Запрещенный беларус попал в клуб, вокруг которого сплелись война, террорист из Чечни и легенда о жутком футболе
Мог бы играть за «Молодечно», но...
Сезон-2024 беларусский вратарь Роман Степанов провел, помогая «Молодечно» стать чемпионом Д2. И собирался играть с клубом в элите – но получил режимный бан за неугодность.
Впрочем, 33-летний кипер вскоре нашел клуб за рубежом – и 1 марта дебютировал за него: в 1-м туре чемпионата Грузии сделал 8 сэйвов, но не спас аутсайдера «Гагру» от домашнего поражения от вице-чемпиона «Торпедо» Кутаиси (1:2). После четырех туров (во всех Степанов был основным) команда идет на последнем месте. Беларус пропустил шесть мячей при одной игре на ноль.
Базируется «Гагра» в Тбилиси – но названа в честь совсем другого города, где играть грузинские команды давно не могут, из региона со сложной судьбой и кошмарной легендой, связанной с футболом. Расскажем об этом подробнее.
Гагра – ныне 12-тысячный курортный город в Абхазии, регионе на западном берегу Черного моря. Когда-то он принадлежал даже к Римской империи. Потом было Абхазское царство, пять веков в составе Грузинского царства, Абхазское княжество, которое платило дань Османской империи и устраивало против нее восстания, переход в начале XIX века в состав Российской империи, которая несколько десятилетий фактически не контролировала область, но потом, закончив войны с турками, окончательно установила свою власть и даже начала обустраивать курорты.
После Первой мировой войны Абхазия ненадолго вошла в состав Демократической республики Сакартвело (то есть независимой Грузии), которую уже через три года ликвидировали силами войск РСФСР (которая нарушила свой же договор о признании). В 1921-м Абхазия стала «социалистической республикой», которая вскоре «объединилась» с Грузией и вошла в ЗСФСР (объединение современных Грузии, Армении и Азербайджана), а та в конце 1922-го стала одной из учредительниц СССР. Потом были административные реорганизации в 1931-м и 1936-м – так появилась Абхазская АССР в составе Грузинской ССР. В советский период Абхазия была частью «всесоюзной здравницы» черноморского побережья, а Гагра оставалась популярным внутри СССР курортом (что понятно, например, по телефонному звонку «Галочке» в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»).
В конце 1980-х на фоне «перестройки» и «гласности» в куче конфликтных точек СССР, который пытался объединить под своей властью и исторических врагов, вспыхнули конфликты. К 1989 году стало понятно, что Грузия готовится выйти из СССР – и забрать с собой Абхазию (как и другие внутренние регионы с автономией) как обычную область. Претензии подкреплялись тем, что за советский период в Абхазию шла активная миграция, и 93 тысячи абхазов в регионе составляли только 18% населения, немногим больше, чем армяне и русские (примерно по 14%), а грузин было 45% – 239 тысяч. Вот только абхазы «растворяться» в Грузии не желали – это подкрепилось 30-тысячным «народным сходом» в марте 1989-го с предложением отделиться, по крайней мере, в самостоятельную советскую республику. А в августе 1990-го, после некоторых локальных столкновений, абхазские депутаты утвердили декларацию о суверенитете.
В марте 1991-го прошел референдум о сохранении СССР – грузины его бойкотировали, а другие народности Абхазии практически полностью выдали положительный ответ. Зеркальная ситуация произошла пару недель спустя на референдуме о независимости Грузии – причем по лекалам республики 1918 года, без автономий. В итоге напряженная ситуация и ввод грузинских войск в Абхазию вылились в настоящую войну, которая началась в августе 1992-го. Поначалу грузинские силы побеждали, и 3 сентября в Москве подписали перемирие, по большому счету, с капитуляцией абхазцев.
