Всего три команды в Европе у нашего футбола было очень давно – вот кто тогда играл и как жила Беларусь
Год допинга Салея и игнора судов от Лукашенко.
В сезоне-2026/27 от Беларуси в футбольных еврокубках сыграет только три команды. Много лет путевок было четыре, но теперь не получилось выполнить, казалось бы, простое условие для этого – попасть в топ-50 ассоциаций из всего 55 в рейтинге УЕФА. Он пятилетний – так что наложились провальные выступления в 2021-м и 2022-м да просто плохие в 2020-м, 2023-м и 2024-м. Спасти ситуацию могло только «Динамо» в группе Лиги конференций – но за 14 матчей нынешнего еврокубкового сезона команда добыла лишь 4 победы и 1 ничью, чего оказалось мало. Беларусь осталась 52-й.
Дело может затянуться – в рейтинге, который определяет квоты на сезон-2027/28, Беларусь пока тоже 52-я. Это значит, что в 2025-м еще пока четыре команды из ЧБ должны будут пытаться обогнать хотя бы две ассоциации плюс не дать себя догнать двум другим (у Сан-Марино с самого дна шансов все-таки не прослеживается). Но в целом в следующем году достаточно просто совсем уж не провалиться, а показать себя хотя бы на уровне 2024-го (напомним, это на всех 5 побед да 3 ничьих). Потом «сгорит» отвратительный результат за 2021-й, и в 2026-м трем беларусским клубам будет полегче с помощью просто непозорного выступления вернуть норму в четыре путевки на сезон-2028/29, что по нынешним меркам выглядит неплохой перспективой.
Пока же белфутбол вернул себя в древние времена – в предыдущий раз только три команды в еврокубках представляли страну аж в 1995-м. Рассказываем, почему потом стало больше и как жила Беларусь в том году.
Начнем с футбольных раскладов. Независимая беларусская федерация из-за нерасторопности стала членом УЕФА с некоторой задержкой, потому клубы от Беларуси как отдельной ассоциации впервые поучаствовали в еврокубках в 1993-м. Путевок было только две. Минское «Динамо» с золотом ЧБ отправилось в Лигу чемпионов – в ней тогда играли реально только чемпионы 42 ассоциаций, причем 20 стартовали с предварительного раунда на вылет, а динамовцев поставили в первый раунд – как и «Милан», «Барселону», «Манчестер Юнайтед» и «Вердер» (чемпионы Германии и попались минчанам, итог – 5:2, 1:1 в пользу бременцев). «Неман» как обладатель Кубка Беларуси попал в аналогичный специальный турнир – Кубок обладателей кубков (КОК). Там стартовал с первого раунда, заплутал в горах по дороге на автобусе к швейцарскому «Лугано» и влетел 0:5. В ответном матче была победа 2:1, но дальше прошли швейцарцы – на «Реал».
В 1994-м в ЛЧ пустили только чемпионов 24 сильнейших ассоциаций. «Динамо» отправилось в Кубок УЕФА (прошло мальтийский «Хибернианс», проиграло «Лацио»), а «Фандок» с Кубком Беларуси – в КОК (в первом матче разгромили «Тирану» 4:1, а в ответном проиграли 0:3 и вылетели).
В 1995-м УЕФА взял под свою эгиду Кубок Интертото (КИ) – летний товарищеский турнир, поддерживаемый букмекерами, где мерились силами те, кто не попадали в более сильные еврокубки. С того года турнир стал не только возможностью получить международный опыт – там разыгрывалось пару путевок в Кубок УЕФА. Беларусской федерации пришлось называть команду, которую пошлют в КИ, посреди текущего чемпионата страны – выбрали «Днепр» (хотя он в 1994-м стал только четвертым в ЧБ).
В итоге в еврокубках сыграли могилевчане, а также «Динамо» (как в очередной раз чемпион) в Кубке УЕФА и «Динамо-93» (победитель Кубка-1994/95) в КОК. Последние сразу вылетели от норвежского «Мельде» (1:1, 1:2, два мяча забил будущий форвард «МЮ» Уле Гуннар Сульшер), «Динамо» прошло румынскую «Университатю» и румынскую «Аустрию», но опять запнулось о «Вердер», а «Днепр» в группе выиграл у югославского «Бечея», сыграл вничью с польской «Погонью» (3:3) и французским «Канном» (2:2), но уступил румынского «Фарулу» (0:2) и дальше не прошел.
