Tribuna/Баскетбол/Блоги/Баскетбольная площадка/НБА: главные тенденции нового времени

НБА: главные тенденции нового времени

Автор — Алесь Коваль
10 марта 2015, 18:18
НБА: главные тенденции нового времени

В мире, где все текуче, нет ничего неподвижного. Каждая следующая эпоха привносит в жизнь каждого из нас новые веяния или – как сегодня принято говорить – тренды, причем самого разного масштаба и направления: от тренда носить белье клюквенно-кофейного цвета до тренда обливаться ледяной водой, имитируя помощь больным неведомой болезнью.

Не остается в стороне и Национальная Баскетбольная Ассоциация. Текущий сезон, «первый год нового времени», как бы оправдывая свое величественное название, на наших глазах порождает новые тенденции в мире профессионального баскетбола. Одни возникли внезапно; другие формировались на протяжении последних лет; третьим только предстоит обозначить себя. Некоторые явления уже имели место в прошлом и не стесняются возвращаться вновь.

НБА, как глобальный живой организм, неумолимо изменяется, несмотря на приступы брюзжания из серии «в мое время мячи были оранжевее». Предлагаю вашему вниманию основные тренды лучшей спортивной лиги мира.

Нельзя быть героем, сражаясь против Отчизны (Виктор Гюго)

Лето 2010 г. выдалось жарким – в прямом и переносном смысле. Жители столичного региона наверняка помнят ужасный смог, в одночасье превративший Белокаменную в Сайлент-Хилл. Вдыхая пары горящего торфа, любители баскетбола следили за безумием, происходящим на рынке свободных агентов в НБА. Сломанная рука Бузера; Амаре в роли очередного спасителя (как тогда казалось) «Никс»; Шак в роли себя самого в составе «Бостоне» и, конечно же, Решение и последовавшее за ним создание Большого Трио.

Последнее событие не оставило равнодушным никого (некоторых не отпустило до сих пор). Жители «Кливленда» сжигали джерси Короля с таким усердием, что я всерьез задумался об источнике происхождения белой пелены за окном. Если бы в тот момент кто-то сказал мне, что Леброн вернется в родной штат через каких-то 4 года, да еще и в ранге двукратного чемпиона, я бы лишь лениво покрутил у виска.

Как бы Вы ни относились к Джеймсу, глупо отрицать, что именно он является главным ньюсмейкером и законодателем моды в Ассоциации. Едва возникший тренд на создание суперзвездных команд, обретший немало поклонников, внезапно сменился новым трендом с громким названием, отдающим легким привкусом благородства и апельсиновой цедры – «Возвращение домой».

Заматеревший Леброн вернулся в Огайо с бесценным грузом чемпионского опыта за плечами. «Кливленд», после уходя Короля прозябавший на дне Восточной конференции, тем не менее, имел в своем составе одного хорошего игрока (Кайри Ирвинг) и нескольких неплохих (Уэйтерс. Варежао, Томпсон). Продемонстрировав общественности, кто на самом деле заказывает музыку на этом празднике жизни, Леброн получил в распоряжение Кевина Лава. Укрепив тылы Мозговым, Перкинсом и несколькими видавшими виды ветеранами, преобразившийся «Кливленд» рвется в бой.

Несмотря на тот факт, что сие событие обусловлено явными меркантильными интересами (Ирвинг и Лав вместо стремительно сдающего Уэйда и Боша), мода на возвращение стала набирать обороты – к вящей радости народных масс.

И вот, спустя долгие 8 лет в «Миннесоту» с помпой возвращается блудный сын и лучший игрок в истории клуба Кевин Гарнетт. Тэйшон Принс как всегда незаметно оказался в Городе Моторов. По слухам, летом ожидается возвращение в «Финикс» Амаре Стаудемайера.

