В спорте на коньках решили, кто от Беларуси может попасть на ОИ, но еще важнее, кто не сможет – Смольским стоит напрячься
Бороться за Милан будут невестка «депутата» и подопечные украинки.
13 мая Международный союз конькобежцев (ISU) объявил, кого из беларусских спортсменов допустил в статусе индивидуальных атлетов (AIN) в тех видах, которыми управляет: конькобежном спорте, шорт-треке и фигурном катании. О том, какими были условия для допуска, мы рассказывали в прошлом декабре, когда ISU их объявила.
В итоге без допуска остались пару лидеров беларусской сборной. Почему так произошло? Кого все-таки ждут на отборе? Можно ли найти в нынешней ситуации сигнал для кого-то из других зимних видов? Разбиралась «Трибуна».
Пустили подписантов за режим и невестку «депутата» (бывшего «замминистра»)
Особые условия допуска беларусские спортсмены имеют в ответ на войну в Украине. Списки кандидатов на отбор в ISU беларусский союз конькобежцев (как и российские федерации по соответственным видам) должны были прислать еще в конце февраля. Далее «международники» нанимали аудиторов, которые проверяли кандидатов на выражение «активной поддержки вторжения России в Украину» и любые договорные отношения с «силовыми структурами». Степень проверки ISU в своем пресс-релизе описала словом rigorous – это можно перевести как «педантичный» или даже «скрупулезный». И прошли процедуру не все. Правда, никаких данных отвергнутых не предоставляется. Зато указано, что список допущенных окончательный и не подлежит обжалованию – правда, в России, где явно проредили кандидатов, уже утверждают, что право на апелляцию в CAS неотъемлемо.
В целом от Беларуси к отборам допустили 13 человек. Правда, два из них – явно запасные, вот только кто именно – опять же, не указано. Запасные кандидаты могут заменить основных только до отборов и только в случае травм – если же основной человек пройдет квалификацию, а уже потом с ним что-то случится, то на Играх он просто не выступит, без права на замену. Сами отборы пройдут во второй половине 2025-го: в фигурном катании это отдельный турнир 17-21 сентября в Пекине, в беговых дисциплинах – по четыре этапа Кубка мира, в октябре-ноябре в случае шорт-трека и в ноябре-декабре для конькобежного спорта. И дали бы еще там визы, а то соревнования есть в США, Канаде, Норвегии, не говоря уже о ЕС.
В фигурном катании у беларусов одобрены шестеро – но по факту будет только три представителя. Один – пара в танцах на льду: 20-летний Владислав Сытик и 17-летняя Виктория Пласконная. Тренирует их гражданка Украины Татьяна Беляева, которой из-за паспорта запретили въезд в Россию, когда она пыталась сопроводить подопечных. Это не сильнейшие представители Беларуси, но натурализованный из России дуэт Екатерина Андреева – Дмитрий Блинов не проходил по критериям ISU о наличии гражданства с определенного момента. Если посмотреть на результаты, шансов у допущенного тандема нет: например, в марте на российском турнире заняли четвертое место среди юниоров, а за ритм-танец (аналог короткой программы) получили 56,22 балла – на ЧМ в те же даты это было бы 31-е место и недопуск до произвольной. 19 дуэтов с ЧМ получили путевки на ОИ, в Пекине разыграют еще всего четыре – арифметика простая.
Еще четыре фамилии – одиночники, но послать на отбор можно только одного мужчину и одну женщину. Скорее всего, основными заявлены объективные лидеры: 22-летние Виктория Сафонова (натурализованная россиянка, 13-е место ОИ-2022, в России получала баллы мирового уровня, но это могли быть судейские симпатии – в общем, шансы на отбор есть, но непонятные) и Евгений Пузанов (пружанец, в 17 лет стал подписантом за режим, с оценками аналогичная история, говорил о плохом взаимопонимании с главным тренером сборной). 19-летняя Анастасия Сидоренко и 17-летний Василий Бараховский (впечатлял российских журналистов выбором музыки российской группы «Король и Шут») – явные вторые номера, внесенные на всякий случай.
