Подкидка и удар с лета – культовые штрафные от Белькевича и Концевого невозможно забыть. Вот что это было
Так начинали в ЛЧ, переживали из-за мизера зрителей.
Классные штрафные – не такая уж редкость для белфутбола. Но среди просто красивых ударов было несколько с особенностью – они наносились с лета: сначала один человек подкидывал мяч, а только потом другой бил. Вот как и когда это было.
Валентин Белькевич, 29 сентября 1993 года
Первый из таких штрафных случился в туманное время. Только пару лет как появилась независимая Беларусь, а в ней были проблемы с организацией всяческих процессов. Среди прочего федерация футбола, сделав весной 1992-го однокруговой чемпионат фактически для того, чтобы было кого посылать в еврокубки на сезон-1992/93, в итоге не успела стать членом УЕФА и в Европу никого не отправила.
Все же сыграли в еврокубках белклубы в августе-сентябре 1993-го – тогда евротурниры начинались на пару месяцев позже, чем сейчас. Первым сыграл «Неман» в Кубке обладателей Кубков – 18 августа в гостях у швейцарского «Лугано» проиграл 0:5, а 1 сентября в Минске «утешительно» выиграл 2:1.
А вскоре свои матчи сыграл второй и последний представитель Беларуси в Европе в том сезоне. Это минское «Динамо» дебютировало в Лиге чемпионов, где тогда играли реально только чемпионы своих лиг – 42 команды (правда, «Марсель» до старта турнира забанили за «договорняки», и его заменило «Монако»). Структура турнира была такой: три отборочных раунда, групповой этап из двух квартетов, полуфиналы из одного матча и финал.
Стартовали все команды либо с первого, либо со второго раунда. В «Динамо» были уверены, что начнут с самого начала – но у клуба обнаружился еврокубковый рейтинг (не «сгорел» сезон-1988/89, когда еще советская команда сыграла два раунда Кубка УЕФА), который позволил быть 21-м в списке, а команды до 22-й строчки попадали сразу во вторую стадию.
Там жребий был суров – могли попасться соперники из Польши, Австрии или Дании, а выпал чемпион Германии-1992/93 «Вердер», который на балл опередил «Баварию». Причем бременцы огорчились – информации о состоянии независимого белфутбола у них не было, а память о «Динамо» в еврокубках в 1980-х оставалась, поэтому представители «Вердера» жаловались на сложный расклад и давали себе 55% на проход. Динамовцы были реалистичнее – Сергей Герасимец оценил шансы своей команды в 10%. Но был доволен: «Это гораздо лучше, чем болгары или румыны. С престижным клубом сыграем. Когда узнал – настоящим футболистом себя почувствовал. На-сто-я-щим, понимаете? А проигрывать, так с музыкой!».
К первому матчу в Германии 16 сентября «Динамо» подошло с восемью победами в девяти турах ЧБ-1993/94 (да, тогда была система «осень-весна»), «Вердер» – с пятью в семи в Бундеслиге, прямо перед минчанами обыграв «Баварию» (1:0). На дебютную для беларусских клубов встречу в Лиге чемпионов (до 1992-го турнир назывался просто Европейский кубок, или в русскоязычной традиции Кубок европейских чемпионов) «Динамо» прилетело на чартерном ТУ-134, который еле разрешили посадить в Бремене – самолет не соответствовал эконормам Европы. У команды было трое травмированных, а Сергея Гоцманова не смогли заявить из-за финансовых претензий предыдущего клуба футболиста, австрийского «Халлешера». На предматчевой пресс-конференции случился конфуз – немцы поставили перед тренером минчан Михаилом Вергеенко российский флаг, убрав только после замечания от коуча.
На матче выступал духовой оркестр беларусского Минобороны (как оказался в Бремене – не знаем), но на поле сюрпризов не случилось. Присмотревшись к сопернику, немцы сделали комфортное преимущество дублем Бернда Хобша на 26-й и 33-й минутах. Герасимец отыграл один мяч в начале второго тайма, но уже через четыре минуты новозеландец Уинтон Руфер забил в ответ, а еще через пять Хобш оформил хет-трик (через неделю форвард сыграл единственный в карьере матч за сборную Германии). На 77-й минуте Валерий Величко сократил отставание «Динамо» до двух мячей, но в последней атаке матча Руфер установил окончательный счет 5:2. Для желающих вспомнить ту встречу есть ее полная запись на YouTube.
Вымпел и программка ответного матча: вместо названия «Лига чемпионов» использовали привычное для аудитории, бело-красно-белый был официальным флагом Беларуси.