Как часть упомянутого тренда, некоторые игроки, все предыдущие годы проведшие в одном клубе, решают защищать цвета родных команд по принципу географической принадлежности.  Кармело Энтони, хотя и провел молодость в «Денвере», в итоге решил посвятить остаток карьеры спасению команды Большого Яблока, где его угораздило родиться почти три десятка лет назад. В недавнем интервью действующий MVP Кевин Дюрант прозрачно намекнул, что летом 2016 не исключает возможности перехода в команду родного Округа Колумбия, что грозит серьезно пошатнуть устоявшийся баланс конференций.

Все это здорово, но лично мне куда сильнее греют сердце образы Пола Пирса, Рэя Аллена и Винса Картера, завершающих свой славный путь в джерси «Бостона», «Милуоки» и «Торонто» соответственно.

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю (Сюнь Цин)

Порой кажется, что именитые тренеры будут вести свои команды к победе вечно. На поверку же они – обычные люди, которые сталкиваются с привычными стариковскими проблемами, пусть и не утрачивая блеск в глазах. Чака Дейли уже нет с нами; Рик Адельман и Дон Нельсон повесили свисток на гвоздь; Пэт Райли трансформировался из одного из лучших тренеров в истории в одного из лучших менеджеров нашего времени; Фил Джексон решил добавить в свою и без того внушительную коллекцию еще хотя бы один чемпионский перстень, но уже в роли управленца. Чемпионский мостик не покидает лишь вечный кормчий Грег Попович, к которому недавно примкнул Джордж Карл. Круговорот тренеров в природе: старая кровь уходит, уступая место новой.

Как известно, любой хороший тренер когда-то был подающим надежды ассистентом. Учитывая немалое количество последних, перед менеджерами команд вставал логичный вопрос: как найти в этом океане кандидатов действительно ценного специалиста? Ответ на сей животрепещущий вопрос был дан еще тысячи лет назад в одной восточной притче.

В одном монастыре проживал старый монах, который десятилетия напролет обучал многочисленных учеников практике дзен. Когда стало очевидно, что жизненный путь старца приближается к логическому завершению, люди стали гадать, кого же он выберет преемником. Среди учеников мастера явно выделялся один юноша – явный лидер, который без устали практиковал дзен дни напролет, а ночи посвящал чтению трудов великих предшественников.

Какого же было удивление, когда мастер назначил преемником своего личного слугу, который много лет нюхал подмышки мастера. Как бы хорош не был молодой ученик, он шел собственным путем, учился на своих ошибках, а мысли  в его голове были его собственными мыслями. В то же время слуга, проводивший все время рядом с мастером, каждое мгновение постигал концентрированную истину.

Если спроецировать упомянутую мудрость на НБА, получается, что достойными тренерами должны стать ассистенты, проведшие долгие годы рядом с лучшими из лучших.

Короткий принцип «возьми ученика условного Поповича и получи гарантированно качественного тренера» стал новым трендом, которым, впрочем, срабатывает в случае, когда в команде есть действительно талантливые игроки (Брэтт Браун подтвердит). Но, как говорится, не Попом единым:

  • Брайан Шоу и Дерек Фишер, ученики гуру Фила Джексона, пока демонстрируют, мягко говоря, не слишком впечатляющие результаты (пока готовил материал, Шоу успел лишиться работы). Впрочем, у них есть немало времени, чтобы доказать обратное.  
  • У Терри Стоттса, «Портленд» которого идет в пятерке сильнейших команд Западной конференции, за плечами десятилетний опыт обнюхивания подмышек Джорджа Карла.
  • Стэн Ван Ганди, который сам кого хочешь научит, в течение 8 лет подносил гель для волос Пэту Райли.

В общем, перечислять можно долго, но общий принцип ясен: вековая мудрость работает, и все указывает на то, что тенденция в целом будет сохраняться.

На двух стульях не усидишь (народная поговорка)

Поистине, пословицы – замечательная вещь: рожденные народом и для народа, они на слуху у каждого, но их почти никто не использует. Казалось бы: нам с самых малых ногтей внушают, что человек, берущийся за два дела одновременно, обречен на провал. Но НБА, как подвыпивший дядя, махом развенчивает заложенные в детстве доктрины. В Лиге, где что ни день, то amazing happens, практика успешного совмещения двух дел имеет давнюю историю.

