Tribuna/Футбол/Блогі/О духе времени/Тренер-чемпион из Бреста – о беларусах в «Оренбурге» (кто сильнее Кисляка, а кто не до конца уверен в себе) и о войне в Украине (решил работать в России, несмотря на нее)

Тренер-чемпион из Бреста – о беларусах в «Оренбурге» (кто сильнее Кисляка, а кто не до конца уверен в себе) и о войне в Украине (решил работать в России, несмотря на нее)

Чех ни о чем, кроме футбола, не думает.

Аўтар — Tribuna.com
6 чэрвеня 2022, 14:30
1
Тренер-чемпион из Бреста – о беларусах в «Оренбурге» (кто сильнее Кисляка, а кто не до конца уверен в себе) и о войне в Украине (решил работать в России, несмотря на нее)

Чех ни о чем, кроме футбола, не думает.

Чешский тренер Марцел Личка, приведший брестское «Динамо» к чемпионству в Беларуси в 2019 году, на сей раз сделал счастливым Оренбург – под его руководством местная команда пробилась в Российскую премьер лигу (в стыках была обыграна «Уфа»). «Оренбург» мог и прошлый сезон отыграть в РПЛ, ведь права на этого добился, но в итоге еще год провел в ФНЛ, так как не прошел лицензирование (стадион не соответствовал уровню премьер-лиги). В этом году, похоже, все хорошо, и коллектив вскоре начнет подготовку к старту в РПЛ.

А вместе с «Оренбургом» предсезонку будут проходить и беларусы Михаил Сиваков, Кирилл Печенин и Юрий  Ковалев. «Трибуна» созвонилась с Личкой и узнала его впечатления о сезоне в исполнении беларусских футболистов, а также о жизни в Оренбурге после начала войны в Украине.

– Расскажите, чем занимаетесь в отпуске.

– В четверг вечером приехал домой, в Чехию, так что неделю буду отдыхать с семьей. 16 июня у «Оренбурга» уже начинаются сборы в Турции, поэтому 15 числа мне нужно быть в России, с командой, подготовиться к сборам. Так что времени на отдых у меня не так много. Поеду в Остраву к родителям, побуду с семьей. Благо я заранее подготовился к сборам, запланировал всю работу, составил графики, списки упражнений, так что сейчас можно позволить себе отдохнуть и отключиться немного от футбола.

– Команда будет выступать в РПЛ?

– Да.

– Просто в прошлом году вы также завоевали право выступать в Российской премьер-лиге, но в итоге не прошли лицензирование и остались в ФНЛ.

– Сейчас ситуация совсем другая. Еще до окончания сезона мы понимали, что в случае выхода в РПЛ лицензию получим спокойно. Тогда же нас не допустили из-за того, что стадион был недостаточно вместителен для РПЛ (требовалось как минимум 10 тысяч мест, а у нас было семь тысяч), плюс раздевалки были маленькие. По ходу завершившегося сезона вместимость арены увеличилась до необходимого числа, были построены новые раздевалки, так что единственный вопрос, который мог бы помешать нам получить лицензию, решен.

– Состав команды будет обновлен?

– Думаю, многие останутся. Да, трех-четырех игроков нужно будет убрать, но в остальном никаких глобальных изменений.

– В первую очередь интересует судьба беларусов. У Михаила Сивакова, например, на днях закончился контракт.

– Миша останется в команде. Да, понятно, все зависит от него – захочет ли он играть у нас, как он будет договариваться по новому контракту. Но мне бы очень хотелось, чтобы он и дальше играл в «Оренбурге», я в нем очень заинтересован.

– Как охарактеризуете его сезон?

– Честно говоря, это номер один среди наших защитников, один из лидеров команды. Он не играл только из-за перебора карточек, удаления или из-за травмы. В течение сезона у Миши было повреждение колена, он восстанавливался, поэтому и пропустил несколько поединков. В конце сезона дискомфорт вернулся, но Миша выходил на поле, играл через боль.

Могу однозначно сказать, что Сиваков меня полностью устраивает, он выполняет все, что я требую от игроков. А то, что были удаления... Одно – за игру рукой, вторая – после второго предупреждения. Но я не знаю центральных защитников, которые бы не получали удаления, карточки. Без них можно обойтись, только если не играть в своей штрафной жестко и надежно, не вступать в борьбу. Миша же выкладывается в каждом моменте, так что я им доволен. Случаются ошибки, мы пропускаем, но, извините меня, у нас в защите не Серхио Рамос с Ван Дейком играют :).

