none
Tribuna/Футбол/Блоги/Академия BSSF/Интервью. Сабина Алиева: «Мир осознал, что это война не Украины против России и Беларуси. Это война против диктатуры»

Интервью. Сабина Алиева: «Мир осознал, что это война не Украины против России и Беларуси. Это война против диктатуры»

В эксклюзивном интервью для Академии BSSF ведущая YouTube-канала «Страна для жизни», журналистка сайта «Трибуна» Сабина Алиева рассказала о том, какие испытывала эмоции в первые дни войны и что думает о российской и беларусской пропаганде.

Блог — Академия BSSF
Автор — Academy BSSF
23 марта 2022, 23:23
Интервью. Сабина Алиева: «Мир осознал, что это война не Украины против России и Беларуси. Это война против диктатуры»

Война в Украине, длящаяся уже четвертую неделю, не оставила равнодушными людей во всем мире. Крупнейшие государства всячески стараются помочь украинскому народу в борьбе за независимость и свободу против российских агрессоров, которые наступают в том числе с территории Беларуси. Многочисленные волонтерские и общественные организации помогают беженцам, мир вводит санкции, запрещает любые деловые контакты с Россией и Беларусью. А спортсмены из этих стран уже отстранены от практически всех международных соревнований. Впрочем, некоторых даже такие баны не заставляют пересмотреть своих точек зрения.

Чтобы понять, что ждет спортивный мир Беларуси в новых реалиях, почему атлеты даже после попадания в бан молчат, об этом и многом другом, мы будем регулярно общаться со спортивными менеджерами, маркетологами и журналистами, которые активно высказывают свою гражданскую позицию.

Сегодня мы хотим представить нашего первого гостя – это ведущая YouTube-канала «Страна для жизни», журналистка сайта «Трибуна» Сабина Алиева, которая рассказала нам о том, какие испытывала эмоции в первые дни войны и что думает о российской и беларусской пропаганде.

– Вспомни, с какими мыслями ты засыпала 23 февраля.

– Мысль была одна: «Надеюсь, что завтра не будет плохих новостей». Но в итоге утро у меня началось максимально необычно. Думаю, оно у всех было не такое, как планировалось. Думала, что проснусь, спокойно начну смену на «Трибуне», буду писать о спорте, рассказывать всем о том, как беларусский спорт скатывается на дно. Но не получилось. Только проснулась и увидела кучу сообщений: «Посмотри, что происходит в Украине». Когда открыла Instagram, сразу же увидела пост Светланы Тихановской, где она говорит, что в Украине началась война.

Какое-то время я даже не могла собраться, не могла понять, что происходит. Да, я сейчас в Литве, это относительно далеко от Украины, но внутри были такие переживания, такие чувства, что казалось, будто я нахожусь именно там. Честно, если бы не работа, сорвалась бы и поехала туда, чтобы как-то помогать. И если бы не работа, я бы точно сошла с ума. Она меня очень сильно отвлекла и даже в какой-то степени спасла. Мне это напомнило август-2020, когда из телефона и ноутбука я просто не вылезала. То же самое было и сейчас.

– Сколько тебе понадобилось времени, чтобы прийти в себя и поверить, что реально началась война?

– Я сразу поверила, что в Украине – война. Когда увидела первые кадры бомбежек, пришло осознание, что случилось. А прийти в себя мне помогло общение с людьми. Мне писал друг из беларусского батальона в Украине, он говорил, чтобы не волновалась, все будет хорошо. Мне писали в соцсетях украинцы, которые поддерживали, говорили, что все равно беларусы и украинцы – братья. После этого стало реально полегче.

Кстати, украинцы, с которыми я общаюсь, прекрасно осведомлены о том, что творится и в Беларуси. Они знают, на какие риски шли наши люди в 2020-м, на какие риски идут сейчас. Тем, кто не знает, я просто привожу примеры об Окрестина, рассказываю, как в Беларуси могут задержать за сочетание красно и белого цветов на одежде, а сейчас – за желтый и синий. Украинцы начинают понимать, что беларусы – молодцы, даже в таких условиях не хотят молчать и выражают свою поддержку Украине. И в живую, и в соцсетях люди благодарят. Некоторые пишут, что нужно благодарить не только «Азов», но и полк «Кастуся Калиноўскага», где за Украину сражаются беларусы.

