Линфилд» из Северной Ирландии, датский «Орхус» и люксембургский «Женесс». Такие противостояния телевизионщикам и спонсорам никогда не продашь.
После трагического финала 1985 года между «Ювентусом» и «Ливерпулем» главный трофей Европы брали «Стяуа», «Порту», «ПСВ» и «Црвена Звезда». Только «Милан» сумел дважды выиграть кубок из представителей большой пятерки.
Кстати, что касается спонсоров и телевизионщиков. В те времена медиа уже набирали обороты, но основным источником прибыли все еще считался стадион. Телевизионщики же, если и платили – то напрямую клубам. УЕФА получал 10% от доходов клуба с ТВ, и 4% от продажи билетов.
В начале 90-х все изменилось. Во-первых, УЕФА под давлением клубов в 1991 году ввел экспериментальный групповой этап (2 группы по 4) вместо четвертьфиналов – так увеличилось количество матчей, а затем и заработок. Во-вторых, организацию турнира наконец отдали маркетологам. И это был поворотный момент для всего мирового футбола.
Превращение Кубка европейских чемпионов в Лигу чемпионов – настоящая революция
УЕФА доверил перезапуск маркетологам из компании TEAM Marketing, а те сразу поняли, что наткнулись на золотую жилу. Первое, что сделали эти умные люди – единый телепул. Все права теперь были у УЕФА, который продавал пакеты трансляторами из отдельных стран. Далее перешли к спонсорам. Раньше клубы сами решали, какая именно реклама будет на стадионе. Даже могли расставить три ряда рекламных щитов, которые превращались в визуальную кашу.
TEAM Marketing сделали один пакет централизованных спонсоров, отсеяв лишнее. Вместо сотни различных местных компаний, которые светились на матчах ЛЧ, остались лишь 8 избранных гигантов, которые щедро за это заплатили. Тот случай, когда меньше – лучше.
А еще разработали с нуля всю графику, символы, визуал с тем самым гимном и придумали новое название для турнира – Лига чемпионов. Делалось все это для того, чтобы игры главного континентального турнира отличались от обычных матчей чемпионата.
Крейг Томпсон, тогдашний исполнительный директор TEAM Marketing, рассказывал для the Athletic:
«В те времена, если бы «Ман Юнайтед» встретился с условным «Ювентусом» – клуб бы организовал игру так же, как и любой другой матч. Но мы сразу объяснили участникам: «Подождите секунду. Это не просто какая-то другая игра, это настоящее событие». Поэтому нам пришлось заставить УЕФА вписать это в правила, что TEAM собирается прийти и взять на себя ответственность за поле, дизайн стадиона, зоны гостеприимства, парковки, позиции камер и так далее. И УЕФА изменил тогда свой устав. Это было эпохальное решение, но клубы его просто ненавидели».
Алекс Финн, один из основателей АПЛ, рассказывал тому же Athletic:
«Снимаю шляпу перед УЕФА, они ушли с дороги и оставили все на усмотрение спортивных маркетологов, которые поняли, что для создания чего-то великого необходим централизованный контроль. В TEAM Marketing знали, что футбол – это не только живое событие, а еще и телевизионное зрелище. Ваша аудитория для первого – тысячи людей, а для второго – миллионы».
Легендарный логотип со звездами в форме мяча придумали за 10 минут
Еще одно из главных решений – удачный брендинг всего турнира с уже культовым лого. TEAM Marketing обратились к 50 дизайнерам, чтобы выбрать один логотип – победил вариант от Фила Клементса из лондонской студии Design Bridge.
«Помню» – рассказывает Фил, – «как наш креативный директор, подошел к нам, где сидели несколько человек, и спросил, может ли кто-нибудь сделать несколько черновиков, чтобы показать их ребятам из TEAM. Итак, я начал рисовать, и идея звездного мяча просто пришла мне в голову».
«Я думал о флаге ЕС и о чем-то простом, привлекающем внимание, что будет выделяться на футбольном мяче в стиле Танго. Это заняло около 10 минут. Я отнес работу к настоящему художнику по логотипам, чтобы посмотреть, смогут ли они немного подправить рисунок, но они почти не внесли изменений».
Исполнительный директор TEAM Крейг Томпсон добовляет:
«Руководители Design Bridge заставили своих дизайнеров начать делать наброски для нас, и одному парню пришла в голову идея превратить звезды в мяч. Это же идеально! Звезды, представляющие лучших игроков, мяч, представляющий вид спорта – это был гениальный ход. Когда все впервые увидели лого, сказали: «Вот оно!». Я всю жизнь занимаюсь брендингом, и я никогда не видел, чтобы все соглашались на что-то с первого раза».