В 1996-м УЕФА дала всем европейским федерациям по еще одном месту в Кубке УЕФА – и так у Беларуси стало четыре путевки: две туда, одна в КОК и одна в КИ. А с 1997-го чемпионов всех ассоциаций пустили хотя бы в отбор ЛЧ – теперь у Беларуси было по одному месту в каждом из четырех турниров УЕФА. В 1999-м КОК упразднили с переформатированием Кубка УЕФА – теперь Беларусь имела там два места, плюс одно в ЛЧ, а конкретно в том году дали сразу два слота в КИ, так что от нашей страны разово поучаствовали в еврокубках целых пять команд. Еще один раз пять клубов от Беларуси поехали в Европу в 2001-м – на этот раз плюс место было в Кубке УЕФА за попадание в топ-3 наименее грубых на поле ассоциаций.
Далее ситуация зафиксировалась на таком раскладе: одно место в ЛЧ, два в Кубке УЕФА, одно в КИ. С 2009-го Интертото отменили, а Кубок УЕФА превратился в Лигу Европы – с тех пор были одна путевка в ЛЧ и три в ЛЕ. Наконец, в 2021-м с очередной реформой добавили Лигу конференций – и Беларусь имела одну позицию в ЛЧ и три в ЛК. И вот в 2026-м на это не хватит рейтинга.
А теперь вернемся в 1995-й и посмотрим, какой тогда была Беларусь.
Александр Лукашенко начал по полной разворачиваться как будущий диктатор. В частности, де-факто ввел цензуру – госСМИ стали исключительно восхвалять Лукашенко, а некоторые неугодные ему газеты просто отказались печатать. В 1995-м еще был независимый Конституционный суд – и он признал незаконными два действия Лукашенко: снятие с поста главного редактора государственной, но недостаточно хвалебной «Народной газеты» Иосифа Середича, а также создание из Белтелерадиокомпании одновременно «центральный орган государственного управления». Был, к слову, и спортивный момент: по статье уволили ректора нынешнего БГУФК Виктора Соколова (по слухам, из-за настойчивых требований от Лукашенко) – он пошел в суд, который велел восстановить в должности. Но Лукашенко к тому моменту уже заручился поддержкой «силовиков» – и просто наплевал на все судебные решения, а Соколова взял и уволил второй раз уже непосредственно своим указом.
Также Лукашенко придумал «референдум», чтобы утвердить русский язык государственным, лишить статуса государственных бело-красно-белый флаг и «Пагоню», заменив на подобие символики БССР, присвоить себе возможность распускать парламент и пойти на интеграцию с Россией. Все это, согласно Конституции, нельзя было решать на референдуме, но Лукашенко снова было плевать – одна загвоздка, что проведение должен был утвердить парламент. Этот вопрос рассматривали 11 апреля 1995-го – и 19 оппозиционных депутатов просто во время заседания объявили голодовку, сев просто на пол.
Остальные депутаты впечатлились и за референдум не проголосовали, а оппозиционеры решили остаться в здании парламента. Тогда Лукашенко просто ввел туда несколько сотен «силовиков», которые силой вытащили депутатов на улицу, по дороге зверски избив. На следующий день можно было объявлять Лукашенко импичмент – но остальные депутаты, очевидно, подумали о том, что тогда и им не поздоровится. В итоге референдум был утвержден.
Антиконституционное «голосование» было проведено 14 мая 1995-го и совмещено с парламентскими выборами. И вот чудеса: на большинстве участков выборы признали несостоявшимися из-за низкой явки – а вот референдум с аналогичными требованиями якобы везде прошел без вопросов. Режимный «ЦИК» отчитался, якобы все пожелания Лукашенко удовлетворены. Сразу после этого, по легенде, управляющий делами Лукашенко Иван Титенков залез на крышу дома правительства, сорвал БЧБ-флаг и порезал на куски.