– Какие эмоции у тебя вызывают сообщения российской стороны, что они бомбят только военные объекты или те здания, где сконцентрированы бойцы полка «Азов»?

– Это как пересматривать фильм, который ты уже не раз видел. В Беларуси нам постоянно говорили, что людей на Окрестина не избивали, насилия в стране нет, все по закону. По сути, сейчас мы наблюдаем то же самое. Россия утверждает, что в Украине не война, а спецоперация, обстреливаются не гражданские объекты и мирные люди, а уничтожается «Азов». Как говорил Виталий Кличко, это чушь собачья. Искренне не понимаю, как в такую информация можно верить, если у тебя хоть немного есть мозгов. Если нет совсем, тогда ладно, сиди и дальше смотри телевизор, потребляй информацию, которая исходит от пропагандистов.

– Нынешние события – дополнительная возможность пропагандистам заявить о себе?

– Да. Думаю, в России все уже на своих местах, кто хотел себя как-то проявить в угоду режиму. Как и в Беларуси? Согласна, в этой стране люди системы стараются показать то, на что способны – разжигают ненависть. Это все, что умеют. Единственное, они постоянно забывают, что при этом нарушают Конституцию. Хотя Конституция – это так, прикол. В нашей стране уже давно не до законов, к сожалению. Ну а пропагандисты стараются делать вид, что они талантливы, но на самом деле у них ни души, ни совести. Уверена, что их место в тюрьме.

– Почему, по-твоему, даже люди, которые наверняка понимают, что происходит, предпочитают отмалчиваться в данной ситуации? И это касается в том числе спортсменов Беларуси. Ты вообще ожидала от них какой-то реакции?

– Да, честно скажу, ждала. Одно дело – политика, которой они постоянно прикрываются, мол, спорт вне политики, они просто хотят тренироваться. Ну что ж, сейчас вы будете сидеть у себя дома и тренироваться, не имея возможности куда-то уехать. И это не из-за тех, кто хотел перемен в Беларуси, а из-за того, что Путин вторгся в Украину при содействии Лукашенко. Спортсмены должны это понимать. И я реально надеялась, что хоть кто-то прозреет.

Когда высказался [беларусский футболист Николай] Золотов, у меня сразу возникла мысль: «Ничего себе, у кого-то появились яйца». А потом оказалось, что Золотов в Украине. И вот тогда я окончательно поняла, что пока беларусских спортсменов весь этот ужас не коснется, они будут молчать, ничего не посмеют сказать против действующего режима. Потому что это не личности, это люди, которые выбрали роль рабов, и будут подчиняться приказам, чтобы сидеть на теплом месте. Ладно, сидите, но нужно понимать, что это место совсем скоро, а, скорее всего, уже из-под вас уходит. Не будет у вас денег, призов – ничего. Будете потом плакать, что во всем виноваты США, НАТО, Запад? Кто угодно, но не они сами, не молчание. Вот пускай спортсмены делают выводы.

Если раньше я себе позволяла смотреть беларусский футбол и даже за кого-то болеть, то сейчас такого не будет и близко. Сугубо по работе. Как минимум из-за того, что футболисты молчат, даже когда в Украине идет война, а еще потому, что до сих пор сидит Саша Ивулин, и ему практически никто ничего не написал. Я на все это смотрю и думаю: «Ребята, у вас нет болельщиков, вашего спорта нет. Вы – никто». Будет очень любопытно понаблюдать за провластными спортсменами, когда до них дойдет, до чего они домолчались.

– Ты думаешь, что если бы тот же Золотов не был в Украине, то он бы промолчал?

– Знаешь, я его уважаю за то, что он наконец-то высказался. Но это уважение было бы больше, если бы он высказался тогда, когда убивают не только украинцев, как сейчас, а когда убивали беларусов, в 2020 году и далее. То есть его соотечественников. Вот тогда бы я точно сказала, что он молодец. Сейчас его слова я воспринимаю с определенной долей скептицизма.