Автором идеи средоточения полномочий управленца и тренера в руках одного человека стал легендарный Дон Нельсон в далеком 1976 г. До недавних пор подобная традиция была не слишком популярна: за 30 с лишним лет, помимо самого Дона, замечены в подобном были лишь Попович и Райли.  Однако в последние пару лет ситуация начала стремительно меняться.

На сегодняшний день в 3 клубах Ассоциации  – «Клипперс», «Миннесоте» и «Детройте» – обязанности президента по баскетбольным операциям возложены на действующего главного тренера.

С момента, как Флип Сондерс примерил комфортабельное кресло руководителя, не прошло и года, а в ведомый им клуб за столь короткий промежуток времени успел превратиться из вечного «коекакера» Западной конференции в одну из самых симпатичных команд Лиги. Казавшийся сумасшедшим обмен Лава на двух канадских подростков неожиданно вылился в чуть ли не лучший трейд года. Возвращение Гарнетта выглядит просто идеальным ходом, откуда не посмотри. В будущем рейтинге Сондерс однозначно должен быть признан вторым лучшим менеджером – сразу после Леброна.

Довольно успешно все складывается и в «Детройте». После обмена Биллапса клуб бросало из стороны в сторону. Сумасшедший контракт Джоша «Меня не ценят» Смита стало индикатором того, что Джо Дюмарс ведет судно на рифы. Новый владелец не преминул отправить незадачливого управленца на покой, вручив бразды правления Стэну Ван Ганди.

Молочному брату Рона Джереми предстояло выявить причину неудач команды и устранить ее. Им ожидаемо/неожиданно (нужное подчеркнуть) оказался Джей-Смув. Избавившись от незадачливого форварда, команда с ходу выдала серию из 7 побед подряд. Важный момент: на поиски корня зла у Ван Ганди ушло почти 2 месяца, т.е. на 2 месяца больше, чем у любого пользователя нашей баскетбольной ветки.

Про последнего и наименее успешного многостаночника из упомянутых было подробно рассказано ранее.

Я не могу себе представить красоты, не связанной с несчастьем (Шарль Бодлер)

Успех – штука противоречивая. Внезапный успех воодушевляет и придает сил. Продолжительный успех заставляет поверить в собственную неуязвимость, в конечном счете приводя к кризису. Любой, даже самый титулованный клуб НБА рано или поздно сталкивается с моментом, когда старые механизмы начинают давать сбои, и где-то в воздухе легкой дымкой повисает жуткое для любого генерального менеджера слово «перестройка».

Этот процесс, родной сердцу каждого управленца, происходит 2 основными способами: относительно быстрым (привлечением звездных опытных игроков) и гарантированно медленным (построением будущего посредством ценных молодых талантов).

Любого власть предержащего, избравшего последний из упомянутых методов, по ночам преследует другое запретное и манящее слово – «танкинг».

Танкинг – тактика намеренного слива – выходит далеко за пределы игровой площадки. Суть в том, чтобы заставить команду проигрывать систематически на протяжении сезона, а то и дольше. Игроками приходится тяжелее всего. С одной стороны – постоянные поражения, способные подточить даже самую самоуверенную личность. С другой – перманентная психологическая нагрузка, обусловленная отсутствием определенности, постоянными слухами об обмене и гнетущей атмосферой в раздевалке. Миллионы нервных клеток игроков, болельщиков и прочих причастных приносятся в жертву лишь одной цели – ухватить на ближайшей ярмарке талантов высокий пик.

Тем не менее, танкинг возможен как стратегия, если управленец команды имеет четкий план дальнейшего построения и управления активами. Но даже в этом случае большое влияние имеет случай.

Для «Кливленда» 2003 г., «Хьюстона» 1984 г. и «Сан-Антонио» 1997 г. (которые никогда не признаются, что это было осознанно) танкинг завершился получением заветных топовых пиков, которые определили судьбу своих клубов на ближайшие полтора десятилетия. Усиленно сливавший «Портленд» был наказан Грегом Оденом, имя которого давно стало нарицательным.

