Все новости

Флавия Пеннетта и еще 10 лучших возвращений мирового тенниса

17 марта 2014, 11:20

Возвращение Жюстин Энен было не самым ярким. Наоборот, она их тех спортсменов, возвращения которых не были триумфальными. Но история все равно пикантная. Весной-2008 Энен была первой ракеткой мира и главным фаворитом приближавшегося «Ролан Гаррос» – три предыдущих года она уезжала из Парижа чемпионкой. Так что объявление о немедленном завершении карьеры и отдельная просьба сразу убрать ее имя из мировой классификации для спортивного мира стало шоком. Бельгийка, которой не было и 26-ти, рассказала, что наелась теннисом и прощается с ним легко, и была такова.

Прошло два года. Ана Иванович побывала №1 и зрелищно рухнула вниз. Мария Шарапова отремонтировала плечо и вернулась. Светлана Кузнецова выиграла-таки «Ролан Гаррос». Наконец, Ким Клийстерс стала матерью и вернулась, а Роджер Федерер собрал Карьерный Шлем. По легенде, именно последние обстоятельства – успех давней соперницы и историческое достижение коллеги по величию, – вдохновили Энен на попытку №2. Она вернулась в 2010-м и сразу дошла до двух финалов, один из которых был на мэйджоре. В них она проиграла, но кому – Клийстерс и Серене Уильямс. За полгода Энен выиграла два титула – один на любимом грунте, второй на вожделенной траве, – и к «Уимблдону» – главной цели своего камбэка – подошла на пороге Топ-15. Но есть такое слово «не судьба» – Жюстин Энен, которую Андре Агасси называет «самой талантливой теннисисткой, которую я когда-либо видел», не только не победила в Лондоне. В 2010-м она получила там роковую травму, заставившую ее уйти окончательно. В 2011-м Энен еще выступила на Australian Open, после чего ушла совсем и, увы, не на своих условиях. Другое дело – всем бы такие не свои условия.

История Дженнифер Каприати стара как мир – она стала жертвой зведной болезни. Начав карьеру в 13 лет, американка в первый же сезон установила уйму рекордов молодости, некоторые из которых не побиты до сих пор. В 14 лет и семь месяцев она вошла в Топ-10, в 16 стала олимпийской чемпионкой. К сезонам-1994-95 Каприати перегорела и задвинула теннис на 14 месяцев, зато курила травку и воровала в магазинах. Ее возвращение началось в 1996-м и получилось далеко не быстрым, но в итоге игра стоила свеч. В 2001-м году, через 11 лет после своего первого профессионального матча, Дженнифер выиграла свой первый титул «Большого шлема» на Australian Open, обыграв в последних трех матчах четвертую, вторую и первую ракеток мира. Через полгода Каприати победила на «Ролан Гаррос» и стала пятой и последней теннисисткой, которой в один сезон удался дубль «Австралия – Франция». Осенью Дженнифер поднялась на вершину рейтинга, а по итогам года была признана не только игроком сезона WTA и ITF, но и лучшей спортсменкой по версиям Reuters, Associated Press и Sports Illustrated.

Падение и возвращение Андре Агасси – один из хрестоматийных сюжетов теннисной истории. В первый заход своей карьеры американский бунтарь успел стать трехкратным шлемоносцем, первой ракеткой мира и олимпийским чемпионом, пока в 1997-м году его не настигли травмы, потеря мотивации, неудачный брак и, как выяснилось спустя годы, метамфетамины. Закончись карьера Андре вот так, это была бы самая печальная история на свете – вариация на тему Микки Рурка. Но Агасси успел взяться за ум и, начав с «Челленджеров», снова пробил себе путь наверх. В 1999-м году возвращение увенчалось титулом «Ролан Гаррос» и первым в истории Золотым Шлемом, а через несколько месяцев – вторым US Open. До конца карьеры Андре еще трижды выиграл Australian Open, стал самым возрастным №1 в истории, а на US Open-2006 в возрасте 36-ти лет плакал, как ребенок, прощаясь с игрой, которую когда-то ненавидел.

