Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Как беларуска из «Жабки» стала чемпионкой Польши в стрельбе из лука после 6 месяцев без тренировок

Как беларуска из «Жабки» стала чемпионкой Польши в стрельбе из лука после 6 месяцев без тренировок

Судилась с боссом, получила польский паспорт, учится на переводчицу.

Автор — bytribuna com
17 февраля, 17:20
Как беларуска из «Жабки» стала чемпионкой Польши в стрельбе из лука после 6 месяцев без тренировок

24-летняя беларусская лучница Карина Козловская уже несколько лет живет и тренируется в Польше. На днях девушка выиграла чемпионат этой страны. Она стартовала после большого перерыва, причем впервые – в статусе польской гражданки (паспорт получила в январе-2025). А еще недавно Козловская выиграла суд первой инстанции у главного тренера и владельца клуба «Лучник» Яна Лаха, который хотел уволить ее будто бы за нарушение дисциплины.

Телеграм-канал «О, спорт! Ты – мир!» связался со спортсменкой и поговорил о чемпионате Польши, получении польского гражданства, суде с Лахом и жизни вне спорта. «Трибуна» перепечатывает материал.

– Больших ожиданий от чемпионата Польши у меня на самом деле не было. Ехала туда не с целью обязательно победить, а чтобы вернуться в спорт, принять участие в соревнованиях, пообщаться с ребятами. Можно сказать, я была темной лошадкой, никто на меня не ставил и не думал, что я достигну такого результата.

У меня до турнира был большой перерыв, но где-то за месяц до чемпионата мой парень говорит: «Давай потренируйся, постреляй, поедешь на чемпионат, выступишь!». Я ему: «Да какой чемпионат? Что я там покажу?». Но все же стала ходить на тренировки, совмещала их с работой, что было очень непросто. А еще и заболела. Сейчас в Польше какой-то вирус, все мои знакомые болеют.

В итоге после болезни, после непродолжительной подготовки приезжаю на чемпионат с мыслями: «Ну, ладно, постреляю себе немного, может, что-то покажу». А сама стрессовала, потому что перерыв был большой. Да и, слушайте, у меня полноценная подготовка к турниру была всего три недели, а это крайне мало.

Но в квалификации стала второй, тогда уже подумала, что нужно стараться дальше, дела идут неплохо. Потом выиграла в 1/16, затем – в 1/8, четвертьфинал. Думаю: «Ничего себе! Уже могу попасть на пьедестал. В принципе, и третьего места, с учетом всех обстоятельств, мне будет достаточно, но все равно постараюсь выйти в финал». Вышла, начала стрелять – выиграла одну серию, вторую... И – бац! – я в финале. Думаю: «Ну, ничего себе!».

А в финалах я очень люблю стрелять, нравится этот нервяк, стресс. Экстремальные ощущения меня больше мотивируют. Выступала против девочки одной, коллеги по сборной Польши, и она стреляла очень хорошо. В паре моментов я подумала, что она и победит. Но получилось так, что три серии остались за мной, а она выиграла только одну.

– Сколько длился ваш перерыв перед соревнованиями?

– С сентября 2024-го не тренировалась от слова совсем из-за разбирательств с тренером клуба, из-за других разных жизненных обстоятельств. Реально, я боялась поехать и провалиться уже в квалификации, поэтому и больших целей перед собой не ставила. Но поехала еще и потому, что чемпионат был в Закопане, а я живу недалеко, и дорога не заняла много времени.

– Что было нужно для участия в чемпионате Польши?

– По идее, какие-то взносы есть, заявку. Но всеми этими вопросами занимался клуб. Мой парень из клуба, и он контролировал вопросы.

– Насколько высокая конкуренция на соревновании?

– Достаточно высокая. Я смотрела результаты других девочек, например, в четвертьфинале, так они выбивали по 29 из 30. А вообще приехали на турнир все сильнейшие спортсменки Польши, в том числе члены сборной.

