Помните, как в Мозырь приезжал «лучший вратарь мира»? Удивлял бросками, играл со священником, но не спас от вылета
А Пунтус очень верил.
В 2024-м в «Славии» неспокойно: главный тренер Иван Биончик зол – игроки не оправдывают его ожиданий.
Впрочем, в свое время в «Славии» не заиграл и человек, которого его предыдущий тренер считал лучшим вратарем мира. А еще Исса Ндойе остается единственным африканским кипером в истории высшей лиги. Вот что он показал в Мозыре и где сейчас.
Якобы интересовал «ПСЖ»
Карьера сенегальца Ндойе в своем начале была весьма перспективной. Худой и подвижный с ростом в 202 сантиметра вратарь в 16 лет оказался в сильнейшем клубе своей страны «Жанне д’Арк». В 2005-м, когда футболисту было 18, он уехал в иранский «Зоб Ахан», там на втором году выступлений стал основным вратарем. В 2007-м Ндойе дебютировал за сборную Сенегала – сыграл второй тайм в спарринге против Марокко (0:3), пропустив два мяча. В 2008-м оказался в заявке на Кубок африканских наций, но все матчи просидел на скамейке.
В сезоне-2008/09 «Зоб Ахан» с Ндойе в воротах провел успешный сезон – середняк взял серебро (только по дополнительным показателям упустил золото) и выиграл Кубок страны. По словам голкипера, после этого он имел приглашения от французских «ПСЖ» и «Ренна», а также турецкого «Сивасспора» и чешской «Славии».
В украинском клубе выглядел «лучшим вратарем мира», а потом отсудил сотни тысяч евро
В реальности летом 2009-го Ндойе оказался совсем не во Франции, а в Украине. За год до того кипер проходил просмотр в местных «Металлисте» и «Волыни», но в «Зоб Ахане» хотели немалых денег, и трансфер не состоялся. А летом 2009-го «Металлист» после еще одного просмотра не стал приглашать Ндойе даже свободным агентом. «Волынь» же взяла вратаря.
Так сенегалец оказался в Д2 Украины и в распоряжении Виталия Кварцяного – тогда тренера «Луцка», который славился своими яркими пресс-конференциями. Сезон-2009/10 «Волынь» закончила второй и взяла путевку в УПЛ, а Ндойе пропустил 19 мячей в 27 матчах, оформив 13 «сухарей». Болельщикам вратарь полюбился за периодические попытки забить со своей половины поля, которые реально напрягали визави.
Кварцяному Ндойе нравился в комплексе – да так сильно, что однажды тренер на вопрос журналиста о кипере ответил: «Это лучший вратарь мира! Я вполне серьезно. Вот помянешь мое слово – через пару лет Исса будет играть в великом клубе».
Однако на уровне УПЛ стали хорошо видны слабости сенегальца, который после уверенных матчей мог получить по четыре-пять мячей за игру. В итоге в УПЛ-2010/11 Ндойе провел всего 12 матчей, в которых пропустил 20 мячей.
После сезона вратарь улетел домой в Сенегал, откуда отказался возвращаться – прислал в клуб письмо, что там задолжали зарплату и подъемные на 300 тысяч долларов, потому контракт Ндойе считает расторгнутым. «Волынь» так не считала и даже добилась бана вратаря в украинском футболе на полгода за неявку. Кипер же подал иск в палату ФИФА по разрешению споров, где в ноябре 2012-го постановили, что «Волынь» должна вратарю не только указанную сумму, но и дополнительный штраф в 500 тысяч долларов за ее невыплату. Клуб подал апелляцию в Спортивный арбитражный суд, но там не впечатлили аргументы о том, что игроку в устной форме обещали все выплатить после возвращения летом 2011-го. Впрочем, встречный иск Ндойе об увеличении суммы компенсации тоже отклонили.
«Волынь» не спешила выплачивать голкиперу деньги, были и долги перед другими игроками – из-за всего этого в сезоне-2015/16 команду лишили 18 очков в УПЛ. После этого клуб все-таки начал думать о возвращении средств – потом говорили, что с Ндойе «сторговались» на сумму в примерно 600 тысяч евро.
