Tribuna/Футбол/Блогі/О духе времени/«Упустили момент, когда нужно было что-то менять». Болельщик «Витебска» – о том, чем живут люди (и почему не ходят на футбол) и о деньгах, которые дают комфорт

«Упустили момент, когда нужно было что-то менять». Болельщик «Витебска» – о том, чем живут люди (и почему не ходят на футбол) и о деньгах, которые дают комфорт

«Большинство живет по принципу «абы не было войны».

Аўтар — bytribuna com
15 лістапада 2022, 20:00
1
«Упустили момент, когда нужно было что-то менять». Болельщик «Витебска» – о том, чем живут люди (и почему не ходят на футбол) и о деньгах, которые дают комфорт

В последнем туре чемпионата Беларуси-2022 в высшей лиге определилась вторая команда, которая вылетела напрямую. К «Днепру» присоединился представитель другого областного центра – «Витебск». Команда, пережившая в сезоне смену тренера, скандал с проверкой на алкотестере и падение зарплат, сыграла вничью с «Неманом» и с 15-го места отправилась в первую лигу.

Кто в этом виноват? Можно ли было предотвратить такой итог? И вообще, насколько спорт сегодня волнует жителей Витебска? Об этом «Трибуна» на условиях анонимности поговорила с одним из болельщиков «северян».

– Вылет «Витебска» в первую лигу – закономерный итог чемпионата или это все же стало для вас неожиданностью?

– Если говорить об ожиданиях, которые были перед сезоном, то, конечно, это большой сюрприз. Но если взглянуть на то, как играла команда в чемпионате, как она выглядела и какие вообще были дела в «Витебске», то, определенно, хватало звоночков, которые намекали на то, что команда может вылететь в Д2. Да, в Витебске ходило много разговоров о том, что федерация не даст вылететь клубу, мол, это областной центр и так далее. Но случилось так, как случилось.

– Болельщики морально готовили себя к тому, что «Витебск» не останется в «вышке»?

– Настоящий болельщик будет поддерживать команду в любой лиге. Просто нужно учитывать, что «Витебск» в принципе не ставил каких-то серьезных задач на сезон – победить в Кубке или занять призовое место. А в остальном, если брать места с четвертое по 13-е, то для меня разницы нет никакой. Команда ведь ни за что особо не борется, поэтому «Витебск» можно назвать типичным середняком, ничем непримечательным коллективом. Единственная задача клуба – не вылететь. Многие, как говорил, не думали, что так случится, но лично я уже к концу сезона понимал, что это неизбежно.

– Кто виноват в таком итоге сезона?

– Мне кажется, что кого-то одного винить не стоит. Тут виноваты все - руководство, тренеры, игроки.

Из футболистов кого позвали зимой, те и пришли. Условия ведь предлагали не самые лучшие, в клубе денег стало меньше. Поэтому взяли, кого смогли. Тренеры? Руководство поверило в своих [тренеров] - прогадали. Возможно, руководители думали, что если позовут какого-то специалиста со стороны, то он не во всем будет слушаться начальников, приведет своих футболистов, что вполне очевидно. Руководству, видимо, хотелось, чтобы тренер слушался. Можно еще предположить, что в клубе в принципе не ставили никаких задач, а просто хотели спокойно пройти сезон, занять место в середине таблицы, воспитывать своих игроков, тренеров.

Думаю, в «Витебске» упустили тот момент, когда нужно было что-то менять. Возможно, перемены назревали еще летом, в июне-июле, когда команда плохо шла по дистанции. Пригласили бы тренера не из клубной системы, чтобы он взглянул на дела своим взглядом и пригласил каких-то игроков под себя, более опытных. Почему нужен был специалист не из системы? Да потому что у своих уже глаз замылился, по сути, они не видят, что и как менять в «Витебске». Вот посмотрите: пригласили тренера [Сергея Ясинского], который добивался с командой определенных успехов. Но сейчас коллектив вместе с ним вылетел в Д2.

