Соратник Лукашенко хочет остановить поглощение Россией гандболистов из Беларуси. А вот почему туда бегут (ДЕНЬГИ!)
Раскрываем экономику гандбола.
На днях председатель Беларусской федерации гандбола Владимир Коноплев возмутился массовым переходам в Россию, которая, по его мнению, просто «поглощает беларусских игроков». Связано это с недостатком финансирования клубов в Беларуси. Соратнику Лукашенко «хотелось бы, чтобы местные органы власти лучше работали, потому что все бюджеты у них». Коноплев не хочет «за бесценок отдавать наших гандболистов» российским командам и по этому поводу даже написал в так называемое министерство спорта.
А до какого уровня беларусским клубом надо повысить зарплаты, чтобы игроки не бежали в Россию? Изучили немного экономику гандбола.
При подготовке материала «Трибуна» пообщалась с представителями беларусского гандбола разного уровня. Наши собеседники знают о высказываниях Коноплева, но абсолютно все уверены, что усилия федерации никак не помогут остановить отток игроков в Россию. По крайней мере в ближайшее время и без выполнения определенных условий. В комментарии на условии анонимности один из гандбольных менеджеров объясняет:
– Отток игроков в Россию точно не уменьшится, пока в Беларуси не улучшится экономика, пока у гандболистов не появится интерес оставаться на Родине. А что их держит сейчас в Беларуси? По сути, ничего. Зарплаты – небольшие, заработать на безбедную старость, как говорится, не получится. Плюс, понятно, в целом в стране не самая лучшая экономическая ситуация, а о политике мы вообще не говорим. Большинству людей в первую очередь важно, что лежит в холодильнике. Ими движет материальный интерес. Знаю, что гандболисты готовы ехать далеко за Урал в Россию, жертвовать личной жизнью, каким-то комфортом – все ради хороших зарплат. А деньги в России дать могут, можно прилично заработать. Отток не уменьшиться, пока у нас в стране не наладится финансовое благополучие в целом.
– Публичное заявление Коноплева и его письмо в «минспорта» ни к чему не приведут?
– Конечно. Это все показуха, желание продемонстрировать, что федерация якобы обеспокоена ситуацией и что она работает. По факту сомневаюсь, что что-то поменяется. Единственное, могу отметить с позитивной стороны, что федерация хотя бы признала, что не все так хорошо, что есть проблемы. Уже какой-то результат.
Так сколько же гандболисты зарабатывают в чемпионатах России и Беларуси?
В нашей стране по деньгам вне конкуренции «Мешков» Брест и СКА, которые каждый год борются за чемпионство и, по сути, конкурируют только друг с другом. Для привлечения качественных исполнителей они предлагают серьезные (но только по беларусским меркам) зарплаты.
Так, по сведениям наших источников, в «Мешкове» средняя зарплата находится в районе 3-3,5 тысяч долларов до вычета налогов. Больше получают единицы – те, кто уже давно выступает в Бресте и входит в число лидеров. Речь, например, о линейном Вячеславе Шумаке (выступает за «Мешков» с 2006 года, является капитаном команды и рекордсменов по количеству игр) и правом крайнем Максиме Баранове (лучший бомбардир в истории клуба, за который играет с 2018-го, а до того выступал с 2010-го по 2016-й).
Максим Баранов
У них, по нашим данным, зарплата около 5 тысяч долларов до уплаты налогов. И они, как говорят наши собеседники, являются не только самыми высокооплачиваемыми беларусами в «Мешкове», но и в целом в чемпионате страны. Ну а основная масса брестских игроков получает около 3 тысяч долларов. Молодежь, по сведениям наших источников, – до 2 тысяч.
СКА по зарплатам от «Мешкова» отстает, но все равно выделяются на фоне остальных клубов страны. Единственное, как говорят собеседники «Трибуны», в последнее время команда серьезно омолодилась, поэтому зарплаты несколько просели. Тем не менее в СКА можно заработать до 2,5 тысяч долларов за месяц до вычета налогов – это максимум. В большинстве своем игроки получают около 2 тысяч долларов.
Ну а что касается остальных представителей чемпионата Беларуси, то там зарплаты совсем скромные для профессионального спорта. По сведениям наших собеседников, в «Гомеле» и «Крононе» максимум достигает тысячи долларов – столько со всеми бонусами могут заработать лидеры коллективов. Другие игроки получают не более 700-800 долларов. Ну а в клубах, которые стабильно держатся ближе к низу таблицы, гандболисты зарабатывают по 300-500 долларов.
Естественно, с такими финансовыми возможностями конкурировать с российскими клубами нереально. Правда, как отмечают наши собеседники, туда кого попало не будут: зовут действительно качественных исполнителей, предлагая куда больше денег, чем они могут заработать на Родине.
В самом «беларусском» клубе российской Суперлиги – «Зените» Санкт-Петербург – выступает восемь беларусов: Евгений Никанович, Олег Луня, Вячеслав Бохан, Дмитрий Хмельков, Виктор Зайцев, Олег Астрашапкин, Артем Кулак и Игорь Черников. По зарплате выделяется в этой компании Кулак, пополнивший коллектив в июне этого года. 28-летний центральный, по нашим данным, получает 10 тысяч евро в месяц до вычета налогов. Такой же оклад у Кулака был и в российских «Чеховских медведях», где он выступал с 2020 по 2024 годы.
Артем Кулак
Около 6 тысяч евро дали 26-летнему левому полусреднему Хмелькову. Остальные, по сведениям наших источников, «чуть-чуть не дотягивают до уровня Хмелькова».
За основного конкурента «Зенита» в борьбе за чемпионство – ЦСКА Москва – выступают разыгрывающий Юлиан Гирик и полусредний Артур Рудь. Они, по нашим данным, имеют 7-8 тысяч евро до вычета налогов.
Ну а в российских клубах не самого высокого ранга, у которых нет медальных задач, по словам наших собеседников, беларусам готовы давать до трех тысяч долларов до вычета налогов.
Безусловно, слова Коноплева о массовом оттоке гандболистов в Россию относятся в первую очередь к мужчинам. Беларусок в соседней стране довольно мало. Но и тут наш чемпионат с российской Суперлигой конкурировать не может. В чемпионате Беларуси самыми большими зарплатами предсказуемо могут похвастаться фавориты БНТУ-БелАЗ и «Гомель». Максимум, как удалось узнать, да и то в очень редких случаях, доходит до 1200 долларов в месяц до вычета налогов. В последнее пару лет чуть подтянулись в финансовом плане к этим коллективам «Городнинчанка» и «Берестье». Там можно заработать до 800 долларов. Но основная масса игроков чемпионата Беларуси получает совсем небольшие деньги – по нашим данным, около 200-300 долларов. Плюс некоторые клубы покрывают расходы приезжих спортсменок на квартиры.
Что касается чемпионата России, то точные цифры узнать не удалось, однако наши собеседники для понимания ситуации рассказали о том, что некоторые беларуски уезжали в соседнюю страну и там за пару сезонов зарабатывали на квартиру в беларусском областном центре и даже в Минске.