Через спортклуб Лукашенко идут бешеные деньги. Похоже, почти всё – Семье и приближенным, спортсменам – крохи
Мутные схемы на десятки миллионов евро.
В воскресенье вышло новое расследование организации бывших силовиков BELPOL, которое посвятили режимному Спортивному клубу Лукашенко (СКЛ). Авторы утверждают, что семья Лукашенко и приближенные к ней занимаются собственным обогащением под вывеской помощи спортсменам. Вот кто фигурирует в расследовании и на чем режим получает деньги.
Как СКЛ делает деньги?
СКЛ был зарегистрирован в 2005-м как некоммерческая организация. С тех пор ее неизменным руководителем является средней сын диктатора Дмитрия Лукашенко, которого члены клуба каждый раз переизбирают 100 процентами голосов.
Источники финансирования СКЛ не афишируются. В открытом доступе нет нормативно-правовых актов на эту тему. BELPOL удалось получить несколько документов, которые частично проливают свет на ситуацию.
Например, удалось изучить отчет об аудите СКЛ за 2012-2014 годы. Проверяющие не нашли в деятельности клуба никаких нарушений, зато зафиксировали не менее 14 депозитных счетов СКЛ в беларусских банках для хранения денег. Известно, что летом 2020-го на один из клубных счетов поступило 1,45 миллиона евро, а на другой – 26 миллионов долларов. BELPOL не сумел узнать, сколько денег находится в распоряжении СКЛ, но информатор расследователей, который ранее имел отношение к лукашенковской структуре, утверждает, что на ее депозитах находится минимум 100-150 миллионов долларов.
Также в аудиторском отчете фигурируют суммы, какой налог на прибыль начислили СКЛ. В 2012-2014-м это было 16-19 миллиардов рублей ежегодно.
В BELPOL посчитали, что при налоговой ставке в 18% некоммерческая организация за 2014-й получила прибыль в районе 8 миллионов долларов. В другом расследовании сообщалось, что за 2024-й СКЛ получил только дивидендов от нераспределенной прибыли «Торгового дома БЕЛАЗ» на сумму около 6 миллионов долларов. Однако в бюджет страны налог на прибыль от СКЛ не идет – от его уплаты структура Дмитрия Лукашенко освобождена указом его отца. Деньгами же можно распоряжаться «для решения своих уставных задач».
Поэтому налогом не облагаются доходы СКЛ от сдачи в аренду зданий, которые получены от государства на безвозмездной основе. Так в Минске удалось заполучить теннисные корты на улице Кольцова, склады на улице Воронянского, площади на «Минск-Арене» и катке Дворца спорта. Арендуют эти помещения такие компании как «Центр тенниса», «Спорт групп», «АТВ-ТЕХ», «Первая образцовая типография» и еще несколько других.
Учредителями некоторых из названных фирм является сам СКЛ. Например, «Первой образцовой типографии». Среди ее клиентов – «Коммунарка», «Спартак», «Слодыч», Минский завод игристых вин, «Дарида», «Крынiца». Некоторые из них так или иначе принадлежат государству. Расследователи предполагают, что предприятиям очень непросто отказаться от сотрудничества с компанией, за которой стоит средний сын диктатора.
СКЛ учредил и «АТВ-ТЕХ». В основном компания занимается разработкой бланков, ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты. Как утверждают расследователи, средства защиты от этой фирмы использованы в каждом беларусском паспорте, товарно-транспортной накладной, акцизной марке и дипломе.
Полученная прибыль от компаний клуба выводится как дивиденды на счета СКЛ и налогами не облагается.
Что за люди фигурируют в расследовании?
В поле зрения BELPOL попали не только фирмы, основанные СКЛ, но и те, что были основанные приближенными к семье Лукашенко людьми. Например, «Спорт групп» учредил Денис Курдеко. Компания размещена во Дворце спорта и занимается спортивным оборудованием.
Профессиональной карьеры в хоккее Курдеко не построил (провел всего пару матчей в ВЕХЛ за «Минск»), зато получил приглашение в потешную команду Лукашенко – и сейчас работает в его спортклубе на должности главного специалиста сектора по обеспечению деятельности хоккейной команды Лукашенко. По информации BELPOL, учредитель «Спорт групп» дружит с Дмитрием Лукашенко и является чуть ли не его правой рукой.
Расследователи утверждают, что располагают сведениями о причастности Курдеко к контрабанде сигарет по следующей схеме: продукция беларусских табачных фабрик будто бы едет через Россию в Афганистан, но по факту остается в России. В истории замешана британская фирма Oreon Corporation, которой якобы «в ручном режиме руководит» Курдеко. Однако документальных подтверждений этому у BELPOL пока нет.
Oreon Corporation заключал контракты на поставку сигарет с афганистанской Abdul Satar Afgan LTD. Представителем последней по договору выступал беларус Денис Матюхин.
