Tribuna/Баскетбол/Блоги/Баскетбольная площадка/Агент Леброна всех напугал. Против него ввели новое правило, но он заставил его отменить

Агент Леброна всех напугал. Против него ввели новое правило, но он заставил его отменить

Самый обсуждаемый человек лета.

Автор — Алесь Коваль
20 августа 2019, 16:20
Агент Леброна всех напугал. Против него ввели новое правило, но он заставил его отменить

Самый обсуждаемый человек лета.

Кто такой Рич Пол?

Агент Леброна Джеймса старше своего главного клиента и лучшего друга на три года – ему 37 лет. Когда Джеймс еще учился в школе, юный Рич Пол уже предпринимал первые попытки разбогатеть: он покупал спортивные майки в Атланте и продавал их в Кливленде из багажника, при этом преуспевал, хотя и устанавливал 100-процентную наценку.   

Так они и познакомились.

Знаменательная встреча произошла в аэропорту Акрона – Пол привлек внимание Джеймса формой Уоррена Муна, которая была в тот момент на нем. Команда Леброна как раз улетала в Атланту, и Пол дал ему контакт своего поставщика и пообещал предоставить скидку.

С тех пор они стали неразлучны.

Пол, как и Джеймс, вырос в маленьком городе рядом с Кливлендом, ходил в католическую школу, где в основном учились белые, и воспитывался одним родителем (в его случае отцом – мать все его детство плотно сидела на наркотиках).

Очень быстро он приобрел влияние на младшего товарища.  

«Я всегда заставлял его задумываться над сложными вопросами, а он заставлял задумываться меня, – говорил Леброн. – Когда я начал играть в НБА, то почувствовал, что Рич был тем, с кем я хотел бы развиваться. Он всегда говорил мне правду, и я хотел, чтобы он был в моей команде. Он говорил мне вещи, которые я вроде бы знал, но не понимал, он учил меня».

На торговле майками Рич Пол поднимал порядка 10-15 тысяч в неделю и уже задумывался над тем, чтобы завести себе полноценный магазин. Но тут Леброн Джеймс окончил школу и был выбран под первым номером «Кливлендом». Он предложил Полу более приличную ставку – 50 тысяч за две недели – просто за то, чтобы тот находился рядом.

Парни еще не совсем понимали, чего сами хотят. Но через несколько лет организовали собственную маркетинговую компанию LRMR: Маверик Картер занимался маркетингом, Рэнди Мимс помогал Леброну со всеми бытовыми вопросами, а Рич Пол выразил желание войти в агентский бизнес.

Первым агентом Джеймса был Аарон Гудвин, чернокожий здоровяк с противоречивой репутацией.

В 2006-м Леброн ушел к Леону Роузу, одному из самых влиятельных людей в профессии, агенту Дуэйна Уэйда и Криса Боша. Рич Пол устроился к Роузу в помощники, чтобы постигнуть все тонкости изнутри: его первым подопечным оказался Джонни Флинт.

К 2012-му Пол посчитал, что всему научился – он создал собственную компанию Klutch Sports и отделился от Роуза, прихватив не только Леброна Джеймса, но и еще парочку бывших клиентов Роуза (Эрика Бледсоу и Тристана Томпсона).

НБА неоднократно проводила всесторонние изыскания, но так и не смогла найти факт нарушения: формально Klutch Sports не принадлежит Джеймсу, он там числится как клиент. Все вроде бы все понимают, но придраться невозможно. Под крылом Леброна Рич Пол начал строить самое влиятельное агентство в мире.

Команда Леброна много лажала, но постепенно выстраивала империю

Когда Джеймс ушел от Гудвина, это спровоцировало бурю негатива в НБА. Прекраснее всего оказалась хлесткая фраза в одной из публикаций: «Через несколько лет, когда Леброну понадобится операция на колене, он вызовет для этой цели сантехника. Когда ему потребуется подсчитать налоги, он пригласит Майка Тайсона».

Главная причина расставания с Гудвином заключалась в том, что Джеймс захотел вести свои дела самостоятельно, то есть при помощи своих друзей.

И очень долго ничего не получалось. У Джеймса оставались контракты  c Nike, Coca-Cola, Bubblicious, Upper Deck и Microsoft, но все эти договоренности были достигнуты благодаря Гудвину. Поначалу от Маверика Картера было больше негатива – «окружение Джеймса» всех напрягало, и спортсмену прочили непременную финансовую катастрофу. Финансовой катастрофы не случилось, но пиар-катастрофу друзья Леброна устроили – она случилась в форме «Решения».

С агентскими амбициями дело обстояло так же неважно.

Уже во второй половине нулевых товарищи Леброна поняли, что могут обходить существующие запреты.

Джеймс начал проводить лагеря для школьников, куда приезжали будущие звезды (ну, например, Энтони Дэвис). Агентов к ним стараются не подпускать, но Леброн, не будучи формально агентом, проводил с юношами немало времени и на площадке, и за ее пределами и устанавливал контакт на будущее.

