Подозрительное заявление МОК по бану белспорта: вся конкретика – пока лишь «консультации», неясно, как мерить «активность» поддержки войны в Украине
С таким подходом вернуть могут даже матерых поклонников Лукашенко.
25 января на сайте Международного олимпийского комитета вышло «Заявление о солидарности с Украиной, санкциях против России и Беларуси и статусе спортсменов из этих стран». Его тезисы широко разошлись по СМИ – и вызвали бурную реакцию, особенно в России, где некоторые «Z-патриоты» стали кричать, что МОК якобы провоцирует местных спортсменов предать Родину (там хватает людей, для которых в понятие любви к России автоматически заложено желание уничтожения Украины, где с 24 февраля Россия продолжает войну с использованием территории Беларуси).
Однако парадокс «заявления МОК» – в том, что от своего имени комитет ничего не заявлял. Он лишь ссылался на некие «консультационные собрания», которые прошли 17 и 19 января 2023-го. В них участвовали члены МОК, представители от спортсменов, международных федераций и национальных олимпийских комитетов. Вот эти люди и сформулировали некоторые положения, которых предложили придерживаться – от имени «консультационных собраний» эти положения и изложены, но нет ни слова о том, чтобы исполком МОК утвердил их в качестве обязательных. В общем, о требованиях от имени МОК говорить на данный момент рано – можно максимум о намерениях.
Однако даже на уровне рекомендаций от «консультантов» эти намерения выглядят весьма размытыми – включая и план допуска до международных турниров только тех, кто не выступал за войну в Украине.
Что предлагается?
Еще раз заметим, что положения, которые будут приведены ниже, сформулированы «консультационными собраниями» – несмотря на их перечисление в заявлении на сайте МОК, о наличии у них обязательного характера комитет никоим образом не заявлял.
Предложения приведены по трем пунктам: санкции против России и Беларуси как государств, солидарность олимпийского движения с Украиной и – самое интересное – «возможный допуск к соревнованиям индивидуальных атлетов с паспортами России или Беларуси».
По поводу санкций против государств участники консультационных собраний, как сообщается, «единогласно поддерживали» и даже «призывали к усилению» тех ограничений, которые уже существуют. Напомним, это запреты на проведение в Беларуси и России международных соревнований, на приглашение и аккредитацию на любое международное спортивное мероприятие госчиновников из этих стран, а также на их госсимволику и любые другие «опознавательные знаки» на всех мероприятиях и турнирах. МОК, опять же, не сообщает, будут в итоге усиливать эти санкции или оставят как есть – просто приводит мнение «консультантов».
Участники консультаций, как сообщается, были единодушны и в следующе вопросе – предложили проявить «полную и непоколебимую солидарность с украинскими спортсменами и украинским олимпийским сообществом», а также призвать все международные федерации, национальные олимпийские комитеты и организаторов различных турниров «предпринять все возможные усилия для облегчения обучения, подготовки и соревновательной практики украинских спортсменов». Главной целью заявлена «сильная команда» от Украины на ОИ-2024 и ОИ-2026.
Что касается индивидуальных атлетов от Беларуси и России, тут полного единства у участников консультаций не было – в тексте заявлено «подавляющее большинство». Это самое большинство пришло к такому выводу, который можно назвать главным во всем заявлении: «Ни одному спортсмену нельзя препятствовать в участии в соревнованиях только из-за его паспорта, следовательно, нужно дополнительно изучить путь к допуску российских и беларусских спортсменов к соревнованиям». Также «консультанты» упомянули пример Югославии – мол, в 1992-м на нее были наложены аж санкции ООН, но 52 спортсмена от страны участвовали в летних ОИ того года как «независимые олимпийские участники».
В общем, через огромный пласт дополнительных слов-сомнений перед индивидуальными атлетами от Беларуси и России пробивается надежда на снятие международного бана – тем более «большинство» еще и «приветствовало и высоко оценило предложение Олимпийского совета Азии», где уже готовы пускать граждан стран-соагрессоров на свои соревнования вплоть до Азиатских игр.