Знаю, что еще до своего официального назначения Ясинский начал работу с «Витебском», но ничего не поменялось: поражения, ничья - и коллектив посыпался. В итоге все эти перемены ни к чему хорошему не привели.

– Чернухина нужно было убирать раньше?

– Да, все сделали поздновато. Смену тренера нужно было осуществлять еще до открытия трансферного окна летом, чтобы новый тренер успел пригласить кого-то из игроков, попробовал бы вывести команду из кризиса. А так отток и приход новых футболистов осуществлялся под руководством Чернухина. И мы видим, к чему это все привело.

– Как вообще болельщики относились к этому специалисту?

– Относились нормально. Был скепсис, думали, сможет или нет показать что-то в новом сезоне, но при этом давали шанс.

– Были надежды на улучшение ситуации в связи с возвращением Ясинского?

– Да, потому что пришел человек, который добивался успеха с командой. Он пришел к себе домой, где все знает. Но дело в том, что Ясинский – это тренер, который строит работу на взаимоуважении. А в той ситуации, в которой оказался «Витебск», нужно было, грубо говоря, стучать кулаками по стенам, кидаться бутсами и бутылками. Я был бы очень удивлен, если бы Сергей Михайлович вел себя так в раздевалке. Возможно, он разговаривал с ребятами на повышенных тонах, но эмоционального всплеска не случилось.

– Ясинский оказался слишком мягким тренером?

– Думаю, да. Наверное, он хотел оставить команду в высшей лиге за счет своего тренерского опыта. Но к нему нужно было все-таки добавлять эмоции, как-то встряхнуть команду. Ничего этого не случилось.

– Чернухин любил в неудачах обвинять игроков...

– Возможно, у него свое видение футбола, своя стратегия игры. Но когда ты обвиняешь исполнителей, нужно помнить, что именно ты, тренер, их приглашал в команду, ты набирал коллектив. Если у тебя нет футболиста уровня Ледесмы, если в центре играют беларусские пацаны 20-23 лет, тогда от этого и пляши, а не от того, что ты хочешь видеть на поле. Чернухину, мне кажется, нужно было понять до конца, какие у него исполнители, и исходить из этого. Тогда бы и обвинений в адрес футболистов не было. Объективно, это была команда не для больших задач. Главное – не пропустить, а впереди уже что-нибудь придумаем, какой-нибудь шанс появится. Такая тактика была бы, наверное, правильной в данной ситуации, а не пытаться играть в какой-то красивый футбол.

– Команда по подбору исполнителей была достойна места в «вышке»?

– Тот подбор, который был до истории с алкотестером, достоин высшей лиги. Но когда меняют опытного Андрея Лебедева на молодого Никиту Костомарова… При всей моей любви к витебским воспитанникам, это неравноценная замена. По сути, в центре защиты не оказалось никого. Такое развитие событий было бы приемлемо, если бы команда шла в середине таблицы, на процентов 80 обеспечив себе место в Д1. Разгрузили бы зарплаты, давали бы играть молодым футболистам, своим воспитанникам. Но когда у тебя борьба за выживание, и руководству, и тренерскому штабу нужно было вести себя по-другому. Хотя бы взять какого-то опытного игрока, который готов играть в «Витебске» на имеющихся условиях, а не менять ушедших молодыми исполнителями.

– Как болельщики «Витебска» восприняли историю с алкотестером?

– Думаю, до конца правду мы все равно не узнаем, но выглядело это очень смешно. Насколько знаю, проверяли игроков после тренировки, которая шла часа полтора-два. И даже если футболисты накануне вечером выпили пива, за занятие все бы вышло. Но, видимо, руководство и тренеры думают, что можно что-то уловить и после тренировки. Может, тогда менять рабочий процесс? И второе: где были тренеры? Сомневаюсь, что в «Витебске» все устроено как в СДЮШОР: один тренер кинул мяч и, мол, играйте, а сам стоит в стороне. Извините, если ты не видишь, что у тебя, как ты думаешь, игрок пришел подшафе, то тут уже вопросы к тебе как тренеру. Можно же было даже в процессе занятия подойти к футболисту, якобы что-то подсказать и почувствовать запах перегара, если он есть.