Перед ответным матчем «Вердер» в Бундеслиге успел разгромить 3:0 «Карлсруэ» и сыграть 0:0 с «Ваттеншайдом», а «Динамо» – по 3:0 укатать речицкий «Ведрич» и «Строитель» из Старых Дорог. А «Прессбол» писал о «полном беспределе в ценах на билеты». Дело в том, что тогда экономике Беларуси было плохо – например, доллар за 1993-й подорожал в 46,6 раза, индекс цен вырос в 25,7 раза (теперь об этом очень любит вспоминать пропаганда, «забывая», что при диктатуре Лукашенко, который любил деноминации, доллар и индекс цен по факту приросли примерно в 30 тысяч раз). В сентябре 1993-го средняя зарплата в Беларуси составила 64305 тогдашних рублей (на начало месяца 32 доллара, на конец уже только 17). За вход на футбол в ЧБ клубы просили 100-150 тогдашних рублей. А «Динамо» на ЛЧ хотело за вход от 4 тысяч до аж 15 тысяч рублей, да еще и договорилось с телевидением о показе матча только в записи.
В итоге на игру с «Вердером» продали 3278 билетов – но зрителей на «Динамо» зафиксировали 8920 (опять же, не знаем, как так получилось). Они вряд ли пожалели – по свидетельствам авторов «Прессбола», минская команда «блеснула игрой, которой не приходилось видеть уже не один год», и «начисто переиграла чемпионов Германии». Итоговую ничью 1:1 называли «нелепым недоразумением» – мол, венгерский судья Шандор Пухл «придумал» пенальти в ворота Геннадия Тумиловича, реализованный Руфером. В газете так впечатлились игрой «Динамо», что поставили составу среднюю оценку в 6,89 балла из 10 – в первом матче «Вердер» с разгромом получил только 6,24.
Ну а украшением матча стал единственный гол «Динамо» – первый лигочемпионский в Беларуси. На 41-й минуте хозяева исполняли штрафной: Владимир Журавель и Александр Хацкевич закрыли собой мяч от глаз стенки, Герасимец подбросил, сокомандники тут же раздвинулись, а Валентин Белькевич ударил по мячу так, что тот, ударившись о газон, влетел точно в нижний угол ворот. Легендарный для «Вердера» вратарь Оливер Рек (453 матча за клуб) просто не успел так быстро среагировать.
Для 20-летнего Белькевича матчи с «Вердером» были первыми в еврокубках, мяч – также дебютным в таких турнирах.
На этом путь динамовцев в Европе закончился («Вердер» дошел до топ-8, но в группе уступил дорогу в полуфинал «Милану» и «Порту»). Но как позже сообщал «Прессбол», вследствие отличной игры с «Вердером» чуть ли не половина состава «Динамо» заинтересовала клубы из-за рубежа – из Германии, России, Турции, Израиля. Впрочем, сразу уехал только Герасимец – в тель-авивскую «Бней-Иегуду». Белькевич и Хацкевич же покинули Минск только летом 1996-го – перешли в киевское «Динамо», с которым играли на гораздо более серьезных стадиях ЛЧ.
Видео того гола можно найти в интернете с пометкой «легендарный». А вот воспоминаний Белькевича об эпизоде мы не нашли. Только общие о «Вердере» – мол, это была очень мощная команда, которая дома просто «выносила».
Рек, который пропустил от беларуса, в 1996-м съездил со сборной Германии на Евро – все матчи провел в запасе, но стал чемпионом. А тренер того «Вердера» Отто Рехагель в 2004-м взял золото Евро с сенсационной сборной Греции.
Артем Концевой, 12 октября 2008 года
Этот гол случился в первом матче 1/8 финала Кубка Беларуси между МТЗ-РИПО и «Сморгонью» – при 200 зрителях на стадионе «Трактор», которым предлагалось выложить за билеты 4000 тогдашних рублей (1,9 доллара).
Хозяева на бумаге выглядели фаворитами – к моменту матча после 26 из 30 туров делили второе место в «вышке» с минским «Динамо», «Сморгонь» же там была только девятой, набрав на 20 очков меньше. Однако у хозяев, кроме желания поздравить с накануне наступившим 48-летием своего тренера Юрия Пунтуса, были и проблемы. Главная – в команде не видели зарплат, Пунтус одалживал деньги, чтобы выдать их игрокам.
Свежие результаты тоже не радовали. 3 сентября МТЗ-РИПО в одноматчевой 1/16-й Кубка обыграл 3:1 поставский ПМЦ из Д2, а дальше были неудачи в ЧБ: по 1:1 с «Неманом» из нижней половины таблицы и с той же «Сморгонью», поражения 0:2 от «Нафтана» с шестой строчки и 1:2 от «Шахтера» с четвертой.
К тому же возникли кадровые вопросы. Во-первых, кубковая 1/8-я начиналась в период матчей сборных, и МТЗ-РИПО недосчитался пятерых : Николай Осипович, Максим Бордачев, Игорь Мальцев уехали в молодежную команду, Олег Страханович и Вячеслав Глеб – в первую. Во-вторых, вратарю Александру Сулиме за толчок в грудь судьи Сергея Сахаревича в матче с «Нафтаном» выписали дисквалификацию на год.
В общем, у МТЗ-РИПО вышел довольно экспериментальный состав – однако же он без проблем разгромил «Сморгонь» 4:0. А счет открыли шедевральным штрафным одни из лидеров команды, которые остались в строю. Денис Сащеко в ЧБ-2008 имел 11 ассистов за 27 встреч, Артем Концевой за столько же матчей – 15 голов. Чего удивляться, что это именно Сащеко подбросил мяч, причем себе за спину, а Концевой от души жахнул и попал в дальний верхний угол. Даже поставленный к штанге дополнительный игрок «Сморгни» ничем помочь вратарю Родиону Жуку не смог.