Но для допуска, по мнению участников консультационных собраний, любому спортсмену нужно выполнить «строгие условия» – вот такие:
• участвовать в соревнованиях в нейтральном статусе, никоим образом не представлять свое государство или любую другую организацию своей страны;
• не иметь в биографии выступлений против миссии мира МОК через активную поддержку войны в Украине;
• полностью соблюдать Всемирный антидопинговый кодекс и все соответствующие антидопинговые правила и положения.
По всем пунктам «консультанты» предлагают отдельно проверять каждого из тех, кто будет претендовать на участие в международных турнирах, и в случае несоблюдения не допускать, выгонять и банить нарушителей.
В конце изложения указано также, что «подавляющее большинство на каждом из консультационных собраний просили МОК продолжить изучение вышеизложенной концепции посредством двусторонних консультаций» – что еще раз подчеркивает: пока ничего на 100% не решено.
В чем недостатки?
И все-таки публикация заключений «консультационных собраний» внутри заявления МОК говорит о том, что «международники», по меньшей мере, всерьез рассматривают указанные предложения. И тут возникает несколько вопросов.
Главный из них – как определить, «активно» ли спортсмен поддерживает войну. Это вообще самый тонкий момент во всем списке положений. Во-первых, он, как видится, легализует молчание по поводу действий российских оккупационных войск, ненавистное украинцам. Во-вторых, давно известно, что международные организации (а особенно МОК, который как может отбивается от «политики» и к ней периодически на всякий случай относит и гуманизм) в упор не замечают того, что нам кажется очевидным. Достаточно вспомнить, как осенью 2022-го Puma не увидела «спорных политических заявлений» от фаната режима Лукашенко Максима Недосекова.
Пустят ли Недосекова на международные соревнования? Для тех, кто следит за новостями «Трибуны», это невозможно: легкоатлет ерничал по поводу жертв войны в Украине, фактически признал, что готов воевать, если отправят, да и перманентно поддерживает режим (вот недавно снова сходил к Лукашенко на прием), который масштабно способствует российской агрессии. Но окажется ли это для МОК и его «консультантов» свидетельством «активной поддержки» войны?
Тут «международники» могут оценивать не по сути, а по форме высказываний – Недосеков же напрямую «да войне» не писал и даже заявляет, что «любой нормальный человек против». Да и вообще из адептов Лукашенко, кажется, никто не додумался в лоб одобрять действия российских оккупантов – только поддерживают режим, который этим действиям помогает. И если в итоге все придет к некому органу оценки активности, который просто будет задавать всем вопрос «А вы против войны?» – мы, к сожалению, не удивимся, если там решат, что из бана можно выпускать всех беларусских прорежимников.
Еще один вопрос – нужна ли Украине та солидарность, которую им предлагают, особенно если к ней прилагается обязанность соревноваться с теми, кто если не славят режимы Лукашенко и Путина, то точно зависят от них. Украинские спортсмены не раз заявляли, что лучшая солидарность – это тотальный бан представителей систем России и Беларуси, по крайней мере, до окончания войны.
Возмущена и международная организация «Спортсмены за Украину». «Становится все более очевидным, что Россия полностью контролирует МОК и его руководство. МОК разрешает использовать Игры для отмывания спорта. Возвращение российских и беларусских спортсменов на международные соревнования, особенно на Олимпийские игры 2024 года в Париже, российское государство использует для поддержки военных действий и отвлечения внимания от зверств в Украине. Цена российских и беларусских спортсменов меркнет по сравнению с теми зверствами, которые пережил каждый украинец», – заявили в организации, предложив всем спортсменам «поддержать украинских спортсменов в их призыве к МОК полностью отстранить Россию и Беларусь от ОИ-2024».
Вторил и президент Украины Владимир Зеленский – 24 января он заявил, что «спортсменам из РФ не место на Олимпиаде в Париже», в разговоре с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который ранее хотел видеть на Играх-2024 «представителей всех стран, в том числе и тех, которые находятся в состоянии войны». Однако в свежем заявлении МОК есть будто бы ответ – там «большинство участников консультационных собраний», помимо прочего, заявили, что «правительства не должны решать, какие спортсмены могут участвовать в каких соревнованиях, а какие нет».