Tribuna/Баскетбол/Блоги/Баскетбольная площадка/Андре Игудала – гуру венчурных инвестиций. Он рекламирует их игрокам НБА, общается с бизнес-ангелами и хвастается взлетом Zoom

Андре Игудала – гуру венчурных инвестиций. Он рекламирует их игрокам НБА, общается с бизнес-ангелами и хвастается взлетом Zoom

Вот кто сделал вашу самоизоляцию менее одинокой.

Автор — Алесь Коваль
8 мая 2020, 10:07
Андре Игудала – гуру венчурных инвестиций. Он рекламирует их игрокам НБА, общается с бизнес-ангелами и хвастается взлетом Zoom

Вот кто сделал вашу самоизоляцию менее одинокой.

Игудала меняет НБА

В 2009-м Sports Illustrated опубликовал статистику, согласно которой 60 процентов бывших игроков НБА становятся банкротами в течение пяти лет после завершения карьеры. Сущность могла быть разной: Антуан Уокер прогорел на неудачных вложениях,  Гилберта Аренаса погубил экстравагантный стиль жизни – но результат примерно одинаков.

В прекрасной НБА настоящего все по-другому.

Теперь баскетболистов не только специально учат тому, как бережнее обращаться с деньгами. Меняются и их финансовые стратегии. Самые крупные состояния звезд 90-х были построены на вложениях в недвижимость, в дилерские центры, в рестораны. Главные звезды нашего времени, помимо традиционных вариантов, вкладываются либо в технологии (Дюрэнт), либо в кинопроизводство (Карри, Леброн).

Даже на продвинутом фоне MVP финала-2015 и трехкратный чемпион НБА Андре Игудала выделяется. Форвард увлекся венчурными инвестициями еще до перехода в «Голден Стэйт» и после переезда в Сан-Франциско в 2013-м решил вынести максимум из непосредственной близости и духовной близости клуба к Кремниевой долине. Игудала не только вложился в порядка 40 стартапов, он еще и убеждает других спортсменов также инвестировать в высокие технологии. В 2017-м Игудала в компании с Карри появились на обложке  Bloomberg – вдвоем  они придумали концепцию Технологического саммита игроков, на котором спортсменам рассказывают о возможностях подобных финансовых вложений. На ежегодных саммитах выступали – кроме Игудалы и Карри – Бэрон Дэвис, Джейлен Браун и Кевин Дюрэнт, а среди аудитории присутствовало множество игроков НБА, от Аарона Гордона до Келли Олиника.

Игудала и до этого был известен как один из самых умных игроков НБА. «Он всегда на шаг опережает остальных, – как-то рассказывал главный тренер «Голден Стэйт» Стив Керр. – Именно поэтому можно видеть, что после игровых эпизодов он часто улыбается. Можно видеть, как работает его мозг: он знает, что он предвидит ситуацию на несколько шагов вперед, и улыбается, когда ему удается обхитрить соперника. Потом он смотрит на нашу скамейку и качает головой. Это происходит постоянно».

При этом его активность лишь косвенно связана с тем, что владелец «Голден Стэйт» Джо Лэйкоб сделал состояние на венчурных инвестициях. «Когда я купил «Уоррирс», – говорил тот, – То знал, что у меня будет возможность привлекать игроков, которые хотят инвестировать в технологии. Но по правилам лиги я не могу помогать игрокам других клубов. Что я могу, так это знакомить игроков с интересными людьми, бизнесменами, инвесторами, которые приходят на матчи «Уорриорс» и поощрять их больше общаться. Андре в этом преуспел».

За годы в «Голден Стэйт» Игудала наладил контакт c одними из самых известных (и успешных) венчурных инвесторов Кремниевой долины.

«Они все доступны – приходят на матчи, живут рядом. Так что я много общался с теми, кто вкладывается в компании на раннем этапе ее функционирования, с людьми вроде Рона Ковэя, Билла Герли, Мэри Микер, Бена Хоровитца, Джеффа Джордана. Билл, скажем, лучший в своей области, только посмотрите на его послужной список. Его мозг работает на другом уровне, он заранее знает, насколько успешна может быть компания. Каждое лето Бен Хоровитц устраивает барбекю у себя дома, это отличное место для того, чтобы знакомиться с людьми, занимающимися технологиями».

Сам Игудала рассказывал, что изначально заинтересовался инвестициями благодаря Кобе Брайанту. Роб Пелинка вел дела обоих, а потому Игудала «видел, чего Брайант пытался добиться за пределами площадки».

«Я начинал с аккаунта на E-Trade. Понял, как работают деньги в разных проектах. Вложился в несколько стартапов. Тебе приходится тщательно изучать компании, чтобы понять, во что ты инвестируешь, будут ли они расти или ты все потеряешь.