Но на деле абхазцы не смирились, а выждали – и получили подкрепление в виде «добровольческих отрядов» с Северного Кавказа, в частности, из Чечни, которая тогда отказалась подчиняться России. С началом октября абхазские силы пошли в наступление – и начали с Гагры, дальнего от центральной Грузии и связующего с Россией района. Через несколько дней он был захвачен, а в Гагру вошли отряды под командованием чеченца Шамиля Басаева. Далее тот станет «замминистра обороны» сепаратистских властей и поможет им к осени 1993-го занять почти полную территорию Абхазии со всеми главными городами. Грузия, у которой в это время произошел госпереворот и гражданская война между сторонниками прежнего и нового президентов, сопротивляться не смогла, а Россия помогать вроде как союзнику не захотела. Мирных жителей – грузин новые порядки в Абхазии поставили в бедственное положение: по различным оценкам, около 5 тысяч были убиты в результате «этнических чисток», более 200 тысяч вынуждены были бежать, бросив дома и имущество.
Басаев получил от победителей медаль «Героя Абхазии», а потом вернулся в Чечню и стал террористом №1 в России – лично руководил вторжениями в города, организовывал подрывы и массовые взятия заложников. Но уже во время войны в Абхазии отряды Басаева отличались крайней жестокостью. И первый пример был в захваченной в октябре 1992-го Гагре. По грузинским оценкам, «басаевцы» убили более 400 человек, которых пытали, расстреливали и вешали. А одна из жутких легенд гласит, что отряды Басаева согнали толпу грузин на стадион в Гагре, казнили и использовали головы для игры в футбол. Потом об этом как о факте заявлял российский диктатор Владимир Путин. Впрочем, доказательств этого эпизода не существует. Что правда, Басаев любил футбол и даже возглавлял его федерацию в мятежной Чечне.
В 1993-94 годах под эгидой ООН провели переговоры о перемирии между абхазскими силами и Грузией, которые завершились в Москве очередным договором о прекращении огня. Абхазские фактические власти после этого провозгласили Абхазию независимой, но этого вообще никто в мире не признал. Фактически контроль абхазских сил держался на негласной помощи от России и «миротворческой миссии СНГ» (фактически российских войсках). В 1998-м еще вспыхнули сражения в одном из районов, куда вернулись десятки тысяч грузин – но были вынуждены снова бежать, потому что абхазские силы довольно быстро подавили «партизан», а в «наказание» стали жечь все грузинские дома подряд.
В 2006-м Грузия заняла небольшую часть Абхазии, а в августе 2008-го решила войти в другой неподконтрольный регион – Южную Осетию. Но там появились российские войска и отбили наступление, а абхазские силы, пользуясь ситуацией, заняли территорию Абхазии полностью. Вскоре Россия официально признала Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, Грузия же заявила о российской оккупации своих территорий. С тех пор два указанных региона держатся на российской поддержке, Абхазия – еще и на российских туристах. Впрочем, свежие новости оттуда – о протестах и появлении протурецких сил, которые стали бороться за фактическую власть в регионе.
А что в Абхазии с футболом? В советское время флагманом было «Динамо» Сухуми, которое в 1990-м дебютировало в советском Д2. В том же году прошел первый чемпионат Грузии по футболу, куда попали несколько команд из Абхазии. Сильнейшей была «Цхуми» из того же Сухуми, куда массово ушли грузинские игроки «Динамо». В сезоне-1991/92 «Цхуми» стал вице-чемпионом Грузии. Вскоре после начала следующего сезона в Абхазии пошла война, и две другие команды снялись после нескольких встреч, а «Цхуми» (Сухуми абхазцы заняли далеко не сразу) смог с трудом доиграть, заняв последнее место. Из-за расширения лиги команду оставили в Д1, да и другие абхазские команды получили право вернуться – но, сыграв 5-7 встреч сезона-1993/94, окончательно исчезли из грузинского футбола. Далее там пытались восстановить прежние команды на подконтрольных Грузии территориях – тот же «Цхуми» в XXI веке играл в низших лигах, а в 2005-м решением футбольной федерации Грузии в Д1 включили «Динамо-Сухуми» (играл в Тбилиси, стал предпоследним, после чего вернулся в Д5, откуда его и поднимали).