Организовывал те лагеря Nike со вполне конкретными целями, но первое время хитроумная затея не срабатывала.

Они обхаживали Деррика Роуза – но он предпочел и другое агентство, и контракт с Adidas.

Они надеялись на Джона Уолла, Леброн даже приезжал в Кентукки перед стартом сезона и хвалил разыгрывающего в медиа – тот тоже ушел к другому агенту и подписался с Reebok.

Более крупные операции тоже не удавались.

Впервые о переезде в Лос-Анджелес Леброн Джеймс задумался в 2010-м. Только речь шла не о «Лейкерс», а о «Клипперс» – его привлекала идея играть вместе с Блэйком Гриффином.

Владельцем клуба был одиозный Дональд Стерлинг. Он мало того что считался худшим в лиге – всегда экономил на игроках, вмешивался в управление клубом, не особенно переживал из-за плохих результатов, так еще и постоянно тащил за собой флер расизма. То показывал черные тела «своих игроков» подругам, то осыпал баскетболистов самыми замысловатыми выражениями, то выселял корейцев из принадлежащих ему домов.

Джеймс, конечно, не мог играть в команде подобного персонажа. И поэтому в 2010-м он познакомился с миллиардером Дэвидом Геффеном и предложил тому приобрести лос-анджелесский клуб.

Стерлинг всегда отказывался от любых предложений. Но тогда была надежда, что он продаст мажоритарный пакет при условии, что в его клуб перейдет сам Джеймс.

Дональд Стерлинг не заинтересовался.

Тенденция изменилась через несколько лет, уже после того, как Леброн выиграл два титула с «Майами» и утвердился в качестве лучшего игрока НБА.

И вот тут Рич Пол впервые вышел из-за кулис.

Он сохранил отношения с Дэном Гилбертом, несмотря на мучительный для обеих сторон разрыв 2010-го, и спустя четыре года скоординировал торжественное примирение и возвращение Джеймса в «Кливленд». Только приезжал уже совсем иной Леброн – владельцу пришлось отдать власть в клубе и согласиться и на обмен Кевина Лава, и на последующее подписание явно завышенных контрактов с другими клиентами Рича Пола: Тристаном Томпсоном и Джей Ар Смитом. Все последующие сезоны «Кэвз» ставили рекорды по размеру платежной ведомости.

Ничего подобного никогда не было – Джеймс всегда сам подчеркивает свою роль в том, что власть перешла от владельцев клубов к диктующим свою волю суперзвездам.

«Когда я закончу играть и перестану светиться в медиа каждый день, надеюсь, что на мое место придет человек, который будет бороться с тезисом «Ты спортсмен? У тебя нет никакой власти. Ты не можешь ничего контролировать». Потому что спортсмены могут все контролировать... Посмотрите, как сейчас все начали говорить в негативном ключе об Энтони Дэвисе. Стоило ему сделать то, что он хочет, так сразу все изменилось. Поэтому мы должны контролировать то, как это освещается, нам нужно поддерживать друг друга, потому что у них есть множество людей на вершине этих пищевых цепочек, которые пытаются навязать свой взгляд».

Та же стратегия переехала с Леброном из «Кливленда» в «Лейкерс». Новый клуб Джеймс начал подписывать угодных ему людей, а Рич Пол светился то там, то здесь, выполняя не свои прямые обязанности – то жаловался Адаму Сильвера на тренера Уолтона, то искал помощника для Фрэнка Вогеля.

Кто-то считает, что Джеймс и Пол обходят существующие правила.

Они сами видят в этом благородную цель. «Главное – это не расовый вопрос, – объясняет Пол. – Все иначе. Современные игроки другие. Знаете, почему они другие? Потому что они видят всю эту херню насквозь. А об игроках прошлого такого не скажешь».

Такой бодрый старт карьеры позволил Ричу Полу быстро утвердиться на рынке – сейчас у него уже 21 клиент и контрактов больше чем на миллиард долларов.

У него по-прежнему хватает косяков: он не всегда верно оценивает рынок, а в этом году даже потерял одного игрока – кинувшего «Сан-Антонио» Маркуса Морриса.

Самый яркий пример тут – история с Нерленсом Ноэлом. Тот отклонил предложение от «Далласа» в размере 70 миллионов на четыре года и с тех пор довольствуется минималками в «Оклахоме».

Но у него точно есть неподражаемый агрессивный стиль, явно базирующийся на той же философии, что так складно формулирует его начальник/главный клиент.

Рич Пол спровоцировал обмен Эрик Бледсоу из «Финикса».

Вел затяжную войну по поводу контракта с «Кливлендом» на протяжении всего межсезонья и уломал их на ленточке.

Проторил оригинальную дорогу для Дариуса Бэйзли. Форвард собирался выступать за Сиракьюз, но передумал. Хотел играть в G-лиге, но вместо этого весь год тренировался самостоятельно и проходил стажировку в New Balance (во время которой заработал 1 миллион долларов).