Тогда я вложил в Zynga, успешную компанию, которая занимается мобильными играми. Это произошло через  E-Trade, они даже не знали, что это был я. Затем мы вложились в Apple, Netflix, Google, Groupon. Затем было еще четыре-пять компаний, которые взлетели. И потом ты уже начинаешь изучать рынок, искать возможности вложиться на раннем этапе, узнаешь, что такое Series A, Series B, Series C»…

А потом Игудала пришел к тому, что ему нужно образовывать и остальных. «Разговаривал я как-то с одним молодым. Он мне говорит: «Я слишком юн, чтобы с этим связываться. Вот стану старше, тогда займусь всем этим». А я ему: «Тебе надо завязывать с Fortnite и с посиделками в соцсетях. Ты и глазом не моргнешь, как твоя карьера закончится».

Стеф Карри описывал это так: «Вполне обычный разговор в нашей раздевалке – это когда Игудала сообщает о новостях из мира высоких технологий. Вы можете задать ему любой вопрос и получите хорошо аргументированный ответ».

Совершенно точно Игудала понимает главный принцип венчурных инвестиций – рискованных вложений в молодые компании, которые ориентированы на абсолютно новый бизнес.

«Нужно тратить лишь те деньги, которые ты готов потерять. Ты всегда можешь внезапно получить письмо: «Дорогие инвесторы. С сожалением сообщаем, что мы закрываемся». Высокая степень риска – это знакомая вещь для спортсмена. Мы проходим такой же путь в баскетболе. Сколько игроков в NCAA? Сколько в школе? Мы идем по этому пути: все или ничего».

У Игудалы есть бизнес-партнер

Само собой, Игудала действует не в одиночку. Им руководит Руди Клайн-Томас, с которым игрок познакомился еще в «Филадельфии».

Клайн-Томас возглавлял компанию, которая помогала второстепенным игрокам НФЛ и НБА в их бизнес-активностях.

Как-то такая помощь привела его в тюрьму. На него подал в суд игрок «Викингов» Мадье Уильямс – он утверждал, что Клайн-Томас задолжал ему 200 тысяч долларов. В итоге он просидел за решеткой четыре дня, так как отказывался платить: теперь говорит, что просто передавал деньги игрока его же агенту, так как в лиге запрещено игрокам одалживать деньги своим агентам, и как раз агент долг не вернул. Затем Клайн-Томас подал в суд уже на самого агента и возместил ущерб.

В «Филадельфии» Клайн-Томас работал с новичком Хербертом Хиллом. Игудала учил того, как быть игроком НБА, но эти знания тому не пригодились. «Я много времени проводил с Хербом и время от времени встречался с Руди, – говорил Игудала. – Я слушал, что он говорит, и как-то сказал ему: «Давай-ка обменяемся номерами, у меня есть вопросы».

Клайн-Томас отговорил Игудалу от многомиллионных инвестиций в недвижимость в центре Филадельфии и вместо этого открыл перед ним фондовый рынок. В 2010-м баскетболист выделил 2 миллиона для того, чтобы советник проявил себя через аккаунт на  E-Trade. «Мы договорились, что я ему заплачу, только если он заработает много денег».

Вот через такую безжалостную эксплуатацию чернокожих поклонников баскетбола Игудала и пришел к инвестициям в «компании-единороги».

Клайн-Томас формально не является агентом Игудалы. При этом рулит всеми процессами – и по финансовым вложениям, и по подписанию новых контрактов с клубами НБА.

Во что вкладывается Игудала

Игудала и Клайн-Томас инвестировали в около 40 стартапов: их доля варьируется от 25 тысяч до 150 тысяч долларов.

 

Среди тех, что известны:

– Casper Sleep, компания по продаже матрасов. Оценивалась в 1,1 миллиарда в начале 2019-го, но упала до 163 миллионов в марте 2020-го;

– Players’ Tribune, медиа-компания с текстами спортсменов;

– Mayvern, занимается наращиванием волос и продажей косметики;  

– Walker & Co, косметика для мужчин;

– приложение NerdWallet, финансовые услуги;

– Allbirds, «ультра-комфортные» кроссовки, которые популярны в Кремниевой долине;

– Pager Duty, услуги по программному обеспечению; вышла на IPO в прошлом июне и упала с 57 долларов до 22;

– DataDog, облачные технологии

Самым успешным вложением Игудалы считается Zoom (услуги удаленной коференц-связи), которая рванула вверх в начале странного 2020-го года. Акции компании изначально стоили 36 долларов, на данный момент они находятся в районе 150 долларов.