Гимн тоже придумали в Лондоне. Вдохновившись Чемпионатом мира в Италии, где зажигали оперные теноры, УЕФА заказал композицию «под классику». Композитор Тони Бриттен сделал аранжировку гимна Генделя «Садик-Священник», который исполнили британские коллективы – хор Академии Святого Мартина и Королевский филармонический оркестр.
Всю эту красоту презентовали 20 мая 1992 года на «Уэмбли», где прошел последний финал Кубка европейских чемпионов между «Барселоной» и «Сампдоприей». Так родилась ЛЧ.
Огромное полотно с логотипом ЛЧ в центре поля – тоже идея маркетологов, но на старте никто его не дергал, оно просто лежало
Честно говоря, в сети вы не найдете, кто и когда начал трясти огромный круглый баннер с лого Лиги чемпионов. На старте первого розыгрыша полотно просто выносили, клали в центр поля, а персонал становился рядом пока звучал гимн. Далее его снова заносили в чашу стадиона.
Сам креативный директор TEAM Marketing Крейг Томпсон тоже не называет (не помнит?) конкретный матч, когда все изменилось. Есть лишь такая цитата одному из изданий:
«Нам было важно сделать так, чтобы матчи ЛЧ с первого взгляда отличались от обычных игр национальных чемпионатов. Забавно, но традиция волнообразных движений возникла случайно – это даже не мы придумали: просто на одном из матчей первого сезона ребята, которые держали полотно, стали вдруг его дергать – видимо, очень нервничали. Мы увидели, что так стало только лучше, поэтому попросили делать так же других ребят на других стадионах».
На этом все. Больше никакой информации. Итак, пришлось порыться в архивах, чтобы найти ту самую игру, где родилась традиция.
Томпсон сказал, что произошло все случайно, но эффект это вызвало такой, что организаторы сразу решили превратить подобное в особую фишку.
Пересмотрев по архивам матчи первого тура, (а это та еще задача, учитывая, что нужно именно торжественное начало) констатируем: на стадионах в Брюгге, Глазго, Порту и Милане люди просто стояли, полотно лежало в центре. Ничего особенного.
Но 9 декабря 1992 года, во время второго тура группового этапа, все изменилось!
В Бохуме, Марселе и Гетеборге все, как всегда, стоят – полотно просто лежит в центре.
А вот на стадионе «Филипс», куда к местному «ПСВ» приехал непобедимый тогда «Милан» Фабио Капелло, родилась сегодняшняя история.
Эйндховенцы не просто впервые держат полотно в руках во время исполнения гимна ЛЧ, но и почему-то его натягивают, вызывая специфические волны. Присмотритесь на задний фон за игроками «россонери», особенно на парня, тянущего лого ЛЧ со всей силы на себя (самое начало):
Возможно, форс-мажор? Например, сильный ветер в Нидерландах, поэтому они решили держать полотно в руках? Нет. Погода в Эйндховене в тот день: плюсовая температура, ветер слабый. Был в тот день и умеренный ветерок, но только в обед.
Поэтому можно констатировать, что действительно произошла ошибка организаторов, которые просто не опустили полотно в центр, а решили его держать. Да еще и периодически дергать.
Конечно, не так трясти, как делают это сейчас. Даже не так, как это будут делать все уже в третьем туре сезона 1992/93, но этого хватило, чтобы вызвать «воу-эффект», который понравился всем. Визуально это выглядело действительно лучше, чем просто кусок баннера, который неподвижно лежит в центре.
Так ошибка превратилась в традицию, без которой сейчас просто невозможно представить любой матч ЛЧ.
В тот зимний день, кстати, чемпионам Нидерландов новая фишка не помогла – уступили итальянцам 1:2. На голы Франка Райкарда и Марко Симоне ответил только легендарный Ромарио, который впоследствии поедет в «Барселону». Так с одним очком, добытым в первом туре с «Порту», «красно-белые» и останутся, хотя тот же Ромарио лучшим бомбардиром турнира все же стал (3 забил в группе и 4 в предыдущих раундах).
«Милан» вынесет всех, не потеряв ни одного балла и вообще пропустит лишь раз (тогда же, в Эйндховене), но в финале первой Лиги чемпионов минимально проиграет «Марселю» одиозного Бернара Тапи.
История с ошибкой случилась 9 декабря 1992 года во время матчей второго тура. У маркетологов TEAM и УЕФА было много времени, чтобы все обдумать, потому что третий тур состоялся только в марте.
Как видим по кадрам из Португалии, приняли правильное решение, превратив баг в фичу.