«Динамо», несмотря на миллионы от УЕФА, по максимуму жлобит на трансферах и даже детских тренерах – БАТЭ в прайме вел себя не так
Режимные повадки?
Минское «Динамо» – самый богатый футбольный клуб Беларуси прямо сейчас. Да, тот же «МЛ» показывает, что у него есть деньги, но явно не такие – динамовцам за проход в группу Лиги конференций и одну победу на этапе положено под 5 миллионов евро (точно 4,4 млн плюс несколько сотен тысяч за медиаправа, стоимость которых известна только примерно). Согласно циркуляру УЕФА, 3,05 млн плюс 75% за медиаправа клуб должен был получить еще в сентябре, а 0,53 млн в январе (остальное частично дойдет позже, частично непонятно, когда должно).
Однако по поведению «Динамо» совсем не похоже, что у клуба имеется шикарный по беларусским меркам доход. И тут есть с чем сравнить, что делает ситуацию еще более странной. Вот что обращает на себя внимание.
В Беларуси уже был пример чемпиона, который зарабатывает на международной арене – речь, конечно, о БАТЭ. Понимая ситуацию, клубы ЧБ заламывали ценник за футболистов, интересных команде Анатолия Капского. Бывало, что и не договаривались – как по Дмитрию Мозолевскому с брестским «Динамо» в 2010-м. Но если было очень надо, то Капский мог раскошелиться, что помогало соперникам. Юрий Вергейчик признавался, что 600 тысяч то ли евро, то ли долларов, вырученные у БАТЭ за Дениса Полякова в начале 2012-го, помогли сохранить остальной состав. А в 2009-м о покупке Максима Бордачева, которую оценивали в 115 тысяч евро, Капский говорил: «С учетом [тяжелого финансового] положения МТЗ-РИПО могли [оформить трансфер] гораздо дешевле, но не пошли на это. Понимали, что деньги, скорее всего, пойдут на зарплаты футболистам, какие-то задолженности».
А что на самом деле купил Капский? Не судей и не АБФФ, но эти сделки основателя БАТЭ многое изменили
Нынешнее «Динамо» ведет себя не так. Вот хотел клуб переманить Карэна Варданяна из «Витебска» – игрок становился свободным агентом, но нужно было платить «северянам» компенсацию за подготовку в размере немногим более 100 тысяч евро. Казалось бы, плевая сумма для команды, обеспеченной миллионами от УЕФА, такую даже пара других представителей ЧБ готовы были предложить. Но нет – через давление от динамовского «куратора» Сергея Ковальчука «Витебск» продлил контракт с Варданяном, чтобы продать его «Динамо» подешевле, за 50 тысяч евро – и, соответственно, сократить свои возможности на рынке.
Следом «Динамо» долгие недели торговалось с не жирующим «Слуцком» за Кирилла Цепенкова. В итоге молодой талант все же переехал в Минск – клубы договорились (а как иначе, когда без подписи Ковальчука на «плане развития» любой команде обрежут госфинансы).
Не сильно отличается ситуация и по поводу трансферов из-за границы. Снова вспомним БАТЭ, где смотрели в основном на балканцев – за некоторых платили шестизначные суммы, а за Мирко Иванича в начале 2016-го выложили миллион евро. «Динамо» же, потеряв после сезона-2024 18 (!) его участников-футболистов, пока вне Беларуси нашло только трех игроков в России (причем все они в ЧБ уже играли, а двое – беларусские футболисты). Также минчане пока что безуспешно пытаются найти бразильского флангового защитника. А самая громкая новость по зарубежью – опять прижимистая: «Динамо» хочет вернуть себе из чемпионата Кипра черногорца Душана Бакича, но только так, чтобы не платить его клубу (игрок при этом еще и соглашается на заметное понижение заработка).
Свежий перл – «Динамо» «зажало» около 11,5 тысячи евро, положенные детским тренерам Трофима Мельниченко за подготовку игрока, за неплохую сумму проданного в португальский «Порту». Необходимая выплата коучам – это 3% от суммы трансфера или примерно одна четырехсотая часть от призовых за еврокубки-2024. Но и тут возникает проблема.
В общем, «Динамо» живет, будто самый зависимый от крох госдотаций бюджетный клуб. Хотя на такие деньги можно было бы замахнуться, например, заимев «благословение» Ковальчука, на заграничный сбор – но и этого минчане, насколько нам известно, даже не пытались.
И на что все-таки «Динамо» так отчаянно экономит?