

Разговор со спортивным директором минского «Динамо» состоялся на прошлой неделе. Еще до того, как команда потерпела второе кряду поражение в чемпионате. В интервью Goals.by Томас Брдарич рассказал о своем знакомстве с Беларусью и целях клуба на сезон, поделился мнением относительно нашей футбольной инфраструктуры и ответил на извечный вопрос: «Почему так мало белорусов играют в Европе?»
«Понимаю, что именно нужно оптимизировать»
— Прошел уже месяц с момента вашего назначения на пост спортивного директора «Динамо». Какое мнение успели составить о стране и о белорусском футболе?
— Честно признаться, не думаю, что месяц — достаточный срок для полного ознакомления с ситуацией. Пока не могу сравнить белорусский футбол с, допустим, немецким. Но у меня есть ощущение и понимание того, что именно нам нужно оптимизировать в «Динамо». Не стоит концентрироваться на прошлом команды. Все постоянно меняется. Мы живем настоящим. И недавние пять побед кряду стали хорошим результатом. Обидно, что эта серия завершилась брестской неудачей.
— Вы говорите об ощущении. Что конкретно имеете в виду?
— Мне нужно было познакомиться с клубом. Увидеть, как проходит работа в «Динамо», как ведут себя игроки на поле, как идет тренировочный процесс. Понять клубную структуру, в общем. Думаю, за месяц мне это удалось, и теперь знаю команду. Только поймите правильно: я не приехал сюда делать революцию. За последние четыре недели обратил внимание на некоторые моменты. Вот мы и обсудим их с председателем правления, генеральным директором и главным тренером. Навязывать собственные решения я не в праве.
«Работаю в Беларуси и доволен этим»
— На презентации журналистам так и не объяснили, как стал возможен ваш переезд в Беларусь.
— Первый контакт «Динамо» и моего… Сказать агента будет неправильно. В общем, есть у меня знакомый, который много поработал в европейском, в том числе и российском, футболе. Однажды он рассказал о минском «Динамо», мол, в последнее время там поменялось множество главных тренеров и спортивных директоров. Мой знакомый дал понять, что председатель клуба подыскивает нового человека для второй должности, который бы мог проработать достаточно долго. Правда, объяснил: «Легко точно не будет».
Честно признаться, меня подобный вариант продолжения карьеры привлек, пусть я и работал в то время в «Байере». Но, поговорив со своими близкими, которые назвали сотрудничество с «Динамо» интересным проектом, решился на переезд. Было достаточно нелегко. И, тем не менее, я здесь.
— Жили вы себе на родине спокойно, и тут, как снег на голову, предложение поработать в Беларуси. Какой была первая реакция?
Когда в Германии принялся за поиски путеводителя по Минску, не нашел его. Продавцы смотрели на меня удивленно: Что это за место такое?
— :). Честно признаться, я был наслышан о Беларуси. Но когда в Германии принялся за поиски путеводителя по Минску, не нашел его. Продавцы смотрели на меня удивленно: «Что это за место такое?» На полках стояли не то, что путеводители, книги о практически всех местах на свете, а о Беларуси — абсолютно ничего. Таким получился мой первый контакт с вашей страной.
— Белое пятно на карте мира.
— Что-то вроде этого:). Но до Минска я все же добрался, как видите. Утром, когда собирался на самолет, моя жена рассказала, что происходит в Беларуси: кризис, политическая обстановка. Но, честно признаться, не хотелось поддаваться влиянию и увидеть все самому.
— Каким получился результат наложения ранее полученной информации на собственные эмоции?
— Я работаю в Беларуси и доволен этим.
«Не только в Беларуси есть проблемы»
— Что вы знали о белорусском футбол до приезда в нашу страну?
— Я знаком с Берндом Штанге. Он много чего рассказал о Беларуси. Понятное дело, знаю Александра Глеба. Все же он успешно выступал за практически родной «Штутгарт», в котором мне посчастливилось сделать свои первые профессиональные шаги. Ну, и я предполагал, что в Беларусь стараются развить футбол и уделяют ему значительное внимание. На самом деле, все так и есть. Это неплохо.