Человек с точно таким же именем и фамилией играл за команду Лукашенко. На профессиональном уровне Матюхин выступал за «Юность», «Полимир», «Минск», «Брест», «Химволокно», а также за финский СаПКо (Д3). Нападающий выигрывал серебро (1998/99, 1999/2000) и бронзу (2004/05) экстралиги. В сезоне-2000/01 стал лучшим бомбардиром Восточно-европейской хоккейной лиги, набрав 38 (19+19) очков в 28 матчах. Сезон-1999/2000 они провели с Курдеко в «Минске».
Денис Матюхин слева
В СКЛ с 2013-го работает экс-первый заместитель председателя Беларусской федерации футбола Сергей Сафарьян. На сегодня он является зампредом центрального совета клуба. От него входил в ревизионную комиссию «Торгового дома БЕЛАЗ». За работу там в 2019-2020-х получил после уплаты налогов 464 тысяч российских рублей (7 тысяч долларов).
Известно, что в Польше на Сафарьяна зарегистрирована фирма Marteen, которая , правда, приостановила коммерческую деятельность.
В Польше живет сын Сафарьяна бывший футбольный судья Иван Сафарьян. Там он владеет фирмами Diva Express и Delikasa, которая занимается продажей мотоциклов.
Часть денег клуб Лукашенко получает от так называемой спонсорской помощи. Например, все фирмы из группы компаний «Тапас», которой владеет Павел Белый, некогда игравший в хоккей в одном звене с Лукашенко, переводили деньги на счета СКЛ как спонсоры. При этом компания хоккеиста по специальным указам диктатора получала в Минске лучшие земли для строительства жилых домов. Благодаря этому «Тапас» некоторое время был одним из крупнейших застройщиков столицы.
Правда, от краха близость к семье Лукашенко не спасла. Когда Белый перестал играть за команду диктатора, у него начались проблемы с бизнесом и неликвидными объектами. В июле 2023-го хоккеиста задержали в связи с «претензией финансовых органов», но отпустили через три дня. В начале 2025-го стало известно, что некоторое имущество «Тапас» начали продавать с аукционов.
Среди других спонсоров BELPOL назвал хорошо известных в беларусском спорте кошельков Лукашенко – Сергей Тетерин, Александр Шакутин (оба рулили теннисом), Юрий Чиж (владел минским «Динамо»), Алексей Олексин (его компания строила стрелково-спортивный комплекс), Александр Мошенский (возглавляет федерацию академической гребли) и другие.
Куда тратят деньги?
СКЛ должен тратить деньги на цели, прописанные в уставе. Среди них – стипендиальная программа поддержки молодых спортсменов, которую на сайте клуба называют «одним из самых важных проектов» организации. Деньги можно тратить только на подготовку – на сборы, экипировку, продукты питания. На помощь могут рассчитывать атлеты до 25 лет, которые попадали в восьмерку лучших на крупнейших стартах сезона и не получают стипендию от Лукашенко.
В расследовании фигурируют два примера подобных выплат для молодых биатлонисток. В феврале 2021-го могилевчанки Елизавета Пугачева и Анастасия Ширяева получили спонсорскую помощь в 600 и 300 рублей соответственно. Девушки завоевывали медали для своей области на «Снежном снайпере» – соревновании, одним из организаторов которого является СКЛ. Пугачева и Ширяева до сих пор остаются в спорте – являются членами юниорско-юношеской команды Беларуси по лыжным гонкам.
Год спустя за успехи на «Снежном снайпере» 450 рублей спонсорской помощи получила Екатерина Господарик из Несвижа. Девочка продолжает заниматься биатлоном и выступать за команды своего района и Минской области.
На 2021-й СКЛ утвердил 306 стипендий для спортсменов и тренеров из 35 видов спорта. Средний размер сстипендии составил 6,9 тысяч рублей в год или 575 рублей в месяц. Общая сумма выплат за 2021-й – 2,1 миллиона рублей (примерно 830 тысяч долларов). В 2025-м в списке стипендиатов фигурирует 442 фамилии, но в клубе не раскрывали ни размер выплат, ни общую сумму помощи. Но выглядит все так, что на поддержку спортсменов уходят далеко не самые серьезные деньги, если учитывать приходы на счета клуба. В Belpol считают, что семья Лукашенко, прикрываясь спортклубом, ежегодно получает от 100 до 200 миллионов долларов чистой прибыли. И деньги хранятся не только в Беларуси.
СКЛ платит не только спортсменам. Например, в 2021-м организация перечислила режимной «Белтелерадиокомпании» 40 тысяч рублей, в 2022-м – 55 тысяч рублей. Также деньги тратятся на предметы роскоши. В феврале 2023-го СКЛ заплатил 4080 долларов за письменный набор в одном экземпляре.
А еще покупались «золотой ремень», «золотые майорские пагоны», «золотой пистолет» – правда, стоимость этих изделий не уточняется.
BELPOL выделяет приобретение в 2022-м нового автомобиля в максимальной комплектации Mercedes-Benz V300D за 182 900 евро.
Посмотреть расследование полностью