Сама же история в болельщицких кругах вызвала смех. Какой-то сюрреализм. Руководители и тренеры пытались доказать, что игроки пришли на тренировку пьяными. Вы этого не увидели сразу, поэтому нужно было алкотестер доставать? Мне кажется, что просто каким-то образом кого-то хотели выгнать из команды, считали, что те или иные игроки не помогут «Витебску» остаться в высшей лиге. В итоге выбрали такой путь – раздули скандал. Тут вопрос уже не в профессиональных, а в человеческих качествах людей, которые все это затеяли.

Даже если футболист выпивает, то вопросы можно решить наедине, не раздувая скандал. Руководители и тренеры, видимо, хотели насолить этим футболистам, показать их алкоголиками, а в итоге хуже сделали только себе. Над «Витебском» все смеялись. Если АБФФ на закрытии сезона будет вручать награды, пусть подарит руководству клуба хороший алкотестер, чтобы команда перед каждой тренировкой в него дула.

– Вы верите, что были основания для проверки игроков?

– Не могу утверждать, но, определенно, все мы не святые. Не хочется никого обвинять или защищать, но я все же уверен, что спортсмены в «Витебске» на тренировку приходят в должном состоянии. Плюс многие ребята возрастные, они понимают, когда и сколько можно, каждый знает свою меру. Думаю, подозревать ребят было не в чем.

Вообще, что по этому поводу хочу сказать. Знаю, что в клубе сейчас работает один специалист (если точнее, входит в тренерский штаб), который в свое время во многих планах помог вывести команду на высокий уровень. Но потом у него в жизни что-то, видимо, случилось, и он как человек поменялся. Как раз многие конфликты, которые происходили в «Витебске» в этом сезоне, связаны с его именем, так что не удивлюсь, если алкотестер – его инициатива.  

– Какие, наш взгляд, перспективы у «Витебска» в первой лиге?

– Об этом нужно говорить, когда чемпионат-2023 стартанет. Все мы знаем беларусский футбол, как работает АБФФ, и я ни капли не удивлюсь, если следующий сезон «Витебск» снова начнет в высшей лиге. Какие-то команды могут не пройти лицензирование, возникнут еще какие-то вопросы, и снова позовут «Витебск». Мол, вы нам нужны, а тут освободилось место в Д1. В Беларуси правила нужны, как говорится, чтобы их нарушать. Так что пока подождем.

– Кого бы вы хотели видеть главным тренером «Витебска» в новом сезоне?

– Если коллектив все-таки отправится в первую лигу, то это, соответственно, минус дубль. Четыре-пять игроков, мне кажется, оттуда можно было бы перевести в первую команду. Для Д2 они вполне готовы. Поэтому главным тренером «Витебска», наверное, нужно ставить человека из структуры клуба, который видел в деле молодежь.

Ясинский, думаю, не останется, он сконцентрируется на молодежной сборной. Поэтому не исключаю, что могут вернуть Чернухина. Как тренер он начитанный, вполне умный, и вся эта ситуация должна пойти ему на пользу, специалист должен сделать определенные выводы.

– Какая может быть посещаемость у «Витебска» в первой лиге?

– А она останется на сегодняшнем уровне. Люди массово идут на стадион, когда команда за что-то борется, это болельщикам интересно. Помните, как «Витебск», боровшийся за медали, собирал аншлаги, на финале Кубка люди сидели в проходах. А сейчас… Команда играет в середине таблицы «вышки» или в первой – разницы нет. Будет ходить около тысячи человек. Плюс на посещаемость влияет много других факторов: погода, комфорт на стадионе, досмотры и так далее. Беларусский футбол, как говорится, не для болельщиков.

