Программная речь Молоша с 74 матами – по сути, буря из ничего, но одна мысль тренера Жодино заставляет задуматься
«Торпедо-БелАЗ» – большая команда или как?
16 мая в 9-м туре ЧБ «Торпедо-БелАЗ» дома уступил «Неману» 0:1. И мы уже привыкли, что после таких больших по меркам ЧБ матчей может взорваться обвинениями в адрес судей главный тренер гродненцев Игорь Ковалевич, который практически любую ошибку не в пользу его команды возводит в статус заговора.
Но тут случилось неожиданное – намеренные действия против своей команды увидел Дмитрий Молош, который возглавляет «Торпедо-БелАЗ». Получилась крайне эпичная речь на пресс-конференции с изложением позиции и кучи претензий. Честно говоря, абсолютное большинство из них нам понять сложно. Но вот один вопрос, который поднял Молош, действительно выглядит крайне важным для статуса жодинской команды.
Давайте разбираться с жестким спичем жодинского тренера. Целиком он – в видео ниже. Правда, в нем «вырезан» мат. Молош не сдерживался, и за 5,5 минуты речи выдал аж 74 матерных слова, из них 73 «#####» или «###» (полная и сокращенная форма, заменяются на «блин») и одно «## ###» [к черту].
Отбросим заочный ответ Молоша «МЛ» за наезд на бренд, который тренер и так отстаивал в речи, и получим две большие смысловые части.
Одна – непосредственно об игре. И тут сразу возникают вопросы к категоричности Молоша. А он уверен, что жодинскую команду «просто убивают», а рефери матча Игоря Шумилова назвал «опытным судьей», которым «такие вещи не делаются».
Первое – коуч убежден, что при голе, который теперь принес победу «Немана», его игрок Сергей Пушняков пошел «железно в контакт» с кипером жодинцев Евгением Абрамовичем, а «во вратарской вратаря нельзя трогать – такое правило», и «любой нормальный судья даже при 50/50 такое свистит».
На деле такого правила нет, а по современным законам само по себе касание футболиста с вратарем – еще не нарушение. На повторе момент выглядит спорным. Да, рука Абрамовича оказывается «под мышкой» у Пушнякова, но чтобы тот, как прописано в правилах, «вступал в единоборство в неосторожной манере» или «мешал продвижению соперника», – сложно такое утверждать.
Также Молош заявил, что «посмотрел видео по пенальти – везде 50 на 50». Одиннадцатиметровых в матче не было – речь, очевидно, о том, что Шумилов не назначил. И два таких момента, надо заметить, попали в обзор АБФФ. Падение в штрафной «Немана» на 69-й минуте Мамаду Камара мы отнесем в категорию очевидных – и не в пользу жодинцев: африканец максимум сам задел ногу Юрия Павлюковца, а рухнул, как будто его снесли с размаху (ВИДЕО).
На 90+5-й минуте в борьбе корпус в корпус с Олегом Евдокимовым упал Павел Седько – и это выглядит обычным моментом, за которые пенальти не ставят (ВИДЕО).
Молош убежден, что сейчас или Шумилов получит отстранение на 2-3 недели (которое коуч и за наказание не считает), или тренеру скажут, что он сошел с ума. Так говорить мы не будем – ограничимся фразой, что он слишком категоричен.
Помимо нынешней игры с «Неманом», Молош также вспомнил матч годичной давности в Гродно – когда 7 апреля 2024-го хозяева выиграли у жодинцев 1:0, а мяч забили с пенальти, назначенного Амином Кургхели на 12-й минуте. Потом решение арбитра признали ошибочным и отстранили от Д1 на два тура – правда, затем Кургхели ошибся еще и пропустил больше (поэтому, видимо, теперь Молош думает, что арбитра отстранили на месяц).
Интересно, что Молош, вспоминая о той игре, говорил, что его команду «убили», а после такого поражения ее еще «иди собери». Вот только пенальти, повторим, был назначен на 12-й минуте. И если за остальное время команда так и не смогла собраться – это вызывает вопросы не к судье.
