В белспорте давно делают бизнес во время карьеры: до салона Алимбековой были навоз Рутенко, мешки Глеба, одежда Домрачевой и много недвижимости
Вратарь «Крумкачоў» в своем магазине сам стоял за прилавком.
Осень провластной подписантки Динары Алимбековой вышла насыщенной. 1 октября она сыграла свадьбу с партнером по биатлонной сборной и также адептом Лукашенко Антоном Смольским.
А спустя пару недель уроженка Казахстана стала предпринимателем – теперь она владеет в Минске салоном красоты, в котором раньше обслуживалась как клиентка.
Алимбекова далеко не первая в белспорте из тех, кто еще во время карьеры пошел в бизнес – вот другие памятные примеры.
Экс-хавбек сборной Беларуси уже долгое время имеет пассивный доход с аренды недвижимости, купленной за время футбольной карьеры. А еще в 2008-м (тогда Глеб только перешел в «Барселону») нынешний любитель прорежимных мероприятий вместе с партнером вложился в создание фабрики по производству многослойных мешков из крафт-бумаги. Небольшое предприятие находится в городском поселке Новоельня в Гродненской области.
Продолжающий играть за БАТЭ Драгун – в числе самых активных бизнесменов белспорта. Первое вложение полузащитника случилось, когда ему было 25 лет – выкупил деревообрабатывающее предприятие в Плещеницах. Однако инвестиции в 200 тысяч долларов Стас считает неудачными. Также Драгун в свое время вложился в производство алкогольного мороженого.
Самым известным приобретением футболиста является паб в центре Минске. Доля в заведении принадлежит также экс-игроку сборной Михаилу Сивакову.
«Эта идея рождалась долго. Нас было четверо: двое профессионалов в сфере, еще один друг и я. Спустя время один товарищ вышел из проекта. Я тогда закрыть все вопросы не мог, предложил Мише [Сивакову]. Ему обрисовали идею, он сказал, что все супер, и согласился. У нас схожие доли – в районе 40%. И договоренность, что все потери делим пополам», – рассказывал Драгун.
На пабе бизнес-вложения Драгуна не заканчиваются. Есть у футболиста и доля в кинобизнесе: компания, в которой он стал одним из соучредителей, сдает в аренду все, что необходимо для съемок.
До Драгуна доля в предприятии принадлежала еще одному экс-игроку «националки» Александру Кульчему, который пришел в этот бизнес вместе с коллегой по сборной Сергеем Штанюком.
– Один наш знакомый уже работал в этой сфере и предложил попробовать и нам. Сдаем в аренду оборудование для съемок кинофильмов и рекламы. Хотя времена сейчас непростые, – как-то рассказывал Штанюк.
Помимо этого, Сергей вкладывал деньги в коммерческую недвижимость, которую сдавал в аренду, а уже после окончания карьеры также открыл сеть кофеен. Однако этот бизнес пришлось делить при разводе – причем экс-футболисту осталась меньшая часть.
За несколько лет до завершения гандбольной карьеры (Рутенко, как и Глеб, тогда выступал за «Барселону») нынешний глава федерации тенниса вложился в предприятие по производству органических удобрений и переработке животного навоза. Как признавался сам подписант за Лукашенко, он больше года изучал предложенную ему сферу, прежде чем войти в бизнес.
По итогу с его помощью был построен завод под Могилевом, головной же офис компании находится в Москве с представительством в Минске.
У экс-теннисиста хватает бизнес-проектов, начатых во время спортивной карьеры: тут и открытие нескольких кафе в Минске, и пиццерия во Флориде, и строительство жилой и коммерческой недвижимости.
Ну а самым известным проектом Мирного является открытый в 2011 году в Минске спортивный центр собственного имени, который работает и по сей день.
Павел Белый
Некогда хоккеист минского «Динамо» и сборной Беларуси еще в начале 2000-х вошел в руководящий состав компании «Тапас», основанной его отцом Александром, также в прошлом хоккеистом. Фирма в 2001-м пришла в строительство, а когда Белый-младший, закончив игровую карьеру, попал в команду Лукашенко и сумел пробиться в одно звено с диктатором, то компания получила преференции от режима и вошла в число крупнейших застройщиков по Минску. Много лет Павел стабильно попадает в рейтинг самых влиятельных и успешных бизнесменов Беларуси.
В 2016-м экс-биатлонистка, тогда находившаяся в декретном отпуске, начала выпускать под своим брендом спортивную одежду. Ее и сейчас можно купить через онлайн-магазин.
Спортсменка признавалась, что поначалу она планировала все как хобби, но со временем начала серьезнее относиться к проекту.
Задолго до окончания карьеры, случившегося в 2021-м, одна из сильнейших дзюдоисток Беларуси открыла собственный детский клуб единоборств, в котором заодно и тренировала. Спортсменка отмечала, что это помогло ей в карьере, ведь она по-другому взглянула на свои действия во время схваток.
– Кто-то хочет заработать, кто-то – вырастить сильных спортсменов. У меня желание совместить эти задачи. Я двумя руками за то, чтобы каждый спортсмен высокого класса открывал подобные клубы. В таком случае спорт в стране будет развиваться в десять, а то и в двадцать раз лучше, – считала Слуцкая.
Голкипер, наиболее известный голом от ворот до ворот за «Крумкачоў» в высшей лиге, в 2013-м вместе в товарищем открыл свой пивной магазин под названием «Щука» в родном Жодино. Причем голкипер и сам стоял за прилавком в свободное от тренировок и игр время.
– Помню, бывали дни, когда приходилось очень тяжело. В восемь утра едешь в Минск, идешь по точкам и забираешь товар. Потом отправляешься на тренировку. Отрабатываешь ее и возвращаешься в Жодино, чтобы привезти пиво в «разливуху». Потом снова гонишь в Минск, чтобы забрать продукцию, которая сразу не уместилась в машину. А затем еще три-четыре часа стоишь за прилавком в качестве продавца. Тогда, конечно, чувствовал себя так себе, – вспоминал Костюкевич.
Бонус. Андрей Геращенко
У Геращенко путь был обратный. Он сделал себе имя в дистрибьюторстве – его компания была одним из трех крупнейших поставщиков косметики и бытовой химии, – а в 2011-м ушел в IT-сферу: компания бизнесмена разрабатывает ПО для управления организациями. В 1996 году начинающего предпринимателя зацепила трансляция олимпийских соревнований по стендовой стрельбе, но в спорт он пришел уже будучи успешным бизнесменом. В 2000-х, став владельцем стрелкового клуба и председателем беларусской федерации вида, Геращенко начал выступать сам и в 2008-м даже отобрался на ОИ, где в ските занял 34-е место.
На ЧМ-2011 предприниматель стал 111-м – и фактически закончил карьеру. Но в 2019-м стендовую стрельбу включили в программу Европейских игр в Минске, проведя соревнования в клубе Геращенко. Бизнесмен тоже принял в них участие – без успеха.