26 мая того же года Лукашенко радостно принял в Беларуси делегацию из России и с ее президентом Борисом Ельциным подписал договор, который фактически отменял границу между странами. В тот же день Лукашенко лично поехал на границу и символически убрал оттуда шлагбаум, сказав о «ликвидации последних осколков искусственно созданного недоразумения». От этого дня вполне можно отсчитывать крах возможного пути Беларуси в Европу – страна полностью развернулась на Россию за скидки на энергоресурсы, которые не забыли «выбить» в соглашении.
В августе 1995-го в Гомеле и Минске по финансовым причинам случилась забастовка работников транспорта. Дошло до того, что остановилось метро – машинисты массово присоединились к забастовке из-за задержек по зарплате. Система заявила, что может компенсировать это деньгами, которые заберет у пенсионеров и врачей – не у «силовиков» же урезать, действительно. И да, без последних не обошлось – они ходили по квартирам участников забастовки и угрожали им, а на тех, кто бастовал на территории метрополитена, наставили оружие, вынудив уйти. В итоге тех, кто не сдался, уволили, машинистов выписали из Москвы и сняли с электричек (последних переучивали за пару дней), и метро заработало. Заодно Лукашенко запретил профсоюз, который устроил забастовку – Конституционный суд дважды отменял запрет с прежним успехом.
Тем временем очень плохо было беларусской экономике. Хотя это виделось даже успехом, ведь в 1994 году инфляция составила космические 1960%, а в 1995-м – «всего-то» 244%. Средняя зарплата даже в Минске составляла менее 100 долларов, установленная государством минимальная – пять долларов (это не ошибка), а цены постоянно росли. Режим для простоты напечатал в 1995-м купюру в 50 тысяч рублей (как оказалось позже, это далеко не предел), банки обещали по депозитам от 270% годовых (и особо ничем не рисковали), а «Прессбол» сообщал об убытках в 100 миллионов рублей (в районе 9,5 тысячи долларов) и удорожании газеты в киосках в шесть раз.
Весной 1995-го Лукашенко подписал новый закон о госнаградах, которые включали и звания заслуженного мастера спорта Беларуси и заслуженного тренера Беларуси. Им полагалась единовременная выплата в 10 минимальных зарплат – на тот момент чуть больше 50 долларов. Но и то ладно – до этого ЗМС и ЗТР получали еще «советскую» ежемесячную доплату в 60 рублей, которые в СССР были неплохой суммой, а в Беларуси к тому времени превратились в половинку не доллара, а цента.
Матч минского «Динамо» с «Аустрией», 1995 год
Что касается непосредственно спорта, в Беларуси в 1995-м закончились сразу два футбольных чемпионата – федерация решила вернуться на систему «весна-осень», потому после ЧБ-1994/95 сразу последовал однокруговой ЧБ-1995. С 1996-го и по сей день турниры проходят в несколько кругов, но в рамках одного года.
В конце того года «Прессбол» отмечал как важные несколько событий. Сенсацией года назвали памятную победу футбольной сборной Беларуси над сильными Нидерландами – 1:0 с голом Сергея Герасимца.
Командой года для издания стало минское «Динамо», которое взяло оба чемпионства и прошло два раунда в Кубке УЕФА. Лучшим футболистом 1995-го в Беларуси стал игрок команды Валентин Белькевич.
Выход хоккейной сборной из Д3 в Д2 на ЧМ засветился в рубрике «Скандал года» – из-за избиения хоккеистов ОМОНом в Болгарии, где проходил турнир. Тогда же на допинге попался Руслан Салей, что вынудило его уехать в Америку – получилось как нельзя лучше.
Отмечали и девятое место гандбольной сборной на чемпионате мира (в следующий раз просто вышли туда в этом виде только в 2013-м, а итоговая позиция поныне лучшая в истории). Но самым большим успехом объявили второе место по медалям в общекомандном зачете на еще одном ЧМ – по легкой атлетике (2 золота, 3 серебра, 2 бронзы). Заодно спортсменом года газета объявила чемпионку-копьеметательницу Наталью Шиколенко. А вот вообще все международные медали того года в олимпийских видах.