Говорят, Россию могут добавить к Беларуси в отборе ЧМ-2026 – правда, что ли? А почему именно в группу с нашей страной?
По крайне мере, на один вопрос ответ простой.
Пока в США пытаются заключить с Украиной убыточную для нее сделку, заявляя, что это якобы остановит военную агрессию России, в западной прессе появляются сигналы о том, что ФИФА и УЕФА хотят вернуть три года как забаненную Россию в большой футбол. 25 февраля немецкое издание Sportsсhau заявило, что международные организации «открывают двери» для страны-агрессора, и предположило, что ее сборная может сыграть уже в отборе к ЧМ-2026. А 8 марта швейцарский портал zueriunterland24.ch со ссылкой на местную крупную газету Schweiz am Wochenende сообщил, что глава ФИФА Джанни Инфантино (чья штаб-квартира находится в Швейцарии) «хочет расчистить путь для возвращения России на крупные турниры» и обсуждает внутри организации добавление этой сборной в квалификацию ближайшего мундиаля.
При этом оба источника уверяют: единственный вариант тут – добавить сборную России в группу с Беларусью. Так ли это и насколько это вообще реально? Давайте разбираться.
Россию правда могут добавить только в группу к Беларуси?
Логика вывода тут ясна. Жеребьевка европейского отбора к ЧМ уже проведена – сформированы 12 групп, в половине из них по четыре команды, в другой половине по пять. Понятно, что при теоретическом добавлении новой сборной не будут делать в какой-то группе шесть команд – значит, надо рассматривать только нынешние квартеты.
Там вмешиваются дополнительные факторы. В четырех из шести групп с четырьмя командами должны сыграть лучшие сборные текущего розыгрыша Лиги наций, которые в конце марта выиграют четвертьфиналы, а в начале июня проведут решающие матчи за трофей. Все эти даты заняты и под проведение отборочных матчей к ЧМ – но потом есть еще шесть слотов осенью, в которые занятые весной и летом топовые сборные проведут все встречи квалификации. Добавлять в их группы еще одну команду – не вариант, дополнительные матчи просто некуда поставить.
Остается еще два квартета. Состав группы B – Швейцария, Швеция, Словения, Косово. Но тут журналисты учитывают, что в 2019-м УЕФА определил, что Косово и Россия не должны попадать в одну группу из-за «опасений по поводу безопасности проведения матчей». Тогда это было понятным решением: Косово – частично признанное государство, Россия (как и еще десятки стран) считает эту территорию частью Сербии, и российские фанаты это многократно подчеркивали баннерами и кричалками на стадионах.
Следовательно, остается только группа С. Там должны сыграть Беларусь, Греция, Шотландия, а также Португалия или Дания – кто уступит в очном четвертьфинале ЛН, тот и попадет в квартет. Пока все матчи в этой группе запланированы на осень – а значит, Россию можно добавить, расширив календарь на июнь. Более того, Россия с Беларусью и так уже договорились сыграть 10 июня – разве что матч надо будет перенести на нейтральное поле из Минска, где в соревнованиях УЕФА сейчас играть запрещено.
А это вообще реально?
В теории все реально, а вот на практике неизбежно возникают большие-большие проблемы. Особенно с учетом того, что это футбол – самый популярный вид спорта что в мире, что в Европе. Значит, ситуация привлечет массовое внимание и станет максимально принципиальной для многих стран.
Начальный момент – нынешние инсайды говорят, что даже для попытки возвращения России нужно сначала хотя бы соглашение о прекращении огня в Украине, если не мирный договор. И, как мы можем понять, документ должен быть подписан до июня, чтобы в УЕФА успели поменять календарь для потенциальной группы с Россией. А в наступление успеха дипломатии за 2,5 месяца верится с большим трудом. И в первую очередь не из-за Украины, где не без оснований считают предлагаемые ей сейчас из Америки условия кабальными и практически капитуляционными, а из-за России – все тамошние элиты, начиная с диктатора Владимира Путина, уперлись в мантру «свое не отдадим», а якобы «своими» при этом считают не только непосредственно захваченные территории Украины, но и те, где нога российского оккупанта еще не ступала (или была вырвана с корнем). И вряд ли даже президент США Дональд Трамп со своими бизнес-подходами и попытками давления на обе страны сможет перебить упорство россиян – а украинцы на такие условия точно не согласны.
Еще один пункт: пресловутая «безопасность» встреч с Россией теперь под огромным вопросом далеко не только в случае с Косово. Нет никаких гарантий, что даже при условии прекращения войны все европейские страны тут же согласятся играть с российскими соперниками, тем более принимать их на своей территории.
Более чем реальны и бойкоты. Взять ту же группу с нашей страной. Функционер из футбольного союза Дании, которая рискует там оказаться, недавно напрямую заявил, что его организация не приемлет матчей с Россией (да и Беларусь хотела бы отстранить). Там точно есть Шотландия – часть Великобритании, которая недавно очень просила даже с Беларусью не играть в Северной Ирландии.
А еще Россия в случае участия может стать второй в группе и попасть в плей-офф за выход на ЧМ. Из-за теоретического пересечения с кем-то из большого массива вариантов УЕФА рискует превентивным массовым бойкотом – такой уже получили осенью 2023-го: тогда организация сперва объявила о возвращении российских сборных U-17, но 10 стран (в том числе Дания) сразу же публично отказались играть с такими соперниками. УЕФА очень быстро объявил, что отказывается от идеи. Недавно словенский глава союза Александер Чеферин сказал, что тогда якобы «все [федерации] отступили, заявив: «Мы бы поддержали эту идею, но правительства нам не позволят».
Ну а если теперь УЕФА и ФИФА упрутся?
Слева – Путин с Чеферином, справа – с Инфантино
Принципиальность «международников» в деле возвращения России была бы удивительной на фоне предыдущих попыток, но, опять же, все возможно. Если на то пойдет, наверняка УЕФА потребует того же, что у Беларуси – игр на нейтральных полях. И что их России предоставят те же доноры, Венгрия, Сербия или Азербайджан, сомнений нет.
Что УЕФА может карать техническими поражениями за отказ играть по соображениям совести, мы уже знаем – на беларусском примере. В мае 2024-го женская сборная Литвы (которую не стали «разводить» с Беларусью, несмотря на большую напряженность при обсуждении потенциальных стыков в ЛН) получила дважды по 0:3, когда тамошняя федерация проявила гражданскую позицию.
Возможно, кто-то в таком раскладе подчинится и сыграет с Россией, но не захочет это делать на своей территории. И тут решение мы уже видели – в 2022-м Словакия принимала Беларусь в ЛН в Сербии, а женская сборная Чехии играл с беларусскими соперницами в кипрской Ларнаке.
Если Россия каким-то образом все-таки выйдет на ЧМ-2026, то основную его часть принимает США, где президентом к тому моменту все еще должен оставаться достаточно лояльный Трамп – больших препятствий по логистике не видно. Разве что кто-то из соперников все-таки рискнет пойти на бойкот и там – но чем выше уровень соревнования, тем, честно говоря, меньше на это видится шансов.