Мне очень хочется, чтобы наш футбол был таким же, как в других странах. Где есть солидарность, поддержка. Где футболисты, когда это необходимо, вместо мяча берут в руки оружие и идут защищать свою страну. Мне бы хотелось, чтобы такое же было и в Беларуси. И мне обидно, что у нас такого нет и не будет. Да, я знаю, что есть нормальные футболисты, которые в течение последних пары лет как-то помогали заключенным в Беларуси, донатили. Молодцы, но это все равно не оправдывает их молчание, того, что когда Ивулину давали два года, не написали, не поддержали его как-то. Речь не обо всех, конечно, потому что некоторые футболисты были даже на суде. Но остальные… Что мешало передать какую-то весточку через тех, кто списывается с Сашей? Не верю, что это тяжело. Получается, что это такая позиция футболистов.

– Справедливости ради стоит сказать, что хватает тех же беларусских футболистов, которые играют не в Украине, спортсменов, которые находятся на Родине, но при этом они не молчат.

– Да, и это хорошо, есть какие-то подвижки. Есть свободные спортсмены SOS.BY, которые никогда не скрывали своего мнения, они не останавливаются. Это люди с большой буквы. А то, что сейчас другие атлеты начинают раскачиваться, открывать рот, это очень хорошо. Они как минимум включаются в гражданский процесс, в общество. И понимают, что их слова на что-то могут повлиять, как-то поспособствовать изменениям к лучшему. Плюс спортсмены понимают, что отношение беларусов к ним поменяется.

– Люди, которые не боятся говорить, способны стать примером для остальных и заставить их раскрыть рот?

– Понимаешь, есть, например, Недосеков и Мирончик-Иванова. Им говори не говори, а как будто о стенку. Это типичные люди, которым нужна тачка, стабильная работа – и все, ни в чем другом они не нуждаются. Им чужды ценности свободы. И им на всё плевать. Им ничего не докажешь.

Но, простите, когда Недосеков сравнивает жертвы от ковида и войны… Это какой же уровень интеллекта у человека должен быть, чтобы такое писать? Я просто молюсь, чтобы ввели правило отбирать медали у олимпийских призеров, если они не соблюдают даже базовые права человека, не соблюдают нормы морали и одобряют, когда убивают людей. О каком соблюдении Олимпийской Хартии ты говоришь, если сам жмешь руку Лукашенко, который позволяет российской армии нападать на Украину с территории Беларуси?

У меня вообще относительно таких спортсменов, как Недосеков, сложилось следующее мнение. Классных достойных спортсменов, которые не боялись говорить, выкинули из страны. У ябатек появилась возможность себя проявить. И вот они сейчас боятся что-то лишнее сказать, чтобы с ними не поступили так же, как со свободными спортсменами. И таких людей не переубедить, потому что для них материальное намного важнее, чем человеческое.

– Большинство спортсменов в Беларуси готовы молчать и мириться с тем, что их лишают возможности выезжать на зарубежные соревнования?

–  Получается, так. Спортсмены, поддерживающие насилие, – это терпилы, у них нет своего мнения, чувства собственного достоинства, уважения к себе и своему труду. Если им плевать на все, если они с такой легкостью засовывают в жопу свою гордость, то хорошо. Ваше дело. Алимбекова будет тусоваться только в «Раубичах». Если это то, под чем ты подписывалась, если это то, что ты хотела, тогда молчи дальше, выполняй приказы. И «Нет войне» или «Я сочувствую украинскому народу» уже не прокатит. Нужно называть тех, кто конкретно ответственен за войну в Украине и уже военную оккупацию Беларуси. Но что можно ожидать от людей, которые боятся сказать что-то против руководителей спортивных федерации, когда те систематично нарушают их же права? Такое ощущение, что спортсмены уже и не знают, что у них есть какие-то права и свободы и они должны соблюдаться. А, может, им просто плевать на это.

– Что будет в целом в Беларуси со спортом?