Демонстративно послал «Пистонс» и отклонил 80 миллионов на пять лет для Кентавиуса Колдуэлла-Поупа.

Устроил грандиозный скандал вокруг перехода Энтони Дэвиса. Не просто запросил обмен на два года до завершения контракта. Не просто продавил трейд именно в «Лейкерс» к Леброну – убрал всех конкурентов, когда отказался продлевать соглашение с кем-то еще. Но еще и сам вышел в медийное поле, когда «Пеликанс» пытались удержать историю внутри – за что Дэвису даже пришлось заплатить штраф в 50 тысяч.

Не все эти маневры можно, мягко говоря, признать успешными. И с репутационной точки зрения, и в целом – даже близость к телу Леброна Джеймса не позволяет Колдуэллу-Поупу отбить те 80 миллионов на однолетних контрактах.

Но на данный момент важнее всего, что такая агрессивная стратегия дает отдачу. Число клиентов у Рича Пола увеличивается: здесь и Джон Уолл с худшим контрактом в НБА, и продлившиеся этим летом Бен Симмонс и Дрэймонд Грин, и попавший под очарование мантры «обретения силы» Энтони Дэвис.

«Теперь я получил шанс контролировать свою карьеру – говорить то, что я хочу сказать, делать то, что я хочу делать. Я теперь стал управляющим своего бизнеса, у меня появилась власть».

Sports Illustrated в июне провозгласил Пола «самым влиятельным человеком в НБА» – Кавай, возможно, скорректировал впоследствии эту оценку, но не отменил общего впечатления: то, о чем мечтали товарищи Леброна, начинает претворяться в жизнь, молодым игрокам вот это выкручивание рук и агрессивная переговорная тактика симпатичны.

Этим летом NCAA ввела «правило Рича Пола». Но он вынудил его отменить

Подтверждение тому пришло тут же – этим летом.

NCAA ввела новые ограничения для агентов тех игроков, которые могут сняться с драфта и продолжить обучение. Предполагалось, что теперь они должны обязательно иметь высшее образование, не менее трех лет опыта работы, сдавать экзамен на профпригодность и вносить крупную сумму.  

Нововведение, возможно, сформулировано не совсем корректным образом, но в теории преследует исключительно благие цели – оградить несовершеннолетних от некомпетентности их же родственников.

И собственно, сам Рич Пол тут ни при чем: он все же уже считается суперагентом и не работает с такой мелкой рыбой, для которой и вводятся ограничения. У него были стычки с NCAA: помимо казуса с Бэйзли, он фигурировал в одном расследовании, выявившем, что агентство Леона Роуза платило игрокам-студентам – но причастность Пола установить не удалось.

И все же связь есть.

Рич Пол выступает тут скорее символом – не просто как один из нескольких чернокожих агентов, не просто как один из нескольких агентов без образования. Рич Пол – ориентир: человек из ниоткуда ворвался в очень закрытый мир НБА и пусть даже под прикрытием своего друга и лучшего игрока эпохи расколошматил весь рынок и ввел свои правила игры. Он совершенно точно прорубает путь для новых родственников, друзей и доверенных лиц других суперзвезд – уже появился дядя Кавая Ленарда, а за ним последует и новые лица.

«Рич сейчас – главная угроза всем большим агентствам, – говорит представитель Уилсона Чендлера Крис Лачи. – То, что у главной иконы современного спорта, агент, который торговал в маленьком магазине, уничтожает все мифы вокруг этих больших агентств. Всю отрасль трясет, и именно поэтому люди критикуют его».

Короче, главный апологет власти игроков вышел в соцсети и кинул там клич. В своем обращении Леброн Джеймс назвал новые ограничения «правилом Рича Пола».

Отклик последовал незамедлительно.

Новое правило заклеймили многие игроки НБА (не только клиенты Пола).

Издание черных спортсменов Undefeated  утвердило тезис про расизм. Заголовок: «У NCAA проблемы не с Ричем Полом, а с чернокожими».

Остальные просто заклеймили этот ход NCAA, как минимум, назвав его глупостью.

С позиции жертвы не преминул выступить и сам Рич Пол.

«И вновь функционеры NCAA не пускают в свою систему молодых людей, не выросших в обеспеченных семьях, часто чернокожих. Хоть кто-нибудь верит в то, что диплом, который получают за четыре года, отделяет порядочного человека от афериста?»

Короче, спустя три недели интернет-баталий NCAA пошла на попятную и новые ограничения отменила.

«Я в шоке: «Вот это мой агент, от которого содрогается вся лига, – говорит 19-летний разыгрывающий Дариус Гарлэнд. – Нет больше никого, который был бы так известен, о ком бы говорили на каждом спортивном шоу. Никогда не видел такого».

Фото: Instagram/richpaul; Gettyimages.ru/Gregory Shamus, Rich Polk

Другие посты блога

Все посты