Нападение на Монику Селеш, без сомнения, самый душераздирающий эпизод в летописи тенниса. Этот поступок был не только ужасающе жесток – он, как недавно выразилась Мартина Навратилова, повлиял на весь ход теннисной истории. Селеш, которой на момент трагедии было всего 19, уже была восьмикратной (!) чемпионкой «Шлемов», и кто знает, сколько еще она бы выиграла, если бы следующие два года продолжала выступать, а не восстанавливалась после пережитого. Вернувшись в 1995-м, Моника дошла до финала US Open, а через четыре месяца победила на Australian Open. На былые высоты она больше не поднималась, но это тот случай, когда одно возвращение – уже победа.

В 2007-м году у Саманты Стосур было уже четыре титула «Большого шлема» в парных разрядах. В одиночке дела австралийки шли попроще, но и они двигались в гору – она впервые вошла в Топ-30 одиночного рейтинга. Только вот все это оказалось неважно, когда летом теннисистке диагностировали опасную болезнь Лайма, передаваемую через укусы клещей. За десять последовавших месяцев Стосур сыграла только два турнира и выпала из Топ-150, однако сейчас можно сказать, что перерыв пошел ей на пользу. Именно после болезни Сэм добилась своих главных успехов – выиграла все свои одиночные титулы, включая US Open, и надолго прописалась в мировой десятке.

На счету Ким Клийстерс не один впечатляющий камбэк. Вообще-то даже свой первый титул «Большого шлема» на US Open-2005 она завоевала в рамках возвращения после травмы запястья, полученной годом ранее. Тогда бельгийка в течение первых 12-ти месяцев выступлений поднялась из-за пределов Топ-100 на вершину рейтинга, став первой теннисисткой, которой удалось провернуть подобное в такие короткие сроки.

Карьере Клийстерс часто мешали травмы, и именно из-за них она в 2007-м решила закончить со спортом. Два года спустя Ким была женой и матерью, но, поучаствовав с тест-драйве крыши над центральном кортом «Уимблдона», захотела вернуться. На первом же турнире бельгийка обыграла трех теннисисток Топ-20 и уступила только №1 Динаре Сафиной, а уже через месяц позировала на арене Артура Эша со своим вторым кубком US Open и дочкой Джадой. Клийстерс стала первой за 29 лет матерью-чемпионкой «Шлема» и первой и последней победительницей мэйджора, попавшей в сетку по wild card. До окончательного завершения карьеры осенью-2012 Ким выиграла еще два мэйджора и итоговый турнир и успела побывать №1.

Мария Шарапова главная теннисная золушка своего поколения. В 17 лет она сорвала джекпот, покорив «Уимблдон»; за три следующих года выиграла еще два «Шлема», побывала первой ракеткой мира и не собиралась останавливаться. Но пришлось – сломалось плечо. Почти год ушел на лечение, операцию и восстановление, еще два – на то, чтобы вернуться в элиту. Возвращение было мучительным, столкнуло Шарапову с новой реальностью и потребовало от нее всей гибкости на свете. Но Мария продолжала гнуть свою линию и в итоге в 2012-м провела лучший сезон в карьере – собрала Карьерный Шлем, завоевала серебро Олимпиады и лишь однажды за год провела на турнире меньше трех матчей. Сейчас уже очень редко карьеру Марии делят на «до» и «после» травмы – потому что она вернулась так, будто и не уходила. Поэтому же больших опасений не вызывает и нынешнее возвращение Шараповой, пропустившей половину прошлого сезона из-за новой травмы плеча, – дескать, и не такое проходили.

Трудно вспомнить игрока, который падал и поднимался столько раз, сколько это делала Серена Уильямс. В 2003-м, уже будучи обладательницей карьерного Шлема, Серена выбыла на восемь месяцев из-за травмы колена, а вернувшись, выиграла первый же турнир и позднее дошла до финала «Уимблдона». Сезоны 2005-2006 были для нее омрачены и травмами, и личными проблемами, но приехав на Australian Open 81-й ракеткой мира, она уехала оттуда с титулом.