Яна Домбровская
В шорт-треке допуск получили 21-летний Никита Мигдалев и 22-летняя Яна Домбровская – собственно, весь основной состав сборной. Мигдалев периодически обновляет свои же рекорды Беларуси, но даже такое время позволило бы максимум при везении пройти первый раунд ЧМ – в четвертьфиналах вылет был бы неминуем. Домбровская в 2019-м взяла бронзу Европейского юношеского олимпийского фестиваля (такой аналог Евроигр для юных), но в настоящем – ситуация как у сокомандника. А еще девушка в 2020-м, только-только став совершеннолетней, оказалась в списке подписантов за режим – причем была внесена туда два раза.
Самая интересная ситуация – в конькобежном спорте (где на любой дистанции может быть только один беларусский спортсмен). Там допущены пятеро. 25-летний Егор Доморацкий, например, в феврале выиграл российский турнир на 5000 метров – но на последнем этапе КМ быстрее его времени были с запасом абсолютно все участники. 26-летний Виктор Руденко, допущенный к отбору только на 1500 м, и 26-летний Евгений Болгов обычно не попадают на пьедесталы даже в России. У женщин в строю 33-летняя Марина Зуева, которая уезжала тренироваться в Китай – и она может побороться за место на ОИ, по крайней мере, на не самой популярной у женщин дистанции в 5000 метров.
Пятой допущенной оказалась без пары дней 26-летняя Екатерина Гагиева. Натурализованная россиянка недавно попала в такую же ситуацию, как Доморацкий – в России выиграла, на КМ стала бы последней. Заметим, что Гагиевой девушка стала не так давно – до того была известна как Слоева. Становилась 16-й на дистанции 1500 м и 21-й на дистанции 1000 м на ОИ-2022 (на которые допущена и сейчас). А сменила фамилию, когда в сентябре 2024-го стала женой Владислава Гагиева. Соответственно – невесткой его отца, Александра Гагиева. Это очень опытный спортивный чинуша – несколько лет был «первым замминистра спорта» Лукашенко, возглавлял федерацию фехтования, где продавил кандидатуру своего преемника, наплевав на голосование, а с 2018-го возглавляет «Раубичи», где первым подписался за диктатуру.
С 2024-го Гагиев параллельно – «депутат» совета Лукашенко по Минскому району, а в «предвыборном» интервью выдал оксюморон: одновременно заявил о «всецелой поддержке политики» Лукашенко и позиции за «соблюдение конституционных прав и свобод граждан».
Не пустили режимников – тут есть кому напрячься
Анна Доморацкая
Выделяется в конькобежном спорте то, что в списках допущенных нет двух знаменосцев беларусской сборной на открытии ОИ-2022. Впрочем, оба они ранее относились к спорткомитету «ВС» Лукашенко, что ISU запрещено (хотя Зуеву с таким же прошлым пропустили), а еще проявляли себя как режимники. 25-летняя Анна Доморацкая (жена упомянутого выше Доморацкого, на прошлых ОИ еще Нифонтова) – не только подписантка за Лукашенко, что, как мы поняли, не критично, а еще в начале 2023-го сходила к диктатору на бал, о чем рассказала в соцсетях (да и в 2024-м повторила заход).
Был там и ныне 28-летний Игнат Головатюк – в отличие от Доморацкой, он еще резко высказывался на острые темы.
Головатюка также включили в «комиссию спортсменов» лукашенковского олимпийского комитета, которая, в отличие от российских коллег, никогда громко не противилось нейтральному статусу. А вот конькобежец, который будто бы призван защищать интересы атлетов, не продвигал стремление к ОИ – наоборот, говорил о своем виде, мол, если так много критериев допуска и можно заявлять только по одному спортсмену на дистанцию, то «надо хорошо подумать, а нужно ли ехать при таких условиях». Теперь Головатюку думать не о чем.
При этом результаты спортсмена позволяли рассчитывать на успешный отбор, а Доморацкая вообще могла на этапах КМ и за медали побороться, а не только за путевки на ОИ. Однако этого мы уже не узнаем.
Такой подход к допуску можно расценить как сигнал другим видам. «Международники» от биатлона (IBU) и лыжных видов (FIS) пока вообще не показывают, что собираются допускать хоть каких-то беларусских спортсменов, но если все-таки решат – то явно посмотрят на опыт ISU. А тут есть на что смотреть – чего стоит любовь лидеров биатлонной сборной Антона и Динары Смольских к лукашенковским мероприятиям.
А вторые номера команд Дмитрий Лазовский и Анна Сола вместе со Смольскими и прочими поучаствовали в ритуале за Лукашенко со словом «Надо».