C 1994-го в Абхазии проводят свой футбольный чемпионат. Сильнейшая команда – «Нарт» из Сухуми, в 2024-м взяла золото в 15-й раз. Второй же стала «Гагра» из одноименного города, четырехкратный чемпион Абхазии. Команда играет на городском стадионе имени Даура Ахвледиани – он в 1990-91 играл за сухумское «Динамо» в советском Д2, потом перешел в «Уралан» из российского Д2, а из него ушел воевать за абхазские силы, причем после сражения за Гагру и еще нескольких возвращался в клуб и играл по несколько матчей. Остановила его карьеру гибель в боях под Сухуми в сентябре 1993-го в возрасте 28 лет.
«Гагра» же, где теперь играет беларус Степанов, основана в 2004-м в Тбилиси. У истоков стояли экс-футболист сборной Грузии, уроженец Гагры Георгий Чихрадзе и его родственник Бесо Чихрадзе, который занимался бизнесом в Украине, а параллельно смог стать футбольным агентом. Как говорили основатели, «всегда предполагалось, что клуб переедет в Гагру, но такой возможности так и не представилось». К слову, Георгий Чихрадзе верит, что в 1992-м на его Родине играли в футбол головами.
Уже в 2008-м «Гагра» вышла в Д1 Грузии, но через два сезона вылетела. Зато в 2011-м выиграла и Д2, и Кубок Грузии, поучаствовав в отборе ЛЕ (проиграла 0:3 «Анортосису» на Кипре, но в Грузии выиграла 2:0, заставив соперников понервничать). Правда, в 2012-м опять выбыла из элиты – и провела там почти 10 лет. Причем в 2020-м снова выиграла Кубок и как команда Д2 в 2021-м поучаствовали в отборе Лиги конференций (0:1, 1:1 с черногорской «Сутьеской»). С 2022-го держатся в Д1 – правда, в двух сезонах пришлось играть стыковые матчи, но «Гагра» справилась. А посты в соцсети клуб обычно дублирует и на грузинском, и на абхазском языках – например, так сделана свежая запись с видео сэйвов Степанова, подпись гласит, что ворота «в надежных руках».
Остается отметить, что белфутбол и Гагра связаны в топ-моменте: из этого города родом защитник Анри Хагуш, который летом 2006-го перешел в БАТЭ, а в 2008-м полностью отыграл все матчи отбора Лиги чемпионов, когда борисовчане первыми в белфутболе прорвались в группу главного еврокубка. Там Хагуш провел еще пять встреч (в первой, с «Реалом», получил красную, потому пропустил 2:2 с «Ювентусом»), параллельно заработал очередное золото ЧБ – и уехал в Россию.
В начале 2013-го Хагуш вернулся в Беларусь, подписав контракт с «Торпедо-БелАЗ», но из-за травмы за год сыграл только 10 встреч. А в январе 2014-го снова объявился в БАТЭ – и опять помог команде и стать чемпионом, и выйти в группу ЛЧ (правда, там было 0:6 от «Порту» и 0:7 и 0:5 от донецкого «Шахтера», во втором матче с которым Хагуша удалили). В конце 2014-го Хагуш уехал в российский «Арсенал» из Тулы – а в июне 2016-го сыграл за сборную Абхазию, причем с капитанской повязкой, на ConIFA World Football Cup – так называемом чемпионате мира непризнанных государств. Турнир, собственно, проходил в Абхазии, которая и выиграла, в финале одолев сборную Пенджаба (регион, разделенный между Индией и Пакистаном, где в XVIII-XIX вв. существовало государство сикхов).
В «Арсенале» же экс-футболист БАТЭ играл до 2020-го, потом стал членом тренерского штаба. В середине 2022-го клуб вылетел из РПЛ и сменил коучей – с тех пор о новом месте работы Хагуша не слышно. В 2024-м он регулярно постил в соцсетях фото Объединенных Арабских Эмиратов.