Человека из спорта, который против Лукашенко, заставили сказать ему на камеру «надо». Вот что он теперь чувствует
Унижение? Смех?
28 октября в беларусских пропагандистских телеграм-каналах активно распространялись видеоролики, в которых представители самых разных сфер и профессий говорили слово «надо», упрашивая таким образом Александра Лукашенко пойти на очередные «выборы». Не остался в стороне от принудительного пресмыкания и беларусский спорт.
Мы поговорили с одним из участников этой акции. Человек не поддерживает Лукашенко, но был вынужден вместе с коллегами на камеру говорить «надо». Вот что он теперь чувствует (просит не называть ни вида спорта, ни должности).
– Вас предупредили, для чего снимается это видео?
– Нет, сказали только хором произнести слово «надо». А после этого можно дальше тренироваться. Все прошло очень быстро.
– Люди понимали, что происходит?
– Нет, и никто не пытался уточнять. Насколько понял, никто даже не предполагал, что это что-то пропагандистское. Если кто-то и думал в подобном ключе, то про себя.
Никто не мог подумать, что после выйдут такие ролики, потому что все съемки, насколько потом узнал, проходили утром в понедельник. То есть, по сути, все команды снимались чуть ли не одновременно. Так что мы даже не знали, что стартовал этот так называемый челлендж.
– После съемки были какие-то обсуждения?
– Нет.
– Когда и как вы узнали о том, в чем снялись?
– Ближе к концу дня, когда все разъехались по домам. Друг другу начали писать, пересылать видео. Какая была первая реакция? Честно, в голове одна мысль: «е####й в ### [обалдеть], да ну нафиг! Вы серьезно? Твою мать!» Но при этом какой-то злости и осуждения никто не высказывал, не было этого и у меня. Потому что нет смысла злиться. Думаю, все сразу сообразили, что он [Лукашенко] наверняка не приказывал такое делать. Насколько видел по сообщениям, всем стало смешно от того, как какие-то чиновники стараются выслужиться. Смысл и цели сразу стали понятны. Стало ясно, почему нам не говорили, зачем нужно было выстроиться и произнести слово «Надо!»
– То есть общей реакцией был смех?
– Смех сквозь какое-то пренебрежение. Не злость, не раздражение, а какое-то пренебрежение к ситуации. Мол, «вот что они снова творят, что это за цирк». Людей больше возмутила скрытность всей ситуации, то, как обставили это, ничего никому не сказав.
– А если бы вам объяснили что к чему, все равно согласились бы участвовать?
– Честно, не могу сказать. Возможно, пошли бы все, вряд ли кто-то рискнул бы отказаться. У людей ведь контракты, работа, а в нашей стране можно за отказ участвовать в подобных акциях получить последствия. В общем, скорее всего, никто бы не отказался, но это [если бы предупредили] было бы по крайней мере более честно, открыто, как-то человечнее, если можно так сказать. И реакция потом была бы совершенно другая на видео. Ну а так, как всё сделали... Это еще больше отворачивает от системы, от всего, что и как делает власть.
– А реакция со стороны ваших знакомых не из спорта была?
– Вот лично мне никто ничего не говорил. Думаю, знакомые и друзья видели, знают, но никто не звонил, не писал. И дома с родными тоже никаких обсуждений. Хотя я даже не знаю, видели они это или нет. По крайней мере я не рассказывал :).
– Что чувствует человек, который не поддерживает режим Лукашенко, и в результате стоит и зовет диктатора идти на выборы?
– Думаю, у большинства из тех, кто снялся (причем не только в нашем виде спорта, но и в других), появилось ощущение, что нас просто использовали. Противно, когда вот таким образом используют людей. Используют чиновники для того, чтобы выслужиться. Все спортивные чиновники боятся, что их уберут перед «выборами», вот и стараются показать лояльность. Ну а спортсменам, как я уже сказал, просто противно от такого отношения не только к ним, а в принципе к беларусам.
– Чувствуете, что вас унизили, заставив участвовать в этом?
– Скорее, чувствую не унижение, а именно, как я сказал, то, что [меня] использовали в своих целях и интересах.
– А вообще, не видите в этой акции попытку запятнать как можно больше людей? Условно, если однажды вы захотите выступить против Лукашенко, данная история уже висит на вас.
– Во-первых, думаю, эта история скоро забудется. Ну, поснимали, получился какой-то треш. Это забудут и не будут вспоминать. Во-вторых, адекватные люди прекрасно понимают, что 90 процентов участников подобных акций делают это не по своему желанию и стремлению. Просто пока так складываются обстоятельства. Можно, конечно, говорить, что «прогнулись ради чего-то», но, извините, у каждого свои причины это делать... В нашем случае мы даже не представляли, для чего вообще это снималось. А так, если в будущем я захочу открыто выступить против режима, то вряд ли мне кто-то припомнит эту историю. Тем более мое окружение знает мою позицию.
– Сколько людей в вашем окружении искренне поддерживают Лукашенко?
– Так получилось, что я с подобными людьми даже не поддерживаю контакты. Не вижу необходимости. Со временем отсеялись просто.
– Если в следующий раз придут и попросят сделать что-то подобное, но при этом снова не будут говорить о целях, согласитесь?
– Лично я напрямую бы спросил, для чего это, зачем, где будет видео. Согласился бы, если бы мне объяснили? Думаю, нет. Я сам буду решать, у меня есть свое мнение. Не пойду на улицу и не буду кричать о своей позиции (сами понимаете, в какой стране живем и какие могут быть последствия), но от подобных акций я бы отказался. Ведь это настоящий цирк.