Сащеко потом отдал пас и на третий гол, который забил Александр Толканица. Концевой же в том матче больше не отмечался, зато оформил дубль в ответной встрече – она завершилась 2:2 и никак не помешала МТЗ-РИПО пройти в четвертьфинал.
После 4:0 Пунтус говорил об «одаренной молодежи», которая показала себя, но и штрафной не обошел вниманием – заявил, что это была «домашняя заготовка», которая, по его мнению, «порадовала зрителей».
Финишную прямую в ЧБ МТЗ-РИПО провел не без потерь – в 27-м туре сыграл вничью 0:0 с праймовым БАТЭ, а в 30-м уступил 1:2 «Гомелю». Впрочем, последнее уже ни на что не влияло – минское «Динамо» прошло финиш мощно и забрало серебро, оставив «тракторозаводцев» с бронзой, что при упомянутом отсутствии денег все равно было отличным результатом.
В марте 2009-го с футболистами и тренерами все же рассчитались – но к тому моменту практически вся основа уже ушла. В том же месяце совсем другой МТЗ-РИПО вылетел из Кубка, в четвертьфинале уступив «Неману» (0:0, 0:3).
В 2014-м у Концевого спросили о том штрафном – форвард на слова интервьюера о «шикарном и немного легендарном голе» отреагировал без восторга: «Пересматривал его. Но если бы на трибунах было хотя бы тысяч 15 зрителей, тогда можно было бы говорить, что легендарный. А когда сидело 150 человек… Мы наигрывали комбинацию. Сащеко умеет перебрасывать мяч через голову. Но больше так бить не пробовали».
Александр Нойок, 21 июня 2018 года
В 2018-м завершилась многострадальная реконструкция минского «Динамо» – арена была недоступна с 2012-го. Первым мероприятием на обновленном стадионе должны были стать 22 июня легкоатлетические соревнования. Но в середине июня кому-то в верхушке режима захотелось начать футболом – и за неделю до открытия все срочно перекроили: на 21 июня встал выставочный матч игроков минского и брестского «Динамо» против сборной всех остальных клубов. При этом уже 23 июня брестчанам нужно было играть в 13-м туре ЧБ. Но в итоге их матч перенесли на 25 июня, а остальные просто традиционно приняли ситуацию как данность.
Билеты на игру не поступали в продажу – их раздавали по госструктурам. Человеку извне попасть на матч было архисложно.
В итоге собрался почти что аншлаг с присутствием Александра Лукашенко. И, кстати, до футбола провели-таки забеги легкоатлетов.
На поле же объединенные динамовцы выиграли 4:3. А счет был открыт ими же топ-штрафным – как-то такие голы всегда первые в матчах, а этот оказался еще и первым на новом «Динамо». На 21-й минуте Павел Савицкий из брестского «Динамо» подбросил мяч за себя, а украинец Александр Нойок из минского «Динамо» вколотил в ближнюю для себя «девятку» – без шансов для Максима Плотникова.
Гол разошелся по украинским сайтам – они называли его «шедевральным» и отмечали попавшие в кадр аплодисменты Лукашенко. Нойок вскоре после матча отмечал, что впервые увидел, по его выражению, «президента». И делился эмоциями по поводу мяча.
«Пересматривал раз двадцать, наверное. Полная импровизация. Говорю: «Ударю». Паша [Савицкий]: «Я подкину, а ты пробей влет». Ну а почему нет? Я просто так подкидывать, как он, не умею. Короче, вышло как в пляжном футболе. В лучших традициях итальянской моды», – говорил автор гола.
Через пару недель после того матча Нойок, которому перестали доверять в минском «Динамо», перешел в брестское «Динамо» к Савицкому. Там они увидели Диего Марадону, пережили Алексея Шпилевского, под псевдонимами «Грязь» и «Парфюмер» вошли в негласное объединение «Четверка Миссисипи», которое заменило «Морских котиков», и стали чемпионами Беларуси в 2019-м.
Бонус
В таком же стиле, как другие в этой подборке, забивал игрок сборной Беларуси Радислав Орловский – россиянин, который в конце 1980-х приехал играть в Беларусь, чтобы «отслужить», фактически не выпадая из футбола, и надолго задержался в нашей стране. В 1998-м Орловский играл в российском Д1 за московское «Торпедо». 26 сентября того года оно принимало «Тюмень». Счет был 1:1, когда на 39-й минуте назначили штрафной – россиянин Виктор Булатов подбросил мяч перед собой, а Орловский по очень необычной дуге отправил мяч в ворота еще одного россиянина Григория Соколовского.
В итоге «Торпедо» выиграло 5:1. В том сезоне команда заняла 11-е место с 37 баллами, а «Тюмень» – без шансов последнее, набрав всего 8 очков.