— То есть какие-то выводы, касательно нашего чемпионата, вы все же сделали. Поделитесь ими?
— Ну, проблемы-то есть. Если мы говорим об игре как таковой, организация должна быть более функциональной. Если все будет отлажено, форс-мажоров станет меньше. Возьмем за пример наш матч в Бресте. У нас по разным причинам в составе появляется четверо новых футболистов, и организация игры куда-то пропадает. Да ребят старались, но каждый по отдельности, не командно.
— Вы не испугались, когда за первые два дня пребывания в Беларуси посмотрели игру сперва на РЦОП БГУ, а потом — на новополоцком стадионе «Атлант»?
— Понимаете, страны имеют отличия друг от друга. В силе некоторых причин Беларусь в плане футбольной инфраструктуры не может быть столь развита, как та же Германия. У нас совсем недавно проводился чемпионат мира. Поэтому хорошо развита инфраструктура, над которой работали много десятков лет. Просто футболом у меня на родине занимаются уже очень давно, потому и есть определенные результаты. Когда я вижу стадионы, вроде новополоцкого, понимаю, насколько они отличны от немецких или каких-то других.
Хотя я б не стал концентрировать внимание исключительно на инфраструктуре. Беларуси есть куда расти во всех направлениях.
Но ведь и в других странах есть проблемы с инфраструктурой. Не в одной только Беларуси живут с ними. Нужно помнить, что у вас молодая страна. Все впереди. Думаю, вашим футбольным специалистам стоит посещать другие страны, для того, чтобы брать с них пример. Вообще, это больше вопрос денег. Если они у вас есть, перестроить стадион не проблема. Хотя я б не стал концентрировать внимание исключительно на инфраструктуре. Беларуси есть куда расти во всех направлениях.
«Хорошие футболисты не висят на деревьях»
— Для нашего футбола должность спортивного директора все же не очень привычна. Можно объяснить, что входит в ваши обязанности?
— Можно. Это достаточно интересная работа. Как я уже говорил, в мои обязанности не входит революция. Мне нужно было войти в курс здешних дел, наладить контакт с новым главным тренером «Динамо». Нам требуется работать вместе. Главной своей обязанностью я считаю создание структуры и ее оптимизацию. Все команды, начиная от детских и заканчивая главной, должны быть включены в систему, которая будет отлажено работать.
— Насколько можно понять, подбор игроков также входит в обязанности спортивного директора. В клубе вы появились аккурат, когда трансферное окно было открыто. Руководство затребовало кадрового усиления?
— Когда состоялось мое назначение, мы переговорили с председателем клуба, генеральным директором, главным тренером. Хотели найти решение по оптимизации состава. Обсудили проблемные позиции, и я начал работу в этом направлении. Несколько игроков были найдены. Но контракты с ними решили не заключать. Все же наш состав и без того достаточно силен. Если все в строю, «Динамо» способно обыгрывать любого соперника.
— То есть работу во время дозаявочной кампании, когда был подписан один только Гущенко, вы оцениваете положительно?
— Нет.
— Тогда что не получилось?
Пригласить футболистов из той же Германии или из других европейских стран для Динамо пока нереально. Их трансферы слишком дорогие.
— Хороший вопрос :). Не хочу говорить о конкретных случаях. Просто хорошие игроки не сидят на деревьях. Это не яблоки, чтобы их можно было с легкостью сорвать с ветки. Мы провели селекционную работу, просмотрев игроков, которыми интересовались. Но пригласить футболистов из той же Германии или из других европейских стран для «Динамо» пока нереально. Их трансферы слишком дорогие. К тому же времени для подобной работы было не очень много. Думаю, в межсезонье искать футболистов будет проще.
— А был ли спрос на динамовских игроков?
— Да, был.
— Многими интересовались?
— Частью. Предложения-то были, но не сказать, что очень интересные и конкретные.
«С вашей страной мало знакомы»
— Есть один момент, который в последнее время многих беспокоит. Белорусская «молодежка» трижды играла на Евро. И все равно спроса на игроков этих команд не возникало. У вас как специалиста есть объяснение этому?