В квалификации я выбила 281 и 286 очков из 300. Ну а дальше в дуэлях (так проходят раунды плей-офф) набирала где-то по 116 очков из 120. В финале серии были такие: 30 на 29, 28 на 29. Остальное не помню, но у нас стрелы летели в одну точку, можно сказать, разрывы минимальные.

– Что дает этот чемпионат?

– Можно сказать, ничего кроме почета уважения :). Турнир не был отбором на чемпионат Европы, который как раз стартовал 17 февраля. Только в марте у нас будут внутренние соревнования, где будут определяться члены сборной, которые будут ездить на международные турниры. В сборной вообще 16 человек, но на международные соревнования ездит первая четверка. Я пока в команде восьмой номер (Козловская не заканчивала карьеру, а только ее при останавливала, поэтому сохраняла рейтинг в сборной, а вот зарплату в команде не получала - прим.). Так что нужно побеждать, подниматься – буду стараться.

– Как отреагировали другие спортсменки на ваше возвращение и победу?

– Все были рады. Девочка, которую я обыграла в финале, обняла, поздравила. Да и остальные поздравляли. Атмосфера тут очень хорошая. Но, откровенно, многие были удивлены, что я приехала после такого перерыва и победила. Некоторые даже подходили и говорили: «Ого, ты до сих пор стреляешь?» Может, они меня уже списали :) Мне удалось удивить всех. Что говорят тренеры? Я с ними особо не общаюсь, но тоже поздравляли.

– Это ваши первые соревнования в статусе польки. Как ощущения?

– Прикольно и необычно :). Просто сейчас продолжаю бегать с документами, менять данные. Но первые соревнования в роли польки у меня засчитаны.

– Расскажите, как проходил процесс получения гражданства.

– Тяжеловато и долго на самом деле. Сталый побыт (постоянный вид на жительство) я получила в 2022-м достаточно быстро, потому что у меня была карта поляка. Спасибо маме за то, что оформила все еще много лет назад. Так вот, ВНЖ я получила за четыре месяца и практически сразу же подалась на гражданство. Это был ноябрь 2022 года, но получила паспорт только в январе 2025-го. Мне говорили, что должно быть быстрее, некоторые получали за четыре месяца, а у меня растянулось на годы.

– С чем связана такая задержка?

– Даже не знаю. Я написала на имя президента и ждала долго ответ от канцелярии. В ноябре 2022-го подала документы, а в апреле 2023-го мне пришел ответ, что документы уже у президента. И вот рассмотрение затянулось. Я звонила и писала в канцелярию, но мне все время отвечали, что надо ждать. В какой-то момент даже подумала, что снова нужно собирать документы, заново все подавать.

– Как узнали о том, что получили гражданство?

– Самое интересное, что мне, как оказалось, звонили из ужонда, но так как номер, видимо, я указала с ошибкой, то связаться не могли. Позвонили в клуб, сообщили, что я получила гражданство. А уже оттуда связались со мной и попросили обратиться в ужонд. Буквально на следующий день после этого я поехала и забрала красивый документ. Сразу подала заявление на смену фамилии и на оформление польского паспорта. Честно, только тогда выдохнула... Хотя, когда я позвонила в ужонд и мне там подтвердили, что я получила гражданство, аж кричала и пищала от радости.

Сразу сообщила семье, друзьям, парню. Все были очень рады, поздравляли. А еще друзьям из Беларуси, с которыми общаюсь. Я сохранила контакты с хорошими ребятами, которые будут всегда меня поддерживать :). Но, несмотря на получение польского гражданства, в душе я все равно остаюсь беларуской.

– Смена гражданства – самая большая проблема, с которой вы столкнулись за последние годы?

– Нет, еще был суд с главным тренером клуба, в котором я тренируюсь, – с Яном Лахом. Последние годы были очень тяжелыми, энергозатратными. Но это сделало меня сильнее.

– Давайте поговорим о суде.

– По большому счету, он еще не закончен. Тренер подал апелляцию, поэтому весь процесс будет длиться еще три-четыре месяца. Он не согласился с решением суда.

