Почему босса «Ислочи» заподозрили в махинациях и что еще смутило КДК по матчу с «Неманом»
Сначала у вратаря «болело» в паху, но в справке написали другое.
14 марта контрольно-дисциплинарный комитет Беларусской федерации футбола вынес решение по делу об ошибочных заменах в кубковом матче «Ислочи» и «Немана». Минчанам присудили техническое поражение и штраф в 100 базовых величин (4200 рублей), гродненцев обязали выплатить 75 базовых (3150 рублей); судьям, которые разрешили замены после финального свистка, вынесли предупреждения. Однако на этом история не закончилась.
Директор «Ислочи» Игорь Смольянинов намерен обжаловать решение КДК. При этом в отношении самого функционера по следам истории инициировано дисциплинарное разбирательство в связи с подозрениями в подлоге и фальсификации документов. «Трибуне» стало известно, как же так получилось.
О том, что произошло 9 марта, сказано многое. В том числе и мы следили за развитием ситуации и изучали мнения экспертов.
14 марта КДК наказал «Ислочь» побольше, а «Неман» поменьше, хотя, на первый взгляд, соперники допустили идентичные нарушения. Мы уже объясняли, почему так получилось.
Непонимание решения могло возникнуть в связи с тем, что «Ислочь» хотя бы в теории могла обосновать свою замену перед серией пенальти. Она была бы легитимной, если бы голкипер Александр Свирский, который отыграл против «Немана» 120 минут, получил реальную травму – и этот факт удалось бы доказать. Однако заменять полевого на полевого, как это сделало Гродно, было нельзя при любых раскладах.
***
На заседании КДК прежде всего восстановили последовательность событий в концовке матча. Выглядела она так. Сначала тренер «волков» Дмитрий Макар подошел к резервному судье Кирилл Апановичу и прямо сказал, что «Ислочь» хочет на серию пенальти выпустить другого вратаря – Андрея Климовича. Ни о каком повреждении у Свирского речи не шло. Макара больше интересовало то, что «Ислочь» уже сделала в основное время пять разрешенных замен, а в дополнительное разрешалась еще одна. Тренер спрашивал, можно ли ей воспользоваться. Резервный ответил, что эту замену можно сделать и до финального свистка (это правда), и после – прямо перед серией пенальти (и тут судья ошибся). Макар передал ответ коллегам в штабе – Климович продолжил разминку.
Представители «Неман», увидев, что «Ислочь» уже по окончании добавленного времени готовит шестую замену, обратились к Апановичу и указали, что вратаря менять нельзя, потому что для этого нет оснований. Однако резервный настоял, что у «волков» есть в запасе одна замена и что она разрешена, а еще добавил, что и гродненцы могут сделать любую замену, так как у них не исчерпан лимит. Тогда «Неман» выпустил Максима Кравцова вместо Ивана Садовничего.
Гродненцы выиграли по пенальти. А 11 марта стало известно, что «Ислочь» опротестовала результат. По мнению клуба, соперники нарушили правила, произведя замену полевых игроков. В протесте «Ислочь» упирала на то, что сама она заменила Свирского на Климовича по закону – мол, первый получил травму, о чем и справка есть (ее клуб предоставил в КДК).
Насколько нам известно, «болезнь» Свирского в течение суток эволюционировала. 10 марта, на следующее утро после игры, обосновывая замену и желание оспорить итог матча, представители «Ислочи» в футбольных кругах рассказывали, что вратарь не мог выйти на серию пенальти, потому что чувствовал дискомфорт в паху.
Однако в документе, который получила федерация, значилось, что у Свирского путем ощупывания (или пальпации, если говорить по-научному) были выявлены проблемы со спиной, которые не позволяли играть дальше. Утверждалось, что эти проблемы возникли еще во время дополнительного времени. Правда, никто из очевидцев не заметил никаких страданий у Свирского.
«На поле невозможно определить травму у игрока, но справка приложена», – говорил директор «Ислочи» Смольянинов перед заседанием КДК.
В итоге комитет не поверил ни словам представителей «волков», ни справке, – и присудил «Ислочи» техническое поражение и штраф. А в отношении Смолянинова началось разбирательство в связи с возможным подлогом. Футбольных комитетчиков смутило то, что справка о будто бы травме была сделана только на следующий день после матча. Согласно статье 97 дисциплинарного кодекса АБФФ, за бумажные махинации можно получить дисквалификацию от 12 до 24 месяцев и штраф в размере от 10 до 50 базовых. Дополнительно могут наказать и клуб.
Смольянинов намерен подать апелляцию на решение КДК.
А кто такой Смольянинов?
На сайте «Ислочи» пишут, что их директор родился 20 мая 1970 года в Минске, имеет высшее образование, окончил Академию управления при Лукашенко.
Должность в клубе он занял 3 января 2022 года. До того никогда не был связан с футболом, хотя в спорте работал. В 2014 году был назначен заместителем председателя Беларусской федерации волейбола, когда ее возглавил тогдашний глава лукашенковского «Следственного комитета» Валентин Шаев. Там Смольянинов проработал до 2017-го, пока не произошла смена власть. Насчет его деятельности звучали не самые приятные отзывы. В частности, в 2015 году тогдашние игроки сборной Беларуси Сергей Антонович, Роман Аплевич и Дмитрий Лихорад в интервью «Прессболу» говорили о Смольянинове как о человеке, который вместе с генсеком федерации Сергеем Даниловым и председателем организационно-спортивной комиссии Виктором Измашкиным «похоронит вид спорта напрочь», «он далек от волейбола» и «о нем никто ничего не знает».
Также Смольянинов входил в тренерский штаб сборной Беларуси по пляжному волейболу, когда та участвовала в Европейских играх-2015 в Баку (беларусы выбыли в четвертьфинале). Еще занимал пост директора в представительстве олимпийского комитета Лукашенко в Минской области.
Сейчас же Сольянинов погружен в футбол. Вот только как он попал в «Ислочь», нам так и не удалось выяснить. Однако некоторые наши собеседники пересекались с функционером и составили о нем мнение.
– Он адекватный, в общении нормальный, лояльный во многих моментах. Но в футболе, скажу откровенно, вообще ничего не понимает. Он даже не знает правил. Может, ему как директору это и не надо... Иногда складывается ощущение, что Смольянинов просто является говорящей головой, потому что по факту всеми процессами в клубе руководят учредители Владимир Пинчук и Виталий Курило, – говорит один из наших источников.
При этом некоторые наши собеседники добавляют, что, по их сведениям, в резюме Смольянинова есть строчка о работе в лукашенковских силовых структурах (правда, совсем без деталей), и что клубу он понадобился для решения вопросов с разными носителями формы.
– Он постоянно смотрит настороженно, исподлобья, как силовики, – поделился впечатлением один из наших спикеров.