Был очень желанным для Пунтуса
Летом 2012-го Ндойе неожиданно подписался с немецким «Гройтер Фюртом», который вышел в Бундеслигу. Как говорил тренер клуба Михаэль Бюскенс, «теперь Исса знает, что у него есть стабильный контракт, и он может прокормить свою семью». При этом за сезон Ндойе ни разу не попал даже в заявку команды на матч. После этого перешел в «Кретей» из французского Д2, где сыграл 14 матчей, потом объявился в иранском «Тракторе», где провел четыре матча – и с лета 2015-го вообще не участвовал в официальных встречах.
В начале 2017-го появилась информация, что кипер и его младший брат, защитник Биран Ндойе, должны приехать на просмотр в «Славию». Ндойе-младший прибыл в Мозырь посредине предсезонки и вскоре заключил контракт. Но тогдашний тренер команды Юрий Пунтус очень ждал именно «лучшего голкипера мира» – помнил вратаря по спаррингам с «Волынью» и верил в его мастерство.
«Вообще беда. Его последний клуб, иранский. По его словам, в этой стране Новый год и они пять дней отдыхают. Мы с трудом сделали все от нас зависящие документы, подняв всех и вся на уши, а простого документа из Ирана не получили», – сетовал Пунтус.
И все-таки за неделю до старта «вышки» Ндойе-старший появился в «Славии» – и через несколько дней уже был с контрактом.
Ндойе быстро стал основным выбором Пунтуса в воротах и до поры если и пропускал матчи, то только из-за повреждений. Игра была нестабильной – Ндойе нередко выручал команду, отразил два пенальти, но, например, поражение от минского «Динамо» (0:2) началось с ошибки кипера (отметка 0:38).
Плюсом Ндойе был дальний ввод мяча руками на чужую половину поля – не каждый футболист отдаст такую передачу ногой. Этот вратарский скилл, который сенегальцу прокачали в Иране, позволял «Славии» выходить в быстрые атаки, после которых команда за сезон забила несколько мячей.
В сентябре 2017-го «Славия» в 22-м туре ЧБ пропустила три безответных мяча от «Шахтера», после чего Ндойе уступил место в старте Родиону Сямуку. А в ноябре сенегалец получил травму колена, из-за которой сделали операцию в Минске. Впрочем, с другим вратарем «Славия» так и осталась предпоследней в таблице и вылетела в Д2, где легионерам играть нельзя. Так карьера Ндойе в команде закончилась на отметке в 17 поединков в высшей лиге, в которых африканец оформил пять «сухарей» и пропустил 24 раза.
Сыграл за команду священника
С адаптацией в Беларуси у Ндойе больших проблем не было – он украинских времен неплохо говорил по-русски. А в июне 2017-го в ответ на просьбу телеканала «Мозырь» об интервью сам предложил задавать вопросы на русском – и в подводке ведущий Евгений Монархович выдал, что это якобы «показатель уважения со стороны сенегальского голкипера к культуре Беларуси, где большинство граждан говорят на языке Пушкина, Толстого и Достоевского». После того, как этот нелепый вывод разлетелись по беларусским СМИ, телеканал спешно удалил выпуск из сети.
А в июле 2017-го Ндойе принял приглашение поиграть с любителями – за команду священника Сергия Капитана против соперников из деревни Куритичи недалеко от Мозыря. Перед началом матча в церкви «Нечаянная радость» провели молебен, в котором участвовал футболист.
Сейчас тренирует детей
Через полгода после «Славии» вратарь объявился в составе «Мюлуза» из французского Д5, где много играл и помог клубу пробиться лигой выше – впрочем, потом вылетел с ним обратно. За команду кипер выступал до конца сезона-2021/22, после чего завершил карьеру в возрасте 36 лет.
В «Мюлузе» Ндойе начал тренировать – параллельно с игровой карьерой работал с вратарями в команде U-19. А после расставания с клубом стал тренером в системе «Парижа» и до сих пор работает там с детьми, имея уже тренерскую лицензию В от УЕФА.