Однако ничто не сравнится с бедами, обрушившимися на Серену в 2010-м. Травма, которая началась как порез разбитым бокалом, чуть не стоила ей жизни – не то что карьеры. Полгода проходив на костылях и перенеся легочную эмболию, Серена вернулась в тур летом-2011 и до конца сезона выиграла два титула и сыграла в финале «Большого шлема». Это был успешный камбэк. Для любого другого игрока это был бы успешный сезон. Но к Серене Уильямс, как известно, обычные категории неприменимы. К лету-2012 американка набрала форму и пошла вразнос: «Уимблдон», Олимпиада, US Open, итоговый. На Australian Open титул сорвался, но это не помешало Серене в 31 год вернуться на вершину рейтинга, по весне провести три десятка матчей без единого поражения, а после победы на «Ролан Гаррос» сказать практически издевательское «Уж не знаю, достигла ли я своего пика». 2013-й получился под стать: снова два «Шлема», итоговый и три из четырех обязательных «Премьеров» (в Индиан-Уэллсе Серена традиционно не играет). В 32 года Уильямс скоро разменяет третью сотню недель на вершине мирового рейтинга и опережает ближайшую преследовательницу на 5500 очков.

Рафаэль Надаль воюет со своими многострадальными коленями давно и не всегда успешно. Из-за них он в разное время потерпел свое единственное поражение на «Ролан Гаррос», не защищал титул на «Уимблдоне» и снимался с Australian Open. И хотя уже не первый сезон злосчастный тендинит является одним из ключевых факторов в карьере Надаля, еще никогда за Рафу не было боязно так, как в 2012-м.

Проиграв во втором круге «Уимблдона» сотой ракетке мира Лукашу Росолу, Надаль потерпел на турнирах «Большого шлема» самое раннее поражение за семь лет. До сезона-2012 Надаль никогда не пропускал из-за травмы целых восемь месяцев. Не снимался с Олимпиады, на которой должен был быть знаменосцем своей сборной. Не обрушивался с критикой на АТР за то, что календарь перегружен хардовыми турнирами, гробящими здоровье игроков. Роджер Федерер выиграл свой седьмой «Уимблдон» и сотворил «his7ory», Энди Маррей совершил прорыв и сделал дубль «Олимпиада – US Open», Новак Джокович стал первым теннисистом, выигравшим три Australian Open подряд, а Рафа рыбачил, играл в покер и мыл машину, потому что колени требовали покоя. Теннисный мир дружно старался не думать о том, что, даже вернувшись после такого перерыва, Надаль может больше никогда не стать прежним. А ведь так оно и вышло.

Рафа готовил камбэк долго и кропотливо. Он начал свое возвращение с турне по небольшим грунтовым соревнованиям в Южной Америке, чего с ним в статусе топ-игрока еще не бывало. На своем первом турнире он в финале проиграл №73 Орасио Себальосу – до тех пор в титульных матчах на грунте Рафу обыгрывали только Федерер и Джокович. Зато после этой осечки Надаль выиграл 19 матчей подряд, включая хардовый «Мастерс» – впервые за три года. К европейскому грунтовому отрезку Рафа уже набрал приличный ход, но единственную встречу со своим главным соперником Джоковичем в финале Монте-Карло проиграл, да и на «Ролан Гаррос» стартовал ни шатко ни валко. И все же в результате могучий Надаль впервые в карьере сыграл в девяти финалах подряд, а выиграв феноменальный восьмой «Ролан Гаррос» и не сдержав слез под звуки национального гимна, наконец провозгласил: «Теперь я вернулся окончательно». До конца сезона он выиграл еще два «Мастерса» и US Open, а уже в этом году был близок к победе в Австралии, но помешали спина и Станислас Вавринка.

