Tribuna/Футбол/Блогі/О духе времени/20 лет назад тренер «художниц» затащила в боссы белгимнастики бандита из России – рассказав об этом, журналисты попали на 18 тысяч долларов

20 лет назад тренер «художниц» затащила в боссы белгимнастики бандита из России – рассказав об этом, журналисты попали на 18 тысяч долларов

...

Аўтар — Tribuna.com
26 красавіка 2022, 07:01
20 лет назад тренер «художниц» затащила в боссы белгимнастики бандита из России –  рассказав об этом, журналисты попали на 18 тысяч долларов

С 24 февраля в Украине продолжается война, развязанная Россией с использованием территории Беларуси. Подавляющее большинство украинцев встало на защиту своей Родины от соагрессоров – но местные органы не скрывают, что существуют среди граждан страны и мародеры, и коллаборанты. А есть и просто богачи, которые думают не о будущем страны, а о спасении собственного имущества. Об одной из попыток сделать это 17 марта сообщило украинское Государственное бюро расследований – их усилиями на границе с Молдовой были задержаны три премиальных авто Rolls-Royce. Два из них находились в пользовании Виктора Полищука – 36-го в списке самых богатых украинцев за 2021 год, владельца самого крупного в Украине киевского торгово-развлекательного и бизнес-центра «Гулливер».

А вот третья машина ориентировочной стоимостью более 600 тысяч долларов была зарегистрирована на трехлетнюю девочку – Андриану Андреевну Иманали. ГБР предварительно заключило, что речь идет о дочери Андрея Иманали – а это уже интересно и в контексте белспорта. Дело в том, что признанный российским судом криминальным авторитетом Иманали, известный еще под несколькими фамилиями и прозвищем «Полузверь», в начала 2000-х стал вторым человеком в беларусской гимнастике – причем уже после объявления в розыск! Этому сильно поспособствовала уже 25 лет возглавляющая беларусскую сборную Ирина Лепарская, в 2020-м подписавшаяся за Александра Лукашенко, которого и без того много благодарила, а освещение мутной истории дорого стоило тогда острому и смелому «Прессболу». Вот как развивалась ситуация 20-летней давности.

Андрей Иманали с составом сборной Беларуси на ЧМ в Венгрии, сентябрь 2003 года

Андрей (он же Андриан) Иманали в молодости занимался борьбой, но больших успехов в спорте не достиг. Зато в 1990-х годах стал состоятельным и влиятельным в родной Ростовской области человеком. Спорт ему в этом помог, правда, несколько извращенно – из множества крепких парней, с которыми познакомился за время карьеры, Иманали сколотил банду или же, как больше любят писать в документах, организованную преступную группировку (ОПГ). Начиналась ее деятельность в донских шахтерских городах Зверево (откуда был родом Иманали) и Гуково, но достигла и Ростова – там ОПГ быстро стала «крышевать» почти каждого предпринимателя в районе Сельмаша (по названию местного завода), из-за чего и саму банду стали называть Сельмашевской ОПГ.

Кроме того, Иманали с товарищами отметились весьма прибыльным контролем над местными рынками «Сельмаш» и «Гулливер» (да, как упомянутый ТРЦ в Киеве – весьма интересное совпадение). Вдобавок банда наладила сотрудничество с милицией: у бизнесменов угоняли дорогие автомобили, а потом мотивировали на взятки для лучших поисков – в итоге машины возвращались, а деньги делили на всех участников схемы. Сам Иманали получил прозвище «Полузверь» за ушедшую в местные легенды жестокость – говорили, лично разобрался с конкурировавшим «авторитетом», проломив ему голову бейсбольной битой.

В Беларусь ростовчанина привела мечта о карьере старшей дочери Карины – создавший вокруг себя образ успешного бизнесмена Иманали отчего-то хотел, чтобы девочка пришла к вершинам художественной гимнастики. Но большим талантом, по оценкам специалистов, она не отличались, а в российской сборной конкуренция зашкаливала. И тут у Иманали нашлись знакомые знакомых, которые могли организовать просмотр на уровне тренеров сборной Беларуси. Здесь в юной гимнастке тоже не увидели ничего слишком примечательного – зато впечатлились настойчивостью «бизнесмена»: он говорил, что таких тренеров, как в Минске, в Ростове нет, и очень просил поработать с дочерью, если даже у нее нет больших перспектив.