Известно, что Игудала познакомился с основателем Zoom Эриком Юанем на одной из конференций. «Меня сразу заинтересовала эта компания, потому что редко когда можно увидеть, как кто-то врывается в область, где действуют такие мощные игроки, как Flash, Google, Amazon, они сумели создать отличное технологическое решение. Эрик – фанат баскетбола, его сын играет в баскетбол, мы поняли, что наши ценности с ним во многом похожи». 

По всей видимости, одна из главных неудач Игудалы (хотя он и не является там инвестором) – это компания Jumia, африканская версия Alibaba. Благодаря участию в ней форвард стал первым спортсменом, который вошел в управляющий совет акционерной компании. Вот только за последний год их акции упали с 40 долларов до 5.

Так как точная сумма вложений Игудалы не известна, сложно оценить, насколько он, на самом деле, успешен. Еще год назад его позиционировали как сверхудачного инвестора, но с тех пор его основные проекты ощутимо просели. Касательно Zoom же он сказал, что «хотел бы вложить в них гораздо больше». С другой стороны, примерно так и должны работать венчурные инвестиции: десять компаний погибают, одна превращается в «единорога» стоимостью выше миллиарда долларов.

Советы: что Игудала говорит о венчурных инвестициях

1. «Многие спрашивают меня, как стать финансово грамотными, и я рекомендую им книгу Элис Шредер «Снежный ком: Уоррен Баффет и дело жизни». Иногда тебе внешними условиями предназначена определенная судьба. Меня спрашивают, как я стал хорошим баскетболистом, а я отвечаю: как Уоррен Баффет разбогател? Здесь нет тайны. Это дано мне от рожденья. У Уоррена Баффета была страсть к коллекционированию разных вещей. А еще у него был дядя, который торговал на бирже и приобщил его к делу в 11 лет.

Все забывают, сколько он работал для этого. Я узнал, что правило 10 тысяч часов Малкольма Гладуэлла не совсем верно. Иногда тебе потребуется 20 тысяч часов. Но важно, чтобы ты всего себя посвящал чему-то. Если ты что-то уважаешь, если ты что-то любишь и получаешь от этого радость, то это трансформируется в успех. Нет такой штуки как удача. Иногда мне тоже кажется, что мне повезло, но потом я вспоминаю, что сам сделал все для того, чтобы мне повезло.   

Еще одна классная книга для правильного отношения к жизни – это «Эволюция души» Гэри Зукава. Моя любимая глава в ней – «Уважение», где он говорит о том, как нужно уважать окружающих и саму жизнь. Мы должны спрашивать себя: «Как я могу изменить мир к лучшему?»

2. «Всегда стараюсь работать с хорошими людьми, с блистательными умами. Мы всегда говорим: «Когда вы инвестируете в компанию, то инвестируете в человека». Вы понимаете, что вы инвестируете в основателя, в управляющего, вы в большей степени инвестируете в человека, который все придумал, чем в компанию. Существует много хороших идей, но важнее – то, как они претворяются в жизнь. Нужно инвестировать в людей, которые умеют это делать, создают отличную команду, которые понимают, что нужно много работать, если ты хочешь преодолеть все проблемы… Это похоже на игру в баскетбол и роль генерального менеджера. Тебе нужно найти правильных игроков, правильного тренера, настоящие таланты. Естественно, что развитие бизнеса – это главная цель, но чем больше сильных умов у тебя будет, тем лучше… Вы должны знать людей, их характер, их темперамент».

3. «Главное при оценке идеи – это максимальное точное объяснение. Если они объясняют, что продают как можно быстро, если им требуется несколько предложений и я все понимаю, то да… Но если кто-то нудит, а у меня возникает множество вопросов, и это занимает 20 минут, только чтобы вникнуть в концепцию, то нет. Вы пытаетесь инвестировать в то, что вам знакомо, в то, что понимаете и можете оценить. Это самое важное».

4. «Сам я не покупаю ценные бумаги, это делает моя команда. Если мне что-то приглянулось, я могу их попросить купить. Но по большей части я ориентируюсь на философию Уоррена Баффета – нужно инвестировать в то, что останется на ближайшее десятилетие. И нужно сохранять баланс между рисковыми инвестициями и надежным вложением».

5. «Парни в НБА только начинают понимать, что это рассчитано на продолжительный временной отрезок. Не нужно бросаться на то, что модно именно сейчас. И когда до них это доходит, они покупают то, что приносит им пользу.

Ты ищешь не то, что в тренде, а то, во что ты хочешь вложиться. Удачно или нет, это все равно процесс обучения. Я инвестировал в несколько проектов, которые уже не работают, но я многому научился с их помощью. А параллельно есть компании, которые летят. Нужно учиться балансировать портфолио».

Фото: Gettyimages.ru/Michael Reaves; globallookpress.com/Ringo Chiu/ZUMAPRESS.com; salt.org; instagram.com/andre

Другие посты блога

Все посты