«Доктор Иво», самый высокий игрок в туре, известный смертельной подачей и таким же чувством юмора, не выигрывал турниров с 2008-го года. Последние сезоны хорват, которому сейчас 35, периодически боролся с травмами, а периодически появлялся в финалах АТР и третьих кругах «Шлемов». В конце апреля теннисный мир перепугался, когда Карлович попал в больницу с подозрением на инсульт или инфекцию мозга. К счастью, уже через несколько дней Иво в своем стиле просил, чтобы ему начислили тысячу очков в рейтинг АТР, и все дружно выдохнули. Уже летом теннисист возобновил выступления и рассказал, как все было на самом деле:

«Утром я проснулся, и у меня занемела рука. И потом жена у меня что-то спросила, и я даже не мог вспомнить что. Я говорил что-то бессвязное, так что она вызвала врачей. Мне поставили капельницу, и мне стало лучше. Но когда врачи уехали, меня начало тошнить, и у меня началась ужасная головная боль, так что мы поехали в больницу. Через час они меня отпустили, но вечером снова вернулось онемение и боль. Я терял сознание и потом снова вернулся в больницу. Не знаю, что произошло после этого.

Врачи не знали, смогу ли я полностью восстановиться. Я очень долгое время был без сознания – не знал даже своего имени, не знал, какой сейчас год. Мне было очень больно. Правая рука и лицо онемели. Головные боли продолжались почти 10 дней. Через четыре дня я вспомнил свое имя, а онемение прошло через пять дней».

«Ох, как же приятно снова сыграть матч. Выиграл, проиграл – неважно. Всего два месяца назад я думал, что все кончено», – написал Карлович в твиттере в начале турнира в Ньюпорте, на котором в итоге дошел до четвертьфинала. А на следующей неделе одолел четырех более рейтинговых соперников и, сыграв шесть тай-брейков, выиграл свой пятый титул в карьере и первый – за пять лет. Победу Иво прокомментировал словами «Жизнь прекрасна». А ведь он знает что говорит.

Флавия Пеннетта всегда была игроком высокого уровня – в своем первом четвертьфинале «Шлема» она сыграла еще в 2008-м, а в 2009-м стала первой итальянкой в мировой десятке. На протяжении семи лет подряд Пеннетта играла минимум в одном одиночном финале WTA в сезон, а в 2011-м впридачу с Гиселой Дулко выиграла парный Australian Open и побывала на вершине парного рейтинга. В один прекрасный пекинский осенний день в 2011-м Флавия даже отличилась тем, что обыграла сразу двух первых ракеток мира – сначала в одиночке Каролин Возняцки, а потом в паре – Лизел Хубер и Лайзу Рэймонд. Через год, впрочем, ни о чем подобном речи не было – во время своего любимого US Open Пеннетта перенесла операцию на запястье, после которой восстанавливалась полгода.

В тур Флавия вернулась год назад 60-й ракеткой мира – не такая уж печальная ситуация. Но следующие месяцы она в основном проигрывала, теряла очки и к «Уимблдону» оказалась 166-й – любой бы тут задумался о пенсии. Пеннетта дала себе срок до конца лета, чтобы определиться с будущим, после чего взяла от жизни все: на «Уимблдоне» вышла во вторую неделю, повторив свой лучший результат на турнире, а на US Open и вовсе впервые сыграла в полуфинале «Шлема». Вопрос о завершении карьеры, понятно, отпал сам собой, а результаты продолжили идти в гору. Полтора месяца назад Флавия впервые пробилась в восьмерку на Australian Open, а вчера стала чемпионкой Индиан-Уэллса – одного из четырех самых престижных турниров WTA. На объективе камеры Пеннетта написала «N.M.M.», что значит «Non Mollare Mai» – «Никогда не сдавайся». Оказывается, рецепт самых больших побед в жизни бывает вот так прост.

Фото: REUTERS/Regis Duvignau/Vivek Prakash/Vincent Kessler/Philippe Wojazer, Fotobank/Getty Images/Mary Schilpp/Sports Illustrated; facebook.com/Ivo-Karlovic/273413929366130; Fotobank/Getty Images/Jeff Gross