— Есть. Думаю, с футбольной Беларусью в Европе просто мало знакомы. Страна не вовлечена в европейскую сеть контактов. Сейчас есть Штанге, старший Глеб, люди, известные своей работой в России и Украине, как Овчинников. У них имеются контакты и знакомства с иностранными специалистами. До недавнего времени ваш чемпионат варился в собственном соку. Людей, которые бы работали на футбольный экспорт, не было. Благо, сейчас в направлении налаживания связей с иностранцами делаются небольшие шаги.
— Ваши слова можно воспринимать как критику работы местных агентов?
— Критика? Немножечко да. Думаю, в Беларуси хватает хороших игроков. Просто у вас достаточно странная контрактная политика. В основном все подписывают краткосрочные соглашения и руководители не спешат их продлевать, а ждут окончания срока действия, чтобы затем подписать новые. Другие клубы начинают интересоваться игроком, узнают, что контракт скоро закончится и ждут этого момента, чтобы ничего не платить.
Последним из футболистов, отправившихся в Европу, был Антон Путило. Я думаю, Динамо могло заработать на нем больше.
Если все закачивается переходом в новый клуб, белорусские команды проигрывают в деньгах. Последним из футболистов, отправившихся в Европу, был Антон Путило. Я думаю, «Динамо» могло заработать на нем больше. Просто практика продления контрактов на более выгодных для игрока условиях, в конце концов, может окупиться большими деньгами при его продаже.
— Есть мнение, что игрокам из Беларуси трудно перебраться в Европу просто из-за того, что страна не входит в Евросоюз. Разделяете ли вы его?
— Возможно. Но есть и другой момент. В нашей команде, к примеру, не так много опытных игроков. Их нужно представить потенциальному покупателю. Потому «Динамо» необходимо попадать в Лигу Европу по итогам нынешнего чемпионата. Это даст возможность ребятам обозначить себя на европейском трансферном рынке. Чемпионат Беларуси ведь не показывают в других странах. Потому еврокубки видятся мне единственным способом засветиться.
— Вы считаете, кому-то в других странах интересно смотреть наш чемпионат?
— Если есть хорошие игроки с именами, много болельщиков на трибунах, быстрый и качественный футбол, почему бы не посмотреть.
«Начинаю читать учебник и понемногу засыпаю»
— Говорят, вас пригласили в «Динамо», чтобы впоследствии заменить Валерия Стрельцова на посту генерального директора. Как отреагируете на этот слух?
— Во-первых, я не задаюсь целью стать генеральным директором. Думаю, для этой должности требуется хорошее знание русского языка и серьезный опыт работы в белорусском футболе. Лично для меня более важно найти способ помочь клубу. Думаю, председатель правления и генеральный директор оценят мою работу, и мы вместе продолжим развивать «Динамо». Мы и сейчас идем в правильном направлении. У команды есть цель на сезон — оказаться в Лиге Европы. Работники клуба делают все для этого.
— То есть вы считаете, что «Динамо» в этом году уже не по силам догнать БАТЭ?
У БАТЭ огромный отрыв от «Динамо». Мы должны настраивать себя исключительно на Лигу Европы.
— У БАТЭ огромный отрыв от «Динамо». Мы должны настраивать себя исключительно на Лигу Европы. Будет трудно. «Гомель», «Шахтер», «Нафтан» и «Торпедо-БелАЗ» также нацелены на место в тройке. Для того, чтобы в ней оказаться, нам нужно работать намного больше, чем сейчас.
— Насколько, к слову, вам мешает языковой барьер?
— Понемногу учу русский. По сравнению с первой неделей моего пребывания в Минске, знаю уже намного больше слов. Сам понимаю, что будет лучше, если я буду изъясняться на местном языке и стану понимать людей без помощи переводчика.
— Чисто технически как вы учитесь?
— По книгам, да и переводчик помогает. Правда, дел у меня много. Так что, когда вечером начинаю учить русские слова, понемногу засыпаю : ). А с утра нужно ехать на работу. Но я стараюсь совместить работу и учебу.
Комментарии