В общем, особых изменений в плане посещаемости не прогнозирую. Кто ходил, тот и будет ходить на арену.

– Слышал, что сейчас футбол в Витебске уступает по популярности хоккею. Правда?

– Насколько понимаю, власти в хоккей вкладывают чуть больше денег. Плюс ХК «Витебск» в этом году выиграл Кубок Салея. Была у людей определенная эйфория, народ пошел, но сейчас коллектив угодил в пике, что, соответственно, влияет на посещаемость. В целом же что на футбол, что на хоккей ходят одни и те же. Я даже помню, как некоторые в комментариях в соцсетях писали, что нужно матчи разводить по времени – болельщики не успевают и туда, и туда.

– Людям в городе вообще интересен спорт как таковой, или больше заботят мирские вопросы?

– Как и во всей стране, люди в первую очередь думают, как и на что прожить. А футбол или хоккей – это как одно из развлечений. Плюс нужно сказать, что в нашем футболе, в частности витебском, нет особой работы по привлечению болельщиков. На арену ходят те, кто следит за командой, кто интересуется видом спорта. Остальных это не интересует.

Помню, как раньше по всему городу висели плакаты с «Витебском», фотографии футболистов, людей приглашали на стадион. Но сейчас такого нет и близко. Почему, ответить трудно. Возможно, потому что в клубе стало меньше денег, не хватает на рекламу.

– Что жителей Витебска сейчас в принципе волнует, о чем разговоры?

– Люди читают новости, но там, понятное, ничего хорошего уже не прочитать. Поэтому большинство людей в Витебске живет по принципу «абы не было войны», как нас учили полжизни. Никто не хочет, чтобы были какие-то серьезные конфликты на территории нашей страны. И это в первую очередь волнует горожан.

– Учитывая отдаленность Украины и войны, беспокойств по этому поводу немного?

– Беларусь – не такая уж большая страна, поэтому, мне кажется, тема войны всех волнует в одинаковой степени, независимо от отдаленности. Волнения есть, тем более, как я сказал, новости берутся из пабликов, где что-то хорошее найти тяжело.

– Что можете сказать по витебским зарплатам?

– На уровне 1000 рублей в среднем. Есть и больше, есть и меньше. У меня такое ощущение, что людям таких зарплат вполне хватает. Зайдешь в магазин – всегда очереди. В выходные столики в кафе тяжело забронировать. Может, у кого-то больше денег, а, возможно, кому-то хватает на жизнь и тысячи рублей. Мне кажется, на такую сумму в Витебске можно жить вполне комфортно. Не выживать, а жить.

– Вакансий и рабочих мест в городе хватает?

– В городе встречаю объявления, предлагают работу разные организации. Но вот о «комфортной» зарплате в 1000 рублей никто там не говорит и не пишет. Ну, и среди моих знакомых много соискателей, по ним заметно, что не все так хорошо с работой в Витебске.

– События 2020-го также затронули Витебск, были акции протеста. Люди вспоминают все это?

– На улицах и в общественных местах разговоры о тех событиях вряд ли услышите, но все это коснулось очень многих горожан. Поэтому люди ничего не забывают, просто не обсуждают на улицах. Витебск не перевернул страницу, просто люди боятся за свою безопасность. Мы знаем много случаев, когда за какой-то комментарий или лайк задерживали. Поэтому никто не хочет накликать беду на себя. Люди предпочитают молчать ради своей безопасности, жить привычной жизнь, но все равно никто ничего не забыл.

– Есть ли у вас опасения за свою безопасность?

– Об этом рассуждать сейчас тяжело, потому что все может поменяться в одночасье.

– А какое отношение горожан к действующей власти в Беларуси, если знаете?

– Мне кажется, что в стране сейчас с большего остались те, кого всё устраивает.

– Много ли ваших знакомых, в том числе среди болельщиков, уехало из Витебска?

– Да, таких людей достаточно.

Іншыя пасты блога

Усе пасты