Tribuna/Футбол/Блогі/О духе времени/МОК допустит беларусов и россиян к Олимпиаде, бойкота европейцев не будет, но у атлетов могут быть другие трудности

МОК допустит беларусов и россиян к Олимпиаде, бойкота европейцев не будет, но у атлетов могут быть другие трудности

Руководитель Фонда спортивной солидарности прогнозирует, как изменится ситуация в ближайшее время.

Аўтар — bytribuna com
24 сакавіка 2023, 12:44
6
МОК допустит беларусов и россиян к Олимпиаде, бойкота европейцев не будет, но у атлетов могут быть другие трудности

С 28 по 30 марта Международный олимпийский комитет проведет заседание исполкома, где рассмотрит вопрос допуска спортсменов из Беларуси и России к квалификационным соревнованиям Олимпийских игр и, собственно, к самой Олимпиады-2024. При этом исполнительный директор Беларусского фонда спортивной солидарности Александр Опейкин на своей странице в соцсетях на днях загодя выразил уверенность, что МОК разрешит атлетам из стран-агрессоров, правительства которых уже больше года ведут войну против Украины, участвовать в турнирах. По мнению Опейкина, нужно сотворить чудо, чтобы переломить ситуацию.

«Трибуна» связалась с менеджером БФСС, чтобы разобраться, на чем основывается его мнение.

– 22 марта вышло интервью главы Международного олимпийского комитета Томаса Баха, где он прямо заявил, что МОК не является посредником в политических вопросах. Это тонкий намек на то, что комитет намерен оставить в силе январское решение, и будет призывать спортивные федерации всего мира действовать по рекомендациям МОК. Ну а вторая основа для моих слов – это собственные инсайды из кругов олимпийского движения. И полученные данные подтверждают мысли о том, что спортсменов Беларуси и России допустят к соревнованиям.

– Вероятность практически 100-процентная?

– Да.

– И что вы думаете на этот счет?

– Честно говоря, особой реакции у меня не было, потому что просто подтвердилось то, что МОК будет и дальше придерживаться своего решения, принятого в январе 2023 года.

– Давайте еще раз проговорим это решение.

– Томас Бах от лица МОК выступил в поддержку допуска беларусских и российских спортсменов к соревнованиям под нейтральным флагом. Так что, по моей информации, на следующей неделе будет еще раз обозначено вот это решение. Повторюсь, МОК будет рекомендовать допускать атлетов, и, уверен, многие федерации эти рекомендации исполнят.

– Беларусские чиновники негативно настроены к нейтральному флагу.

– Спортсмены поедут на соревнования, я уверен. Тем более Александр Лукашенко, по-моему, недавно сказал, что не важно, под каким флагом, ведь «флаг он в сердце».

Спортсменам, думаю, пофиг. Они едут не представлять страну, а реализовывать себя. Многим, не исключаю, будет даже комфортнее выступать в нейтральном статусе, нежели бегать под красно-зеленым флагом и ассоциироваться со страной, которая выступает соагрессором в войне.

– Можно сказать, что решение МОК – в пользу спортсменов, которые представляют режим?

– Решение МОК, конечно, достаточно поспешное в текущих условиях. Эта ситуация может быть использована пропагандой, которая выдаст отмену ограничений за результат деятельности режима. Мол, это победа Лукашенко или Путина, они добились своего. Но я бы все равно не называл это победой. Почему? Атлеты ведь будут представлять не страны, а самих себя. И режимам от этого легче не станет.

– И все же, ожидаемое решение МОК – лучший вариант для спортсменов, которые представляют режимы Лукашенко и Путина?

– Нужно понимать, что так или иначе ситуация не будет однозначной. Когда МОК снова обозначит свою позицию и оставит в силе рекомендации, какие-то федерации ведь все равно не будут допускать атлетов к соревнованиям. Где-то будут проблемы с выступлениями на квалификационных соревнованиях. То есть полноценного возвращения к международным стартам у атлетов все равно не будет. Чисто со спортивной точки зрения жизнь атлетов не сильно облегчается.