Но давайте перейдем к другой смысловой части речи Молоша. И это, если обобщить, – рассуждение о «понятиях». Ведь для тренера существуют «маленькие» команды (для примера ему пришли в голову «Осиповичи») и «большие», к которым он относит и «Торпедо-БелАЗ». А в некоторых матчах, по словам тренера, арбитру достаточно «в центре поля три свистка сделать не туда» – и игра уже идет по определенному сценарию в пользу «нужных» клубов.
И вот в системе координат Молоша с «маленькими» командами судьи «что хотят, то и делают» – и пускай. Но с «большими» так поступать категорически нельзя. А пока коуч чувствует себя как будто в «маленькой» – и доходит в своих рассуждениях до того, что у «Немана» была серия из четырех поражений, у «Торпедо-БелАЗ» – из трех побед, поэтому для гостей судьям якобы надо было «сделать определенные вещи», тем более накануне 24 мая, когда в Гродно между теми же соперниками пройдет финал Кубка Беларуси.
А как же отличить «большую» команду? И это Молош дает понять. Правда, в форме чуть ли не риторического вопроса, но достаточно доступно.
«Я боюсь потерять уважение ребят, что у нас никто их не защищает и наш клуб. Я буду за них биться. Сейчас [будут] собрания какие-нибудь, тренеру [скажут]: «Где игра?». Половина футболистов сидит и ждет. Хоть кто-нибудь за нас заступится? Или не заступится? Мы БелАЗ или «Жигули»? Или «Запорожец»? – вопрошал Молош (мат мы опустили).
Да, в «понятийном» белфутболе это действительно важно – а где ваш заступник? Позже в своей речи тренер вспомнил свой бывший клуб – БАТЭ, после игр которого судья, мол, «ехал домой и боялся, зная, что ему что-то будет». Борисовская команда была однозначно большой для Молоша – и не только для него, а причина простая: фигура основателя Анатолия Капского, который действительно был крайне резким в реакциях, когда, по его мнению, клуб несправедливо задевали.
А что на самом деле купил Капский? Не судей и не АБФФ, но эти сделки основателя БАТЭ многое изменили
Ныне, как недавно признавался «Трибуне» один из беларусских рефери, судьи боятся ошибиться против минского «Динамо», поэтому спорные моменты на всякий случай трактуют в пользу «бело-голубых». Тоже ясно почему: куратор – сам режимный «министр спорта» Сергей Ковальчук, он активно участвует в жизни клуба, может покарать игроков. И судей наверняка тоже – разве им это надо?
А кого бояться в Жодино? Да, завод БелАЗ очень важен для семьи Лукашенко – но, кажется, на «Торпедо-БелАЗ» там все равно.
Много лет «куратором» жодинского клуба «наверху» считался экс-директор БелАЗ Петр Пархомчик, который входил в «кабмин». Однако в августе 2024-го чинушу отправили возглавлять исполком Лукашенко по Брестской области – теперь Пархомчик вовлечен в дела местного «Динамо». Да и как-то наличие «куратора» в «кабмине» не мешало, по словам Молоша, «убивать» «Торпедо-БелАЗ» год назад.
Нынешний глава БелАЗ Сергей Лесин (пришел на пост, когда предшественника Сергея Никифоровича бросили за решетку, обвинив во взятках) – заодно председатель совета директоров «Торпедо-БелАЗ». Это обеспечивает команде хорошее финансовое состояние.
Также при Лесине команде могут устроить упомянутое Молошем «собрание» с претензиями, что команда не выполняет цель на чемпионство.
Но, кажется, «заступничества» в белфутболе Лесин предоставить не может – да и вообще публично как о футбольном функционере о нем слышали считанные разы. А значит, статус «Торпедо-БелАЗ» как «большой» команды по меркам Молоша остается неподтвержденным. Как открытым – вопрос, способен ли изменить ситуацию спич тренера.