– Сейчас Сивакову 34 года. Может, в «Оренбурге» под вашим руководством и закончит карьеру?

–Я как-то тоже думал над этим моментом, но пришел к выводу, что Сиваков в центре защиты, если будет здоров, может сыграть еще несколько лет на довольно высоком уровне. При отменном здоровье и желании Миша будет играть до 37-38 лет. Так что желаю ему выступать как можно дольше и приносить нам пользу.

– Полузащитник Юрий Ковалев в «Оренбурге» сначала играл стабильно, а потом стал игроком ротации. Почему?

– Да, согласен, есть такой момент. Юра – футболист, который хорошо работает на скорости, при выходе с лавки усиливает игру. Но в дело вмешалась травма пятки. Ковалев из-за нее не тренировался три недели, потом вернулся, и мы решили, что он будет нам полезен в последние 20 минут матчей. Он выполнял все, что я требовал. Очень им доволен и рад, что он остается в «Оренбурге». Ковалев – быстрый вингер, который прекрасно действует на флангах, выигрывает много единоборств, у него отличная физическая подготовка плюс большое желание.

А в переходных матчах с «Уфой», что хочу отметить, Юра прекрасно отработал не только впереди, но и сзади. Посмотрите на его скорость, на то, как он ведет борьбу. Просто монстр! Поэтому тяжело сказать, в чем ему нужно прибавлять. Больше забивать? Мне кажется, для него куда важнее, что он умеет отдать последний пас. Команде он пользу приносит однозначно.

– Зимой «Оренбург» пополнил еще Кирилл Печенин.

– Когда он к нам пришел, физически был готов очень хорошо. Но есть моменты, в которых нужно прибавлять, в первую очередь – в уверенности в себе. Он игрок хороший, но может выглядеть лучше. Например, в матчах, мне кажется, он использует свой потенциал только на 70 процентов. Единственное, что тормозит его развитие, это недостаточная уверенность в себе, в своих силах. Если он поверит в себя, то станет очень классным футболистов. Я с ним даже об этом говорил, так что верю и надеюсь, что в будущем он обязательно будет прибавлять.

Как Миша и Юра, Кирилл тоже остается в нашей команде, к тому же у него действующий контракт.

– На днях «Оренбург» потерял Джэоля Фамейе, который перешел в «Рубин». Огорчены?

– Конечно. Это очень хороший нападающий, свои 10-15 мячей за сезон всегда забьет, плюс отдаст несколько голевых передач. Сейчас он захотел играть за «Рубин». Для нас это, конечно, потеря, но футболист сделал такой выбор. Не знаю… Мог играть в премьер-лиге, тем более два года бился за путевку в РПЛ. Остался бы с нами, показал бы себя на уровне премьер-лиги, но почему-то захотел перейти в «Рубин». Мне тяжело сказать, почему он принял такое решение. Возможно, тут решили какие-то финансовые вопросы. Ладно, нужно это принять, тем более Джоэля я люблю как игрока, как человека, очень уважаю его. И желаю ему, чтобы у него все получилось в Казани.

– Можно ли рассчитывать, что летом в «Оренбурге» появится еще кто-нибудь из беларусов?

– Честно скажу, ни за кем из вашего чемпионата не слежу, потому что ЧБ уже мне не так интересен, как раньше. В 2017-2018 годах уровень турнира был высоким, но потом он стал стремительно падать. И сейчас, по сути, в Беларуси одна команда – «Шахтер», который имеет большие деньги и может позволить покупать себе игроков. Да, есть еще БАТЭ, но там совсем другие деньги. В минском «Динамо» есть неплохие футболисты. Прекрасно знаю уровень Артема Быкова, Сергея Кисляка. Мне они интересны как спортсмены, возможно, я бы хотел видеть того же Кисляка в «Оренбурге». Но у меня сейчас на позиции опорного полузащитника играет Кирилл Капленко – беларус с российским паспортом. Откровенно скажу, это игрок уровня премьер-лиги России, он один из лучших футболистов в нашей команде. Еще когда я следил за беларусскими командами, видел, что Капленко как минимум на голову выше тех, кто играет на его позиции в Беларуси, даже Кисляка.

– Были слухи, что зимой к вам мог присоединиться Александр Гутор.