– Может ли нынешняя ситуация привести к тому, что еще до Олимпиады все вернется к довоенному положению вещей, и те же атлеты из Беларуси и России будут допущены к соревнованиям уже не в нейтральном статусе, а под государственными флагами?

– Нет, думаю, это исключено. Вплоть до Игр максимум, на который могут рассчитывать атлеты, - выступление под нейтральным флагом. По сути, атлеты будут представлять не страны, а сами себя.

При этом я бы не сказал, что решение МОК можно назвать окончательным и бесповоротным. Многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация в Украине, в Беларуси. И МОК на любом исполкоме может принять совершенно иное, даже куда более жесткое, решение. До Олимпиады еще полтора года, все может поменяться. Может, всех накроет новая пандемия, и Игр вообще не будет.

– Вы написали еще, что «нужно сотворить чудо, чтобы переломить ситуацию». В чем это чудо заключается?

– Тут мы должны увидеть действия определенного характера со стороны украинских партнеров. Причем на уровне государственной политики. Например, со стороны Владимира Зеленского, правительства. Мы как фонд в данной ситуации какого-то кардинального влияния оказать не можем.

– До появления инсайдерской информации у вас сохранялась вера, что МОК все же примет более жесткое решение по атлетам из Беларуси и России?

– Было ощущение, что тем или иным образом сделают так, чтобы беларусских и российских спортсменов не было на Олимпиаде. Было ощущение, что это все-таки реально. Можно же применить множество инструментов и ограничительных мер для этого. Но уже на днях стало понятно, что решение МОК не изменилось, рекомендации сохранятся.

Но при этом я обращу внимание на один момент. Это лишь рекомендации МОК, дальше будут действовать федерации, национальные правительства и так далее. И решение комитета – это не гарантия того, что спортсмены будут принимать участие в соревнованиях.

– По сути, МОК рекомендует, а не приказывает, и окончательное решение о допуске атлетов – а федерации уже сами решают, как быть?

– Да. Свои решения будут принимать международные федерации. Есть среди них такие, кто сохраняет радикальное отношение к беларусам и россиянам. Например, Международная и Европейская федерации легкой атлетики. И они, думаю, будут до конца выступать за отстранение атлетов из стран-агрессоров (23 марта Международная ассоциация легкоатлетических федераций оставила в силе отстранение россиян и беларусов – Tribuna.com). Плюс министерства спорта стран Балтии, Польши, Великобритании [выступают против возвращения россиян и беларусов]. Что может быть в итоге? На уровне стран спортсменам из Беларуси и России просто не будут давать визы, не будут пускать на свою территорию. Например, в Бельгии будет проходить чемпионат Европы по какому-то виду спорта. Он будет являться квалификационным к Олимпийским играм. И правительство Бельгии скажет, что решило в целях безопасности не впускать на территорию страны граждан Беларуси и России. Аннулируют визу или не дадут. И как бы рекомендации МОК приняты, но есть и национальные интересы, которые главнее. В итоге спортсмены пропустят соревнования – МОК ничего не сделает в таком случае.

– Чего не хватило для того, чтобы добиться более жесткого решения от Международного олимпийского комитета?

– Мне кажется, украинские партнеры должны были проявить больше системности в этом вопросе. Наш [БФСС] голос имеет вес, но все равно решающее значение – это позиция Украины. Однако, повторюсь, до Олимпиады еще много времени, и за полтора года может многое поменяться. Может, десятки стран сделают заявление, что они точно будут бойкотировать Игры, если в них примут участие россияне и беларусы? Тогда МОК примет иное решение. Так что пока голову пеплом посыпать не стоит.

При этом обозначу, что позиция БФСС прежняя – допуск спортсменов только через подписание антивоенной декларации. Нужно обозначить свою приверженность антивоенным ценностям, осудить войну. Идею тотального отстранения мы не преследуем.

– Какой реакции от украинской стороны вы ждете после того, как МОК объявит о своем решении?