Возможно, и такая просьба не помогла бы Карине Иманали, если бы Лепарская не была конъюнктурщицей. Впрочем, в худгимнастике, виде, основанном на субъективных оценках судей, связи действительно решают многое. Лепарская же жаловалась, что ее предшественница на посту главного тренера Галина Крыленко на прощание в 1996-м рассорилась с кучей «нужных» людей, что якобы сильно мешало успехам сборной – а потом Ирине пришлось «наводить мосты» и бояться, что все снова поменяется. Про 1999-й, год появления Иманали в Беларуси, Лепарская откровенно вспоминала, что тогда «очень держалась» за российскую гимнастку Алину Кабаеву, потому что «она вместе с [главным тренером россиянок] Ириной Санной Винер должна [была] протащить Беларусь на олимпийский пьедестал».

И тут, по мнению беларусской специалистки, «боженька послал» ей Иманали – как выяснилось, он был не только богат, но и весьма талантлив по части убеждения и без криминальных методов. По воспоминаниям Лепарской, Андрей первое время ездил за командой за свой счет «как друг жениха» (кто-то из его окружения в кратчайшие сроки обворожил тренера сборной Наталью Степанову) – и, как сообщала «Спортивная панорама», именно после вмешательства Иманали «у наставниц [беларусской] команды установились прекрасные взаимоотношения с членом техкома [Международной федерации гимнастики] Марией Шишковской из Польши, что было сродни фантастике».

Да и внутри команды ростовчанин сумел всех обворожить на максимум – писали, что гимнастки подарили Иманали удостоверение «Почетный психолог команды». «Нашим женщинам – тренерам, судьям, чиновникам – стало очень нравиться проводить время с Андреем. Это были не только красивые машины и рестораны, но еще и весьма располагающий к себе собеседник. Умный, интересный, стильный мужчина. В него все буквально влюбились. Он – отменный психолог. Если [тогда лидер сборной Юлия] Раскина со мной ссорилась, [Иманали] поговорит с ней пять минут, и Юля мне уже бросается на шею: «Ирина Юрьевна, вы у меня самая лучшая!». И что, я должна была отказаться от такого подарка, который свалился на нас буквально с неба?» – вопрошала Лепарская.

Она же оценивала в 50 процентов вклад Иманали в результат на ОИ-2000 (Раскина и «групповички» взяли по серебру) – ростовчанин каким-то образом был оформлен в состав беларусской делегации в качестве главы группы от белгимнастики, а взамен «оградил сборную ото всех хлопот», помимо тренировочных, да еще и болел на трибунах с атрибутикой и флагами.

Все шло прекрасно до 2001-го – через год после Игр Иманали вдруг исчез из Минска. Лепарская объясняла это занятостью «хранителя» в бизнесе, но все оказалось интереснее – выяснилось, что в сентябре 2001 года в России на Иманали завели уголовное дело по факту похищения трех крупных бизнесменов из Ростова, соответственно, он был объявлен в розыск. А весной 2002-го на Иманали пришел российский запрос в Интерпол – то есть «бизнесмена» стали искать практически по всему миру. Но это никак не изменило отношения Лепарской к своему «благодетелю» – и к намеченной на 29 мая 2002 года отчетно-выборной конференции Беларусской ассоциации гимнастики тренер стала собирать подписи за назначение Иманали на пост вице-президента. Возглавлял БАГ тогда целый министр финансов Беларуси Николай Корбут – но ни это, ни физическое отсутствие в Беларуси не помешало Иманали получить пост спортивного функционера.