– Примерно пару лет все будет очень грустно. Мы уже находимся в упадке, особенно если взглянуть на футбол. Нет того былого БАТЭ, нет сборной, за которой хочется следить, на матчи которой приходили целые стадионы. Не представляю ни один спорт без коммуникации со зрителями. Сейчас же ее нет вообще. Людям абсолютно плевать на спорт. И пока не наступит то время, когда у беларусов наладится жизнь настолько, что им захочется уделять время и спорту, эта сфера в стране будет только деградировать. Плюс нужно наладить работу с детьми. Ужасно, когда некоторым тренерам важнее не отступать от советских методичек, чем вводить какие-то новшества. Да, есть те специалисты, которые хотят привносить то-то современное, но их идеи сразу же зарубаются сверху. И, соответственно, детский спорт вообще не прогрессирует.

– Тебе не кажется, что в скором времени в беларусском спорте останутся только те, кто поддерживает режим?

– В целом, не кажется. Потому что даже сейчас в Беларуси есть подписанты честного письма. На той же Олимпиаде-2022 мы все болели за Аню Гуськову, следили за Аней Сола, которая отказалась подписывать провластное письмо. В Токио следили за Эльвирой Герман. У этих людей есть своя позиция. Я надеюсь, что такие спортсмены будут воспитывать достойную смену. Потому что мы понимаем, что если они не займутся этим, если детям не на кого будет равняться, то в скором времени спорта в Беларуси просто не станет. Просто я не уверена, что Минспорта сейчас делает что-то, чтобы привлекать детей идти в спорт и выступать за Беларусь. Пока же мы видим, что режим максимально расчищает поле для лояльных людей.

– Что, по-твоему, нужно сделать, чтобы беларусский спорт вернулся на прежний уровень как в плане результата, так и в плане уважения со стороны мирового сообщества?

– Во-первых, в Украине должны закончится война. Во-вторых, режимы Лукашенко и Путина должны пасть. Пока не закончится эта диктатура, не будет у нас что-то нормально функционировать. Если сейчас кто-то где-то выстреливает раз в год, то спустя время, если не будет каких-то изменений, то и таких всплесков мы не увидим. В несвободной стране не может жизнь развиваться в правильном русле, не может спорт прогрессировать. Когда страна свободная, когда людям доступны базовые потребности, тогда и о спорте можно задуматься. Очевидно же, что человек, который думает, на что купить еду, не пойдет в тренажерный зал или на матч. Пока в Беларуси люди будут не жить, а выживать, не думаю, что спорт будет хоть как-то развиваться и иметь уважение со стороны мирового сообщества.

– И вернемся к теме, которая волнует сейчас весь мир больше, чем спорт. Во время войны всех приятно поражает та солидарность, которая проявилась в украинском обществе. Тебе не напоминает это все события 2020 года, когда беларусы также стали единым целым?

– Да, в какой-то степени так и есть. Но сейчас мне кажется, что беларусы вышли на новый уровень солидарности, на международный. Мы будто бы покоряем новые вершины солидарности, сострадания к соседям. Нельзя быть в стороне, когда твоего брата или сестру бьют дубинкой или убивают из оружия. В итоге мы, беларусы, сейчас активно помогаем украинцам. У нас появилось много структур, которые помогают беженцам из Украины. Я сама вижу, как работают волонтеры в Польше, как беларусы, которые сами недавно переехали, спасаясь от режима Лукшенко, принимают у себя украинцев. Я на все это смотрю и понимаю, насколько классные люди в Украине и Беларуси. Нужно понимать, что уже сейчас Европа поклоняется смелости и мужеству украинского народа. А весь мир уже осознал, что это война не Украины против России и Беларуси. Это война против диктатуры.

– Ты правильно сказала, что появилось много инициатив, которые призваны помочь украинцам. Как охарактеризуешь стремление практически всего мира помочь?

– Это показатель того, как должно выглядеть сильное общество. Сейчас не времена Сталина, когда у соседа беда, а ты должен закрыть двери на замок и тихо сидеть в уголке. Сейчас все, что происходит в Украине, касается каждого. Я рада, что все инициативы понимают, что это наша общая борьба. Беларусский фонд спортивной солидарности отправлял гуманитарную помощь в Николаев, Академия БФСС собирала деньги в поддержку украинской армии, на экипировку. Вот так должно работать нормальное гражданское общество. Мы сейчас реально понимаем, насколько решение той или иной ситуации зависит от людей. Все в наших руках.

Другие посты блога

Все посты