Как видно, сия стратегия не только дурно пахнет, так еще и не гарантирует никаких результатов. И все же год за годом у танкинга находятся все новые и новые сторонники.

«Никс» бессовестно бьют все мыслимые антирекорды в погоне за Окафором; «Лейкерс», первую половину сезона упивавшиеся возвращением Коби, вовремя опомнились и пустились вслед за «Нью-Йорком». Но всем им (и даже вошедшему в пиковый раж Дэнни Эйнджу) далеко до гения Сэма Хинки.

Собрав по итогам двух последних лет достойный набор молодых исполнителей, Хинки по какой-то причине бросился их распродавать. С возгласом «Больше пиков!» менеджер «Филадельфии» хватался за любую возможность поучаствовать в самых безумных обменах. Отрадно видеть, как образованный человек с упорством, достойным лучшего применения, ввергает подконтрольный ему клуб в еще больший хаос.

Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются (Дени Дидро)

Время, свободное от разрушения команды, приснопамятный Хинки посвящает коллекционированию. Очевидно, что менеджер «Филадельфии» – человек необыкновенный до крайности. Потому и его увлечение носит весьма своеобразный характер: Сэм начал собирать пики 2 раунда, породив тем самым новое модное течение.

2 раунд драфта напоминает пустую упаковку сока: вроде содержимое выпито, но на дне чего-то там болтается и выбрасывать жалко.

Одно дело выбирать во 2 раунде, если платежка команды разбухла, как колени Стаудемайера, а играть попросту некому. Или твой клуб – «Сан-Антонио», с неизменным успехом уничтожающий соперников 15 лет подряд, а потому рассчитывать на что-то большее не приходится. И, говоря по правде, много ли по-настоящему достойных игроков было выловлено в мутных водах 2 раунда?

На самом деле немало. Драфт 2009 в этом плане был и вовсе исключителен: ДеХуан Блэйр, Йонас Жеребко, Джоди Микс, Патрик Беверли, Маркус Торнтон, Дэнни Грин и Пэтти Миллс – перечень на порядок качественнее, чем нынешний ростер «Нью-Йорк Никс». А ведь были еще Джинобили, Миллсэп, Марк Газоль, Монта Эллис...

Высокая вероятность подобрать в худшем случае добротного ролевика за минимальные деньги и безо всякого риска – план Хинки оказался так же прост, как и гениален. Не стало сюрпризом и то, что филадельфийский эксперимент пришелся по душе хладнокровному Дэнни Эйнджу; постепенно начал втягиваться и Фил Джексон.

Волей-неволей Сэм Хинки стал прародителем нового тренда. Однако, неясно, как это должно помочь «Филадельфии», ведь, выбирая на драфте вполне достойных игроков, одиозный менеджер обменивает их ... на пики. Сдается мне, построение чемпионской команды в первой столице США рискует затянуться.

Хорошее правительство — не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться (Томас Маколей)

Опубликованный на днях журналом Forbes рейтинг богатейших людей мира стал знаковым: впервые в истории в список попал профессиональный спортсмен. Само собой, речь идет о Майкле Джордане, состояние которого оценивается в 1 млрд. долларов (1741 место). Но куда более важным историческим моментом видится то, что Его Воздушество является первым в истории игроком, ставшим мажоритарным акционером (читай, владельцем) клуба НБА.

В дебютном интервью в качестве босса «Шарлотт» Джордан назвал себя первопроходцем, выразив надежду, что в скором времени в один ряд с ним станут и другие бывшие игроки Ассоциации. Начало новому тренду было положено.

В прошлом году грандиозный скандал с расистским оттенком заставил Дональда Стерлинга выставить на продажу «Лос-Анджелес Клипперс». Грант Хилл, обладающий куда более скромными финансовыми возможностями, чем Джордан, предпринял попытку приобрести клуб вместе с группой партнеров. В итоге команда отошла бывшему топ-менеджеру Microsoft Стиву Балмеру, предложившему почти вдвое большую сумму.