«Бизнесмен» продолжал встречаться со сборной в странах типа Таиланда на соревнованиях, а пиар от Лепарской продолжался еще долго – например, накануне этапа Гран-при в Минске в октябре 2003 года она заявила: «Иманали – наш талисман. За ним мы как за каменной стеной. Нам спокойно, когда он рядом. Верим, что на Гран-при Иманали, несмотря на крайнюю занятость, непременно прибудет» (конечно, рисковать задержанием он не стал). А на афишу совмещенного с этапом детского турнира и вовсе поместили изображение юной дочери Иманали Антонии – она к тому моменту тоже стала заниматься у Лепарской.

2017 год, Ирина Лепарская (вторая слева) в окружении дочерей Иманали – Карины (вторая справа), Антонии (первая справа) и Андрианы

История с Иманали получила широкую огласку в октябре 2004-го – «Прессбол» раскопал документы о розыске и поднял шум. Удалось журналистам газеты связаться и с самим Иманали – он убеждал, что дело шито белыми нитками, и так ответил на вопрос о своих вложениях в сборную: «Думаю, что [денег вложил] много. Это не были взятки, просто траты на мероприятия, которые помогали поддерживать имидж беларусской школы. Банкеты, презентации и так далее. В художественной гимнастике есть свои правила, по которым надо играть для того, чтобы чего-нибудь добиться». А Лепарская и тогда не видела никакой проблемы в сотрудничестве с разыскиваемым Интерполом человеком – сетовала, что без него не удалось взять медалей на ОИ-2004, и уверяла: «Иманали нам помогает, и мои девочки должны об этом всегда помнить. Вы хотите, чтобы я отреклась от него? Да не сделаю я этого. Я друзей не предаю. Даже если мне пригрозят увольнением с работы. Да ради бога!»

А у «Прессбола» после публикаций начались серьезные проблемы. Все дело было во фразе-анонсе на первой полосе: «В замах у министра финансов Беларуси ходит человек, разыскиваемый Интерполом за участие в организованной преступной группировке». Корбут зацепился за формулировку – обратился в суд со штатным расписанием по министерству финансов, где, конечно, Иманали не было, и потребовал с газеты 50 миллионов тогдашних беларусских рублей (в районе 23 тысяч долларов), а с главреда Владимира Бережкова и автора материала Сергея Версоцкого – еще по 10 миллионов (около 4,5 тысячи долларов) на «восстановление от причиненного морального вреда». В итоге суд – как удивительно для Беларуси! – иск чиновника удовлетворил, разве что чуть подсократив требования – повелел газете выплатить 30 миллионов (около 13,5 тысячи долларов) и еще 10 миллионов лично Бережкову. «Прессбол» тогда был на грани закрытия – но штраф помогли выплатить читатели, из солидарности добавив значительное количество долгосрочных подписок на газету. У Бережкова же таких денег не было – и, по его собственным словам, судебные исполнители «описали все домашнее имущество – от чайника до пылесоса и стиральной машины».

Иманали же скрывался до весны 2005-го, когда был взят в Киеве совместными усилиями силовиков Украины, России и Беларуси. Вскоре его выдали в Россию, где в 2006 году «Полузверь» получил срок в семь с половиной лет. После освобождения Иманали снова отправился в Украину, где получил местный паспорт и попал в базу «Миротворец», собирающей «врагов Украины», как «сотрудничающий со спецслужбами РФ». В 2019-м его задерживали и даже грозились выдворить из страны, но этого не произошло, а в 2021-м расследование антикоррупционного украинского сайта пришло к выводу, что Иманали имел влияние на силовиков, подававших на подпись Владимиру Зеленскому санкционный список криминалитета – и в итоге пропал оттуда и сам. Где сейчас Иманали, непонятно, а тем временем в России продолжают судить членов его ОПГ.

Ни одна дочь Иманали не сделала большой карьеры в гимнастике. Но большую аудиторию однажды удалось получить – Андриана Иманали сыграла главную роль в набравшем более 100 миллионов просмотров на YouTube клипе на трек «Выпускной» рэпера Басты, которого связывают с «Полузверем». А Карина Иманали до сих пор указывает Минск своим городом в соцсетях – большего из закрытых аккаунтов не узнать.

Найлепшае ў блогах
Больш цiкавых пастоў

Іншыя пасты блога

Усе пасты