В целом же разбирательства начались осенью 2023-го, в декабре 2024-го прошло последнее заседание. За год их было несколько, и я, и тренер на них присутствовали. Каждый отстаивал свою точку зрения, приводил свои доводы. И все слушания проходили, скажем так, в напряжении. Тренер упирал на то, что сделал все по закону, захотев уволить меня за нарушение дисциплины, приводил свои аргументы. А у меня были свои доводы, доказательства, также все было задокументировано. По сути, кто лучше подготовил документы, тот и победил. Суд в итоге обязал Лаха изменить формулировку моего увольнения – то есть что я была уволена не из-за нарушение дисциплины (якобы пропускала тренировки и так далее), а по вине работодателя, потому что мои права как работника были нарушены. Лах подал апелляцию, и процесс еще продолжается. Тем не менее я очень рада, что суд [первой инстанции] встал на мою сторону и признал, что я права.

– Пока шло разбирательство, вы все равно оставались членом клуба «Лучник» и встречались с Лахом?

– Периодически приходила на тренировки, но старалась с ним не пересекаться. Работала с другими тренерами.

– Он не препятствовал тому, чтобы вы занимались в клубе?

– Нет, но, например, в 2024 году он не пустил меня от клуба на соревнования, где проводился отбор в сборную Польши. Такие турниры проходят каждый год. К ним я готовилась очень интенсивно, было по две тренировки в день. Но прямо перед соревнованиями мне звонят и говорят, что никто меня на турнир не подал. Звоню Лаху и спрашиваю, что происходит. Он ответил: «Потому что ты не тренируешься по восемь часов в день. И вообще я так сказал». Естественно, у меня после такого пропала мотивация тренироваться, руки немного опустились. Один раз в неделю я делала минимальные тренировки.

– Вы стали чемпионкой Польши, прославляете свой клуб. Может, отношение Лаха к вам поменялось?

– Так я и раньше побеждала на внутренних соревнованиях, но отношение Лаха все равно всегда было двоякое. Вроде, доволен, но все равно, как видите, палки в колеса вставлял. После победы сейчас лично он меня не поздравлял. Да он, насколько знаю, никого лично не поздравляет.

– Вы говорили, что хотели поменять клуб.

– Да, но это очень тяжело сделать. Нужно заплатить компенсацию. В моем случае, например, это 30 тысяч злотых (7,5 тысяч долларов). Эта сумма формируется от степени успешности выступления на соревнованиях. Считается, что это клуб подготовил спортсмена и потому может претендовать на компенсацию затрат. Чем больше побед на турнирах, тем больше компенсация, если хочешь сменить клуб. У нас есть девочка, которая в «Лучнике» с самого детства, уже почти 30 лет. Так ей, если захочет сменить клуб, нужно будет заплатить 150 тысяч злотых (почти 38 тысяч долларов).

– Компенсация – единственное, что удерживает вас от смены клуба?

– Да. Ну не буду я платить Лаху такие деньги! Он не заслуживает. Продолжаю оставаться в «Лучнике», буду и дальше тут тренироваться, ездить на соревнования. И уже как полька :).

– Чем помимо спорта занимаетесь?

– Работаю. Устроилась в магазин «Жабка» в Живце продавщицей. Пошла туда, потому что нужно на что-то жить, снимать квартиру. С мая прошлого года там работаю, но несколько месяцев была оформлена на полставки. С сентября – уже на полную ставку. До этого работала официанткой в ресторане, но было очень тяжело совмещать со спортом. Хотя и сейчас непросто. Если нужно ехать на соревнования, то трудно выпросить выходной. Я искала работу и в других местах, но, видимо, из-за отсутствия польского гражданства не хотели брать. А в «Жабку» берут и иностранцев.

– А учебу продолжаете?

– Да, заканчиваю второй курс (третий будет последним) в Высшей экономико-гуманитарной школе. Будет диплом переводчика с английского на польский. Так что жизнь у меня максимально насыщенная: и тренировки, и турниры, и работа, и учеба. А еще и отношения :). Но я справляюсь.

Фото: Instagram Карины Козловской