– Нет, это неправда, пусть с Сашей мы всегда на связи, много общаемся. Как вратарь, мне он очень нравится, потому что он в том числе умеет играть ногами. Но у меня есть отличные молодые вратари, которые играют сейчас, плюс мы их рассматриваем на перспективу, чтобы вырастить и продать. А для этого нужно давать парням игровую практику. Так что если бы Гутор пришел к нам, то, наверное, на роль третьего вратаря. А мне бы не хотелось, чтобы Саша сидел на лавке.

– Скажите, с какими чувствами вы уезжали сейчас из России?

– Эмоции отличные, потому что сезон у нас получился отличным, мы вышли в РПЛ, показывали, по-моему, неплохой футбол. Да, в конце сезона был небольшой сбой, несколько матчей подряд не могли забить. Первый матч с «Уфой» [в стыках] мы свели в ничью 2:2. Атмосфера в команде была просто ужасная. К счастью, в ответной встрече удалось все повернуть в свою сторону и победить 2:1.

– Как вам вообще сейчас живется в России?

– Нормально. Я уже полтора года в «Оренбурге», жизнь у меня идет своим чередом, много времени уделяю футболу и тренировкам.

– Замечете, что происходит вокруг, в той же Украине?

– Конечно, думаю, все уже это увидели. Но я придерживаюсь позиции, что такие вопросы должны решать политики. Я как обычный нормальный человек ничего не смогу поделать с тем, что происходит, в том числе в Украине.

– А что вы вообще думаете об этих событиях?

– Честно, не хочу об этом говорить, потому что у меня могут быть проблемы в клубе. О спорте, о футболе – пожалуйста, но что касается политики, каких-то таких вещей – это не ко мне.

– Многие тренеры и спортсмены после начала войны уехали из России. У вас не было желания последовать их примеру?

– На самом деле не так уж и много спортсменов уехали. Остались испанцы, бразильцы, многие другие иностранцы. В футболе, наверное, уехали игроки «Рубина» и «Краснодара». А сейчас, извините меня, нам в клуб звонят футболисты из Европы, Африки, агенты, которые предлагают своих игроков. Многие иностранцы хотят играть в России. Каждый решает, где и как ему жить дальше.

– Почему вы решили остаться в России?

– Когда все началось, у меня был разговор с руководителем «Оренбурга», я задумывался, как и что будет дальше. Но президент клуба сказал, что нужно продолжать работать, а дальше уже будем решать по ситуации. В итоге я тоже решил, что останусь в России, где уже живу и работаю не первый год. Повторюсь: каждый решает сам, что ему делать в той или иной ситуации. И, честно говоря, не хотелось бы эту тему обсуждать, потому что политика мне совершенно неинтересна. Ею должны заниматься другие люди, мы никак на это не повлияем.

То, что россияне не могут играть в Европе в футбол, в хоккей? Скажу так: это решение принимают уполномоченные люди, и я это воспринимаю спокойно, нормально. Потому что понимаю, что если вынесено такое решение, значит, на то были причины. А какие? Сколько все это будет продолжаться? Я в это уже не лезу, хочу делать исключительно свою работу. Занимаюсь только футболом и больше никуда не вникаю.

– Вы заметили какие-то изменения в Оренбурге и его жителях после 24 февраля?

– Если визуально, никаких изменений. Все идет так же, как и раньше. Единственное, конечно, цены поднимаются, все дорожает. А так Оренбург живет прежней жизнью. Может, я просто чего-то не замечаю, потому что утром отправляюсь на тренировку, потом у нас обед, после этого небольшой отдых и снова тренировка. Так что у меня в России не хватает времени даже на свои интересы. Тренировки, матчи…

– Семья с вами?

– Нет. Сначала семья не могла приехать из-за пандемии, потом начался учебный год, ребята пошли в школу. Когда зимой у нас были сборы, семья приехала, побыла со мной. Но это всего три недели. Что будет дальше, посмотрим. Пока перевозить семью не планирую.

С «Оренбурном» у меня контракт еще на год, здесь все устраивает. Когда приходил в эту команду, во мне играли амбиции, хотелось вместе с клубом выйти в премьер-лигу. К счастью, получилось. Посмотрим, как пойдет дальше. Может, спустя пять туров мне скажут спасибо и уволят. А может, поработаю до конца сезона, дадим результатам. В общем, посмотрим.

Фото: sportrbc.ru

Найлепшае ў блогах
Больш цiкавых пастоў

Іншыя пасты блога

Усе пасты