– Какой-то план действий должен быть представлен. И самым правильным решением, на мой взгляд, будет не объявление бойкота Игр, так как это все-таки ущемление прав своих спортсменов, а активное продвижение своей повестки на мировой спортивной арене. То есть, повторюсь, не нужно запрещать атлетам ехать на соревнования и Игры, не нужно их лишать возможности выступать на Олимпиаде. Нужно просто продолжать продвигать свои идеи и добиваться того, чтобы на соревнования ехали только те россияне и беларусы, которые открыто осудили войну и подписали антивоенную декларацию. Она висит в открытом доступе, ее до сих пор подписывают атлеты.

– Вы говорили, что не верите в бойкот Олимпиады со стороны европейских стран.

– Да, не верю. Это могут сделать одна-две-три страны. Массового бойкота не будет.

– Почему так уверены?

– Потому что для спортсменов Олимпийские игры – это пик карьеры. И возможность выиграть такие соревнования – серьезная цель, даже цель всей жизни. К ней идут люди десятилетиями, тренируются. Спортсмены скажут, что хотят ехать на Олимпиаду. Это нормально. И им будет все равно, кто рядом с ними – беларусы, россияне или кто-то еще. Поэтому, уверен, олимпийские комитеты многих стран будут представлять интересы спортсменов. А интерес атлетов – это участие в соревнованиях.

– А как же заявления о бойкоте, создание коалиции из трех десятков стран?

– Это заявления правительств, парламентов, а не НОКов. Олимпийские комитеты выразили солидарность, но не готовность бойкотировать Игры. Повторюсь: опираясь на свои инсайды, могу с уверенностью сказать, что многие не будут бойкотировать Олимпиаду. Будут допущены россияне и беларусы или не будут допущены – все равно.

– Как вы считаете, в МОК понимали, что другие страны вряд ли пойдут на бойкот соревнований?

– Думаю, понимали, что это пока на уровне деклараций и намерений. Прощупывали почву, анализировали, разговаривали с представителями стран. И поняв, что пока это [угроза бойкота] просто намерения, в МОК приняли такое решение. К тому же нужно понимать, что о бойкоте говорили только европейские страны. А Латинская Америка, Африка и так далее – им все равно на то, что происходит в Украине. МОК это тоже понимал.

– Какой реакции вы ждете от спортсменов, которые пострадали за свою позицию и сейчас не могут соревноваться?

– Мы работаем с МОК над важным вопросом, решаем, как таким атлетам соревноваться, проходить квалификацию, где участвовать, под каким флагом, в какой команде. Думаю, после исполкома олимпийского комитета этот момент будет решен.

- Как считаете, будет ли МОК вообще разбираться, кто из спортсменов поддерживает войну, а кто нет?

- Думаю, будет. Скорее всего, создадут специальную комиссию, куда можно будет направлять свидетельства поддержки войны от спортсменов.

– Может ли случиться так, что спортсмены разных гражданских позиций в итоге будут выступать рядом на одних соревнованиях, но под нейтральным флагом?

– Наиболее реальным вариантом видится то, что спортсмены, поддерживающие режимы, будут выступать под нейтральным флагом, а тех, кто против Путина и Лукашенко, объединят в отдельную команду. И если они встретятся на одних соревнованиях, то точно не будут выступать вместе под нейтральным флагом и в нейтральном статусе.

– Не думаете, что решение МОК о допуске сборных Беларуси и России к международным соревнованиям может быть воспринято спортсменами, которые пострадали за свою позицию, как некое поражение в борьбе за свои права?

– Отчасти может. И понятно, что это вызывает некое разочарование у определенной части спортсменов. Но это не означает, что нужно прекращать коммуникацию с МОК. Прежде всего потому, что необходимо добиваться решения вопроса допуска к соревнованиям атлетов, пострадавших за свою позицию. Если уж комитет рекомендует допускать беларусов и россиян, то, будьте добры, допускайте всех, в том числе и тех, кто против режимов. Одних – под нейтральным флагом, вторых – в каком-то ином статусе. И вот над этим вопросом мы также работаем.

Ну а пока призываю к решению МОК относиться спокойно. Оно может измениться десять раз. Самое интересное еще впереди.

Фото: из личного архива Александра Опейкина

Найлепшае ў блогах
Больш цiкавых пастоў

Іншыя пасты блога

Усе пасты