Очередная нелепая случайность с расистским оттенком послужила поводом к продаже другого клуба НБА – «Атланта Хоукс». По-видимому, лелея мечту достигнуть уровня Его Воздушества вне корта, Хилл со товарищами с новой силой включился в переговоры. Однако в этот раз Грант был не одинок: Дикембе Мутомбо и Крис Уэббер также выразили заинтересованность в совершении сделки. Неожиданный успех команды в регулярном чемпионате отодвинул вопрос о продаже на второй план. Тем не менее, существует некая вероятность, что к началу следующего сезона количество бывших игроков, стоящих у руля клуба, удвоится.

Важность этого тренда трудно переоценить: отнюдь не каждый владелец видит в своем клубе нечто большее, чем стабильный и гарантированно успешный бизнес-проект. Для людей, проведших лучшие свои году в рубках под кольцом, НБА – всегда дело личное. Игроки, тренерский штаб, менеджмент как составляющие победы чрезвычайно важны, но все они в конечном счете являются лишь частями большого плана не менее Большого Босса. А наиболее грамотными, страстными и гармоничными боссами становятся, как правило, люди, начавшие карьерный путь с самого низа (в данном случае – с позиции игрока).

Да и зрелище Майкла Джордана, ликующего после баззер-биттера своей команды, бесценно.

Средь скверного скверней всего язык колючий ( Фридрих Шиллер)

До недавнего времени одним из признаков хорошего тона в обществе считалось умение держать язык за зубами. Свобода слова, гласность и прочие приятные вещи принялись с завидным усилием расшатывать прежние каноны. Появление социальных сетей стало последней каплей, разрушившей ограничительные барьеры. Люди, чьи основные потребности были в той или иной степени удовлетворены, принялись воплощать энтропию внутри черепной коробки в посты в «твиттерах».

Не будет преувеличением сказать, что социальные сети оказали колоссальное влияние на НБА.

Последствия влияния social network можно перечислять бесконечно: фанаты и игроки стали как никогда ближе друг к другу; новости и слухи распространялись со скоростью твита. Эдриан Войнаровски в секунду превратился в главного авгура Лиги, а процессы популяризации НБА в мире заработали с утроенной силой. Люди внезапно получили возможность обсуждения матчей в режиме реального времени с целой армией единомышленников.

Если раньше весомость аргументов подкреплял пистолет, принесенный в раздевалку, то сегодня достаточно пары едких постов для зарождения конфликта и столько же –  для его окончания. С другой стороны, в социальных сетях бурным потоком выносится сор из избы и льется прочий негатив, что является дополнительным способом подрыва психоэмоционального состояния игроков.

Дошло до того, что Ассоциация учредила специальную систему наград, коротко озаглавленную Social Media Awards, в которой присутствовали таки номинации, как «МВП социальный сетей» или «лучший хэштег».

Дальше-больше: портал Wishpond составил своеобразную сетку плейофф, в которой положение команд зависит не от успешных выступлений в чемпионате, а от количества преданных поклонников в различных соц.сетях.

Не секрет: роль социальных медиа так же противоречива, как и очевидна. Каждый выбирает по себе женщину, религию и фон в Твиттере, но факт остается фактом: НБА попала в сети нового времени всерьез и надолго.

***

В 2012 г. выпускник Стэнфордского университета Мату Алагаппан представил на суд общественности свое видение ролей на баскетбольной площадке: вместо привычных 5 позиций игроков предлагается распределять по 13 специализациям. Кто знает, возможно, давно наметившаяся тенденция к стиранию игровых ролей, напротив, сменится усложнением этих самых ролей. Нам не дано предсказать направление, в котором будет двигаться НБА, но очевидно одно: количество и масштабы изменений будут только нарастать. Новое время порождает новые задачи, решение которых обеспечит развитие НБА.  Эволюция неизбежна.

 

Эта и другую интересную информацию о лучшей игре с мячом вы можете найти в новом проекте – электронном ежемесячном издании «Basketball Never Stops»

Фото: Fotobank/Getty Images/Jamie Sabau

Другие посты блога

Все посты